- Учителю
- Разработка для урока по теме 'Деревенский дом ' 8 класс
Разработка для урока по теме 'Деревенский дом ' 8 класс
В мире человека Древней Руси все живет: реки текут, ветры дуют, солнце всходит и заходит, холмы вздымаются, дороги ведут, валы и стены защищают, ворота и двери пропускают. Весь мир действует, живет
Дом живой: стоит сруб на пнях - лапах, дверь - пасть его, а окна - глаза. И как у всякого живого есть у дома "перед" и "зад". Фронтон дома - чело, а украшения на лицевой части дома - наличники. И "перед" лучше "зада".
Благой путь лежит через ворота, к которым дом обращен передом. А неправый путь, путь лихих людей - путь "задами".
Так центром домашнего мира провозглашается огонь. Не случайно настоящий хозяин избы, домовой, живет под печью. По сути, домовой - это дух домашнего огня.
Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней.
Сени - холодное помещение, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. И лишь позже так стала именоваться прихожая. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать "на прохладе". А в больших сенях устраивались посиделки и зимние встречи молодежи.
Основное пространство избы занимала печь. Русская печь сохраняла свою неизменную форму более тысячелетий. Ее использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой под опечком держали птицу и молодых животных. В печах парились. Причем считалось, что пар и воздух печи более здоров и целебен, чем воздух бани. Парение в печи полагалось самым целебным средством от многих болезней. Так, если заболевал грудной ребенок, его считали "недопеченым" и проводили обряд "перепекания" - на время засовывали в протопленную, но несколько остывшую печь на хлебной лопате (вспомнить Иванушку у Бабы Яги в русских сказках).
Верхняя часть печи делалась широкой и плоской, удобной для лежания. Внутреннее пространство печи - топка, горнило - делали большим: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со сводчатым потолком и плоским дном - подом. Прямоугольное отверстие в передней части горнила - чело, устье - плотно закрывалось большой заслонкой, во избежание потери тепла. Перед устьем устраивалась небольшая плоская площадка - шесток, на который ставилась утварь, чтобы ухватом задвинуть ее в печь.
Печной угол - царство женщины. В печном углу женщины готовили пищу, отдыхали. Здесь во время больших праздников, когда приезжало много гостей, они ставили для себя отдельный "женский" стол. Мужчины даже своей семьи зайти в печной угол без особой надобности не могли. Появление же там постороннего мужчины расценивалось как грубое нарушение этикета. Более того, в некоторых северных деревнях появление постороннего мужика на бабьей половине избы воспринималось как оскорбление для всей деревни.
Парадной частью избы был красный угол. Как бы не располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол получил еще название "святого". Божницу устраивали в виде полочки (иногда двухъярусной), на которую ставили иконы. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. На божнице хранились святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо, Евангелие. Сюда же, за иконы, складывали счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. Непременно лежало перышко для обметания икон.
В красном углу у сходящихся лавок (долгой и короткой) всегда ставили стол. Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу.
Вообще, стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Плоскую столешницу почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска».
Таким образом, стол, располагавшийся в почетном красном углу, был местом единения семьи, ежедневного удостоверения единства. Не случайно человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой».
Нижней границей жилого пространства избы был пол.
Верхней же границей избы служил потолок.
Основу потолка составляла матица - толстый четырехгранный брус, на который укладывались потолочины.
К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк или кольцо для подвешивания колыбели. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу.
Потолочины на матицу всегда укладывались параллельно половицам. Сверху на потолок набрасывали опилки, опавшие листья. Нельзя было только на потолок сыпать землю - такой дом ассоциировался с гробом.
Важным было освещение избы. Днем изба освещалась с помощью окон.
Окно, как и всякий другой проем в доме (дверь, труба) считалось очень опасным местом. Через окна в избу должен проникать лишь свет с улицы. Все остальное опасно для человека. Вообще, окно повсеместно воспринималось как место, где осуществляется связь с миром мертвых.
В доме, как и в одежде, богато орнаментировались все проемы (двери, окна, дымники, ворота, калитки). Многочисленные узоры должны были не столько украсить, сколько дать защиту.
Сакральные изображения были необычайно устойчивыми. Это солнце в различных вариантах, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы. Орнамент мог покрывать и весь интерьер дома, но особенно им усиливались печь, матица и красный угол.
Обязательно орнаментировались разнообразные вместилища: сундуки, сусеки, укладки, скрыни, емкости для продуктов.
А вот емкости для воды всегда оставляли без орнамента, почитая саму воду за сильнейшую защиту. Никогда не украшали и столешницу - ее защищала скатерть.
Снаружи изба по желанию плотника тоже могла украшаться узорами.
Подкровельные слеги прикрываются на фасадах наклонными досками - "причелинами."
Стык причелин под коньком отмечен вертикальной доской - "полотенцем". И всегда на конце причелин и полотенец резвая круглая розетка - символическое изображение солнца.
Как поразительно тонка и разнообразна их ажурная резьба! Что ни изба - какая-нибудь новая выдумка.