7


  • Учителю
  • Ставни и наличники как памятники материального и духовного наследия (на примере исследования построек XIX-XX века в Шипуновском районе Алтайского края)

Ставни и наличники как памятники материального и духовного наследия (на примере исследования построек XIX-XX века в Шипуновском районе Алтайского края)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Изумительное искусство мастеров резьбы по дереву едва ли не единственный, очень тепло принимаемый всеми, элемент традиционной, народной архитектуры. В работе предпринята попытка культурологического исследования уникальных артефактов материальной и духовной культуры
предварительный просмотр материала

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

"ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА"









Направление: культурология



Ставни и наличники как памятники материальной и духовной культуры (на примере исследования построек XIX-XX века в Шипуновском районе Алтайского края)







Белоцерковец Софья

МБОУ «Шипуновская СОШ имени А.В. Луначарского»

Шипуновского района Алтайского края

9 класс













Научный руководитель:

Билан Т.Я., учитель английского языка

МБОУ «Шипуновская СОШ

имени А.В. Луначарского»

























с. Шипуново, 2016/2017 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

1

Влияние вмещающего историко-географического ландшафта Шипуновского района на региональную культуру декорирования оконных ставен и наличников…………………………………………………………………………

  • Природно-географический ландшафт Шипуновского района……….

  • Итоги мониторинга ставен и наличников в селах Шипуновского района.

  • Итоги устного опроса «Нужно ли сохранять практику декоративного оформления окон в начале XXI века?»…………………………………





6

6

7



7



2

Функциональная, семантическая и сакральная особенность культуры декорирования ставен и наличников жилых построек XIX-XX века на территории современного Шипуновского района...……………………….....

  • Функциональное предназначение ставен и наличников…………………..

  • Семантическое наполнение деревянного зодчества……………………

  • Сакральная (обережная) специфика орнаментов ………………………





9

9

11

16

3

Трансформация искусства декоративного оформления окон жилых построек Шипуновского района «от культуры полезности до культуры национального достоинства» ……………………………………….………………………………





19



Заключение………………………………………………………………….………….

21

Библиографический список ………………………………………………….…………

22



Список информантов исследования………………………………………….………

23

Глоссарий ………………………………………………………………….…………..

24



Приложения…………………………………………………………………………….

25









Введение

Красота и магия кружевной «одежды» окон русской избы издавна является источником чарующих образов литературы, живописи, поэзии и музыки.

Кружево наличников, голубые ставенки.

В деревеньку русскую забреду я странником.

Образа старинные, чистая изба -

Деревеньки маленькой русская душа…» [1]

Дерево, деревня, деревянный дом, деревянные наличники на окнах - эти однокоренные слова наполнены живым смыслом душевного покоя, благополучия и теплом сельского бытия. Трактовка их происхождения от фразы «на лице» и слова «око» («глаз») в словаре Ушакова, объясняет и углубляет понимание олицетворённого, сакрального отношения жителей России к месту своего проживания, любви к своему дому. [4] Сельский домик со ставнями для русского человека - визуальный символ связи поколений и исконно русской национальной культуры.

«Именно в культурном наследии, подчеркнул В.В. Путин в своей речи на открытии V международного культурного форума, проходившего с 1 по 03 декабря 2016г в Санкт-Петербурге, - Россия приобретает собственную идентичность». Сохранение культурного наследия он назвал «основой духовной жизни и развития России». [6] Утверждение Правительством РФ плана реализации проектов «Сохранение культурного наследия» и «Культура малой родины» в период с 2017 по 2030 гг.- значимый шаг в этом направлении. [7]

В период, когда «культура берет на себя обязанность по сохранению духовных и нравственных ориентиров нации», [8] актуальность изучения ставен и наличников как памятников материального и духовного наследия на локальном примере Шипуновского района обусловлена, не сколько фрагментарностью научных исследований этого слоя русской культуры, столько необходимостью ее эволюции «от культуры полезности до культуры достояния», т.е. как формой утверждения самобытности народа и основы его духовного здоровья.

«Возрождение исторической национальной и этнической самобытности России, по мнению профессора института археологии и этнографии СО РАН Е.Ф. Фурсовой, - должно быть обогащено забытыми «маленькими уголками», «малой родиной», для которой глубинные традиции являются естественной средой обитания». [7]

Объект исследования: искусство архитектурной резьбы в деревянном зодчестве глубинных районов России.

Предмет исследования: ставни и наличники как памятники деревянного зодчества жилых построек XIX-XX веков Шипуновского района.

Цель работы: определить региональную специфику ставен и наличников жилых объектов Шипуновского района, как памятников материального и духовного наследия.

Основные задачи: на примере построек Шипуновского района

  1. Определить влияние природно-географического и исторического ландшафта на региональную особенность деревянного зодчества;

  2. Систематизировать назначение декорирования ставен и наличников жилых построек XIX XX вв.;

  3. Выявить трансформацию материальной и духовной культуры декоративной резьбы «от культуры полезности до культуры национального достоинства» в начале 21 века.

Выбор методов исследования обусловлен его целью и задачами, поэтому основан на использовании эмпирического (включенного наблюдения, интервьюирования) историко-хронологического, системного, анализа полученных данных, статистического и др. методов.

Территориальные рамки исследования включают старопоселенческие села предгорной Чарышской и переселенческие степной Приалейской зоны на территории современного Шипуновского района Алтайского края.

Хронологические рамки ограничены датами создания исследуемых в работе артефактов деревянного зодчества - концом ХIХ - началом ХХI века

База эмпирического исследования:

  1. итоги устного опроса 134 жителей Шипуновского района;

  2. документы архивного отдела администрации Шипуновского района: похозяйственные книги, описи документов категории «д»;

  3. инвестиционные и социальные паспорта сельских поселений;

  4. перечень улиц, переулков, проездов села Шипуново от 01.01.2016;

  5. мемораты жителей села Шипуново, собранные в ходе полевых исследований;

  6. рукописные неопубликованные книги учителей истории В.В. Зырянова, И.Ф. Мясина.

Научная новизна. В научный оборот впервые введены объекты деревянного зодчества Шипуновского района, не публиковавшиеся ранее фотоматериалы из личных архивов жителей Шипуновского района и их мемораты. Проведен мониторинг сохранности и типологии ставен и наличников в селах Шипуновского района, систематизирован выбор орнаментов их резного оформления, начат поиск сакрально-обрядовых традиций, связанных с изготовлением и использованием ставен и наличников.

Изученность темы. Известный сибирский архитектор Е.А. Ащепков, назвавший юг западной Сибири «огромным заповедником» русского народного зодчества, в работе «Русское народное зодчество в Западной Сибири» написал: "Ни одна область русской культуры не изучена так мало, как народное зодчество. В особенности это относится к Сибири, прочно сохранившей древние архитектурно-строительные традиции и создавшей в деревянном зодчестве ряд характерных особенностей." [1]

Весомый вклад в изучение проблемы деревянного зодчества внесли Круглова О.В. («Русская народная резьба и роспись по дереву»,[7] Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. («Дерево и гармония: Образы деревянного зодчества России», «Избяная литургия: Книга о русской избе») [8.9], Орлов Е.С, А. Рыблов («Отражение языческой картины мира восточнославянских народов в предметах материальной культуры») [10], Фурсова Е. Ф. (Проблемы сохранения, использования и охраны культурного наследия при реализации проектов и программ развития Сибири и Дальнего Востока) [11], профессор Алтайского государственного педагогического университета Т.К. Щеглова [15,16] («Изучение сел на основе устных исторических источников», «Традиции, приметы и верования в крестьянском зодчестве и жилищно-бытовой культуре», В.А. Липницкая («Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. ХVIII-начало ХХ века») [13] А.М. Родионов («Чистодеревщики: Заметки и размышления о деревянной домовой резьбе на Алтае») [14], Е.А. Шейнина («Энциклопедия символов») [5] и др.

Практическое значение: на основании статьи 4 Закона Алтайского края от 01.10.2015 N 92-ЗС организовано сетевое взаимодействие школы с районным краеведческим музеем; администрациями поселковых советов, подготовлена презентация для заочных экскурсий по улицам Шипуново в помощь классным руководителям для проведения внеклассных мероприятий, разработан маршрут динамических экскурсий «Кружево оконных ставен и наличников» для гостей Шипуновского района. Материалы иследования могут быть использованы на уроках и внеклассных занятиях по истории, обществознанию, черчению, ИЗО и МХК.



















Глава I. Влияние географического положения и историко-культурного развития Шипуновского района на региональную особенность деревянного зодчества

  • Природно-географический ландшафт Шипуновского района

Затерянный в глубинах юга Западной Сибири, крупнейший район Алтайского края Шипуновский занимает территорию достаточную для размещения шести малых европейских государств: Андорра, Сан-Марино, Мальта, Люксембург, Лихтенштейн и Монако. Климат - резко континентальный с холодной, снежной зимой и жарким летом. Амплитуда максимальных перепадов температур колеблется от +40 летом до -50°C зимой. Устойчивые морозы, длительность которых достигает 130-160 дней, определяют необходимость утепления домов.[17]

Географически район разделяется на две зоны расселения людей: Приобское степное плато с густой сетью мелких водотоков, впадающих в самую длинную реку Алтайского края Алей и предгорные плодородные земли бассейна реки Чарыш. Сеть из 11 рек, многочисленные озера, исторически делали территорию привлекательной для переселенцев из разных регионов России с середины XVIII века. Самыми ранними поселениями в Чарышской зоне современного Шипуновского района стали села: Тугозвоново (1735г), Усть-Порозиха (1749), Кособоково (1749г), Ельцовка (1749г), Белоглазово (1770г), Приалейской зоны - Быково (1748), Хлопуново (1749), Шипуново (1750). Нечунаево (1880). [12] (см. Приложение 1) Закон 1865 г. разделил села и их жителей по времени поселения в Алтайском округе на старожильческие и переселенческие.[3]

Во время Столыпинской реформы и завершения строительства железнодорожной магистрали началось активное заселение территории переселенцами из центральных и южных губерний России, Украины и Белоруссии. В результате длительного совместного проживания на небольшой территории этих народов возник поликультурный социум, произошло смешение разных региональных традиций, в том числе приемов декоративно-прикладного искусства.

В 70-х годах XX века, после внедрения в жизнь «теории неперспективных деревень» академика Татьяны Заславской, был запущен процесс депопуляции сел. За 25 лет с карты района исчезло 27 деревень: Буденовка, Вахитово, Верх-Комарьево, Займище, Заречный, Зеленый Гай, Камышенка, Петропавловка, Михайловка, Михайловский, Новая Терновка, Покровка, Объездное, Оторвановка, Петровка, Порозиха, Пушкино, Солоновка, Спирино, Черепаново, Украинка и др. [18] Покидающие села жители, разбирали свои дома на бревна, остатки сжигались. Под маской рационального укрупнения сел, улучшения комфортности жизни селян в огнищах костров было загублено и уничтожено огромное количество артефактов деревянного зодчества. «С каждой исчезнувшей маленькой деревенькой, с горечью позднее напишет Валентин Распутин, - потерялось гораздо больше, чем люди были в состоянии осознать в начале: менялись судьбы людей, их представления о добре и зле, о красоте, о своей культуре». [9]

  • Итоги мониторинга ставен и наличников в селах Шипуновского района



В настоящее время на территории современного Шипуновского района насчитывается 50 сёл с населением 32,7 тысяч человек. [24] Итоги объективного мониторинга ставен и наличников в селах Шипуновского района, проведенного в период с мая по декабрь 2016г (см. Приложение 2) подтвердили высказывание Е.А. Ащепкова "наличники - умирающий вид искусства». [1] Выборка по фокусным селам исследования представлена ниже. (см. Таблица 1)

Таблица 1

Итоги статистического подсчета количества окон с наличниками

в селах Шипуновского района8,7

16

Бобровка

923

301

16

18

Белоглазово

105

52

12

23

Тугозвоново

1156

386

20

42

Кособоково

331

92

32

63

Ельцовка

962

311

30

32



Сравнительный подсчет домов с разными видами ставен в селе Шипуново, наиболее точно отражает общую статистическую картину. Домов с простыми двустворчатыми ставнями на 111 улицах села насчитывается от 3,6% до 13,8% от общего числа окон домовладений. Среднее количество домов с разными видами наличников одинаково и составляет 16% от общего количества домов, подвергнутых подсчетам.

По мнению жителя села Шипуново Мехина С.Ю., «Люди хитрят, говоря, что им деревянные рамы и ставни не нужны. Лучше, красивее и экологичнее дерева - материала нет! Дерево делает дома теплыми, в них дышать легче. Просто не все могут их себе позволить. Ценник-то на строительные материалы, ого-го. Один кубометр обрезной доски, даже из дешевых мягких пород, обойдется не меньше шести тысяч. А ведь еще и не каждая доска подойдет для изготовления декора. Раньше лес брали только зимой, когда на нем мало влаги. Сейчас летом, чтоб не обморозиться. А обработать, как надо не могут! Спиленные бревна сразу не ошкуривают. Если бревно полежит не ошкуренным, оно «запаривается» под корой и начинает чернеть. После сушки чернота может уйти, но стоит попасть влаге и все, пиши, пропало. Технологию заготовки древесины нарушают - деревянные дома, ставни и наличники быстро приходят в негодность. Кому надо платить за гнилье? Поэтому выбирают пластик да алюминий. Вот, если бы была хорошая твердая древесина… Мастера то резьбы еще есть в селах, только вот заниматься этим ремеслом на селе невыгодно. Времени уходит много, а платят мало, люди у нас небогатые».

Вывод по главе I:

В начале XXI века уникальное искусство деревянной резьбы оконных наличников в селах Шипуновского района находится под угрозой исчезновения. Основными причинами безвозвратной потери артефактов древнего искусства, влекущих за собой изменение целостного образа традиционного сельского дома и деревни вообще, являются:

  • процесс депопуляции малых сел;

  • мода на новые материалы, применяемые в строительстве или обновлении домов;

  • суровые климатические условия, ускоряющие срок износа деревянных изделий.

  • нарушения в технологии заготовки древесины для их изготовления;

  • большая цена на качественную древесину для изготовления наличников;

  • разрушение жилых построек из-за пожаров;

  • отсутствие квалифицированных мастеров.

Региональное своеобразие сохранившихся ставен и наличников жилых построек Шипуновского района обусловлено природно-климатическими условиями проживания и смешением традиций переселенческих потоков XX века и старожильческой культуры XIX века.





















Глава II. Функциональная, семантическая и сакральная специфика резного оформления оконных ставен и наличников старожильческих и современных построек Шипуновского района

  • Функциональное предназначение оконных ставен и наличников

Начиная со времен средневековья в Европе, окна домов, оставленных без присмотра во время полевых работ, сенокоса и т.д., закрывали ставнями, для защиты от воров. «У нас в деревне, - вспоминает жительница села Шипуново Валентина Викторовна Фомина, раньше ни то, что окна, двери никогда от людей не закрывали. Иногда так просто набросишь замок на петельку, а чаще просто палочку воткнешь и идешь, куда надо - в магазин или на работу. Просто, чтобы видели, что дома хозяев нет дома». В.И Фомина так описывает переезд ее семьи в этот район села Шипуново: «Дом наш деревянный из лиственницы раньше стоял возле почты на Советской улице, а в 64-м его зимой на деревянных санях трактором перевезли сюда на Горького. Тогда эту улицу только начали застраивать. Оград между домами не было, просто небольшие земляные валы. Ставни у нас были двустворчатые, отец сам делал, закрывались они снаружи на шпингалеты. Зимой - то сильно много снега наметало, до крыши. Чтобы стекла не выдавило снегом, ставни и закрывали. А летом в жару закроешь их - красота! На улице шумно, дышать от зноя нечем, а в доме тихо, прохладно, деревом пахнет.Отец своими руками сделал и ставни, и наличники, и мебель в доме, и эти кружева из дерева по периметру дома. Все из лиственницы. Хорошее, крепкое дерево, уже почти 52 года нашим наличникам, а все как новые. Еще, припоминаю, отец говорил, надо чтобы между рамой и срубом была хорошая «подушка» из листвянки, тогда ни дом, ни окна никогда не загниют. И еще монетку медную под нее клали на удачу. Я ничего не меняю в доме, берегу все так, как было при жизни родителей, в их память.» (см. Рис.1-3)

По воспоминаниям Михайлова Ивана Спиридоновича, - «до 1956 года в Шипуново было три одинаковых Алейских улицы, отличали их по номерам - первая, вторая и третья. Ныне это улицы Уральская, Горького и Пушкина. На них издавна жили казахи. Поэтому этот район старожилы до сих пор называют «казахский аул». Казахи и ссыльные депортированные калмыки во время войны рыли землянки, которые были слиты меж собой. На улицу и летом, и зимой выходили через отверстия, прикрытые пологами из шкур, окна из бычьих пузырей были на потолке. Иногда их прикрывали плетенками из веток. Все землянки были связаны ходами и крыты общей крышей, поэтому эти дома называли «паровозами». Хотя они скорее напоминали муравейники. В 60-х я работал начальником почтовой станции, мы с женой первыми построили здесь деревянный дом на две комнаты с деревянным полом, дверями и окнами с наличниками. Он казался нам дворцом! Потом построили целый район таких дворцов. А наличники у всех были одинаковые с ромбиками, а между ними кружочек или звездочка, столяр делал по одному трафарету». (см. Рис.4-6)

Воспоминания С.Ю. Мехина: «Мой дед, Петр Мехин, переехал в село Быково из Тамбова, в начале прошлого века, когда строили железную дорогу, он работал на ней мастером, а жил сначала в Курейке. Дом у деда был низкий и без фундамента, но, как водится, со ставнями. Хотя их и ставнями - то назвать можно с натяжкой, просто две доски, без всякого орнамента. Они были двустворчатые, потому что одностворчатые, ясное дело, быстрее провисают. Ставни были на всех домах, потому что ветра и морозы в Быково зимой сильные.

Дед по материнской линии у меня городской. Жил в Барнауле. Я к нему в детстве часто ездил. У него тоже был дом со ставнями. Тут другая история. Окна его дома выходили прямо на улицу. Ставни были нужны для защиты от случайного повреждения или не случайного, хулиганы всегда водились. Стекло то тогда было очень дорогим, его берегли. Вечером ставни дополнительно перекрывались металлическим навесом и закрепляли металлическим штырем. Открывалась эта конструкция изнутри».

Вывод: Крестьянское зодчество Шипуновского района, вследствие суровых природно-климатических условий, отличается сдержанностью композиции, простотой форм, лаконизмом архитектурного решения. Жители сел Шипуновского района, в отличие от европейских стран не использовали ставни для защиты от воров.

Функциональное назначение наличников включает: защиту щелей между окном и стеной от попадания пыли и влаги; снижение теплопотерь в месте примыкания оконной рамы и стены; снижение уровня внешнего шума; декорирование оконных проемов.

В жилых постройках компактного проживания казахов в селах Шипуновского района вплоть до 60-х годов XX века ставни и наличники не использовались.

  • Семантическое значение декорирования оконных проемов

Однако значение ставен, особенно, наличников в жизни селян не ограничивается их узко функциональным предназначением. В них заложен огромный семантический потенциал, они могут многое рассказать проходящему мимо дома человеку о своем хозяине. Другими словами: «Покажи мне свои ставни - и я скажу, кто ты».

С одной стороны, для декорирования оконных проемов жилых построек Шипуновского района используются конструктивно одинаковые, симметрично расположенные и схожие по форме изделия. Методом визуального наблюдения и сравнения мы выделили три повторяющихся элемента в их конструкции: "шапка"- верх карниза, называемая местными плотниками «навершие», а в архитектуре - «сандриком», «ушки» - поддержки по бокам и «ножки» - два симметричных выступа на карнизе.



Длина ножек на наличниках, количество составляющих элементов различна в селах разных зон. Все три элемента на одном наличнике встречаются редко. В ходе исследования выявлено: наличники окон переселенческих сел Алейской зоны обычно стоят только из "шапки" и "ножек". В старопоселенческих селах чаще встречаются наличники с «ушками» (см. Рис.7, 8)

Для покраски наличников жители и старопоселенческих, и переселенческих сел использовали обычно голубой и белый цвет: «Наличники и ставни красили в голубой цвет, а для красоты на наличниках рисовали коричневые цветочки. Тогда в сельпо выбор красок был скудным: коричневая - для пола, голубая и белая - для окон». (Мехин С.Ю., с. Шипуново) «Красили мы дом всегда в зеленый цвет, веранду - синим, а наличники - голубым и белым». (Фомина В.В., с Шипуново) «Они (наличники) всегда были голубого цвета. Окна, ведь, глаза дома, значит, у нас был голубоглазый дом». (Фокина Л.Е.с. Белоглазово) Потомки же переселенцев из южных регионов России раскрашивают наличники более яркими красками: «Я весной всегда раскрашивала наличники голубой краской, кружочки красной, треугольные полосочки рядом с ними белой, а ромбики по бокам - зеленой. Нарядно получалось». (Липа Г.И., переехала в Шипуново из Бобровки)

Изготовление ставен и наличников в России и в Советском Союзе было творческим процессом мастера. В прямые обязанности колхозного плотника из Приалейской или совхозного столяра из Чарышской зоны никогда не входило изготовление каких-либо предметов для личных нужд населения. Возможным это стало только после 50-х годов XX века. "До 50-х годов была революция, гражданская война, строгие 20-е и 30-е годы, страшные 40-е, тяжелые послевоенные годы - до излишеств в виде резных ставен и наличников руки не доходили. Так что ставни мастерились своими силами или, как у нас говорят, «своим двором», незамысловато приладив пару досок на петли к окну" (из воспоминаний Киселева Александра Егоровича, жителя села Ельцовка, 86 лет.)

Ставни этого периода во многом схожи. Они имеют совершенно гладкую поверхность. Некоторые наличники, датируемые до 50-х годов прошлого века, выполнены по, так называемой, технологии имитирования двойной филёнчатости. (см. Приложение 3)

Начиная с 60-х годов, после поднятия целинных и залежных земель, крестьяне стали жить более зажиточно. Одновременно с этим изменилось и резное оформление окон. Появился довольно сложный узор для наверший, так называемый, «подзор с кисточками» «В нашем селе (Ельцовка) есть дома со ставнями и наличниками, украшенными резьбой, и простые - без декоративных украшений. Дома с «простыми» ставнями были построены до 50-х годов, объяснил Александр Егорович. - Сами мы начали строиться в 1957 году после рождения первого сына Виктора. И на своем новом доме было суждено появиться новомодным ставням с подзорами и кисточками. Я многим в селе делал такие ставни". (см. Рис. 9-10)

Местные столяры и плотники употребляют термин «подзор» также для обозначения узоров резных карнизов и причелин. В некоторых старопоселенческих селах до сих пор сохранились такие дома, где карнизы украшают подзор.Еще одной отличительной особенностью наличников второй половины XX века в сёлах Шипуновского района является декоративный элемент, который, по словам одного из наших информантов, можно назвать «Кулаками». (см. Рис.13-14) Рис. 13_ Наличники с «одинарными кулаками»

Фото из архива автора исследования

Рис. 14_Наличники с «двойными кулаками»

Фото из архива автора исследования



Объяснить значение этого термина никто не смог. Методом наблюдения нами выделено два вида «кулаков»: одинарные и двойные. Украсить окна последними намного престижнее и дороже. Поэтому такой узор красовался только на наличниках более зажиточных селян. Об избах зажиточных сибиряков конца XIX в. современники писали: "Сибиряк любит хорошие постройки: он лучше недопьет, не доест и кое-как будет одеваться, а просторные хоромы себе поставит. Избы большие, непременно с тесовыми крышами, ставни и двери раскрашены».[6] Декоративная обработка наличников окон зажиточных купцов сел Ельцовка (купца Резина), Белоглазово (купца Тархова), Коробейниково (купца Сокорова), Воробьево (купца Шадрина), Шипуново (купца Маслова) и др. свидетельствует о богатстве приемов резьбы по дереву. (см. Рис.15-17)

Рис. 15_Наличники окон лавки купца Резина. с. Ельцовка.

Рис. 16_Фрагмент наличника с. Ельцовка.

Рис. 17_Наличники окон лавки купца Резина. с. Ельцовка.

В причудливом переплаве самых разных декоративных мотивов оформления купеческих домов улавливается и «узорочье», и экспрессия барокко, и трансформированные в узор детали декора классицизма. В качестве особенностей резьбы можно назвать применение фигурных и прорезных подкарнизных кронштейнов, а также дробную измельченную разделку плоскости фасадной стены. (см. рис.18-19)«Наша семья переехала в дом купца Тархова примерно в 1964 году. Я тогда пошла в 5 класс. До нас в нем размещалась милиция Белоглазовского района. Район расформировали, а дом отдали моей маме, она учительствовала в местной школе. Дом очень добротный - первый этаж из кирпича. Стены толщиной в 70 см. Сейчас таких не делают. Кирпичи от времени выкрашиваются, а смазка из цемента на яйцах остается крепкой. Второй этаж - деревянный, из лиственницы. Древесина твердая, как камень. На стене между окнами висела медная таблица с датой построения дома 1827 год. Потом ее кто-то украл, наверное, сдали на цветмет. Наличники сохранились те, которые были на окнах, кода мы в него въехали» (см. Рис.18-19)(Фокина Л.Е., Белоглазово)

Наличники дом купца Маслова в селе Шипуново, в котором в 1927г. располагался райисполком, а с 1929г по настоящее время Шипуновский райвоенкомат, является ярким примером демонстрации зажиточности его бывшего хозяина. (см. Рис.20-21)Содержание орнаментов резьбы на наличниках зажиточных купцов: кресты, треугольники, ромбы, круги, розетки, солнцеподобные знаки, сердечковые фигуры, спиралевидные завитки различной сложности - от простой лилии на конце завитка до развитого растительного побега, всегда бегущая волна под карнизом - лишь малая орнаментальная весточка из глубины времен.

Вывод:

Материал изготовления, качество и сложность орнамента резного оформления ставен и наличников могут многое рассказать об историческом периоде их изготовления, благосостоянии хозяина, его эстетических предпочтениях.

Крестьянские чистодеревщики использовали орнаменты, родившиеся в разных местах и в разное время. (виноградные лозы с цветами, на доме В. Фоминой, уникальные сандрики над окнами в селе Кособоково, древние «солярные» знаки практически на всех домах старопоселенческой и переселенческой зон. Значение хитросплетения узоров на наличниках несет огромный пласт информации, к сожалению, недоступной большинству современных людей.

  • Сакральное значение декоративных орнаментов ставен и наличников жилых строений Шипуновского района

По мнению ведущих культурологов, орнаменты на наличниках - не просто фантазия мастеров, а символика призванная защитить дом от вторжения зла и темных сил. Академик Б.А. Рыбаков в книге «Язычество древней Руси» назвал домовую резьбу «овеществлёнными заговорами». «Изба русского крестьянина - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная», написал проф. Окладников. [12] Окна покрывались наиболее сильными магическими символами, так как считалось, что потусторонние силы и злые люди, не имея возможности проникнуть в дом, могут сглазить или испортить его обитателей, увидев их в окно. Многие обереги и заговоры были призваны в первую очередь защищать людей от «из окна глядящих и сквозь оконницу смотрящих». Ставни отделяли, заслоняли, скрывали человека от внешнего мира: «Как я эти ставни закрыла, так я словом крепким, делом лепким закрываю свой дом, свою семью от тринадцати колдунов, от мака черного, от мака серого, от мака белого, недозрелого. От шерсти собак, от ссоры и сора. От черной свечи и золы из печи. От яйца тухлого, от ключа ржавого, от иглы кривой закрываю дом свой. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».[24]

Окно использовали в обрядах при лечении младенческих заболеваний. В этой связи интересна зафиксированная практика лечения младенческих болезней. Процедура "лечения" от сушца разворачивается вокруг окна, через которое "покупают" здоровье: "Бабушка испекла большой бублик, вынула одни глазок из окна и установила против него бублик. А я пошла на двор с дитем и протягиваю его через окно и через бублик. Так три раза. Читаю "Отче наш". После окно плотно прикрывали ставнями».

Жительница села Урлапово, Анна Петровна Зайцева вспомнила, что в их деревне при трудных родах в доме роженицы всегда открывали окно. А на Троицу под наличник закладывали «плакальную траву» для того, чтобы дождь летом был вовремя.

Первоначально декоративная резьба носила сугубо культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий. Недаром в стилизованных орнаментах до сих пор можно угадать знаки обозначающие солнце, дождь, женщин воздевших руки к небу (см. Рис.28), животных или причудливое переплетение растительности. (см. Рис 29)Рис. 23_Символ Берегинн

ул. Октябрьская. С. Шипуново

Рис.24_ Символ плодородия. с Шипуново

Например, все части наличника дома Голубевых с. Шипуново соотносятся со сторонами света и временами года. Ромб помещен на них сверху, справа, слева и даже внизу. В такой комбинации этот символ обозначает смену времён года и дня и ночи. (см. Рис. 22) Это явно наличники советского времени. Солнце на них заменили две пятиконечные звезды. Символ живительной воды изображен полукружьями и прорезными капельки воды. Волнистый узор также олицетворяет очистительную силу воды, которая способна остановить злых духов. По древнему поверью упырь не может перейти через текущую воду, а при соприкосновении с ней гибнет.

Нижняя часть наличника символизирует «твердь земную», а поэтому часто имеет изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника местные жители называют «полотенцами». Узоры, символизирующие плодородие, густо украшают «полотенца» и пилястры домов в селах района. Возможно, появление символа плодородия на наличниках связано с возрастающим значением Алтая, как хлеборобного края. (см. Рис.25-26)На наличниках лавки купца Резина (см. рис. 15-17) изображена птичья пара, точнее, силуэты сказочных птиц. Пара трактуется как символ крепкого брака. Сверху композиции расходится на две волнообразные фигуры, перехваченные посередине. Мы предполагаем, что этот узор символизирует Берегиню, богиню плодородия и богатства. По бокам наличника располагаются маленькие крестоцветы, в славянской символике они обозначают благополучное произрастание злаков. Круглые выпуклости также олицетворяли благополучие и процветание.

Таким образом, рассматривая наличники, можно увидеть много интересного. Однако трактовки орнаментов на наличниках в разных селах и даже у жителей одно села могут быть совершенно разными. «По вечерам после работы, вспоминает В. Фомина, отец занимался резьбой по дереву. Сначала делал трафареты, а потом вырезал. Юра, мой брат, ему помогал, учился. Наличники вырезал такие, каких ни у кого не было. А вот знал ли отец значение всех этих завитков, не знаю. Наверное, нет. Я лично тоже не знаю, что они означают. Просто красиво и все. И не как у всех»

Вывод: Окна и ставни в русской традиции имели особое значение - границы дома и контакт с внешним миром.

Все узоры на оконных наличниках когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Узоры обычно условно делятся на символы солнца (солярные); воды; земли (плодородия); обереги; пожелания.

Язык древних сакральных орнаментов дошел до нашего времени в виде символических узоров традиционной деревянной резьбы. Со временем они утратили для большинства современных людей магическое значение, а суть их забыта.

























III. Трансформация древней традиции резного оформления ставен и наличников жилых постройках сел Шипуновского района «от культуры полезности до культуры достоинства»

Современные села меняют свой облик - новые дома строятся из новых материалов и по новым технологиям. В ходе опроса 134 жителей района «Нужно ли в наше время сохранять наличники и ставни на окнах?» было выявлено, что 42 6% респондентов считают деревянные оконные ставни «пережитком прошлого». «Если есть пластиковые окошки, то ставни, точно, не нужны». Жительница села Шипуново Раченкова Т.А. сказала: «Буквально на днях сняли мы наличники с окон, потому что они застарели и портили общий вид усадьбы. Вообще, не подходят наличники к пластиковым стеклопакетам. И не модно это сейчас!» «Деревенщина эти ваши ставни! Я уже 2 года как снял их на дедовском доме. Поставил пластиковые окна, обшил дом профилем. Удобно, не надо красить каждый год, обмазывать замазкой рамы и вид у дома стал современный». (Мнение В. Липа)

В погоне за модой и удобством ухода за домом нередко разрушаются подлинно уникальные объекты культуры, игнорируются архитектурные особенности жилых построек, связанные с российскими традициями. Примером такого «осовременивания» в с. Шипуново является реконструкция здания бывшего Дома пионеров, проданного частному владельцу под магазин. (см.27-28)



Однако больше половины респондентов (57,4%) считает ставни и наличники полезным элементом быта и ярким украшением русского дома. «Я так жалею, что свои ставни на пластиковые окошки поменяла. Если бы окна не подопрели, не приняла бы от дочки этот подарок. Дом стал похож на овчарню… Я мечтаю все-таки когда-нибудь ставни повесить назад», - печально рассуждает наша односельчанка Галина Степановна Иванова. (см. Рис. 29-30)Рис. 29_Фотография дома Г.С. Ивановой

до установки стеклопакетов. с. Бобровка

Рис.30_Фотография дома Г.С. Ивановой после установки пластиковых стеклопакетов



Определенная часть новых построек в селах района в настоящее время осуществляется на основе взаимосвязи традиции, новаторства и оригинальности. Некоторые хозяева, используя новые технологии, сохраняют старые ставни и наличники на своих домах. На примерах фотографий (см. Рис. 25,26) можно увидеть, насколько легко и гармонично совмещаются старые и новые способы декорации окон.

"Эти ставни у нас были сняты со старых окон, после установки стеклопакетов, мы вновь повесили их на место" (Маранина В., жительница с Шипуново)



Традиционные элементы русской деревянной зодчества на отдельных постройках придают им самобытный облик русского дома способствуют улучшению эстетического вида всего села.



Заключение.

Резное оформление оконных ставен и наличников, по словам Е.А. Ащепкова, «занимающее исключительное место в народной архитектуре» [5], является уникальным сочетанием функциональной необходимости с красотой самобытной русской культуры.

В ходе проведенного исследования ставен и наличников построек Шипуновского района было выявлено:

1. Природно-географический и исторический ландшафт изучаемой территории оказывал значительное влияние на региональную особенность деревянного зодчества;

  1. Функциональная значимость декорирования ставен и наличников жилых построек оставалась неизменной в течение всего периода исследования.;

  2. Нами выявлены примеры трансформации материальной и духовной культуры декоративной резьбы «от культуры полезности до культуры национального достоинства» в начале 21 века.

Наличники жилых построек Шипуновского района характеризуются относительно умеренной декоративной отделкой составных частей. Резьба не заполняет их целиком, а обычно помещается в центре доски и по бокам с преобладанием накладных геометрических деталей. Особняком стоит группа наличников старопоселенческих купеческих построек, отличающиеся фигурным силуэтом формы и тонкой линейно-графической резьбой. Изумительное искусство мастеров резьбы по дереву при изготовлении оконных наличников на домах купцов Резина. Тархова, Сокорова и Шадрина не оставляет равнодушными всех людей. Неповторимость архитектурного облика старопоселенческих построек, хорошая сохранность ставен и наличников обусловлена высоким качеством древесины (лиственницы) использовавшейся для изготовления ставен и наличников, правильной технологией ее заготовки; уходом за ними хозяев.

Культура резного оформления ставен и наличников Шипуновского района - сплав европейских, российских, уральских и сибирских традиций. Проанализировав образы ставен и наличников, мы убедились, что этот вид деревянного зодчества не просто полезный элемент архитектуры, защищающий только от холода и зноя, но…..,

Статистическое сравнение количества домовладений с различными видами оформления окон - традиционных деревянных с наличниками и их современных пластиковых вариантов без наличников, показал заметно большее количество последних в селах Шипуновского района.





Библиографический список:Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. - М. -JL: Изд.

Академии архитектуры СССР, 1950. 140 с.

  1. АщепковЕ.А.. Об архитектурном декоре в деревянном зодчестве в некоторых

районах Сибири // Архитектура Сибири. Новосибирск, 1951.

  1. Баландин С.Н. Эволюция русского деревянного зодчества Сибири с конца XVI

до начала XXвв.: Автореф. дис. .докт. архит. -М., 1987. -32 с.

  1. Бородаев В.Б., Демин М.А., Контев А.В. Рассказы по истории Алтайского края.

- Барнаул: Пикет, 1997.

  1. Григоричев К.В. Элементы традиционного народного зодчества в жилищном

строительстве -1950-х гг. // Проблемы охраны, изучения и использования

культурного наследия Алтая. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1995

  1. Живова Л.В. Домовая роспись на Алтае: по материалам полевых исследований

1991-1993 гг. //Этнография Алтайского края: научно-методические материалы.

- Барнаул, 1994. С.20-28

  1. Круглова, О. Русская народная резьба и роспись по дереву.- М., Изобразительное

искусство, 1974./ Русская народная резьба по дереву. Архитектура - МУЗЕЙ

- Каталог статей . resba.ru/publ/1-1-0-33

  1. Купер Дж. Энциклопедия символов. - М.: Ассоциация «Золотой век», 1995

  2. Кучурина М. А. Формирование национальных ценностей в учебно-

воспитательном процессе //Молодой ученый. 2014. №19. С. 569-571.

  1. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М.: Индрик»,

2002- 336 с.

  1. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. ХVIII- начало

ХХ века-М.:"Наука ",1996.-296 с.:ил.

  1. Ополовников А.В,.Ополовникова Е.А «Избяная литургия: Книга о русской избе»

/ - М.: ОПОЛО, 2002. - 512 с.: 819 ил.- (Древнерусское зодчество).

  1. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония: Образы деревянного

зодчества России: Книга для юношества /, - М.: ОПОЛО, 1998. - 208 с.: ил.

  1. Родионов, А.М. "Чистодеревщики: Заметки и размышления о деревянной

домовой резьбе на Алтае"-Барнаул,1981.

  1. Ткаченко, Н. Н. Солярная символика в культуре прошлого и настоящего [Текст] /

Н. Н. Ткаченко // Культура в современном мире. - 2011. - № 1.

  1. Фурсова Е. Ф. О «плюсах» и «минусах» в деятельности этнокультурных

центров Сибири (по материалам экспедиции «Славянский ход») // Проблемы

сохранения, использования и охраны культурного наследия при реализации

проектов и программ развития Сибири и Дальнего Востока. Томск: ТГУ, 2007.

С. 174-177.

  1. Щеглова Т. К. Григоричев К.В, Федоренко О.А, Липницкая, В.А.Крестьянская

архитектура: памятники традиционной крестьянской архитектуры.

  1. Щеглова Т. К. Изучение сел на основе устных исторических источников (метод.

советы) //Города и села Алтайского края: историческое наследие (Павловский

район) / отв. ред. А. Сергеев, отв. за вып. Т. Щеглова. - Павловск, 1993.-С. 102-113.

  1. Щеглова Т. К. Традиции, приметы и верования в крестьянском зодчестве

и жилищно-бытовой культуре // Этнография Алтая и сопредельных территорий /

под ред. М. А. Демина, Т. К. Щегловой. - Барнаул, 2001. - Вып. 4. -С. 125-131.

Интернет ресурсы:

20. Кружево наличников - стихи Ирины Котельниковой. Источник: www.chitalnya.ru/work/133576/

21.Каминский П.П. «Время и бремя тревог». Публицистика Валентина Распутина. Источник:fictionbook.ru/author/p_p_kaminskiyi/vremya_i_bremya_trevog_publicistika_vale/read_online.html

22.Орлов Е.С.,. Рыблова М. А. Статья: «Отражение языческой картины мира восточнославянских народов в предметах материальной культуры» - Волгоградский государственный университет. Источник: northernwind.ru

23.Инвестиционный паспорт муниципального образования Шипуновский район Источник: www.shipunovo.ru/upload/file/ekonomika/Invest/InvPassp.pdf

24.Ларин Б. А., Ожегов С. И., Томашевский Б. В., проф. Ушаков Д. Н. Толковый

словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Государственный

институт «Советская энциклопедия»;ОГИЗ (т. 1); Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2-4), 1935-1940гг . Источник: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1402307

















Список информантов исследования

  1. Береснев Сергей Юрьевич, 1960 г.р., проживает с. Шипуново, ул. Алтайская 71-11

  2. Киселев Александр Егорович, 1930г.р., проживает с. Ельцовка

  3. Липа Галина Ивановна, 1953г.проживает с Шипуново, Молодежный, 18

  4. Максименко Татьяна Петровна, 1967г.р., проживает с. Шипуново, Мамонтова, 58

  5. Мехин Сергей Юрьевич, 1964г.р., проживает с Шипуново, ул. Пушкина, 31

  6. Меньков Василий Андреевич. 1926г.рр. проживал в с. Шипуново. ул. Тарасова, 1

  7. Мирошниченко Тамара Витальевна, 1964 г.р., директор районного краеведческого музея с. Шипуново, проживает ул. Космическая 21, кВ. 2

  8. Михайлов Иван Спиридонович, 1926-г.h/ проживал с Шипуново, ул. Пушкина, 55

  9. Русанов А.Н., учитель Белоглазовской школы, 1950г.р.. проживает с. Тугозвоново

10. Раченкова Тамара Александровна, 1956г.р., проживает с. Шипуново, Заречная 8

  1. Фокина Людмила Евгеньевна, 1952г.р., жила в доме купца Тарханова с 1964 по 1980гг, в настоящее время проживает с. Белоглазово, ул. Новая 8, кв.2

  2. Фомина Валентина Викторовна, 1950 г.р., проживает Шипуново, ул. Горького, 49

  3. Шнейдер Наталья Васильевна, 1956 г.р., проживает Шипуново, Луначарского 117а

  4. Щербатых Александра Ивановна, 1953 г.р., сотрудник районного архива 1994-2004гг, проживает с. Шипуново, территория РЭС

  5. Юрченко Ирина Александровна,1980 г.р., главный хранитель музейных предметов районного краеведческого музея, с. Шипуново, проживает ул. Мамонтова 119, кв.4































Глоссарий

САНДРИК - карниз или украшенье над окном.



ПИЛЯСТРА - прямоугольный плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны. Является декоративным элементом, служащим для вертикального членения плоскости стены.</ В некоторых случаях является ее конструктивным усилением.



СТАВЕНЬ (НЯ) - дощатая или металлическая створка для прикрытия окна.



НАЛИЧНИК - декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой-резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.



ПРИЧЕЛИНА - ветровая планка под крышей фасада



ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - от лат. functio- исполнение, осуществление



СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - смысл языковой единицы (слова, словосочетания)



САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - святое (лат. sacer), мистическое, исключительной значимости, непреходящей ценности, требует благоговейного отношения. Часто имеет отношение к религии и потустороннему миру,



























Приложение 11.Бестужева





2.Быкова на Алее





3.Воробьева







4.Ельцовская



5.Качусова





6.Кособоково





7.Кособокова-Белоглазова



8.Метелева





9.Нечунаева





10.Озерная







11.Порозиха





12.Самсонова





13.Тугозвонова





14.Усть-

Порозиха



15.Хлопунова



16.Чупина





17.Шипунова

-





1748













1749















1770

















































1749





1753





























































1742

































1747

1755











1749











1748





1749











1763





1748







1749





1734





1734





1746





1734









1748





1748

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.143.

Л.252.

ЦХАФ АК.Ф.1.ОП.1.Д.152.

Л.7.

ЦХАФ АК.Ф1.Оп.1.Д.66.

Л.25



ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.105.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.66.

Л.31.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.29.

Л.192.

ЦХАФ АК.Ф.169.Оп.1.

Д.192.Л.516.



ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.8.

Л.258.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.152

Л.13.



ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.127.

Л.73.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.

Д.28.Л.345.



ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.28.

Л.382.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.29.

Л.500.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.

Д.28.Л.382.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.105.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.105.

Л.8 и 12.



ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.152.

Л.7.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.29.

Л.500.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.

Д.28.Л.382.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.105.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.105.

Л.8 и 12.



ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.152.

Л.7.



29





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал