7


  • Учителю
  • Сопровождающий текст для презентации

Сопровождающий текст для презентации

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сопровождение презентации о произведениях Максима Горького в русском кинематографе

Погружаясь в выбранную тему, я с удивлением узнал, что одним из самых экранизируемых авторов, является наш земляк Максим Горький.

В эпоху рассвета советского кино , в 20-е, 30-е, 40-е годы 20 века, когда в год снималось до 500 филььмов, что даже сейчас невозможно, не только в России, но и в Голливуде.

Первым экранизированным произведением М.Горького стала повесть «Мать» впервые выйдя на экраны в 1920 году и был снят режиссёром Александром Разумным , но фильм этот сохранился частично. Второй раз фильм по мотивам этого произведения был снят в 1926 году режиссёром Всевладом Пудовкиным.

Новаторство в духе поэтического кинематографа, одним из творцов которого был Пудовкин, в его фильмах сочетается с сильным влиянием отечественной литературы и театральной традиции, а конкретно - горьковской прозы.

В фильме очень ярко и близко к тексту автора показан путь Ниловны от темного человека, далекого от борьбы за свободу и лучшую жизнь, до женщины способной повести за собой людей. В фильме как и в повести показаны события 1905 года. Автор прибегает в общим планам, выделению отдельных людей или предметов, чем усиливает впечатление от произведения М.Горького

Картина Пудовкина "Мать" завоевала большой международный успех и сейчас остается признанным шедевром отечественного и мирового кино.

Другим захватывающим каскадом фильмов по произведениям М.Горького стала трилогия «Детство Горького» (1938 г. режиссер Марк Донской), «В люди» (1938 г. режиссер Марк Донской), «Мои университеты» (1939 г. режиссер Марк Донской).

"Детство Горького" - самая цельная и острая по ощущению материала часть трилогии.

Горький и Донской относятся к человеку с такой любовью, которая ведет их за ним туда, где человека ожидают страдания и муки, в которых он раскрывается сам для себя и в которых выковывается его характер; Горький должен был описывать мир, где он жил, Донской его показывает.

Но Донской также показывает и то, что у Горького иногда лишь намечено, то, что писателю не обязательно было так уж подробно уточнять для своих современников, - он показывает атмосферу, определяющую собой такие характеры.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к центральному фильму трилогии - «В людях». Донской смонтировал совершенно новый сюжет из горьковских воспоминаний. Фильм отчетливо делится на три части: жизнь в доме чертежника, работа на пароходе и, наконец, работа в иконописной мастерской

Тема книг - центральная у Горького. Трудно, кажется, найти в литературе произведение, где столь страстно звучал бы гимн книге. «Крещенный святым духом честных и мудрых книг», - говорит о себе Горький. Для жития, создаваемого Донским, этот мотив безусловно важен. Но книги у Донского исключительно революционные.

фильм «Мои университеты» является последним в трилогии и описывает, как и в книге жизнь Горького в Казани

Алеша Пешков приезжает в Казань учиться. Университет для него оказался несбыточной мечтой, пришлось искать работу, жить без пристанища. Думы молодого Пешкова о жизни не менее тяжелы, чем сама жизнь. В нем как и в двух других фильмах отмечается образ Волги, проходящий через все три картины, многочисленные сцены гадания, многолюдные общие планы, создающие гнетущее впечатление в замкнутых и чувство простора и воли на открытых пространствах.

Основное отличие, от двух первых частей заключается в изменении образа главного героя: на смену мальчику с широко распахнутыми глазами и открытым лбом приходит повзрослевший человек, более активно вмешивающийся в окружающую жизнь, и действие «драматизируется».

К фильмам Донского Горький имел личное отношение. Есть два достоверных свидетельства этого. Первое принадлежит Донскому, который во время встречи с Горьким « где-то около 1936 года» поделился с ним замыслом экранизации трилогии. Ответ Горького он «запомнил на всю свою жизнь»: «Нехорошо воздвигать человеку памятник при жизни!»

Особенно хотелось бы остановиться на фильме «Детство Горького», имеющей особое значение для Нижегородцев. Повесть экранизированная в 1938 году позволяет нам совершить виртуальное путешествие на Нижегородскую ярмарку, внаш родной Канавинский район. (видое фрагмент)

Совершенно неожиданно в фильме оживают для нас, вещи и предметы того времени, рождая понимание реальности Нижнего Новгорода, начала 20 века, Эти вещи существуют в своих естественных условиях, применяются по назначению и воспринимаются совершенно инача нежели лежащими на полках музея. Здесь и горшки, и самовар, и сундук, одежда, и совершенно не знакомые современным школьникам лапти.

(видео фрагмент в доме)

Еще одним участником фильма стал сам дом в котором сейчас расположен Музей Каширина, он предстает перед нами, добротным домом, который многие года являлся местом жизни большой, шумной хотя и не дружной семьи Кашириных. Крест под которым погиб Цыганок, хранящийся и сейчас в музее, именно тот из того далекого и порой не совсем понятного времени. (фрагмент с крестом).

Просторная русская река Волга. По камням, горячим от солнца, бредут бурлаки, надрывно поющие свою песню. Лениво движется баржа. Этот пейзаж семидесятых годов прошлого столетия, как запев, дает тон фильму. Показывает одновременно красоту природы и тяжелую нищенскую, бурлаческую жизнь, простых, нижегородских людей. (фрагмент с бурлаками). Тяжелая работа бурлаков производит неизгладимое впечатление на зрителя, не оставляя его уже равнодушным не к фильму, не к книге.

Режиссёр фильма признавался, что настолько был впечатлен повестью Горького и личностью самого автора, что в работе над фильмом полностью следовал тексту автора и сохраняя все сюжетные линии.

Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Технические возможности создания удовлетворительного цветного кино появились ещё в 30-е, но устойчивый перевес цветных фильмов перед чёрно-белыми стал складываться лишь в 60-70е. Кроме этого, постепенно улучшаются характеристики плёнки - повышается её светочувствительность, что позволяет во многих случаях обходиться без дополнительных подсветок, снимать в более сложных условиях.

В 1976 году появилась один из выдающихся цветных фильмов «Табор уходит в небо» латышского режиссёра Эмиля Лотяну</. Однако этот фильм уже не является прямой экранизацией произведения Горького, полностью передавая текст произведения, фильм снят по мотивам ранних расказом М.Горького и имеет отсыл к таким рассказам как Макр Чудра, Старуха Изергиль, Челкаш и другие.

Фильм посвящен любви двух молодых льюдей циганк Рады и цыгана Лойку Заборе,который как сказали бы сейчас оказались слишком самодостаточными и независимыми, что приводит к трагической концовке.

Здесь нет бережного отношения к тексту автора и фильм несет большую нагрузку замысла его авторов.

А точное соответствие рассказам приносится в жертву, созданию эмоциональной, яркой атмосферы фильма, передающей зрителю точнее накал страстей между героями.

Во многом своим успехом у зрителей фильм обязан музыке, прозвучавшей в нем. Композитором картины стал постоянный соавтор Эмиля Лотяну Евгений Дога, который не только создал для фильма оригинальные мелодии, но и собрал и обработал старинные цыганские народные песни (фрагмент с песнями цыган)

Мною представлены только фрагменты моей работы отражающей одну из граней необъятного мира кино. Новсе же из проведенной работы на мой взгляд можно сделать следующие выводы, фильмы способствуют более яркому восприятию художественных произведений, увлекают нас в мир классического чтения и способствуют развитию интереса к историческому краеведению.



Спасибо Вам за внимание















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал