7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ИЗО школа 21 века

Рабочая программа по ИЗО школа 21 века

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тархановская ООШ - филиал МБОУ Ветошкинская ООШ

Принята на педагогическом совете Утверждаю Протокол № 1 от 30.08 .2014 Директор школы

_____________/Пугина О.Ф./

Приказ №76от 30.08.2014


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


УМК «Начальная школа XXI века »

Рабочая программа учебного предмета « Изобразительное искусство» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Программа разработана

учителем начальных классов

Шемарулиной С.Ю.


2014 год

1.Пояснительная записка

  • Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);

  • Базисного учебного плана;

  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)

  • Авторской программы «Изобразительное искусство» Савенковой. (предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).


. Ее цель - художественно-творческое развитие школьника, подготовка его к самостоятельной творческой деятельности. Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения, разработанные в Институте художественного образования РАН, передовой опыт педагогов-исследователей, внедряющих в практику инновационные интегрированные направления работы, а также изменения культурного пространства России, появление новых произведений, имен, тенденций в искусстве.

Интегрированный подход предполагает использование на занятиях не только сведений из области искусства, но также из разных школьных предметов и направлен на формирование общих представлений о гармонии мира и жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не противопоставляется миру, а является его органической частью. Цель интегрированного подхода - научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления, опираясь на динамику и логику рассуждений, составлять свою целостную картину мира.

Педагогическими условиями интегрированного преподавания изобразительного искусства являются:

выход за рамки одного искусства;

активное включение в традиционные формы обучения современных и игровых методов работы;

привлечение разных видов творческой деятельности;

перенос акцента с изучения «памятников искусства» на творческую активность самих детей;

предметно-пространственная основа изучения изобразительного искусства;

обращение к региональной художественной культуре, искусству и родному языку в тесной связи с мировым художественным процессом.

Информация адаптируется и ориентирована на осмысление происходящего в настоящем времени, исследовательскую деятельность детей, развивая самостоятельность мышления и стремление к самопознанию у школьников.

Программа основывается на предметно-пространственном изучении изобразительного искусства. Приобщение школьников к самостоятельной, осознанной деятельности по созданию художественно организованного пространства рассматривается как процесс, объединяющий законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного и народного искусства. Этот процесс направлен на формирование умений преобразовывать внутреннее пространство и внешнее окружение человека, исход я из индивидуальных потребностей и интересов личности. Определяющий фактор в работе педагога - развитие учащихся. Изобразительное искусство в программе является условием и механизмом познания мира, развития воображения и фантазии детей, их творческого проявления в различных областях деятельности.


Принципы полихудожественного развития.

Программа реализует системный подход в обучении, обеспечивает последовательное развитие способности восприятия и порождения художественного образа и его отражения в работах ученика, опирается на художественную специфику искусства, сообразуясь со следующими принципами:

Духовное совершенствование - развитиевозвышенных чувств, возникающих при восприятии искусства, воспитание умения любить и ценить культурное наследие родной страны и других народов.

Живое общение с искусством - творческий продукт должен рождаться на глазах у ребенка, их собственными силами, их руками и словами при внедрении в учебный процесс общения ребенка с живым словом, живыми красками, формами, ритмом, движением.

Освоение разнообразных сторон окружающего мира - явления и предметы показываются во взаимосвязи.

Опора на региональный компонент - использование совокупных географических, климатических, национальных, культурно-исторических особенностей местности.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности - полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий.

Сенсорное насыщение представлений и действий ученика - следует учить глаз видеть, ухо - слышать, тело - двигаться.

Раскрытие разных сторон искусства - исполнительской (техническая, механическая стороны искусства) и творческая (образная, спонтанная).

Активное творчество самого ученика - перенос педагогического акцента с обучения технике на творческую активность в искусстве ученика.

Цели полихудожественного развития.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям художественной культуры, окружающей действительности, природе.

Получение учащимися первичных знаний о мире искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне), их формах бытования в повседневном окружении ребенка.

Развитие зрительского восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, творческого воображения и комбинаторики, умения выражать в отчетливых образах реальный мир и мир воображений.

Систематическое и целенаправленное формирование элементарных умений, навыков, способов работы с художественными материалами в соответствии с возрастом и психическими особенностями.

Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к своему народу, родной природе, народной культуре, общечеловеческим культурным ценностям.

Направления работы педагога:

Реализуется в конкретных видах художественной деятельности, таких как работа на плоскости и в объеме, наблюдение и изучение окружающей действительности. Предусмотрены задания по памяти и воображению. Изображение различных сюжетов, основой которых служит живые наблюдения, натуральные постановки, иллюстрации, документальные материалы, литературные мотивы.. Предполагается знакомство с разнообразными материалами, инструментами и техникой их применения.


Развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в окружающем мире в художественную форму:

  • Освоение выразительных возможностей художественного языка композиции, цвета, формы, пространства и средств художественной выразительности в изобразительном искусстве: ритма, симметрии, асимметрии, динамики, статики, силуэта, колорита, объема, света, линии, пятна.

  • Развитие представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей - в общечеловеческих, национальных, региональных, родовых, семейных художественных традициях.

  • Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства.

  • Показ роли изобразительного искусства в истории.

  • Изучение видов и жанров изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека, особенностей профессии художника-творца.

  • Отображение окружающего мира(природы, быта человека) в творчестве детей (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре)

  • Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, организации пространства и композиции.

  • Развитие фантазии и воображения:

  • Воспитание творческой инициативы, потребности самовыражения в изобразительной деятельности.

  • Развитие способности целеполагания и художественно-образного мышления.

  • Развитие художественного и ассоциативного мышления.

  • Формирование способности анализировать и сопоставлять художественные произведения, приобретать опыт обобщения и переноса образов художественной формы с одного искусства на другое.

  • Развитие фантазии, художественно-образного мышления, творческих способностей и индивидуальности.

  • Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства(музейная педагогика):

  • Развитие сознательного подхода к восприятию, пониманию и оценке эстетического в действительности и искусстве.

  • Формирование способности воспринимать, понимать, сопереживать, ценить произведения искусства.

  • Дать представление о видах искусства, их специфике, умение выявлять содержательные моменты художественной формы, выразительные особенности языка произведений искусства, накапливание знаний и представлений об искусстве и его истории.

2.Общая характеристика предмета:

1 класс. Развитие наблюдательности, изучение окружающего предметного мира. Освоение художественных материалов.

2 класс. Формирование представлений о тесной взаимосвязи предметов в окружающем мире.

3 класс. Формирование представлений о художественной среде (человек - жилище - одежда).

4 класс. Формирование логического мышления. Взаимосвязь народного искусства с традициями народа, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения ближайшего природного ландшафта.

Виды художественной работы:

  • Работа на плоскости. Использование разных материалов (гуашевые и акварельные краски, цветные мелки, пастель, цветные карандаши, тушь)

  • Работа в объеме и пространстве. Лепка из глины или пластилина, художественное конструирование и дизайн - создание несложных геометрических форм их бумаги, использование в работе готовых форм (коробок, пузырьков, упаковок), природного материала.

  • Декоративно-прикладные виды деятельности. Стилизация и обобщение природных форм: цветов, деревьев, животных, рыб, птиц, насекомых. - в декорировании(создании орнамента, элементов украшения, декоративных композиций) с применением разнообразных материалов (краски, фломастеры, карандаши, цветная бумага, ткань) и техник (аппликация, роспись, коллаж)

  • Восприятие произведений искусства, окружающей природы и действительности - беседы, обсуждения, экскурсии.

Занятия по изобразительному искусству организуются таким образом, чтобы дети имели возможность делать своими руками, двигаться, свободно владеть голосом, развивать слух, зрение, могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.

Обучение желательно строить на игре. Проигрывать ситуации словами, действиями, жестами, звуками, движением, интонацией; в естественной среде, с друзьями, игрушками; проживание ситуации, додумывание ее, фантазирование на тему дальнейших событий, сочинение историй, сказок, путешествий ( в другие дома, города, миры, сказочные страны, на Луну, Солнце, звезды, дно моря, горы). Целесообразно работать в группах по 3-5 человек над одним предметом - картиной, спектаклем, книгой, игрушкой.

В процессе восприятия реальное окружающее пространство сравнивается с пространством художественным, а творческое действие - с перевоплощениями сказочных персонажей в пространстве среди предметов. Наблюдение и запечатление своих наблюдений, ощущений в разных видах творчества осуществляется через комплекс двигательных, зрительных, звуковых впечатлений.

Следует давать специальные задания, связанные с решением определенных пространств: наполнения их цветом, действием, движением, звуком - лучше со сказочными персонажами, требующими игровых ассоциаций, воображаемых образов, перевоплощений. При этом необходимо давать возможность детям играть с красками, пластилином, бумагой, реальными предметами, со словом, жестом, интонацией, звуками, наполняя свою деятельность конкретным содержанием.

Важно раскрывать своеобразие цикличности, ритма в природе, распределяя учебный материал так, чтобы он перекликался с интересами детей в разное время года. Для активизации эстетического переживания важно совершать экскурсии на природу, по городу, в музей. В качестве приоритетов необходимо рассматривать непосредственное восприятие произведений искусства, а не аналитическое изучение последнего.

Возможно выполнение изобразительных заданий в форме исследовательских работ с помощью учителя, родителей, старших учащихся, реализуя эмоциональный заряд возраста в движении, в музыке.

Изобразительное искусство должно быть разнообразным и разносторонним, с привлечением различных техник, материалов ( работа кистью, красками, тушью и палочками, фломастером, карандашом, мелками, склеивание бумаги, складывание, сгибание, простая пластика, аппликация отрывная и прорезная), вариантов заданий, сюжетов, ситуаций, сопоставлений, сравнений. При этом следует избегать образцов и копирования.

Полихудожественный подход предполагает внедрение в процесс обучения заданий, направленных на выражение цвета в слове, слова в цвете, слова в музыке, музыки в линии, движения в звуке и цвете, цвета в движении, а также на одушевление предмета в движении, действии. Основное направление полихудожественной деятельности: изображение - среда - музыка - движение.

В работе с детьми следует в максимальной степени исходить из потребностей ребенка, для которого общее впечатление от увиденного важнее анализа формы.. Важно стимулировать самостоятельность в суждениях и творческую активность детей. Для этого следует обращаться к подлинным произведениям искусства, рассматривать их в сравнении, не навязывая своего мнения. Значительная роль отводится действенному освоению культуры, накоплению эстетического опыта для развития стремления к общению по поводу искусства, обогащая художественный словарь ребенка.

Основной принцип преподавания искусства - преобладание качества материала над его количеством. Лучше ограничиться двумя или даже одним образцом произведения искусства. Чтобы щадить психику ребенка, не следует заострять внимание на отрицательных примерах произведений или слабых в эстетическом отношении работ или произведений с трагическим сюжетом, уделяя внимание произведениям, в которых мастер достиг вершин творчества. Предпочтительнее также использовать объемные произведения искусства. При знакомстве со скульптурой возможно пробудить чувство симпатии в процессе уподобления, предлагая ребенку встать в позу скульптурного персонажа, попытаться с помощью своего тела передать форму произведения. Кроме игр-уподобления целесообразно вводить в обучение игры с использованием элементов драматизации, вплоть до включения в игру деталей костюма персонажей., используя предметы декоративно-прикладного искусства, с которыми дети могли играть.

3.Место предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 4 классе 34 часа из расчета 1 час в неделю.

4.Ценностные ориентиры содержания предмета «Изобразительное искусства»



Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Освоение каждым народом данного ему природного ландшафта (региональный компонент). Формирование понятия - освоение человеком принадлежащего ему природного ландшафта (национальный образ мира, человек в среде): человек - природа - культура (региональный компонент).

Расширение и обогащение представления о пространстве. Формирование понятия и представления о национальной культуре: природа, климат, географические условия, особенности труда, культуры, обычаев, народного искусства, характера жилища (народной архитектуры). Национальный дизайн, эстетика мира вещей. Закладываются основы проектного мышления.


5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
    эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;

  • решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.




6.Содержание учебного предмета, курса

1.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

Графические зарисовки, пленэрные работы. Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края». Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»

2.Развитие фантазии и воображения (11 часов)

Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Создание композиции по мотивам «образной хореографии». Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня»

3.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

7.Тематическое планирование


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира - природном пространстве разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

Графические зарисовки, пленэрные работы. Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края». Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»

Работа на плоскостиВыполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима».Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.Понимать, что такое пространственное окружение.Запечатлеватьуголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.

Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»

2. Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира - мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением

Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве - в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Как описывается происхождение мира у разных народов? В чём сходство и различие этих представлений?

Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.Видеть и замечать красоту в явлениях

окружающей среды.

Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)

3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной

Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит - средство выразительности изобразительного искусства. Фотосъёмка архитектурных сооружений. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.

Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики

4. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета

Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции (наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, с природных объектов, пейзажей). Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы

Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передавать цветом настроение в работе

5. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде

Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных художников друг от друга? О чём они рассказывают зрителю? Что общего и в чём разница в картинах представленных художников? В каком уголке земли, в какой стране могли появиться пейзажи, изображённые на картинах и рисунках?

Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.

Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)

6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме

Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. Примерные темы композиций: «Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)»

Создавать свои «Путевые зарисовки».Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы

7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением

Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.

Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание картины

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Владеть графическими компьютерными программами

8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами - в набросках, зарисовках.

Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека

Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, касса маре, хижине, хате)». Отображение в композиции традиционного крестьянского труда (ремесло крестьян, их одежда). Передача колорита, настроения, динамики в соответствии с выбранным форматом

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Выполнять наброски с фигур одноклассников

9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).

Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы

Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны. Посещение этнографического музея, выполнение зарисовок интерьера и предметов, находящихся в нём. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей

Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.

Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы

10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. Примерные темы: «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки». Знакомство с колыбельными песнями разных народов. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная

Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.

Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)

11. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины)

Исследование: изучение традиций народа. Примерная тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Создание декоративных композиций по результатам исследования, например в технике аппликации. Примерные темы композиций: натюрморт, игра, ремесло, праздник. Работа на большом формате, в малых группах по 2-3 человека. Материалы: гуашь, акварель, белила


Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.).Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.

Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами

12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности

Работа с литературой: традиции, отображённые в сказках народов Кавказа, Центральной России, Казахстана, Китая и др. Самостоятельные исследования, посвящённые народной музыке и музыкальным инструментам разных народов (использование книг; беседы со взрослыми). Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей

Работа в объёме и пространствеВоспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.Создавать небольшие этюды.

Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета

13. Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями

Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (погонщик верблюдов, балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с животными)

Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.Лепить человека по наблюдению.

Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест

14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т. п.). Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея. Примерная тема композиции: «Аул в горах»

Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.Работать по памяти и наблюдению.Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве.Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.

Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа

15. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине

Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. Примерная тема композиции: «Деревенская улица»

Декоративно-прикладная деятельностьИметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).Создавать коллективную композицию на тему.

Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы

16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте

Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений

Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.

Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения

17. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях

Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Любой человек, обустраивая жилище (квартиру, дом, комнату), выражает свои представления о красоте и пользе. Создание в классе «музея-уголка» народного искусства из собранных учащимися экспонатов, пополнение ими школьного музея.

Ремёсла и виды народного творчества, характерные для региона, где живут ученики

Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся.

Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1. Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины

Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский).Заочные и очные экспедиции в места народных промыслов.

Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов»

Работа на плоскостиУметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.

Использовать для этого поисковые системы Интернета

2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения)

Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством разных эпох и народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе», «Мудрое Эхо»

Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.

Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения

3. Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды

Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др. Аппликация, коллаж

Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.

Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу

4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени

Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Создание композиции по мотивам «образной хореографии». Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня»

Распределять сюжеты среди учащихся в группе.Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.

Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения - динамики)

5. «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок

Организация коллективных «путешествий» (в том числе «музыкальных», «поэтических») всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций, например: космических зданий, предметов быта, одежды. Коллективная работа в реальной среде: создание необычного пространства (в классе, в школьном музее, в игровой комнате)

Работа в объёме и пространстве

Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору).Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).

Переключаться с одной деятельности на другую

6. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке

Творческое исследование.

Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций. Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение»

Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.

Определять цветовой и средовой характер композиции

7. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей

Проведение коллективного исследования - изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров. Составление собственных узоров для крестьянской одежды, например мужской рубашки и женского сарафана. Создание эскиза ковра из войлока, в орнаменте которого используется символика и цветовая гамма, присущие казахскому народному искусству

Декоративно-прикладная деятельность

Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев.

Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов

8. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?

Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными

Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?

9. Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы - часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни - красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение)

Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей - героев народных сказок. Экскурсии на природу, сбор материала для создания орнамента (эскизы растений, цветов). Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований традиционного народного искусства. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов - Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. Примерные темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна-красна»

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

10. Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая

музыка»

Организация и проведение в классе или между классными коллективами «художественного события», посвящённого народному искусству своего региона

Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.

Оформлять класс и школу к праздничным датам

11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы

Организация и проведение индивидуальных и групповых исследований окружающей флоры и фауны; отображение её объектов в местных народных росписях

Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.

Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.

Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр)

Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Активизация интереса к миру природы и её отображению в разных видах изобразительного искусства. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности

Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.

Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера

2. Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Формирование способности самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать произведения народных промыслов России. Например: лепка из глины или пластилина героев народных сказок, в том числе по мотивам народной игрушки. Работа в небольших группах по 4-6 человек. Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения

Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство.Уметь соотносить и объяснятьособенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства.Выполнять самостоятельно эскизы предметов - изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?».

Уметь работать в сотворчестве с другими детьми

3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение

Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы»

Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.

Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности

4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства

Формирование представлений о солярных (солнечных) знаках, например: волнистая линия синего цвета - вода, круг - солнце, ромб (квадрат) с точками - пахотная земля и зерно. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента

Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.

Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте

5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания

Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)

Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)

6. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника

Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека - один из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему. Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа?

Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека - композиционный центр.Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой).

Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)



8.Материально-техническое обеспечение


Учебно-наглядные пособия:

портреты художников

Репродукции с описанием:

В.Е. Маковский «Мальчики-удильщики»

Н.П. Богданов-Бельский «Дети на уроке»

К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

К.Е. Маковский «Портрет девочки»

К.В. Лемох «Варька»

А.Л. Ржевская «Девочка у окна»

А.А. Рылов «Берёзы»

И.И. Левитан «Цветущие яблони»

Г.Г. Мясоедов «Пруд в лесу»

И.И. Шишкин «На севере диком»

В.Д. Поленов «Река Оять»

А.К. Саврасов «Зима»

В.Г. Казанцев «Конец лета»

И.Э. Грабарь «Иней»

Таблицы:

Цвета и гуашь

Палитра

Основные и смешанные цвета

Теплые цвета

Холодные цвета

Разбелы

Затемнения

Потускнения

Светотени

Цвет в перспективе

Контрастные цвета

Нюансовые цвета

Колорит

Символика цвета

Цвет в геральдике

Стилизация

Композиция орнамента

Дымковские игрушки

Гжель

Хохломская роспись

Деревянные игрушки

Павлово - посадские платки

Вологодское кружево

Аппликация

Коллаж

Витраж

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Основы декоративно-прикладного искусства:

Стилизация.

Композиция орнамента.

Дымковские игрушки.

Гжель.

Хохломская роспись.

Деревянные игрушки.

Павлово-посадские платки.

Вологодское кружево.

Аппликация.

Коллаж.

Витраж.

Мозаика.

ЭОР

видеофильм. Сказка про сказку

видеофильм. Путешествие в прекрасное

Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства. (наглядное пособие для интенрактивных досок с текстовым заанием)

Жанры живописи (выпуск 1, 2)




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал