7


  • Учителю
  • Интегрированный урок МХК и История на тему 'Искусство русского портрета VIII века. Мастера живописного портрета'

Интегрированный урок МХК и История на тему 'Искусство русского портрета VIII века. Мастера живописного портрета'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Интегрированный урок по мировой художественной культуре и истории на тему "Искусство русского портрета XVIII века. Мастера живописного портрета".

10-й класс

  • Потапова Елена Владимировна учитель МХК.

  • Забанова Ри-зигма Ефимовна учитель истории

Предмет: мировая художественная культура и история.

Тип урока: объединённый (комбинированный).

Вид урока: интегрированный.

Цель урока: познакомить учащихся c развитием культуры России ХVIII веке, с творчеством выдающихся русских портретистов, на фоне исторических событий, происходивших в данную эпоху

Задачи урока:

Образовательные: МХК

  • Опираясь на впечатления и знания, полученные учащимися на уроках МХК и истории, углубить и расширить их представления о творчестве русских портретистов 18 века;

  • Формировать умение анализировать произведения изобразительного искусства.

История:

  • Показать связь социально - экономической и политической ситуации в стране с развитием культуры


Развивающие: МХК

  • Развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство прекрасного.

История:

  • Развивать умение характеризовать достижения отечественной культуры, выявлять ее особенности, сравнивать с достижениями предыдущего века, определять влияние европейских стран на развитие российской культуры.


Воспитательные: МХК

  • Воспитывать познавательный интерес к культуре своей Родины.


История


  • Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине через познание достижений отечественной культуры в ХVIII веке


Оснащение урока.

1. Компьютер

2. Мультимедиапроектор с экраном.


Зрительный ряд:

  1. Портрет Федора Степановича Рокотова.

  2. Портрет Екатерины II.

  3. Портрет А. Струйской.

  4. Портрет Дмитрия Григорьевича Левицкого.

  5. Портрет П.А.Демидова.

  6. Портрет Владимира Лукича Боровиковского.

  7. Портрет Павла I.

  8. Портрет М. И. Лопухиной.


План урока.

  1. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением и углублением в тему.

  2. Выступления учащихся.

  3. Сравнительный анализ картин (работа в группах). Подведение итогов.

  4. Рефлексия.

  5. Домашнее звдвние.

Ход урока

Организационный момент.

Слайд 1. ()

Вступление. Выступление учителя истории.

Эпиграфы к уроку:

О, незабываемое столетие! Радостным смертным даруешь

Итину, вольность и свет.

………………………………………………………………………

… Идолов свергло к земле, что мир на земле почитал,

Узы прервало, что дух наш тягчили, да к истинам новым

Молньей крылатой парит, глубже и глубже стремясь

А. Н. Радищев

« В мире нет другой нации, которая стала бы столь выдающейся во всех областях в столь короткий срок»

Вольтер

«Цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительной, передать славу великих людей, заслуживающих благодарности отечества, и воспламенить сердца и разум к последованию»

Устав Академии художеств

Урок начинается с обсуждения эпиграфа Радищева

… Идолов свергло к земле, что мир на земле почитал,

Узы прервало, что дух наш тягчили, да к истинам новым

Молньей крылатой парит, глубже и глубже стремясь

Учащиеся должны дать объяснение, как они понимают слова, что ХVIII столетие «идолов свергло к земле…», почему эта эпоха дарует « истину, вольность и свет»

Обобщение учителя: В ХVIIIвеке в России на смену господствующим религиозным взглядам на мир приходит эпоха торжества разума человека. Она ознаменована развитием научных знаний.

Слайд 2

Особенности российской культуры:

  1. Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало взаимопроникновение достижений русской культуры ХVII века и новых культурных веяний.

  2. Проникновение ростков культуры в широкие слои населения: дворянство, купечество, мещане, казачество, крестьяне

  3. Российская культура ХVIII века развивалась в условиях крепостничества, развития абсолютизма, что приводило к острым противоречиям между старым миром и новыми явлениями в культуре.

  4. Освобожденная от церковного влияния и давления российская культура становилась все более светской.

  5. Культура содействовала формированию российского общества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.

  6. Российская культура представляла некий симбиоз достижений европейской культуры с национальным русским колоритом.


Петр I и его реформы широко раздвинули горизонт российской жизни. Во времена правления Екатерины II этот процесс ускорился. Россия все дальше уходила от своей средневековой культуры и превращалась в просвещенное европейское государство.

Идеи европейских просветителей, государственная практика просвещенных монархов стали достоянием не только императорского двора и просвещенной элиты России. Они проникали в широкие круги населения - дворянство, растущий средний класс и даже крестьянство ( примеры). И если предшествовавшие крупные повороты истории европейской цивилизации- эпохи Возрождения и Реформации - прошли во многом мимо России, то эпоха Просвещения стала для нее собственной эпохой. Изменилось отношение к человеку, его месту в системе общества и природы, к целям и задачам общества.

Но в России царил феодализм, абсолютизм достиг своего расцвета, крепостничество, сословные привилегии и ограничения составляли незыблемую основу человеческих отношений. Это приводило к острым противоречиям между старым миром и новыми явлениями в культуре.

Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало взаимопроникновение достижений русской культуры ХVII века и новых культурных веяний.

Христианское мировоззрение оставалось основным для русского человека. Правители и ПетрI, и ЕкатеринаII были глубоко верующими людьми, но проявляли равнодушие к церковным обрядам, правилам. Таким образом, мы наблюдаем как освобожденная от церковного влияния и давления российская культура становилась все более светской.

Культура содействовала формированию российского общества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание. А в это общество входили все: и императоры, дворяне, городские жители, казачество и крестьяне. Между разными слоями общества, безусловно находилась непреодолимая пропасть, но культура незаметно перекидывала через эту пропасть мостки. Одной из особенностей формирования нашего государства является ее многонациональность. И появление новых культурных ценностей приобретало интернациональный характер, так как они в своем развитии накладывались на культурные традиции и достижения всех народов России. Следующей особенностью развития нашей культуры является участие в становлении ее выходцев из-за границы. Они приняли активное участие в становлении системы образования, организации Академии наук, внесли огромный вклад в развитии русской архитектуры, скульптуры, живописи , театра, музыки. Но постепенно зарождались свои отечественные таланты, которые смогли изучив богатейший европейский опыт привнести и соединить с национальным колоритом и создать неповторимые шедевры искусства, создать свои собственные направления.

Выступление учителя МХК:

XVIII столетие часто называют веком портрета. В это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Её ценность во многом определялась интеллектуальными душевными качествами, а не титулами, чинам и званиями. С наибольшей силой и убедительностью образ человека Нового времени был воплощён в живописном портрете. Далеко не сразу были найдены новые приёмы изображения, отличные от парсунной живописи. Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский и др.

Слайд 3

Слайд 4

Вопрос к учащимся: Что за картина на слайде?

Ответ учащихся: Парсунный портрет

Слайд 5.

Вопрос учащимся: Назовите новые жанры в живописи русских мастеров во второй половине 18 века?

Ответы: бытовой, исторический, пейзажный.

Слайд 6.

Вопрос учащимся: Каких портретов коснулись перемены?

Ответы: парадный, репрезентативные портреты - картины, камерные портреты.

Слайд 7

Слайд 8

(Портрет) Федор Степанович Рокотов (1735-1808)

(выступление учащихся)

Слайд 9.

Слайд 10. Биография

Рокотов родился в тридцатых годах XVIII веке в селе Воронцово (входит в нынешнюю территорию Москвы) в семье крепостных. Получил начальное художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, усвоив изобразительные принципы стиля рококо. В 1760 году по распоряжению заметившего его вельможи и мецената И.И. Шувалова живописец был взят в Академию художеств в . В удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». Его карьера в столице складывалась удачно, однако Рокотов по неизвестной причине оставил Петербург и с конца жил и работал в Москве. В позднем творчестве Рокотова заметен переход от рококо к . Когда вступила на престол, то поручила ему, в г., написать её портрет, для которого давала ему сеансы в : портрет этот, изображающий императрицу в профиль, как бы дающую парадную аудиенцию, был подарен графу , который разместил его в . Другой портрет императрицы, поясной, был написан Рокотовым также с натуры. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он - «из самых похожих». Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Рокотову. Последние известные работы Рокотова датируются . Самой загадочной работой Рокотова, пожалуй, является портрет неизвестного в треуголке, поскольку до сих пор исследователи не установили, кто изображен на нём: либо Екатерина в мужском платье, либо внебрачный сын императрицы от графа Орлова. Портрет невероятно реалистичен, он великолепно отражает суть этого человека: ядовитая усмешка, хитрый взгляд. Все люди высшего света боялись этого человека, поскольку он был острословным и циничным, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них, люди боялись выйти в свет. Фёдор Степанович Рокотов скончался в Москве 12 года. Похоронен на кладбище .

Слайд 11. (Екатерина II)

Выступление учителя истории

Выступление учителя МХК

Рокотов строит композицию полотна, используя профильный поворот сидящей фигуры. Этот прием является достаточно редким для парадного портрета. Величественная осанка Екатерины II, ее благородный профиль в совокупности с атрибутами власти и традиционным фоном с колонной и драпировкой, сообщают образу императрицы идеальный характер. Вместе с тем величественный жест государыни, которым она словно обращается к зрителям за пределами картины, вносит в трактовку этого вида портрета не свойственный ему налет камерности и некоторый динамизм. Коронационный портрет Екатерины II явился высшим достижением Федора Степановича Рокотова в области парадного портрета.

Слайд 12.

Выступление учителя МХК

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками. Благодаря "портретным гармониям" русского художника Ф.Рокотова образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: "полумерцание, полугорение красок", "зыбкость, воздушность", "загадочность и таинственность", "вибрация света и цвета", "поэтическая хрупкость чувств", "затаенность душевных проявлений" и т.п.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое.

Слайд 13.

Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза. Н. Заболоцкий.

Не случайно этот портрет часто называют "русской Джокондой".


Слайд 14. (Портрет)

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822).

(Выступление учащихся)


Слайд 15.

Биография

Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий - русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик . Родился около в семье священника (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова. Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи в .

Около Левицкий переехал в . Учился в . С преподавал в портретном классе Академии Художеств.

В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств. В том же году за превосходно исполненный портрета тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств был руководителем портретного класса. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков. В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника. Ещё в мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого - портрет молодой , поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов. Оказал сильное влияние на становление художников , и .

Слайд 16. (портрет Демидова)

Выступление учителя истории.


Выступление учителя МХК

"Портрет П.А.Демидова" (1773), одного из богатейших людей своего времени, - лучшее художественное достижение Левицкого. Он стоит у стола на террасе, опершись локтем левой руки о лейку; у основания колонн, за которыми виден вдали Воспитательный дом, горшки с растениями, - их-то хозяин, видимо, поливал, выйдя утром, одетый, но в халате и ночном колпаке. Атласная одежда, алая и серебристая, сверкает.

Слайд 17. (портрет Боровиковского)

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)(выступление учащихся)

Слайд 18.

Биография

Владимир Боровиковский родился ( по новому стилю) в в в семье Луки Ивановича Боровиковского (1720-1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца. Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного . Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека. В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. В. Л. Боровиковский - автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера». Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.Боровиковский также является признанным мастером . Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма. В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько для строящегося , церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику . Боровиковский умер 6 года в Петербурге, погребён в . Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.


Слайд 19. (портрет Павла I)

Выступление учителя истории


Выступление учителя МХК

Павел I показан откровенно позирующим, будто он разглядывает себя в зеркало, то ли примеряя императорские регалии и репетируя предстоящее торжество, то ли напоследок любуясь собой в полном коронационном параде (им самим придуманном) перед тем, как разоблачиться.
Корона как-то слегка набекрень; скипетр над ворохом императорских атрибутов Павел держит так, будто собирается его положить, присоединив к этому вороху, - вся сцена приобретает подозрительное сходство с финалом маскарадного спектакля. Такой тип парадности требовал высочайшего мастерства в изображении парчи, шелка, бархата, меха, сверкания драгоценных каменьев - того «блеска и шума славы», который в конце концов оказывается достойным презрения.


Слайд 20. (Портрет М. И. Лопухиной 1797)

Выступление учителя МХК

Портрет "М.И.Лопухиной" (1797) - одно из самых замечательных произведений Боровиковского. Обаяние молодой женщины, одетой в простое белое платье, ее естественная грация, близость к жизни природы, мягкая колористическая гамма, прозрачность красок, плавный ритм линий создают поэтичный образ Лопухиной.

Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненности всех частей портрета.

Выступление учителя МХК

Слайд 21. (портрет Яков Петрович Полонский (1819-1898))

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским. Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: "Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца..." И в голове его начали складываться стихи.

Она давно прошла - и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви и мысли - тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...


Подведение итогов:

Слайд 22.

Сравнительный анализ. Работа в группах. Художественный анализ произведений.


Рефлексия:

Слайд 23.

  1. Появился ли у вас интерес расширить свои знания в области мировой художественной культуры и истории?

  2. Какой из трёх портретов соответствует Вашему душевному и эмоциональному состоянию?


Список литературы

  1. http://nikole-t.livejournal.com/457188.html

  2. http://www.nearyou.ru/borovik/0borbio.html

  3. http://ohudognikah.ru/content/borovikovskii

  4. http://www.renclassic.ru/Ru/36/664/665

  5. http://webstarco.narod.ru/18vek/rokotov.html

  6. http://www.nearyou.ru/rokotov/0rokotov2.html







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал