7


  • Учителю
  • Разработка урока ИЗО Волшебные узоры Гжели. (5 класс)

Разработка урока ИЗО Волшебные узоры Гжели. (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Современный урок в условиях введения ФГОС предметов образовательной области «Искусство»

Тема урока

«Волшебные узоры Гжели»







Выполнила:

Учитель ИЗО и музыки

Пасхина Надежда Геннадьевна

МБОУ «Новопокровская ООШ»







Учебный предмет: ИЗО

Класс: 5

Тема урока: Волшебные узоры Гжели.


Цели:

  • Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, особенностью росписи.

  • Научиться выполнять узоры в технике Гжельской росписи.

  • Сформировать навыки составления декоративной композиции.

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.

  • Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель)


Планируемые результаты:

Личностные:

Стремление к самостоятельной творческой деятельности;

Развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;

Проявлять интерес к истории и культуре своего народа;


Метапредметные:


Регулятивные:

Развитие способности к поэтапному планированию выполнения работы (от простого - к сложному)

Уметь самостоятельно создавать эскиз будущего узора;


Познавательные:

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа декора;

Самостоятельное моделирование узора гжельской росписи.


Коммуникативные:

Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме;

Планирование учебного сотрудничества.


Предметные:

Владеть знаниями о специфике и особенностях выполнения узоров гжельской росписи;

Использовать в своей творческой работе разнообразные композиционные решения.


Оборудование и материалы:

  • Презентация «Сказочная Гжель»

  • Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров

  • Художественные материалы

  • Гжельская керамика и иллюстрации с её изображением

  • Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;


Схема урока


ЭТАП

ЦЕЛЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивационный этап

Цель: пробудить у учащихся интерес к деятельности на личностно-значимом уровне.

Учитель создаёт условия для возникновения внутренней положительной мотивации ребёнка.


-самоопределение (Л)

-целеполагание (Р)

-включение детей в деятельность (П)

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


Постановка учебной задачи

Цель: научить учеников особенностям, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям

Учитель проводит побуждающий диалог, подводящий к теме.

Учащиеся

-ставят цель;

- согласовывают тему урока;

- строят план достижения цели;

- определяют средства, ресурсы и сроки.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

- аргументация своего мнения

- учет разных мнений

- разрешение конфликтов

Открытие нового знания

Цель: познакомить с традиционными видами росписи, материалами и технологиями


Учитель даёт новую информацию, алгоритм действий к решению поставленной цели.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

- волевая саморегуляция (Р)

- проявлять интерес к истории и культуре своего народа(Л)

- осознание своей национальной принадлежности (Л)


Актуализация знаний изученного материала

Цель: научать выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения.

Понимание расположения узора.


Учитель проводит фронтальный опрос с целью актуализации полученных знаний.

- извлечение необходимой информации (П)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

- постановка и формулирование проблемы (П)

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- учет разных мнений (К)

- аргументация своего мнения (К)

Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Решение типовых заданий на новый способ действия с проговариванием алгоритма.

Учитель учит учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;

для учащихся - выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого пприема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Используется индивидуальная форма работы. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки. В завершение организуется рефлексия.

Учитель акцентирует внимание на ключевых моментах при выполнении задания, а так же ведёт наблюдение за процессом создания композиционных решений

анализ, синтез, обобщение, классификация (П)

- выполнение действий по алгоритму (П)

- доказательство (П)

- контроль (Р)

- коррекция (Р)

- оценка (Р)

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: закрепить полученные знания через анализ выполненных работ. Выявляются границы применимости нового знания

Учитель организует поисковая работа учеников в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)

- подведение под понятие (П)

-выведение следствий (П)

- построение логической цепи рассуждений (П)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

- контроль, коррекция, оценка (Р)

- постановка вопросов (К)

- управление поведением одноклассников (К)

- адекватное использование речевых средств(К)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

2-3 минуты

Цель: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Вопросы к учащимся:

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать еще?

рефлексия способов и условий действия (П)

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

- самооценка на основе критерия успешности (Л)

- адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности (Л)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- адекватная оценка своего поведения и поведения окружающих.


В кабинете оформлена выставка Гжельской керамики, на доске висят иллюстрации и схемы-таблицы с её изображением.

В кабинете звучит вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов.


Организационный момент.


Учитель: Здравствуйте дорогие ребята!

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: А теперь поздороваемся и улыбнёмся друг другу.

Хорошо, молодцы!!!!

Добрый день всем, кто хочет сегодня окунуться в мир творчества, стать настоящим мастером росписи, создать свой мир и преподнести его на блюдце самым близким нам людям.
Вступительное слово учителя.

Сегодня я хочу начать наш урок со стихотворения


Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
П.Синявский

Постановка цели урока.
- С каким видом декоративно - прикладного искусства мы сегодня познакомимся на уроке?

Ученики: Гжельская роспись
- А что же, ещё мы с вами должны узнать на уроке?

Ученики: Наверное, мы должны узнать историю гжельской росписи.
- Должны научиться украшать посуду гжельской росписью

Новый материал. Показ презентации «Сказочная Гжель»


(слайды 1)

А теперь послушайте легенду. Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили племена первобытных людей, в одном из племён жил молодой человек. Был он не таким как все. Нет, на охоту он, конечно, ходил, да только всё время на что-нибудь отвлекался - то камушек разглядывает, то на земле или камне что-нибудь рисует. И вот однажды нашёл он странную землю. Была та земля мягкой и податливой. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Правда был тот горшок ещё не очень хорошим, пропускал воду, трескался. Но ведь начало - половина дела. Благодаря этому человеку в племени появилась первая посуда.

Прошло ещё много времени, может быть целые столетия, и другие люди додумались для прочности обжигать горшки на огне. Тогда к горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы.

Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… маленькие, а подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. И форма была то совсем простая, а то замысловатая.

(слайд 2) Сейчас всю глиняную посуду называют керамикой. Это слово произошло от греческого «керамос», что и значит глина.

Керамика бывает разная. Один из видов её - майолика, т.е. посуда, сделанная из цветной глины. А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.

И все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров (слайд 3).

(слайд 4) ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».

(слайды 5 -8) это белоснежные чайники, подсвечники, часы, фигурки людей, животных, шахматы.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись!

(слайд 9) самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкими мазками. А иногда написана тонкой кистью. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всех поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки.

(слайд 10 - 14) Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники - декоративные кувшины, с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках.

Кумганы - подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе. Кувшины, тарелки, блюда, чашки и многое другое.

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные и весёлые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею (слайд 15)

- Итак, мы с вами на миг очутились в мастерской Гжели. Понравились ли вам изделия, расписанные Гжельской росписью?
- Скажите, пожалуйста, за что же всем нравится Гжель?
Ответы учащихся.
- Она нравится, прежде всего, своим цветом.
- Бело-синий.
- Да, прежде всего своим цветом.

Учитель: - Ребята, а давайте закроем глаза и представим это чудо преображения. Пусть сказка родится из белого листа, в этом белом листе есть все - и белый дом, и замерзшая река, сосульки и дым, даже белая песня петуха, надо только все это увидеть.

-Представили?

- Молодцы!

А теперь мысленно добавьте голубой цвет.

-Получилось?

- Вот вы и создали первый шедевр в воображаемом мире в сине-белом цвете. В стили гжель.
- А как же называется многоцветная роспись по белому?

Ученики: Майоликой.
- Чем отличается фарфор от фаянса?

Ученики: Фарфор делают из необыкновенно белой глины, а фаянс просто из белой глины.
- Спасибо.
- Оказывается, если мы внимательно посмотрим вокруг, нас с вами окружают предметы, расписанные гжельской росписью.

Работа с выставкой изделий расписанных Гжельской росписью

Это и скатерти и полотенца, которые расписаны мотивами гжельской росписи. Ну, а из посуды мы встречаем вазы, кувшины.

Обратите внимание, что самым излюбленным узором в гжельской росписи является - роза. Но бывает, что самой розы нет, а есть только лепестки. В основе всей гжельской росписи лежит - завиток. Это основные элементы гжельской росписи.
( можно опираться на демонстрационные таблицы на доске)

- Сегодня на уроке, я предлагаю вам, попробовать себя в роли художников гжельской росписи

- Какие цвета вы будете использовать в своей работе?

Ученики: Синий, белый
- Какие элементы росписи помогут вам в выполнении работы?
Ученики: Завиток, лепестки, роза, волнистая линия.

Учитель: -Приступая к работе давайте освоим приёмы выполнения гжельской росписи.

Обратите внимание на схемы - таблицы на доске. Берём лист бумаги лежащий на столе и выполняем вместе элементы росписи.

Приёмы работы в технике гжельской росписи:

- «Мазок на одну сторону» или «мазок с тенями» ( краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладём мазок на поверхность)

- Мазок - пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она, то подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется, стебельками завьется спирально усиков.

-Ну что ж всем удачи! Приступаем к работе.

Практическая работа

Задание:

а) вырезать из бумаги выразительную форму посуды.

б) роспись посуды.

Анализ выполненных работ

Замечательно ребята,

Постарались от души,

- Я попрошу все работы поставить на демонстрационный стол.

- Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихся)

-Чем замечательны ваши блюдца?

- О чем вы думали, когда расписывали их?

-С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?

Выслушиваются мнения нескольких учащихся.

-Я думаю, что ваши блюдца получились чудесные, дивные, волшебные, прекрасные!

-Что вы будете делать со своими блюдцами?

-А сейчас поиграем игру «Определи народный промысел»
(Учащимся предлагаются карты с различными образами декоративно-прикладного творчества. Цель правильно определить тот или иной вид промысла).


Итог урока.

1.Керамика - что означает это слово?

2.Недалеко, от какого города находится деревня Гжель?

3. Из какой глины создавались изделия с многоцветной росписью по белому и как называлась посуда?

4. Как называется прием росписи гжельских мастеров?



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал