7


  • Учителю
  • Урок по истории искусств 'Питер Брейгель Старший' (3 класс)

Урок по истории искусств 'Питер Брейгель Старший' (3 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством великого нидерландского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего. Представлены краткие сведения биографии художника. Рассмотрены такие известные работы мастера, как: «Падение Икара», «Нидерландские пословицы», «Битва По
предварительный просмотр материала

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ОБЪЕДИНЕННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3» г. БРАТСКА

МАОУ ДОД «ОДШИ №3» г. Братска

Адрес: 665724, г. Братск, Рябикова ул., 49

Телефон: (3953) 42-92-00.














Питер Брейгель Старший

План-конспект открытого урока

по истории искусств.


Для учащихся третьего класса художественного отделения

МАОУ ДОД «ОДШИ №3 г. Братска»














Преподаватель МАОУ ДОД

«ОДШИ №3 г. Братска»

Васильева Алиса Викторовна









г. Братск, 2015 г.

План урока:


Тема урока: «Питер Брейгель Старший».

Вид занятия: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Питера Брейгеля Старшего.

Задачи:

Обучающая: изучение творчества Питера Брейгеля Старшего

Развивающая: развитие познавательного интереса.

Воспитывающая: воспитание уважения к художественной культуре прошлого.

Оборудование и материалы: нетбук, проектор, колонки, презентация к уроку, видеоматериал к уроку.

План урока:

1. Организация класса.

2. Сообщение темы.

3. Изложение нового материала.

4. Просмотр видеосюжета по теме.

5. Обсуждение вопросов по пройденной теме.

6. Выполнение тестового задания.

7. Подведение итогов урока.


Ход урока:

1) Организационная часть урока

- Проверка подготовки к уроку

- Организация внимания учащихся

2) Постановка целей и задач урока

- Сообщение темы урока

- Постановка целей и задач урока

Слайд 1.

Здравствуйте, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством великого нидерландского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего (между 1525 и 1530 - 1569). Именно «старшего», потому что были и другие художники Брейгели. Сына Брейгеля также звали Питером, поэтому их именовали Старшим и Младшим. Старший из-за персонажей своих работ получил прозвище «Мужицкий», а его сын - «Адский». Младшего Яна Брейгеля прозвали «Бархатным».


3) Беседа

- Изложение нового материала


Питер Брейгель Старший родился в период между 1525 и 1530 годами в области Кемпен, расположенной сегодня на границе между Голландией и Бельгией. Художник не оставил после себя ни дневников, ни писем, ни путевых заметок. По этой причине все, что касается жизни мастера, остается тайной. Местом рождения Питера была деревушка Брейгель, а сам он происходил из крестьянской семьи. Название деревни стало его прозвищем, а к его детям оно перешло уже как фамилия. Первые уроки мастерства Брейгель получил у известного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста (1502 - 1550), придворного художника императора Карла V.

В 1550 году Брейгель поступает на работу в мастерскую под названием «На четырех ветрах», принадлежащую известному графику Иерониму Коку (ок. 1507 - 1570). Брейгель придумывал сюжеты и являлся автором эскизов для большинства гравюр, созданных другими художниками - Питером ванн дер Хейденом, Францем Халсом и самим Иеронимом Коком.

В 1551 году Брейгеля принимают в Гильдию святого Луки, а год спустя молодой живописец отправляется в Италию, посещение которой считалось непременным условием достижения художественного совершенства. По пути Брейгель останавливается во многих городах Франции, а затем, перейдя Альпы, оказался в Италии, где посетил Рим и Неаполь, а также побывал на Сицилии. В 1553 году Брейгель возвращается в Антверпен.

По утверждению историка искусства Клода-Анри Роке, Брейгель часто совершал поездки по стране и «во время путешествий много и с удовольствием общался с крестьянами». Мир деревенских жителей, свободных от условностей и не обремененных обязательным соблюдением общепринятых норм поведения, становится главным источником вдохновения для Брейгеля. Представители сельских низов оказываются главными героями его работ. По этой причине художника стали называть «Мужицким». В его картинах собран богатейший материал, характеризующий жизненный уклад и обычаи нидерландского народа в середине XVI в.


Слайд 2-3. Алхимик. 1558 г.

В художественной мастерской Иеронима Кока художник создает огромное количество рисунков, на основе которых резчики работают над гравюрами. На сегодняшний день известно около сорока рисунков Брейгеля. Эти работы, созданные при помощи карандаша и пера, отличаются исключительно тонким художественным вкусом и часто - сатирической направленностью.

Алхимик проводит свои очередные опыты по превращению «неблагородных» металлов в золото. Тем временем, двое его детей лазают в шкафу, пытаясь найти что-нибудь съестное, а его жена вытряхивает пыль из пустого мешка в надежде обнаружить хоть одну завалявшуюся монетку. В этой работе Брейгель осуждает одержимость алхимика, его алчность и равнодушие к близким. «В погоне за мифическим богатством люди часто оказываются нищими», - подводит итог Брейгель, изображая на дальнем плане ту же семью в поисках приюта. Плачевный результат псевдонаучных изысканий алхимика был ясен с самого начала: лежащая перед изображенным слева мужчиной книга не случайно открыта на странице, озаглавленной «Alghe Mist» («Все потеряно»).


Слайд 4. Кухня тощих. 1563 г.

Слайд 5. Кухня тучных. 1563 г.


«Кухня тощих» изображает, как к трапезничающим беднякам случайно забрел тучный гость. Хозяева всеми силами стараются завлечь его к себе, чему тот всячески противится, пытаясь вырваться за дверь. У работ этого цикла имеются подписи. Тощий говорит: « В кухне тощих тощая еда и множество забот о пище; кухня тучных - вот место для меня; с помощью хитрости я войду туда». Сопоставляя противоположности - «тощих» и «тучных», - сам художник не проявляет расположения ни к одной из сторон. Персонажи обеих кухонь действуют в равной степени отталкивающе.


Слайд 6. Падение Икара. Между 1555 и 1558 гг.

В творческом наследии Брейгеля известна только одна картина на античный сюжет. Это «Падение Икара». Прочитав название картины, зритель остается в недоумении. Где Икар? Брейгель показывает Икара уже тонущим в море: видны лишь его ноги, торчащие из воды. В центре внимания художника - пронизанный солнечным светом морской пейзаж и сцены мирного сельского труда. Мы видим крестьянина, прокладывающего борозду, пастуха, опершегося на свой посох, рыбака, закидывающего удочку. Их автор изобразил, следуя древнеримскому поэту Овидию: только у поэта они остолбенели, увидев «проносящихся вольно по небу» Дедала (его на этой картине нет) и Икара, приняв их за «неземных богов». Но у Брейгеля никто, даже рыбак, ближе всего находящийся к тонущему Икару, не обращает внимания на падение человека с неба в море. Все происходит в полном соответствии со старинной нидерландской пословицей: «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает»... Исследователи отмечают, что в XVI веке легенда об Икаре воспринималась как суровое предупреждение самовлюбленным гордецам.


Слайд 7 - 17. Нидерландские пословицы. 1559 г.

В данном произведении собрано более сотни иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам, многие из которых уже давно вышли из употребления. Осознание их значения невозможно без полного понимания заложенного в них смысла.

Если посмотреть внимательнее, то можно заметить, что вся суетливая деятельность в картине какая-то абсурдная. Персонажи Брейгеля кроют крышу блинами, стригут свиней, роют себе могилу, садятся между двух стульев, бьются головой о стену, висят между небом и землей. Подавляющая часть представленных пословиц - о глупом, безнравственном или безумном поведении. Ключом к пониманию идеи произведения является держава (шар, символ земного мира, увенчанный крестом), но изображена она крестом вниз, т.е. вверх ногами (слайд 17). Весь мир Брейгель показывает именно так - вверх тормашками, как одну большую глупость. Причем мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира» присутствует почти в каждой работе автора.

Вот некоторые пословицы, проиллюстрированные в сюжете полотна:

1) «Засыпать ров, после того как утонул теленок» («После драки кулаками не машут») - после свершившегося, когда уже ничего нельзя исправить, бесполезно негодовать и предпринимать какие-либо действия (слайд 9).

2) «Вставлять палки в колеса» - мешать осуществлению какого-либо дела (слайд 10).

3) «Опрокинувший свою кашу не всегда может всю её собрать» - никогда нельзя полностью исправить последствия своей глупости (слайд 10).

4) «Биться головой об стену» - пытаться достичь невозможного (слайд 11.)

5) «Бросать свиньям маргаритки» («метать бисер перед свиньями») - предлагать кому-то нечто такое, что тот не способен оценить (слайд 12)

6) «Водить друг друга за нос» - дурачить, обманывать друг друга (слайд 13).

7) «Смотреть сквозь пальцы» - закрывать глаза не неточность или ошибку (слайд 14)

8) «Крыть крышу блинами» («Как сыр в масле кататься») - быть очень богатым (Слайд 15).

9) «Вешать плащ на ветер» («Держать нос по ветру») - приспосабливаться к обстоятельствам (слайд 16).


Слайд 18. Битва Масленицы и Поста. 1559 г.

К вершинным достижениям Брейгеля относится работа «Битва Поста и Масленицы» (1559). Сюжетную основу полотна составляет противопоставление Поста и Масленицы. Здесь изображены фигуры, персонифицирующие благочестие, умеренность, воздержанность - все, что связано с представлением о посте, а также персонажи, олицетворяющие пороки (чревоугодие, распущенность), ассоциирующиеся с Масленицей. Брейгель с одинаковым сарказмом изображает и тех, и других участников сражения.

В центре на переднем плане видны две главные фигуры. Одна - толстый король карнавала, восседающий на бочке, его оружием в турнире является длинный шампур с насаженным на него жареным поросенком. Это, конечно, Масленица. Ее сопровождает забавный оркестр с псевдомузыкальными инструментами - всевозможными погремушками.

Масленице и ее свите противостоит Пост - унылая изможденная женщина, сидящая на деревянном стуле, установленном на платформу, которую из последних сил тянут две монахини. На голове у Поста улей, копьем служит деревянная лопата с длинной рукояткой, на лопате лежат две тощие рыбешки (разрешенная в пост пища).

В центре картины постоянный персонаж ярмарок - шут в пестрой одежде. У него в руках горящий факел, хотя, судя по освещению, сражение происходит днем - это указание на мир «вверх тормашками». Шут, возможно, - намек на древнегреческого философа Диогена, которого было принято изображать идущим днем среди толпы с горящим светильником в руке; на вопрос, зачем он так поступает, Диоген отвечал: «Ищу человека!».


Слайд 19. Игры детей. 1560 г.

Еще одна работа, отражающая жизнь голландцев XVI столетия, - «Детские игры». Автор погружает нас в яркий, шумный, жизнерадостный мир детей. Данная работа стала подробным путеводителем по детским играм XVI век. Здесь есть хождение на ходулях, упражнения на бревне, игры с обручем, борьба и множество других забав, не все из которых сейчас понятны. Предметы, служащие детям для этих игр, - обычные вещи домашнего обихода. Картину очень интересно рассматривать. Здесь изображено более двухсот тридцати фигур. Единственный взрослый человек - женщина в боковых дверях дома на дальнем плане: она обливает водой из ведра двух дерущихся сорванцов. Большинство исследователей рассматривают «Игры детей» как отражение мира взрослых. Детские игры являются для Брейгеля лишь предлогом лишний раз подчеркнуть человеческую глупость.


Слайд 20. Две обезьяны. 1562 г.

Совсем небольшая по размерам картина «Две обезьяны» (1562), подписанная и датированная Брейгелем, породила множество догадок относительно своего содержания и смысла.

На полотне изображены две обезьяны, прикованные цепями в оконном проеме крепости. У них очень грустный вид. Еще со времен средневековья обезьяна считалась символом глупости, кроме того, она символизировала такие человеческие пороки как тщеславие и скупость. Что касается скупости, то в данном случае косвенный намек на нее - скорлупа от орехов. Можно предположить, что это намек на нидерландскую поговорку «судиться из-за фундука». В таком случае смысл картины таков: обезьяны потеряли свободу, не поделив что-то пустяковое.

Несчастье животных показано на фоне прекрасного ландшафта - вида прибрежной полосы города. Быть может, разгадка картины заключается именно в том, что за город изображен. Оказывается, это Антверпен. Брейгель вынужден был покинуть его в 1563 г., и грустное полотно, написанное накануне этого отъезда, свидетельствует о душевном состоянии художника.


Слайд 21. Падение ангелов. 1562 г

В 1562 г. мастер создал три произведения, очень близкие по своему образному строю. Возможно, они были задуманы им в виде цикла. Это «Падение ангелов» (1562), «Безумная Грета» (около 1562) и «Триумф смерти» (около 1562). Две из них - на христианские сюжеты.

Ранняя церковь учила, что давным-давно в окружении Бога появился возгордившийся ангел, который был низвергнут в ад, превратившись в Сатану. За ним из рая были изгнаны его последователи. Брейгель изображает в центре архангела Михаила в золотых доспехах. Он изгоняет с Небес недостойных, на его стороне ангелы в белых одеждах. Те же, что отпали от Бога, превращаются во всевозможных уродливых тварей. И здесь фантазия художника не знает пределов. Брейгель заимствует у Босха устрашающего вида фигуры монстро-человеков и диковинных животных, а также разные необычные предметы. Разворачивающаяся сцена выходит далеко за рамки картины: кажется, что это лишь фрагмент огромной целостности. Такое композиционное решение, а также огромное количество представленных в этом «фрагменте» фигур, усиливает впечатление беспорядка и неразберихи.


Слайд 22. Безумная Грета. ок. 1562 г.

Полотно Брейгеля «Безумная Грета» основано на народных сказаниях. Безумная Грета (Маргарита) - героиня популярной в Нидерландах легенды, относящейся по времени возникновения к началу XV века Она являлась олицетворением дьявольской фурии. Художник создает образ дикой озлобленной женщины с фанатичным, куда-то устремленным взглядом, которая мчится вперед. С мечом в руке героиня тащит с собой без разбора тарелки, горшки и кастрюли. Грета устремляется в сторону Врат Ада, представленных в виде раскрытой пасти какого-то гигантского монстра. К «шляпе» этого чудовища привязан стеклянный шар, в котором можно заметить обнаженные фигуры любовников - этот символ разврата уже использовал в своих произведениях Иероним Босх. Сидящий на крыше человек одной рукой придерживает на своей голове «корабль дураков», другой - ссыпает из мешка монеты, на радость одной из «безумных Грет», с готовностью подставляющей поднос. Все здесь - безумие. По выражению Карела ван Мандера, «озлобленные деревенские бабы, которые грабят брошенный хозяевами дом, доказывают, что ад начинается в человеческом сердце, а его источник - эгоистическое сознание или же безумие».


Слайд 23. Триумф смерти. ок. 1562 г.

В конце 50-х годов XVI века испанцы, отстаивающие свою власть в Нидерландах, огнем и мечом прошлись по всей территории страны: происходили массовые расправы над инакомыслящими, лились потоки крови, горели страшные костры инквизиции... Около 1562 года, под впечатлением от национальной трагедии, Брейгель создает масштабное полотно «Триумф смерти». На огромном пространстве художник размещает большое количество многофигурных сцен, связанных между собой образом Смерти, которая настигает людей повсюду - и в бою (в центре картины), и на пиру, и на любовном свидании (в правом нижнем углу), и в поле за работой (на переднем плане, внизу). Фоном для разворачивающейся трагедии является чудовищный пейзаж выжженной пустыни, «украшенный» виселицами и другими орудиями казни. В центре картины художник поместил символическое изображение собственно «торжества смерти» - скелета с косой, врывающегося в самое пекло боя на жуткого вида тощем коне. За сражающимися стеной стоят полчища скелетов, прикрывающихся гробами, как щитами. Смерть присутствует повсюду. Она забирает короля, кардинала, купца, простолюдина, и спасения от нее нет. Только влюбленные и там, и здесь не замечают творящихся вокруг ужасов, и, кажется, совершенно не боятся смерти. Толпы живых устремляются в устрашающего вида лаз, на поднятой крышке которого тоже крест. Но это не спасение: огромный ящик - словно мышеловка Смерти.


Слайд 24 - 25. Вавилонская башня. 1563 г.

Ветхозаветный сюжет о Вавилонской башне занимал многих художников еще до Брейгеля, но никому из них не удалось создать ничего подобного по грандиозности. До наших дней сохранились две картины Брейгеля, на которых изображена Вавилонская башня. Обе работы написаны в соответствии с известным библейским сюжетом: люди решили построить башню до неба, чтобы увековечить свое имя, но, разгневанный их гордыней, Бог смешал их языки. Строители не смогли понять друг друга, и работа не была завершена. Традиционно Вавилонская башня считается символом гордыни.

Брейгель перенес действие из библейских времен в свою эпоху и поставил башню в Антверпене (фоном для башни служит панорама города). Сооружение отдаленно напоминает римский амфитеатр Колизей и, одновременно, - гигантский муравейник. На всех этажах громадного сооружения кипит работа. Однако нельзя не заметить, что связь между строителями уже потеряна: где-то строительство идет полным ходом, а где-то башня уже успела превратиться в руины. Мораль данной картины - бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Необычайно интересно рассматривать все детали картины - строительные краны и механизмы. Это все свидетельства технических достижений эпохи.

Слайд 26. Несение креста. 1564 г.

Обращался Брейгель и к новозаветным сюжетам. Такова картина «Несение креста». Она насыщена множеством фигур, на первый взгляд все здесь выглядит сумбурно и беспорядочно. Фигура Христа, упавшего под тяжестью креста, теряется где-то в гуще толпы. Люди заняты своими делами и пребывают в каком-то хаотичном движении. И только Дева Мария на переднем плане, поддерживаемая Иоанном Богословом, вместе с Марией Магдалиной скорбит о Сыне. Вся процессия направляется туда, где толпа зевак образовала круг, - это и есть Голгофа. Два врытых в землю в середине этого круга креста ожидают приговоренных с Иисусом к распятию разбойников. Голгофа более похожа на цирковую арену, нежели на место казни. Именно там Христос, наконец, окажется в центре внимания. Безразличное отношение людей к трагедии - тема, которую Брейгель и раньше затрагивал в своем творчестве - вспомним «Падение Икара». Безразличие ведет к человеческой разобщенности и духовной слепоте, способной низвести смысл Распятия до уровня площадной забавы.

Слайд 27. Перепись в Вифлееме. 1566 г.

В 1566 г. мастер создал «Перепись в Вифлееме». Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинила в нидерландских деревнях испанская власть. Ее символом является герб Габсбургов, к роду которых относился правивший тогда в Нидерландах Филипп II Испанский. Его герб автор и поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись.

Как обычно, художник перенес событие полуторатысячелетней давности в обстановку своего времени и своей страны. Святое Семейство растворилось среди толпы, явившейся на перепись. Все здесь изображает быт нидерландской деревни XVI века, и только две детали позволяют узнать в картине евангельский сюжет - осел, на котором едет Мария, и вол - животные, присутствовавшие при рождении Христа. Не будь они запечатлены, полотно Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой.

Иосиф - второстепенная фигура евангельской истории - показан со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями совершенно закрывает его лицо. Но, чтобы у зрителя не оставалось никаких сомнений в том, что это именно Иосиф-плотник, муж Марии, художник дает ему в руки профессиональный инструмент - пилу, традиционный инструмент святого.

Своей трактовкой этого сюжета Брейгель, как и в других случаях, как бы утверждает: Христос здесь, Он среди нас, но мы Его не видим.


Слайд 28. Избиение младенцев в Вифлееме. 1566 г.

Как и в предыдущей картине художник снова помещает действие в современную ему нидерландскую деревню. Согласно Евангелиям, царь Иудеи Ирод, узнав о рождении Христа в Вифлееме, повелел умертвить всех младенцев в этом городе. У Брейгеля резню устраивают не воины Ирода, а вполне конкретные солдаты испанской армии, оккупировавшие Нидерланды. Как и в «Переписи в Вифлееме», Брейгель вводит в картину герб Габсбургов: он изображен на груди всадника, прибывшего оповестить жителей об уготованной им участи. Жуткий смысл происходящего не сразу доходит до сознания зрителя: со стороны трагедия в Вифлееме выглядит почти буднично. Земля спокойна и величава в своем белоснежном убранстве. Природа - вот истинный герой творчества Брейгеля. Он делает ее безучастной к человеческой драме.

Слайд 29. Обращение Савла. 1567 г.

В 1567 г. в произведении «Обращение Савла» художник обратился к истории апостола Павла. В основе сюжета лежит новозаветный рассказ о Савле - противнике учения Христа, направлявшемся из Иерусалима в Дамаск, чтобы отыскать там христиан и привести их в столицу Иудеи. Далее в «Деяниях апостолов» повествуется: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне сделать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел» (Деяния святых апостолов 9, 3 - 8). С этого момента он начал проповедовать учение Христа, став апостолом Павлом. У Брейгеля тоже есть божественный свет: он льется с неба косыми лучами прямо на фигуру Савла, но невидим для посторонних. Участники этой процессии реагируют только на следствие ослепления - падение Савла. Брейгель как бы говорит: таинство изображаемого акта понятно лишь посвященному.

Герой рассказа Савл, как и в других библейских сюжетах Брейгеля, отнюдь не занимает доминирующего места в картине. Более того, его еще нужно отыскать в многофигурной композиции.


Слайд 30 - 34. Времена года. 1565 г.

Брейгель считается основателем пейзажного жанра в нидерландской живописи. Ему принадлежит серия пейзажей «Месяцы» («Времена года»), изображающих полный годовой цикл изменений природы. Известно, что эти картины были созданы по заказу антверпенского финансиста Николоса Ионгелинка, большого любителя искусства.

Неизвестно, сколько картин первоначально входило в цикл. Одни специалисты утверждают, что двенадцать: каждая изображала определенный месяц; другие настаивают, что их было всего четыре - по числу времен года. Наиболее правдоподобной кажется версия, что Брейгель написал шесть картин, посвятив каждую двум месяцам сразу. Сохранилось лишь пять из шести работ цикла. Согласно принятой классификации «Охотники на снегу» означают декабрь-январь, «Хмурый день» - февраль-март, «Сенокос» - июнь-июль, «Жатва» - август-сентябрь, «Возвращение стада» - октябрь-ноябрь. Картина, изображающая апрель-май, считается утраченной.

В этих картинах художник выводит на первый план укрупненные фигуры людей. Это крестьяне, занятия которых подчинены смене времен года. Второй план представляет собой безлюдную простирающуюся до горизонта даль. В картинах серии «Времена года» Брейгель впервые и единственный раз изобразил полезную и осмысленную деятельность людей, включив ее в извечный ход жизни природы в качестве составной части.

В «Охотниках на снегу» темно-коричневые силуэты больших деревьев, фигуры охотников и собак четко вырисовываются на фоне белого снега. Вдали открывается величественная панорама холмов, замерзшая река, дома и крохотные фигурки людей на льду.

На полотне «Сумрачный день» снег уже растаял, но деревья стоят голые. Персонажи заняты делами, характерными для этого времени года. Люди срезают и собирают ивовые ветки: прутья нужны были для изгородей и плетения корзин. Все это происходит на фоне опасно разбушевавшегося моря: здесь терпят крушение корабли. Но никому до них нет дела - этическая проблема, всегда занимавшая Брейгеля.

В «Жатва» изображен жаркий летний день, час полуденного отдыха. Основная группа работников отдыхает под деревом, ест и пьет. Один из поселян, расслабившись, заснул после напряженного труда. Скошенные злаки собраны в одинаковые копны, уже частично сложенные в скирды.

Сцену «Возвращение стада» обычно связывают с ноябрем. Деревья стоят уже голые, но в общем колорите звучат желтые осенние цвета. Левая сторона неба еще голубая, тогда как справа надвигаются по-зимнему черные тучи. В позах и движениях погонщиков угадывается их желание успеть укрыть стадо до непогоды.


Слайд 35. Крестьянский танец. 1566-1567 гг.

Слайд 36. Крестьянская свадьба. 1566-1567 гг.

В 1568 г. мастер создал «Крестьянский танец» и «Крестьянскую свадьбу». Возможно, эти картины были задуманы как парные или как часть цикла картин, иллюстрирующих жизнь простого народа. На первом полотне изображена веселая деревенская пирушка. Улица, в конце ее - церковь, слева - таверна, в дверях которой стоит парочка. Картина очень полно передает веселье участников. Художник имел обыкновение посещать подобные празднества. Брейгель и его приятель купец Ганс Франкерт часто являлись на деревенские свадьбы переодетыми крестьянами и, выдавая себя за родственников либо жениха, либо невесты, подносили подарки молодым. Кроме того, Брейгель довольно часто посещал деревенские трактиры.

В работе «Крестьянская свадьба» празднество происходит в амбаре. О том, что это брачный пир, мы догадываемся по брачному венцу над головой невесты. Картина полна реалистических деталей, которые дают яркое представление о повседневной жизни крестьян в Голландии XVI века. Длинный стол накрыт не слишком богато. Из угощений только суп и каша. Из гостей выделяется пожилой господин на стуле со спинкой, тогда как все остальные гости сидят на простых длинных скамьях. Возможно это нотариус, скрепивший своей подписью брачный союз. На переднем плане двое слуг разносят угощения обычным для того времени образом - на снятой с петель двери.

У входа толпится следующая партия гостей: известно, что испанские власти, опасаясь тайных сходок крестьян, обычно заканчивавшихся массовыми беспорядками, своим указом ограничили количество присутствующих за праздничным столом людей двумя десятками. Поэтому в помещении довольно просторно, и ни один из участников празднества не обойден вниманием живописца: ни темноглазый музыкант с удивленным выражение лица и покрасневшим носом, ни маленький мальчик, старательно вылизывающий свою тарелку, ни виночерпий, склонившийся над кувшином. На почетном месте восседает невеста - румяная деревенская красавица с распущенными волосами и тоненьким венцом на голове. Жениха за столом не видно. Его отсутствие можно объяснить старинной фламандской пословицей: «Беден тот, кто не присутствует на собственной свадьбе»... Изображение крайнего справа бородатого мужчины в черном считается автопортретом Брейгеля.


Слайд 37. Слепые. 1568 г.

В конце жизни Брейгелем было написано несколько картин, которые воспринимаются как итоговые по отношению ко всему его творчеству. Одна из них

«Слепые». Художник изобразил вереницу слепых нищих, цепляющихся друг за друга. Они бредут по дороге мимо деревни. Не заметив преграждающего им путь оврага, передний слепой спотыкается и падает, увлекая за собой всех остальных. Во времена художника по дорогам Голландии ходило множество слепцов, и наблюдать их - было для всех совершенно обычным явлением. Трагизм их бытия в том, что помощи им ждать неоткуда, хотя они бредут мимо деревни, мимо церкви. Картина представляет собой иллюстрацию евангельской притчи о слепых, в которой говорится: «...Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (от Матфея, 15, 14). Слепота здесь символизирует слепоту разума. Не вызывает сомнения, что художник в образе этих калек воссоздал важный символический образ странствующего по земле человечества, физически и духовно слепого, и жестокость ожидающей и карающей его на этом пути Судьбы.


Слайд 38. Калеки. 1568 г.

Брейгель не раз изображал увечных. Калеки в XVI веке были обычным явлением.

Эта небольшая картина считается одним из шедевров Брейгеля. На переднем плане художник изобразил пятерых нищих калек. Все они повернуты в разные стороны, а костыли и протезы создают особый ритм их движения - кажется, что убогие поворачиваются вокруг своей оси, демонстрируя окружающим свои увечья. На головах этих несчастных красуются несуразные шляпы, отдаленно напоминающие головные уборы короля, мещанина, крестьянина, солдата и епископа. Мимо этой «живописной» группы, не обращая на нее никакого внимания, медленно проходит некая таинственная особа в черном одеянии, с металлической миской в руках - похожей на ту, что обычно нищие выставляют для подаяний. К одежде калек прикреплены лисьи хвосты. «Калеки» - это символ дегенерации человека, оказавшегося во власти дьявола. А возможно, здесь и вовсе нет никаких других подтекстов, кроме чувства глубокого сострадания к изувеченным и обездоленным людям. «О калеки, можете ли вы быть счастливы?» - вопрошает Брейгель на обороте своей картины.


Слайд 39. Пейзаж с виселицей. 1568 г.

«Танец под виселицей» - последняя картина Брейгеля. На скалистом плато установлена виселица. Рядом беззаботно танцуют, не обращая на нее никакого внимания, крестьяне. На виселице сидит сорока. Принято считать, что эту работу Брейгель отписал в наследство своей жене, сказав при этом, что сороки означают сплетников, которых ему хотелось бы видеть повешенными. Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение проповедников, распространявших новое протестантское учение. Террор наместника испанского короля в Нидерландах герцога Альбы держался на сплетнях и доносах. «Танцевать под виселицей» значит не бояться опасности. Танцующие крестьяне являются символом жизни, которая продолжается, несмотря на все превратности судьбы. Два высоких дерева, выходящие за рамки картины и обрамляющие передний план кулисами - композиционный прием, который будут заимствовать у Брейгеля многие художники. На заднем плане открывается вид на чудесный пейзаж, погруженный в таинственную дымку. Тяжелое впечатление от созерцания виселицы улетучивается по мере продвижения вдаль: вид бескрайней долины дарит ощущение спокойствия и восстанавливает душевное равновесие.


Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приемы панорамной живописи и миниатюры. Композиции всех его картин вписаны в излюбленный художником ландшафт-панораму с высокой линией горизонта, показанный как бы «с птичьего полета». Человек занимает в мироздании скромное место, растворяется среди себе подобных. По сравнению с величием и гармонией природы жизнь людей кажется мелочной. Природа - вот истинный герой творчества Брейгеля. Он делает ее безучастной к человеческой драме.


4) Просмотр видеосюжета (Всемирная история живописи от сестры Венди. 4 серия)

5) Вопросы к классу для закрепления изученного материала:

- Понравилось ли вам искусство Питера Брейгеля Старшего?

- Какая картина вам запомнилась больше всего? Почему?

6) Практическая деятельность учащихся

- Выполнение тестового задания (Слайд 40 - 49)

5) Анализ тестовых работ

6) Итог урока (оценка знаний)

7) Спасибо, до свидания.

Список использованной литературы:


  1. Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. Питер Брейгель Старший. Часть 56. - Украина, 2003

  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-544 с.

  3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. - М.: Высш. шк., 2000. - 368 с.

  4. Клод-Анри Роке. Брейгель или мастерская сновидений. - М.: Издательство «Молодая гвардия». Издательство «Палимпсест». Серия «Жизнь замечательных людей», 2000. - 304 с.

  5. Питер Брейгель Старший. Том 49. - М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.

  6. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1 - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 304с.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал