7


  • Учителю
  • Рабочая программа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (5 класс)

Рабочая программа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУГОЗВОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.Н. ЛАВРОВА ШИПУНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ









Зам.директора по УВР

___________Г.А.Анопко

«______» август 2016 г

«Утверждаю»

ПРабочая программа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (5 класс)риказ №______ от «______» август 2016 г.



















Рабочая программа

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

5 класс

основная ступень, основное общее образование

на 2016-2017 учебный год





Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство», 5-8 классы,4-е издание, М.:Просвещение, 2015г.







Составитель:

Лактионова Светлана Ивановна

учитель технологии

I квалификационная категория



















Тугозвоново 2016











Пояснительная записка

Настоящая программа по изобразительному искусству «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»:

Класс - 5

Количество часов в неделю - 1 ч.

Количество часов в год - 34ч.





Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования в школе, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.



Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.



Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» -

  • развитие визуально мы эмоционально формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен ном пространстве культуры.



Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.







Общая характеристика учебного предмета



5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.



Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе и требованиям федерального компонента ГОСТа среднего образования, поэтому в программу не внесено изменений.



Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:



- учебник: Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;

- рабочая тетрадь: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;

- пособие для учителя: Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно

прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;





Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на изучение изобразительного искусства отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребёнка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания, конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды, а декоративная деятельность - это способ организации общения людей, и прежде всего она имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нём, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно

лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное

переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа. .

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма . В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

















Перспективно-тематический план

5 класс

Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Тема урока

Кол-во

часов

  1. Древние корни народного искусства (8)



1

Древние образы в народном искусстве.

1

2

Убранство русской избы.

1

3

Внутренний мир русской избы.

1

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

5

Русская народная вышивка.

1

6

Народный праздничный костюм.

1

7-8

Народные праздничные обряды. Обобщение темы.

2

  1. Связь времён в народном искусстве (8)



9-10

Древние образы в современных народных игрушках.

2

11

Искусство Гжели.

1

12

Городецкая роспись.

1

13

Хохлома.

1

14

Жостово. Роспись по металлу.

1

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

16

Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы.

1

  1. Декор - человек, общество, время (11)



17

Зачем людям украшения.

1

18-19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

20-24

Одежда «говорит» о человеке.

5

25-26

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

2

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

1

  1. Декоративное искусство в современном мире (7)



28

Современное выставочное искусство.

1

29-34

Ты сам - мастер декоративно - прикладного искусства.

6





































































Формы организации учебного процесса:

  • групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности: экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

-вводный, текущий итоговый;

-фронтальный, комбинированный, устный.

Основные виды контроля:

- текущий

-промежуточный

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета



В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.





I четверть, ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Темы уроков:

«Древние образы в народном искусстве»

«Убранство русской избы»

«Внутренний мир русской избы»

«Конструкция и декор предметов народного быта»

«Русская народная вышивка»

«Народный праздничный костюм»

«Народные праздничные обряды» (обобщение темы)



Обучение в I четверти предполагает необходимость до­стижения личностных, метапредметных и предметных резуль­татов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.

Личностные результаты:

• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание береж­ного отношения к рукотворным памятникам старины, к по­ликультурному наследию нашей страны, осознание себя граж­данами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного от­ношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопро­сов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народ­ным декоративно-прикладным искусством, творческих спо­собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе­ния и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на­выков в процессе совместной практической творческой дея­тельности.

Метапредметные результаты:

• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несу­щий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.;

• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов Рос­сии; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

• умение самостоятельно определять цели и задачи в учё­бе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятель­ности, например, через более глубокое освоение программно­го материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства - солнце, древо, птица, конь - в карти­нах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объеди­няют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятни­ками устно-поэтического творчества (народные песни, были­ны), выстраивание связей между смежными предметными об­ластями (литература, история, география);

• умение осознанно выбирать наиболее эффективные спо­собы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоратив­ного изображения; организует самостоятельный поиск ху­дожественно-познавательного материала по конкретной тема­тике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного твор­чества, реализует себя в качестве экскурсовода);

• умение определять способы действия в рамках необхо­димых требований, оценивать результат - художественный «ответ» - на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Предметные результаты:

• осознание древних корней, места и значения уникаль­ного народного (крестьянского) прикладного искусства в жиз­ни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

• знание и понимание специфики образного языка народ­ного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях крестьянского при­кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально­го и художественно-образного начал, конструктивного, деко­ративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного язы­ка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения услов­ного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского празднично­го костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельно­сти, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.



В течение I четверти учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе зна­комства с достаточно разнообразными предметами крестьян­ского быта пятиклассники должны осознать, почему у деко­ративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.

Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного ор­намента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как сим­волические знаки в языке народного искусства.

Приобщение учащихся к народному (крестьянскому) ис­кусству желательно осуществлять в системе Природа - Чело­век- Культура (Искусство), исходя из того, что народное ис­кусство - это и сама природа, и историческая память народа, его отношение к миру. Такой подход даёт возможность рас­сматривать произведения крестьянского искусства с точки зрения отражения в них поэтических представлений человека о мире родной природы и большом мире Вселенной, сущ­ностных сил мастера-земледельца, всей полноты его художественного дарования, а также во взаимосвязи с памятниками устно-поэтического, музыкального народного творчества.

Восприятие произведений крестьянского искусства в сис­теме Природа - Человек - Культура помогает увидеть и по­нять общность и различие между аналогичными предметами искусства своего родного края и других регионов.

Исключительно важное значение для понимания учащи­мися содержательной глубины крестьянского прикладного ис­кусства имеет раскрытие идеи целостности мира, выражен­ной через символическую трехчастность (космос - небо, земля, подземно-подводный мир). На уроках школьники осоз­нают, что каждый художественно оформленный предмет вклю­чён в высокий порядок мира природы и космоса и тоже от­мечен или трёхчастной структурой (костюм, изба, наличник окна-ока и т. п.), или символическими знаками трёхчастности.

Педагог должен понимать, что крестьянское искусство не может быть глубоко прочувствовано, понято учащимися при формальном подходе к раскрытию его специфики, не учиты­вающем духовно-ценностное содержание, выраженное всем богатством строя вещи-образа.

Знакомство с памятниками крестьянского прикладного ис­кусства происходит через рассматривание изображений рез­ного декора деревенского дома, деревянной фигурной посуды, пряничных досок, прялок, вальков, рубелей, орнаментов на­родной вышивки, народного праздничного костюма, а также, конечно, подлинных вещей, позволяющих говорить о нерас­торжимом единстве конструкции и декора, о богатстве худо­жественных трактовок традиционных образов и мотивов, их «природности», изобразительной условности, символизации. Одновременно зрительный материал формирует насмотренность учащихся.

В формировании познавательного интереса, эмоциональ­но-ценностного отношения учащихся к крестьянскому искус­ству огромное значение имеет слово учителя. Оно стано­вится не только носителем художественной информации, но, организованное по законам искусства, может быть столь же эффективным, что и зрительный образ. Более того, комплекс­ное воздействие слова (образного, ёмкого, содержательного) и зрительного образа даст возможность раскрыть глубину и многоплановость произведений народного искусства, раз­вивая от урока к уроку у учащихся потребность видеть выс­шее в повседневном и привычном, воспитывая чувство со­причастности к материально-духовному наследию наших предков.



II четверть. СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Темы уроков

«Древние образы в современных народных игрушках»

«Искусство Гжели»

«Городецкая роспись»

«Хохлома»

«Жостово. Роспись по металлу»

«Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»

«Роль народных художественных промыслов в современ­ной жизни» (обобщение темы)



Обучение во II четверти предполагает необходимость до­стижения личностных, метапредметных и предметных резуль­татов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности, чув­ства гордости за традиционное искусство своего народа и дру­гих народов России, усвоение традиционных ценностей мно­гонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни;

• формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);

• формирование целостного взгляда на мир народного ис­кусства: крестьянское бытовое искусство и современные на­родные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;

• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимо­понимания со сверстниками - представителями других нацио­нальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;

• формирование эстетического сознания (эстетические по­требности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстети­ческий идеал) через освоение особенностей современных ху­дожественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходи­мые человечеству ценности.

Метапредметные результаты:

• умение оценивать искусство современных народных ху­дожественных промыслов как часть культуры народа, как са­мобытную предметно-преобразовательную творческую дея­тельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоя­щем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

• умение осознанно действовать в соответствии с плани­руемыми результатами, определять способы действий, осу­ществлять контроль своей деятельности в процессе достиже­ния результата, давать ей оценку;

• умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;

• умение творчески сотрудничать со сверстниками в про­цессе выполнения коллективных творческих работ и исследо­вательских проектов, строить продуктивное общение, межлич­ностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать кон­фликты и т. д.;

• умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержа­ние, отмечать в них характерные особенности, черты нацио­нального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;

• умение реализовать себя в разных направлениях вне­урочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного твор­чества в жизни школы.

Предметные результаты:

• осознание места и значения современных народных ху­дожественных промыслов в современной жизни, формирова­ние эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России;

• знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыс­лов, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цве­тового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изо­бразительно-декоративную композицию), умение выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальное™ как принципа изобразительной компози­ции;

• приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики;

• приобретение элементарных навыков декоративной ро­списи в опоре на существующие традиции в процессе вос­приятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя;

• приобретение опыта проектной деятельности по углуб­лённому изучению современных народных художественных промыслов, не входящих в содержание уроков.

Во II четверти учащиеся продолжают знакомство с на­родным искусством на примере традиционных народных ху­дожественных промыслов России (филимоновская, дымков­ская, каргопольская народная игрушка; Гжель, Городец, Хохлома, Жостово и др.).

На уроках необходимо дать пятиклассникам понимание того, что изделия традиционных промыслов - это творения ныне живущих мастеров и потому в них многое от нашего времени: и более высокий уровень профессионального ма­стерства, и обогащенные временем приёмы исполнения, и использование машинной техники параллельно с ручным тру­дом - рукотворчеством, и несколько иные мировосприятие и сам образ мастера, и более яркое проявление его индиви­дуальности.

Но наряду с этим современные народные промыслы со­храняют верность традиции, воспроизводя её через излюблен­ные образы и мотивы и их разнообразные варианты, через наследственную культуру народного мастерства, укрепляющую духовные связи между прошлым и настоящим. Настоящее, несущее в себе прошлое и обращенное в будущее, осущест­вляет живую связь веков. Эта мысль должна пройти красной нитью через все уроки II четверти.

Важно, чтобы на уроках учащиеся научились понимать общую природу всех традиционных художественных промыс­лов и в то же время различия между ними. При решении этой задачи ведущим является метод сравнения, который даёт воз­можность смотреть на вещь-образ, на отдельные элементы орнамента одного промысла через призму другого, находить родственные и отличительные признаки, выявляя черты не­повторимого своеобразия. Так, например, через сравнение цветового строя элементов растительного орнамента в хохломской, городецкой, полхов-майданской росписях учащиеся на­чинают острее ощущать своеобразие и уникальность каждой из них.

Приобщению учащихся к искусству народных художествен­ных промыслов, «расширению» их духовного опыта способ­ствует особая эмоциональная атмосфера урока, которая создаётся показом слайдов произведений искусства и природы, подлинных изделий, включённостью в художественную ткань урока музыкальных произведений (народных и классических), поэтического, научно-популярного, очеркового материалов, раскрывающих сутьевые моменты содержания урока.



Ill четверть. ДЕКОР - ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ

Темы уроков

«Зачем людям украшения»

«Роль декоративного искусства в жизни древнего обще­ства»

«Одежда говорит о человеке»

«О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»

«Роль декоративного искусства в жизни человека и обще­ства» (обобщение темы)



Обучение в III четверти предполагает необходимость до­стижения личностных, метапредметных и предметных резуль­татов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.

Личностные результаты:

• воспитание уважения и интереса к художественной куль­туре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству - сокровищнице миро­вой цивилизации;

• формирование целостного, социально ориентированно­го видения предметного мира классического декоративно-при­кладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в кон­тексте своего времени;

• формирование активного и заинтересованного отноше­ния к познанию, а также готовности и способности обучаю­щихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятель­ности человека;

• развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов мира и практическую художе­ственно-творческую деятельность;

• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детско­го творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.





Метапредметные результаты:

• умение ориентироваться в широком зрительном мате­риале - в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, от­мечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; про­являть заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

• приобретение основы для адекватного восприятия деко­ративной формы вещи в её содержательно-смысловой напол­ненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, на­пример, «Чем значимы и интересны произведения декоратив­но-прикладного искусства других стран и эпох для современ­ного человека?» и т. д.);

• умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержа­тельного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического деко­ративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стили­стическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

• умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллек­тивной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Предметные результаты:

• осознание роли декоративно-прикладного искусства раз­ных стран и времён в жизни человека и общества, его со­циальных функций;

• расширение представлений о многообразии форм и де­кора в произведениях классического декоративно-прикладно­го искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;

• умение выявлять образно-смысловую, социальную окра­шенность в образном строе произведений декоративно-при­кладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобрази­тельных элементов и цвета в искусстве геральдики;

• умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;

• приобретение опыта работы над совместным творческим проектом (создание декоративно-живописной композиции «Бал во дворце»); умение осознанно применять выразительные средства (форма, линия, цвет, ритм и т. д.) в коллективной работе;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельно­сти, проектной деятельности по изучению темы данного раз­дела.

Вводя учащихся на уроках этой четверти в область клас­сического профессионального декоративно-прикладного ис­кусства разных времён и народов, следует акцентировать вни­мание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих от­ношений, в различении людей по социальной и профессио­нальной принадлежности.

Одновременно с этим затрагивается ещё один важный аспект - взаимосвязь мировоззрения людей кон­кретной эпохи и образного строя произведений декоративно-прикладного искусства.

Художественный образ предмета должен восприниматься в соотнесённости с мировосприятием людей, обществом, определяющими идеями того или иного времени. Это даёт возможность увидеть, как идеи воплощаются в материальной ткани вещи-образа, в её декоративных элементах.

С помощью слайдов, репродукций памятников архитекту­ры, скульптуры, произведений живописи, а также музыкаль­ного и литературного материала учитель может, знакомя уча­щихся с образцами классического декоративно-прикладного искусства, создать ощущение эпохи, её обобщённо-чувствен­ный образ. Это поможет острее увидеть в произведениях раз­ных видов искусства проявление общих стилевых признаков, осознать стилевое единство предметов декоративного искус­ства в рамках конкретной эпохи.



IV четверть. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Темы уроков

«Современное выставочное искусство»

«Ты сам мастер»



Обучение в IV четверти предполагает необходимость до­стижения личностных, метапредметных и предметных резуль­татов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.

Личностные результаты:

• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искус­ству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями совре­менного искусства и к декоративному творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами де­коративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для укра­шения школьных интерьеров.

Метапредметные результаты:

• умение ориентироваться в многообразии проявлений об­разного языка современного декоративно-прикладного искус­ства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодей­ствии с архитектурно-пространственной средой;

• выработка сознательного критического отношения к низ­ким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

• осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умени­ями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и

т. д.);

• умение оценивать свой творческий результат, свои твор­ческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.

Предметные результаты:

• понимание места и значения современного декоратив­ного искусства в жизни человека и общества, знание разно­образных видов современного декоративного творчества, ма­териалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение обще­культурного художественно-познавательного кругозора;

• осознание богатых возможностей современного пласти­ческого языка, а также различий в творчестве художника, ра­ботающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искус­ства;

• умение выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искус­ства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;

• приобретение опыта работы над декоративной компо­зицией (панно), связанной с украшением школьных интерье­ров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; уме­ние осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоратив­ная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).

Тема года логически завершается современным декоратив­но-прикладным искусством, знакомство с которым выводит учащихся на новую ступень восприятия и осмысления его художественно-образного языка, адекватного требованиям времени. Это позволяет увидеть разнообразие новых, неожи­данных образно-пластических решений в различных матери­алах и техниках декоративного искусства (керамика, художе­ственное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани и др.).

В современном мире наблюдаются взаимопроникнове­ние и взаимообогащение видов искусств. Эта тенден­ция со всей очевидностью просматривается в области деко­ративных искусств.

Художник-прикладник, создавая художественный образ, обогащает его средствами других пластических искусств: жи­вописи, графики, скульптуры, архитектуры. Вместе с тем он стремится к созданию произведений, вступающих во взаимо­действие, синтез с другими предметами и архитектурным про­странством. Желательно, чтобы эти проблемы в доступной для ребят данного возраста форме были освещены в ходе беседы, которая должна сопровождаться ярким наглядным материалом.

Знакомясь на уроках с богатством разновидностей кера­мики, художественного стекла, металла и т.д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования со­держания, его конкретное воплощение и выражение) и со­держания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выяв­ляют средства, используемые художником в процессе вопло­щения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).

Педагогу следует учитывать то обстоятельство, что содер­жательный материал по данной теме представлен в учебнике для V класса «Изобразительное искусство. Декоративно-при­кладное искусство в жизни человека» достаточно широко и развёрнуто. Его постижение предполагается не только на уро­ке, но и в процессе самостоятельной работы дома, удельный вес которой в этой четверти значительно возрастает.

Такое соотношение художественно-познавательной дея­тельности на уроке и дома обусловлено необходимостью во­влечения учащихся в настоящую творческую деятельность, в которой реализуются полученные в течение года знания, уме­ния в области композиции формы, цвета и т. п. Проектная деятельность осуществляется в любом доступном материале в групповых и коллективных формах и предусматривает объ­единение совместных усилий учащихся и педагога.

Предлагаемое программой содержание IV четверти предо­ставляет учителю определённую свободу: так, при знакомстве с разновидностями современного декоративного искусства, особенностями образного строя его произведений учитель, в условиях ограниченности часов, отведённых на освоение данной темы, может выстраивать любую логику её раскрытия, привлекая для этого имеющийся у него в наличии иллюстративный материал. Точно так же в практической части уро­ка за учителем сохраняется право выбора содержания, характе­ра творческих заданий, связанных прежде всего с интересами школы, материала, который дети могут освоить на уроке.

При подготовке к уроку, посвященному изучению совре­менного выставочного декоративного искусства, развивающе­гося совершенно по другим законам в отличие от народного, педагогу поможет литературный материал, который он может использовать в адаптированном виде в беседе с учащи­мися.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • знать несколько народных художественных промыслов России; различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства(художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);

  • выявлять в произведениях декоративно родного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

  • умело пользоваться языком декоративно принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, и т. п.);







































































Формы и средства контроля

- викторины

- самостоятельная работа

- тест

- работа по карточке

- кроссворды







Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.



Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.





Список научно-методической литературы

а) дополнительные пособия для учителя:

  • Павлова О. В. Изобразительное искусство 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2008. -286 с.

  • О.В.Павлова .,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

  • О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.;

  • Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.

б) дополнительная литература для учащихся:

  • Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.



Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Собственные компьютерные презентации;

  • Музеи мира. Большая детская энциклопедия (CD);

  • Комплекс уроков по ИЗО 5-7 кл.(5 CD);

  • «Русская изба». Серия образовательных видеофильмов. Студия «Кварт» (DVD);

  • «Русский народный костюм». Серия образовательных видеофильмов. Студия «Кварт» (DVD);

  • «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. Студия «Кварт» (DVD);

  • «Сказка про сказку». Серия образовательных видеофильмов. Студия «Кварт» (DVD);

  • «Путешествие в прекрасное». Серия образовательных видеофильмов. Студия «Кварт» (DVD);

  • «Что такое искусство». Серия образовательных видеофильмов. Студия «Кварт» (DVD);



Интернет - ресурсы:

  • Музейные головоломки muzeinie-golovolomki.ru/

  • Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

  • Виртуальный музей искусств www.museum-online.ru/

  • Академия художеств "Бибигон"www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

  • Сайт словарь терминов искусства www.artdic.ru/index.htm </</u>



Наглядные пособия:

  • Портреты русских художников;

  • Схемы по правилам рисования предметов, деревьев, птиц, животных;

  • Дидактический раздаточный материал;

  • «Золотая хохлома». Альбом с демонстрационным материалом.



Технические средства обучения:

  • Компьютер;

  • Мультимедийный проектор;

  • Экран проекционный;

  • Интерактивная доска;

  • DVD.







Календарно - тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство»



урока

Тема урока

Кол-во час

Элементы содержания,

деятельность учащихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные



По плану

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8





ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА



ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА. (8ч)



1

Древние образы в народном искусстве

1

Традиционные образы в народном искусстве, которые следует раскрывать как память народа.

Специфика образного языка народ­ного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки)

Задание: найти к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах

• осознание древних корней, места и значения уникаль­ного народного (крестьянского) прикладного искусства в жиз­ни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

• знание и понимание специфики образного языка народ­ного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях крестьянского при­кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально­го и художественно-образного начал, конструктивного, деко­ративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного язы­ка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения услов­ного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского празднично­го костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельно­сти, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несу­щий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI века

• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов Рос­сии; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

• умение самостоятельно определять цели и задачи в учё­бе, планировать пути достижения цели, приобре-тать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятель­ности, например, через более глубокое освоение программно­го материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства - солнце, древо, птица, конь - в карти­нах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объеди­няют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятни­ками устно-поэтического творчества (народные песни, были­ны), выстраивание связей между смежными предметными об­ластями (литература, история, география);

• умение осознанно выбирать наиболее эффективные спо­собы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоратив­ного изображения; органи-зует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тема­тике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного твор­чества, реализует себя в качестве экскурсовода);

• умение определять способы действия в рамках необхо­димых требований, оценивать результат - художественный «ответ» - на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание береж­ного отношения к рукотворным памятникам старины, к по­ликультурному наследию нашей страны, осознание себя граж­данами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного от­ношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопро­сов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народ­ным декоративно-прикладным искусством, творческих спо­собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе­ния и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на­выков в процессе совместной практической творческой дея­тельности.



Найти и принести материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб.



1 неделя



2

Убранство русской избы

1

Крестьянский дом как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека.

Задание: Украшение готовых элементов декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами, которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба».

Вариант задания: Украшение (индивидуально или в группах) детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника.

Найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера.

2 неделя



3

Внутренний мир русской избы

1

Организация, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы.

Задание: Обобщенное изображение крестьянского интерьера.



Найти репродукции произведений искусства, фотографии, иллюстрации к детским книжкам с изображением крестьянской деревянной посуды, прялок и других предметов труда.

3 неделя



4

Конструк-ция и декор предметов народного быта

1

Знакомство с крестьянским бытовым искусством, которое необыкновенное обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца.

Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре.

Деревянная посуда. Особенности пластической формы, её «скульптур-ность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи.

Задание: Эскиз украшения любого предмета крестьянского быта (прялка, ковш, ).

Найти изображения орнаментов русской вышивки

4 неделя



5

Русская народная вышивка.

1

Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.

Задание: Выполнить эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам, в Интернете.

5 неделя



6

Народный празднич-ный костюм

1

Традиционная одежда разных народов. Черты национального своеобразия. Одежда как функциональная вещь и как выражение народных представлений о красоте. Идеал женской красоты на Руси. Народная праздничная одежда разных губерний России. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Крестьянский костюм - образная модель мира, мироздания.

Задание: Выполнение эскиза народного праздничного костюма районов России.

Найти иллюстративный и литературный материал к теме «Народные праздники».

6 неделя



7-8

Народные празднич-ные обряды (обобщение темы).



2

Своеобразие и уникальность языка, образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства. Гармония человека с природой.

Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы.

Задание: Беседа-обобщение.



7-8 неделя





Связь времён в народном искусстве (8ч)



9-10

Древние образы в современ-ных народных игрушках

2

Повторение «История игрушки».

Народная глиняная игрушка. Живучесть в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие).

Приёмы работы, связанной с созданием выразительной пластической формы в традиции одного из промыслов. Образ народного мастера. Место и значение современных народных художествен-ных промыслов в современной жизни.

Задание (1 урок): Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое.

Задание (2 урок): Роспись игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение).

• осознание места и значения современных народных ху­дожественных промыслов в современной жизни, формирова­ние эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России;

• знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыс­лов, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цве­тового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изо­бразительно-декоративную композицию), умение выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальное как принципа изобразительной компози­ции;

• приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики;

• приобретение элементарных навыков декоративной ро­списи в опоре на существующие традиции в процессе вос­приятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя;

• приобретение опыта проектной деятельности по углуб­лённому изучению современных народных художественных промыслов, не входящих в содержание уроков.



• умение оценивать искусство современных народных ху­дожественных промыслов как часть культуры народа, как са­мобытную предметно-преобразовательную творческую дея­тельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоя­щем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

• умение осознанно действовать в соответствии с плани­руемыми результатами, определять способы действий, осу­ществлять контроль своей деятельности в процессе достиже­ния результата, давать ей оценку;

• умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;

• умение творчески сотрудничать со сверстниками в про­цессе выполнения коллективных творческих работ и исследо­вательских проектов, строить продуктивное общение, межлич­ностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать кон­фликты и т. д.;

• умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержа­ние, отмечать в них характерные особенности, черты нацио­нального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;

• умение реализовать себя в разных направлениях вне­урочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного твор­чества в жизни школы.



• воспитание российской гражданской идентичности, чув­ства гордости за традиционное искусство своего народа и дру­гих народов России, усвоение традиционных ценностей мно­гонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни;

• формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);

• формирование целостного взгляда на мир народного ис­кусства: крестьянское бытовое искусство и современные на­родные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;

• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимо­понимания со сверстниками - представителями других нацио­нальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;

• формирование эстетического сознания (эстетические по­требности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстети­ческий идеал) через освоение особенностей современных ху­дожественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходи­мые человечеству ценности.

Посмотреть образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.), найти в книгах, журналах, в Интернете познавательный материал об истории их возникновения и современном развитии.

9-10 неделя



111

Искусство Гжели

1

Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Элегантно-изысканная красота сочетания синего и белого. Соотнесение изображения произведений народных мастеров, отдельных фрагментов росписи с образами природы (соотнесение гжельской росписи с изображением весеннего цветения на фоне синего неба, пронзительно-синих теней на снежном покрове земли, голубовато-синих изломов льда с белизной отсветов на нём или с красотой белых силуэтов птиц в синеве небес).

Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи. Техника росписи.

Задание: Кратковременные упражнения на основе гжельского кистевого мазка.

Роспись посудной формы под Гжель.



11 неделя



12

Городецкая роспись

1

Искусство Городца, истоки и современное развитие промысла.

Наиболее распространённые мотивы росписи (городецкие цветы - розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица). Характерная цветовая гамма. Грфически-живописные приёмы письма. Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров.

Задание: Создание эскиза предмета и его украшение по мотивам городецкой росписи. Задание в рабочей тетради (стр. 15).

Задание в рабочей тетради (стр. 15).

12 неделя



13

Хохлома

1

Искусство Хохломы, истоки и современное развитие промысла.

Разнообразие растительного орнамента, его связь с образом плодородной земли. Повторение (древние символы плодородия). Сохранение крестьянских традиций в творчестве современных мастеров, связь времен в народном искусстве. Главный мотив хохломской росписи- травка. Образы хохломских птиц и их травное узорочье.

Задание: Мини-упражнения на освоение элементов травного узора.

Роспись придуманной интересной формы на тонированной бумаге в живой импровизационной манере под хохлому.

Задание в рабочей тетради (стр. 14)

13 неделя



14

Жостово. Роспись по металлу

1

Искусство Жостово, истоки и современное развитие промысла.

Разнообразие форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные). Единство формы и композиции цветочной росписи. Цветовая гармония фона и изображения. Свободная живописно-импровизационная манера письма и особая красота жостовских цветов.

Знакомство с приёмами жостовского письма.

Задание: Выполнить фрагмент росписи подноса (2-3 крупных цветка, дополненные листьями и мелкими формами цветов).



14 неделя



15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1



Подготовить сообщения об одном из народных художественных промыслов.

15 неделя



16

Роль народных художествен-ных промыслов в современ­ной жизни (обобщение темы)

1

Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством.

Задание:



16 неделя





Декор - человек, общество, время (11ч)



17

Зачем людям украшения

1

Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его со­циальные функции. Многообразие форм и де­кора в произведениях класси-ческого декоративно-прикладно­го искусства.

Задание: Беседа

• осознание роли декоративно-прикладного искусства раз­ных стран и времён в жизни человека и общества, его со­циальных функций;

• расширение представлений о многообразии форм и де­кора в произведениях классического декоративно-прикладно­го искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;

• умение выявлять образно-смысловую, социальную окра­шенность в образном строе произведений декоративно-при­кладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобрази­тельных элементов и цвета в искусстве геральдики;

• умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;

• приобретение опыта работы над совместным творческим проектом (создание декоративно-живописной композиции «Бал во дворце»); умение осознанно применять выразительные средства (форма, линия, цвет, ритм и т. д.) в коллективной работе;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельно­сти, проектной деятельности по изучению темы данного раз­дела.



• умение ориентироваться в широком зрительном мате­риале - в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, от­мечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; про­являть заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

• приобретение основы для адекватного восприятия деко­ративной формы вещи в её содержательно-смысловой напол­ненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, на­пример, «Чем значимы и интересны произведения декоратив­но-прикладного искусства других стран и эпох для современ­ного человека?» и т. д.);

• умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержа­тельного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического деко­ративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стили­стическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

• умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллек­тивной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.



• воспитание уважения и интереса к художественной куль­туре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству - сокровищнице миро­вой цивилизации;

• формирование целостного, социально ориентированно­го видения предметного мира классического декоративно-при­кладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в кон­тексте своего времени;

• формирование активного и заинтересованного отноше­ния к познанию, а также готовности и способности обучаю­щихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятель­ности человека;

• развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов мира и практическую художе­ственно-творческую деятельность;

• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детско­го творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.





17 неделя



18-19

Роль декоратив-ного искусства в жизни древнего обще­ства

2

Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора - знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты.

Задание на 1 урок: Выполнить эскизы на тему «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона», продумав форму предмета и орнаментальный рисунок символики на его поверхности с включением древнеегипетской символики.

Найти и принести иллюстрации к сказкам братье Гримм, Андерсена, Перро, графичес-кие и живописные изображения человека в костю-мах разных времен и подумать кому эти костюмы могут принадлежать.

18-19 неделя



20-24

Одежда говорит о человеке

5

Декоративная и социальная роль костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Костюмы эпохи Средневековья.

Задание Создание коллективной работы «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка»)

Нарисовать в интерьере дворца гостей. Рабочая тетрадь, с. 24-25

20-24 неделя



25-26

О чём рассказыва-ют нам гербы и эмблемы

2

Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобрази­тельных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе.

Задание: Эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов ( на материале западноевропейского Средневековья) или Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи (на основе современности)

Подготовиться к игре-викторине по теме четверти, а также подготовить зрительный материал.

25-26 неделя



27

Роль декоратив-ного искусства в жизни

человека и обще­ства (обобщение темы)

1

Обобщение полученных знаний по теме четверти.

Задание: Беседа, итоговая викторина.



27 неделя





Декоративное искусство в современном мире (7ч)



28

Современ-ное выставочное искусство

1

Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоратив­ного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества, материалы, техники (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ).

Единство материала, формы и декора. Средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества.

Задание: Ориентация на проектную деятельность. Выбор места и темы для оформления интерьера школы..

• понимание места и значения современ-ного декоратив­ного искусства в жизни человека и общест-ва, знание разно­образных видов современного декоративного творчества, матери-алов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение обще­культурного художественно-познавательного кругозора;

• осознание богатых возможностей современного пласти­ческого языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искус­ства;

• умение выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией в конкретном материале;

• приобретение

опыта работы над декоративной компо­зицией, связанной с украшением школьных интерье­ров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментиро-вание с материалом, цветом, фактурой; уме­ние осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоратив­ная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).

• умение ориентироваться в многообразии проявлений об­разного языка современного декоративно-прикладного искус­ства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодей­ствии с архитектурно-пространственной средой;

• выработка сознательного критического отношения к низ­ким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

• осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умени­ями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и

т. д.);

• умение оценивать свой творческий результат, свои твор­ческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.



• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искус­ству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями совре­менного искусства и к декоративному творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами де­коративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для укра­шения школьных интерьеров.







28 неделя



29-34

Ты сам мастер

6

Роль и возможности человека в преображении окружающего мира.

Единство материала, формы и декора, а также средства, используемые для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Использование образных средств в работе над декоративной композицией в конкретном материале.

Задание: Работа над декоративной компо­зицией, связанной с украшением школьных интерье­ров.

  1. Воплощение замысла в

композиционных эскизах (индивидуально).

  1. Воплощение замысла по лучшим

композиционным эскизам.

Учащиеся в индивидуальном режиме выполняют отдельные фрагменты общей композиции, а затем соединяют их в более крупные блоки.

3. Монтаж панно. Соединение фрагментов в более крупные блоки.

Подобрать материалы для последующей работы.

29-34 неделя



























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал