- Учителю
- Вне классное занятие по изобразительному искусству для 7 класса 'Великая отечественная война в произведениях художников'
Вне классное занятие по изобразительному искусству для 7 класса 'Великая отечественная война в произведениях художников'
Тема внеклассного занятия:
«Войны не знали мы и всё же…»
Класс: 7
Занятие, на котором учащиеся знакомятся с тем, что изображают художники, и делают только первые шаги к глубокому пониманию того, зачем художник изображает. Несомненно, что понимание смысла этой извечно человеческой деятельности будет постигаться постепенно. Такие занятия невозможно проводить без элементов урока истории, литературы, музыки.
Занятие начинается с экскурсии к памятнику погибшим воинам-танкистам. (Находится рядом с нашей школой). После такой экскурсии учащиеся самостоятельно смогут сформулировать тему занятия. Экскурсия и всё занятие проводится по материалам поисковых групп.
При анализе художественных произведений мы взяли предельно ограниченное количество анализируемых работ, но разностороннее проживание каждой.
При подготовке к занятию проводилась индивидуальная и работа поисковых групп по сбору информации (домашние поисковые задания)
Занятие, на котором у учащихся развиваются творческие способности, логическое мышление, устная монологическая речь.
Учитель на занятии должен быть чуть в «стороне», не мешать детям, а помогать и направлять их деятельность. Занятие ведут руководители поисковых групп.
Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание в 7 классе изучается в 4 четверти. Это занятие является продолжением данного урока.
Цели и задачи: познакомить учащихся с художниками, которые создавали картины о войне, о переживаниях людей, об их жизни во время Великой Отечественной войны; показать духовные и нравственные ценности произведений искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; воспитывать чувство патриотизма, гордость за нашу страну и людей живущих в ней.
Оформление: Зрительный ряд: Выставка репродукций художников А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя», Лактионов А.И. «Письмо с фронта», Пластов А.А. «Фашист пролетел», Герасимов С. В. «Мать партизана», Гапоненко Т. Г. «После изгнания фашистских оккупантов», Томский Н. В., плакатов о войне.
Выставка рисунков учащихся о войне.
Музыкальный ряд: песни военных лет «Священная война», «День Победы»
Литературный ряд: отрывки из стихотворений о войне. Выставка книг о войне
Экскурсия к памятнику воинам-танкистам.
Ведущий. Минуло более 60 лет с того незабываемого и трагического дня, когда люди нашей страны услышали страшное слово «война»
Чтец. Самый светлый
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли -
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду,
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем, эту ночь и этот час -
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне
Шаг за шагом вспоминаем, день за днем
Взрыв за взрывом, смерть за смертью
Боль за болью, год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Звучит музыка песни «Священная война», которая является фоном.
Советские граждане слушают сообщение о войне.
Дети прячутся от бомбежки
Ведущий: Осенние дни 1941 года. Тревожные, наполненные болью сердца для каждого советского человека. Фашистские войска рвались к Москве.
Художники, ставшие в строй защитников столицы, сумели передать в своих произведениях, рождавшихся в ходе самих событий и по их горячим следам, все, что тогда переживала наша страна - горе, страдания и радость первой победы.
Уже на второй день войны появились первые агитационные плакаты Кукрыниксов, призывающие: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Отстоим Москву!»
С первых месяцев войны артисты, писатели, художники были мобилизованы на борьбу с врагом. Из артистов формировались артистические бригады, которые выступали на передовых позициях Красной армии.
Патриотические фильмы, песни, стихи призваны были укрепить дух народа и армии в войне, требовавшей напряжения всех сил.
«Родина-мать зовёт» Плакат И.Тоидзе.1941г. «Бей так: что ни патрон- то немец» Плакат В.Корецкий. 1943г
Плакат Л.Голованова, 1944г. Плакат Н.Жукова. 1941г.
Человек с карандашом в руках, быстро делающий зарисовки в своем походном альбоме, стал привычной фигурой на передовой. Солдаты с интересом наблюдали за его работой, гордились, когда он делал портреты с них, а иногда и получали эти портреты в дар и посылали домой с очередным письмом.
Только советский художник - патриот способен был даже в самой сложной обстановке не только делать зарисовки, но и создавать большие живописные и скульптурные произведения. Сейчас с некоторыми из них мы и познакомимся.
Чтец. Вцепились они в высоту, как в «своё»
Огонь минометный, шквальный...
Свинец и железо кромсали ее,
Словно кулич пасхальный.
Ползли к высоте в огневой полосе,
Бежали и снова - ложились...
Как будто на этой высотке вдруг все
Дороги и судьбы скрестились
И крики «ура» застывали во рту
Когда мы пули глотали
Семь раз занимали мы ту высоту.
Семь раз мы ее оставляли.
А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя». 1942. Русский музей.
Ведущий. Тема героической борьбы советского народа против фашизма прочно вошла в творчество Александра Александровича Дейнеки. Одной из самых значительных картин в советском искусстве, посвященных Великой Отечественной войне является монументальное полотно А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя» Оно написано в тяжелый начальный период войны. В картине отражена напряженная битва за героический город на море. Центральный персонаж этой многофигурной композиции - раненный моряк, у которого по лицу течет кровь, но, невзирая на рану, он швыряет во врагов связку гранат. Образ моряка в этой картине олицетворяет силу, мужество, отвагу и беззаветную преданность воинскому долгу.
А.А.Дейнека. «Окраина Москвы», ноябрь 1941 год. Русский музей.
Ведущий. В суровые дни жесточайших сражений за Москву Дейнека создает свой замечательный пейзаж «Окраина Москвы» ноябрь 1941 год.
Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными надолбами, противотанковыми ежами, опустевшие дома с хлопающими ставнями словно замерли и притаились в ожидании часа решающей битвы. И хотя пейзаж лишен людей, их воля и решимость выстоять незримо присутствуют в эмоциональной атмосфере картины.
Чтец. Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне
Не давая пощады врагу
Чтоб в землянке порой находясь
Знал: любовь я твою берегу.
Вспоминаю тебя каждый час.
Ведущий. Художник Лактионов Александр Иванович «Письмо с фронта»
В картине видно, что солдат вручил письмо, первая радость от получения долгожданной весточки. Эта картина особенно волновала зрителей в первые послевоенные годы, когда у всех советских людей еще очень свежи были воспоминания, связанные с получением писем с фронта.
На картине изображены простые советские люди в обычной для военного времени тыловой обстановке.
А. И. Лактионов. «Письмо с фронта». 1947 год. Третьяковская галерея.
Ведущий. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемые долгие годы наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.
Ведущий. Герасимов Сергей Васильевич «Мать партизана». В эти тяжелые годы войны с фашизмом, вторгнувшимся в пределы нашей страны, когда все граждане своего Отечества, жили только одним чувством, любви к Родине, к могучей нашей Красной Армии. Так возникла в 1943 году картина художника Герасимова Сергея Васильевича «Мать партизана», где художник воплощает в образе русской женщины - крестьянки несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
С. В. Герасимов. «Мать партизана». 1943 год. Третьяковская галерея.
Русская женщина - патриотка, волевая, мужественная, способная заглушить в себе личное материнское горе ради любви к людям. Такой человек, не выдаст и не придаст не при каких угрозах и пытках.
Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улицы.
Чтец. Встал солдат, но не шагнуть солдату
Мать - старушка в деревенской хате
Долго будет горько слезы лить
В тяжелом горе рвать виски седые
Ждать и за околицу ходить
Мертвые остались молодыми
Сколько б мы не продолжали жить
Т.Г.Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» (фрагмент)
Ведущий. Картина художника Гапоненко Тараса Гурьевича «После изгнания фашистских оккупантов» - это суровый и правдивый рассказ о душевной красоте, силе и моральной стойкости советских людей, так ярко проявленных в тяжелые годы войны.
На картине изображено прощание жителей освобожденного села и советских воинов с жертвами фашистских оккупантов. Взгляд зрителя, прежде всего останавливается на фигурах трех женщин в центре картины. В порыве горя одна из них припала к телу старика, замученного фашистами, две другие застыли в скорбном молчании.
Полная трагизма изображена сцена на втором плане, где крестьяне прощаются с девочкой в розовом платьице с алыми ленточками. Невыразимо горе, которое переживают люди, изображенные в картине, но оно не переходит в безнадежность. Своим произведением художник говорит о том, что могучую душу народа не могут сломить никакие испытани
Ведущий. Томский Николай Васильевич - известный скульптор. С большим подъемом работал он в годы Великой Отечественной войны над скульптурным портретом советского человека - патриота. Одним из лучших портретов является бюст дважды Героя Советского Союза генерала Армии И.Ю. Черняховского, погибшего в годы войны. Этот портрет сделан посмертно, а в городе Вильнюсе стоит памятник из белого мрамора.
Все в облике этого человека полно благородства, внутреннего величия и человеческой теплоты, обаяния и даже юношеского задора, пылкости. Томский Николай Васильевич в портрете отразил самые существенные черты лучших самоотверженных сыновей Родины.
П. Д. Корин. «Портрет художников Кукрыниксов». 1957-1958 годы. Третьяковская галерея.
Ведущий. КУКРЫНИКСЫ, творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века. В плакатах военных лет их графическая манера стала более броской и лаконичной. Целый ряд их плакатов-карикатур этого времени («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941; и др.) завоевал мировую славу.
За свои карикатуры, плакаты, картины и книжные иллюстрации были удостоены пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Ленинской (1965) премий, Государственной премии СССР (1975), а также званий Герой Социалистического труда.
Кукрыниксы. «Агрессия - его профессия». Кукрыниксы. «На приеме у бесноватого главнокомандующего». «Окна ТАСС». 1944.
Кукрыниксы. «На приеме у бесноватого главнокомандующего». «Окна ТАСС». 1944.
Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (1941). Это был первый плакат, появившийся в первые дни Великой Отечественной войны на улицах Москвы.
Чтец. Я много книг читала о войне
Я знаю, что она бесчеловечна
Нам нужен мир, надежный мир навечно
Всем людям нужен мир, тебе и мне.
Парад Победы на Красной площади в Москве
Парад Победы на Красной площади в Москве. Маршал Советского Союза Г.К.Жуков.
П.А.Кривоногов «Победа»
Звучит музыка песни «День Победы»
Чтец. Давно умолк войны набат
Цветут Цветы в родном краю
Но будет вечно спать солдат
Что смертью храбрых пал в бою
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Ведущий. Война решительно изменила жизнь советских людей. Художники шли, рука об руку в едином строю с рабочими и крестьянами, с трудовой интеллигенцией. И с первых дней войны они были в гуще сражающихся масс, с карандашом в руках создавали художественную летопись Великой Отечественной войны.
Вопреки известному изречению «когда пушки гремят, музы молчат», музы советского искусства не умолкли, а с начала войны, священной и правой, наполнились новой творческой, жизненной энергией. Их мощный голос, подобно грозному набату, звучал с особой силой и воодушевлением, призывая к всенародному сплочению, единению, стойкости, самоотверженности и героизму в борьбе с врагом.
Главная задача встала перед искусством: своими возможностями воспитывать в человеке высокие патриотические чувства, раскрывать опасность, нависшую над страной, поднимать народ на освободительную битву.
Несмотря на огромные сложности, у художников было страстное желание подняться до уровня трудового и воинского подвига народа, неукротимое стремление внести свой вклад в общее дело разгрома врага.
Ведущий. Сегодня мы с вами познакомились с эпизодами Великой Отечественной войны через картины великих художников, скульпторов, карикатуристов. А сейчас вашему вниманию открывается выставка книг о войне. Слово предоставляется нашему библиотекарю. (Выступление библиотекаря о книгах с рассказами, стихами, повестями о войне.)
Ведущий. Все учащиеся нашего класса участвовали в выставке рисунков, посвященной войне. Сейчас мы подведем итоги выставки.
Подводятся итоги работы поисковых групп.
Слово учителя. Проводится рефлексия
1.О чем мы с Вами говорили на занятии?
2.Что ты взял (а) с сегодняшнего занятия?
3.Что дал другим, что взял от других?
4.Что получил от своего собственного выступления?
5.Какие чувства и мысли у Вас возникают после просмотра и анализа произведений о войне.