7


  • Учителю
  • Урок МХК на тему: Реализм - художественный стиль эпохи

Урок МХК на тему: Реализм - художественный стиль эпохи

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Слободо - Туринская средняя общеобразовательная школа №2»



















РАЗРАБОТКА УРОКА МХК

НА ТЕМУ:

«РЕАЛИЗМ - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ЭПОХИ»















Класс: 11

Учитель: Мартемьянова Антонина Вячеславовна,

1 квалификационная категория





















Туринская Слобода, 2016



Тема урока: РЕАЛИЗМ - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ЭПОХИ

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цель: на основе произведений русской и зарубежной литературы и живописи сформировать у учащихся представление о реализме, как художественном стиле.

Задачи:

  1. Охарактеризовать основные черты литературы и живописи реализма.

  2. Проанализировать отобранные эпизоды и образы из произведений литературы и живописи.

  3. Развить навыки анализа художественных произведений.

  4. Воспитывать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать художественные произведения, способствовать развитию у них эстетического вкуса.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, метод моделирования.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая.

Оборудование и материалы:

- иллюстративный ряд: В.Перова «Тройка», «Похороны»; Гюстав Курбе «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане».

- отрывки из произведений литературы: Стендаль «Красное и чёрное», Лесков «Старый гений».

УУД, формируемые на уроке:

  1. Личностные: формирование собственной оценки и личностного отношения к произведениям литературы и живописи.

  2. Познавательные: формирование способностей к анализу и оценке художественных произведений.

  3. Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры (способность вести диалог в группе).

  4. Регулятивные: постановка учебной цели.



Этапы урока

  1. Вызов.

Самоопределение деятельности.

Постановка учебной задачи

Актуализация знаний

  1. Осмысление. Включение нового способа действий в систему знаний и обобщение.

  2. Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



Ход урока:

1 этап

Учитель: Реализм 19 века - критический. Критике подвергались антигуманная сущность эксплуататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная философия власть имущих.

Для того, чтобы ближе познакомиться с данным художественным стилем, мы проанализируем произведения русской и зарубежной литературы и живописи.

2 этап

РАБОТА В ГРУППАХ:

1 группа - анализ отрывка из произведения Стендаль «Красное и чёрное»;

2 группа - анализ отрывка из произведения Лескова «Старый гений»:

3 группа - анализ картин Перова «Тройка» и «Похороны»

4 группа - анализ картин Гюстава Курбе «Дробильщики камня» и «Похороны в Орнане».

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: Выделить основные черты реализма.

Ответить на вопрос: какой он, герой реалистических произведений живописи и литературы?



3 этап

В центре внимания реалистов: окружающий мир, природа, общественные отношения, индивидуальные особенности человека.Реализм в русской литературе

Реализм в зарубежной литературе

Реализм в русской живописи

Реализм в зарубежной живописи

Лесков «Старый гений»

Стендаль «Красное и чёрное»

Перов «Тройка», «Похороны»

Гюстав Курбе «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане»

Каждая группа отвечает на проблемный вопрос урока.

Фронтальный опрос:



  1. Существует ли абсолютный реализм? (не существует)

  2. Разве творчество романтиков или классиков лишено реалистических тенденций? (это восприятие действительности такой, какая она есть)

  3. Когда появился реализм в искусстве? (реализм родился одновременно с искусством).

Подведение итогов.

Домашнее задание: эссе на тему «



































ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №1



Стендаль «Красное и чёрное»

Роман французского писателя Стендаля «Красное и черное» повествует о судьбе бедного юноши по имени Жюльен Сорель. Действующие лица романа: мэр, господин де Реналь, богач Вально, аббат Шелан, горничная Элиза, госпожа де Реналь, маркиз де Ла-Моль, его дочь Матильда. Основные события романа разворачиваются в городке Верьер.

Господин де Реналь, мэр городка хочет взять в дом гувернера. Особой необходимости в этом нет, но из-за того, что местный богач Вально приобрел новых лошадей, мэр решает «перещеголять» Вально. Кюре господин Шелан рекомендует господину де Реналю сына плотника, «молодого человека редких способностей», Жюльена Сореля. Это хрупкий восемнадцатилетний юноша, юные девицы поглядывают на него с интересом.

Госпоже де Реналь не нравится затея мужа. Она очень любит своих детей, и мысль о том, что между ней и детьми будет стоять кто-то посторонний, приводит ее в отчаяние. Ее воображение рисует ей грубого, взлохмаченного парня, который будет кричать на детей. Поэтому она очень удивляется, когда видит перед собой этого «бледного и испуганного мальчика». Не проходит и месяца, как в доме все начинают относиться к Жюльену с уважением. Сам юноша при этом держится с большим достоинством, а его знание латыни вызывает восхищение - он может прочесть наизусть любую страницу из библии. Вскоре горничная Элиза влюбляется в Жюльена. Она очень хочет выйти за него замуж, о чем сообщает аббату Шелану на исповеди. От аббата Жюльен узнает об этом, но отказывает, так как больше всего мечтает о славе и о покорении Парижа.

Наступает лето. Семья мэра приезжает в деревню, где находится их замок и имение. Здесь госпожа де Реналь проводит целые дни с детьми и гувернером. Постепенно она приходит к выводу, что влюблена в Жюльена. А он хочет завоевать ее только в отместку «самодовольному господину де Реналю», который разговаривает с Жюльеном снисходительно и даже грубо.

Однажды юноша говорит госпоже до Реналь, что ночью придет к ней. Ночью, выходя из своей комнаты, он умирает от страха. Но когда он видит госпожу де Реналь, она кажется ему такой красивой, что он забывает все свои тщеславные мысли. Через несколько дней он влюбляется в нее без памяти. Любовники очень счастливы, но тут заболевает младший сын госпожи де Реналь. Несчастной женщине кажется, что причина болезни сына - ее любовь к Жюльену. Она отталкивает от себя юношу. Ребенок выздоравливает. Что касается господина де Реналя, то он ни о чем и не подозревает, но горничная Элиза рассказывает господину Вально, что у ее госпожи роман с гувернером. В тот же вечер господин де Реналь получает анонимное письмо, в котором ему сообщают об этом же. Однако госпожа де Реналь убеждает мужа в своей невиновности.

Наставник Жюльена аббат Шелан считает, что он должен хотя бы на год уехать из городка. Жюльен уезжает в Безансон и поступает в семинарию. Учится он не плохо, но семинаристы дружно ненавидят его. Главная причина такого отношения к Жюльену - это его ум и талантливость. Через ректора семинарии Жюльен знакомится с маркизом де Ла-Молем, который давно ищет себе секретаря. Таким образом, появляется возможность осуществления давней мечты Жюльена - посетить Париж. Перед этой поездкой юноша вновь встречается со своей возлюбленной. Однако муж госпожи де Реналь что-то подозревает и Жюльен спасается бегством.

В доме маркиза юноша знакомится с юной и симпатичной девушкой, Матильдой де Ла-Моль. Однако она ему не нравится. Бывший гувернер быстро осваивает новую работу, начинает вести все самые сложные дела маркиза. Кроме того, он становится настоящим «денди» и даже получает от маркиза орден. Это успокаивает гордость юноши, но остается одна проблема: он по-прежнему не ладит с Матильдой де Ла-Моль. Она кажется ему слишком романтической особой, однако вскоре отчуждение между ними проходит. Молодые люди начинают больше обращаться. Однажды девушка понимает, что влюбилась в Жюльена. Она пишет ему письмо с объяснением в любви. Получив письмо, Жюльен торжествует: его, сына плотника, полюбила знатная дама. Девушка ждет его ночью в своей комнате. Жюльен приходит к ней, они становятся любовниками. Но на следующее утро Матильда сожалеет в содеянном, молодые люди ссорятся. Жюльен понимает, что и он тоже влюблен в девушку, поэтому ссора между ними его очень расстраивает. Ему советуют вызвать ревность Матильды, Жюльен начинает ухаживать за другой дамой, план срабатывает. Однажды ночью Жюльен влезает в комнату Матильды через окно. Увидев его, Матильда падает к нему в объятия.

Вскоре девушка сообщает отцу, что беременна от Жюльена Сореля. Маркиз приходит в бешенство, но соглашается выдать дочь за Жюльена. Для этого требуется создать юноше положение в обществе, за что и принимается маркиз. Он добивается, чтобы Жюльена назначили поручиком. Жюльен отправляется в свой полк.

Через некоторое время он получает известие из Парижа: Матильда просит его немедленно вернуться. Как выясняется позже, в дом маркиза пришло письмо от госпожи де Реналь. В нем рассказывается о Жюльене, как о лицемере и карьеристе, способном на любую подлость. Маркиз де Ла-Моль отнюдь не думает, что ему нужен такой зять. Жюльен покидает Матильду и едет в Верьер. Там он покупает пистолет и в Верьерской церкви стреляет в госпожу де Реналь. Его сажают в тюрьму и уже там он узнает о том, что его возлюбленная не умерла, а только ранена. Он счастлив, и спокойно реагирует на известие о том, что приговорен к смертной казни. Однажды в тюрьму приходит сама госпожа де Реналь и сообщает, что злосчастное письмо сочинил ее духовник. Теперь юноша понимает, что эта женщина и есть любовь всей его жизни.

Через три дня после казни Жюльена умирает госпожа де Реналь.

Так завершается роман Стендаля «Красное и черное».



ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 2



Лесков «Старый гений»



Глава первая

Маленькая старушка-помещица поехала в Петербург с «вопиющим делом», которое заключалось в следующем.

По своей сердечной доброте старушка выручила из беды «великосветского франта»: заложила дом, деньги отдала франту, тот обещал вернуть долг в кратчайшие сроки. Должник «принадлежал к одной из фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе». Старушка когда-то была знакома с матерью этого господина и помогла ему в память о старых связях.

Франт благополучно уехал в Петербург, после чего, «разумеется, началась... игра в кошку и мышку». Старушка стремилась вернуть долг, чтобы выкупить дом, в котором жила с увечной дочерью и внучкой, писала в Петербург, но должник на письма не реагировал. «А между тем время уходит, приближается срок закладной - и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своем домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою». Старушка поручила дочь и ребенка соседке и отправилась хлопотать в Петербург.

Глава вторая

Поначалу хлопоты старушки были успешны: суд вынес решение в ее пользу. Но с исполнением возникли проблемы. У должника «было какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».

Должнику требовалось вручить какую-то бумагу под роспись, но «никакие лица никакого уряда» не могли это сделать. И все они стремились убедить старушку успокоиться и забыть о долге, не она одна страдает от франта. «Батюшки мои, - отвечает старушка, - да какое же мне в этом утешение, что не мне одной худо будет? Я бы, голубчики, гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем другим хорошо было».

Ей отвечали, что всем хорошо быть не может, что должник «платить не привык, и если очень докучать станете - может вам неприятность сделать». Но старушка не верила в такое коварство человека. Она решила, что ее должник просто «замотался, но человек хороший».

Глава третья

Ходила старушка и по высшим инстанциям. Только там ей сказали: «Ищите его, поймайте, - это ваше дело, - тогда ему "вручат"». Не помогла даже попытка «подмазать». Зато объявился человек, который заявил, что сможет передать должнику извещение за пятьсот рублей. Собеседник старушки, которому она это рассказала, ответил, что он своих дел вести не умеет и посоветовать ей ничего не может. Но об этом человеке следует кого-нибудь расспросить.

Старушка на это ответила, что расспросы ни к чему не привели и самого человека она спрашивала. «Спрашивала - кто он такой и какой на нем чин?» Тот же ответил: «Это... в нашем обществе рассказывать совсем лишнее и не принято; называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, - какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу». Загадочный Иван Иваныч называл себя гением и за свой план требовал двести рублей, а исполнителю еще триста. Старушка отчего-то верила этому человеку, но решила подождать, пока возможно. Вскоре ожидание стало невозможным.

Глава четвертая

Старушка приехала к рассказчику «в состоянии самой трогательной и острой горести: во-первых, настает Рождество; во-вторых, из дому пишут, что дом на сих же днях поступает в продажу». К тому же старушке удалось поймать своего должника, но ее привлекли к ответственности за нарушение порядка. И самым большим горем стало известие о том, что на следующий день должник уезжает со своей дамой за границу.

И старушка решила довериться Ивану Иванычу, деваться ей было некуда. Отдала она ему пятьсот рублей, заняв сто пятьдесят из них у автора: «Знал я ее за женщину прекрасной честности, да и горе ее такое трогательное, - думаю: отдаст или не отдаст - господь с ней, от полутораста рублей не разбогатеешь и не обеднеешь, а между тем у нее мучения на душе не останется, что она не все средства испробовала, чтобы "вручить" бумажку, которая могла спасти ее дело».

На следующее утро рассказчик узнал то, что превзошло все его ожидания: оказывается, «пассажный гений не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки».

Глава пятая

Старушка появилась у рассказчика «в дорожном платье и с саквояжем». «...Первое, что делает, - кладет мне на стол занятые у меня полтораста рублей, а потом показывает банковую, переводную расписку с лишком на пятнадцать тысяч...» Рассказчик не поверил своим глазам и попросил объяснений. Помещица рассказала, что помогли ей Иван Иваныч и «другой, которому он от себя триста рублей дал - потому что без помощи этого человека обойтись было невозможно». Таинственного помощника Ивана Иваныча искали долго: «Ездили по многим низким местам и по баням - все искали какого-то "сербского сражателя", но долго его не могли найти. Наконец нашли». Наутро отправились все втроем на станцию железной дороги, на поезд которой должен был сесть должник старушки. Должник явился на станцию, «сидит со своей дамой, чай пьет». Тут сербский воитель трижды прошел мимо франта, после чего осведомился, почему тот на него смотрит. «Тот отвечает:

- Я на вас вовсе никак не смотрю, я чай пью.

- А-а! - говорит воитель, - вы не смотрите, а чай пьете? так я же вас заставлю на меня смотреть, и вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок!.. - Да с этим - хлоп, хлоп, хлоп! его три раза по лицу и ударил».

Должник хотел убежать, но вмешалась полиция, арестовала обоих: и сербского воителя, и побитого должника. Составили протокол, и полицейский передал должнику бумагу, которую должен был вручить. Тот при свидетелях бумагу взял и, стремясь «освободить себя от обязательств о невыезде, немедленно же сполна и с процентами уплатил чеком весь долг свой старушке». Произведение заканчивается словами автора: «Человек, который нашелся как уладить столь трудное дело, кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением».









ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №3



Урок МХК на тему: Реализм - художественный стиль эпохи

Перов «Тройка»

Урок МХК на тему: Реализм - художественный стиль эпохи

Перов «Похороны»





ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №4



Урок МХК на тему: Реализм - художественный стиль эпохи

Гюстав Курбе «Дробильщики камня»



Урок МХК на тему: Реализм - художественный стиль эпохи

Гюстав Курбе «Похороны в Орнане»



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал