7


  • Учителю
  • Разработка урока ИЗО в 4 классе 'Эскиз средневекового европейского костюма'

Разработка урока ИЗО в 4 классе 'Эскиз средневекового европейского костюма'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Предлагается для учителей, работающих по программе Б.М. Неменского в условиях реализации ФГОС. 4 класс. Урок 10. Тема года и тема четверти (триместра): «Каждый народ – художник» Тема урока: Эскиз средневекового европейского костюма. Конспект сопровождается технологиче
предварительный просмотр материала

4 класс. Урок 10.

Тема года и тема четверти (триместра): «Каждый народ - художник»

Тема урока: Эскиз средневекового европейского костюма.


Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

Обучающие: 1. Продолжить формировать понятие художественного образа культуры народа во взаимосвязи с исторической эпохой, географическим положением и условиями жизни.

2. Научить конкретизировать формы готического стиля в композиции одежды.

3. Продолжить формирование умения изображать фигуру человека.

Развивающие: 1. Развивать у обучающихся умение проводить аналогии силуэтов одежды с архитектурными элементами.

2. Развивать способность к композиционному моделированию в соответствие с замыслом.

Воспитательные: Воспитывать у обучающихся толерантное отношение и интерес к культуре других народов.

Основные проблемы урока: Поиск исторических, географических и бытовых взаимосвязей в искусстве.

Планируемые результаты урока:

Предметные: Учащиеся имеют представление об облике горожанина, его костюме, знают пропорции фигуры человека, способны пластически преображать её изображение в движении.

Метапредметные: Учащиеся умеют ставить проблему и искать ее решение, могут оценить свои трудности и результаты, способны к простому анализу изображения, поиску взаимосвязей явлений.

Личностные: Учащиеся способны осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками, учащиеся испытывают интерес и терпимость к культуре другого народа.

Оборудование урока:

Для учителя:

Зрительный ряд: Презентация со средневековыми миниатюрами, фотографиями готических соборов, костюмов. Карточки со схематическим изображением фигуры человека.

Литературный ряд: Стихотворение Максимилиана Волошина «Готика».

Музыкальный ряд: Фрагменты лютневой музыки.

Для учащихся:

Блокнот-словарь. Краски, кисти, фломастеры, бумага, палитра.


Ход урока:

Этап урока, время.

Организация деятельности учителя

Организация деятельности учащихся

1.

Организационный момент.

2 минуты.

Ассистенты проверяют наличие принадлежностей на партах, помогают в организации рабочего места.

Учитель выставляет оценки в журнал за прошлый урок под диктовку учащихся.

2.

Повторение материала прошлого урока «Европейские города средневековья. Готический стиль в архитектуре». 5 мин.


Учитель фронтально задает вопросы:

  1. Как выглядел средневековый город?

  2. Какие особенности готической архитектуры мы изучили?

  3. Какие новые слова мы узнали на прошлом уроке? Посмотрите в словарь. Что означают эти слова?

(учитель отмечает наиболее активных учащихся)


-Мы ничего не сказали сегодня о скульптуре, но у нас есть человек, который готовился дома.

Учитель оценивает защиту мини-проекта.

-Спасибо, нам разговор о пластичности сегодня особенно важен.

-Мы вспомнили о средневековом городе, а теперь...

Учащиеся открывают блокноты-словари, отвечают на вопросы учителя.

  1. Тесные улицы, наличие главной площади, собора, появление ремесел, банков, закрытие города на ночь и пр.

  2. Вытянутость форм, ажурность, образ возвышения и взлета, наличие скульптур, витражей.

  3. Каркас- основа постройки готического храма.

Витраж-цветные стекла-картины.

Защита мини- проекта:

Один из учащихся показывает слайд, читает найденные самостоятельно стихи и рассказывает, что означают незнакомые слова.

Защита мини проекта:

Леса готической скульптуры!

Как жутко всё и близко в ней.

Колонны, строгие фигуры

Сивилл, пророков, королей…

Мир фантастических растений,

Окаменелых привидений,

Драконов, магов и химер.

Здесь всё есть символ, знак, пример.

-Сивиллы-прорицательницы,

Химеры-ужасные фантастические животные.

Это стихотворение написал М. Волошин.

(ученики благодарят одноклассника)

3.

Вводная беседа и мотивация к изучению нового материала. 5 минут.

-Как вы думаете, какие жители будут здесь больше « к месту», то есть в гармонии с обликом города? (фронтально)

Учитель поощряет обоснованные ответы.

Учитель предлагает ПРОБЛЕМУ:



Предлагаю вам расследование. Первый ряд учеников, совещаясь по четверкам, расскажет нам, чем предположительно занимались горожане на картинке, второй ряд - сельские жители, третий ряд сделает выводы о различиях и сходстве в одежде знати и простолюдинов.


Метод дискуссии и мозгового штурма.


Учитель оценивает работу представителей (сумели ли проанализировать, спрашивает, насколько «четверки» довольны делегатами)





Учащиеся самостоятельно пытаются выбрать, отмечают, что 2 и 3 костюмы слишком современны и одинаковы. Кто-то пошутит, что все вместе. В итоге делают вывод, что в наше время по костюму почти не определишь положение человека в обществе, тогда как в средние века это сразу бросалось в глаза.

Коллективное обсуждение по «четверкам» с последующим делегированием одного.

1 ряд - пытается определить, чем занимались горожане на первой миниатюре.

2 ряд - сельские средневековые жители на второй миниатюре.

3 ряд - делает выводы о различиях и сходстве в одежде знати и простых людей.

Через 3-4 минуты у доски собирается 6 человек-представители от трех групп, восьми «четверок», по очереди излагают выводы.

«Четверки» высказывают мнение об ответах, дополняют.

4.

Изложение нового материала. 7 минут.



Рассказ об особенностях одежды, головных уборов, обуви,.

Подобные головные уборы и обувь до сих пор изображают у фей, колдунов, волшебников

-Кого напоминают вам эти молодые люди?



-Действительно, в последствии многие элементы сохранились как шутовские.


Восприятие нового материала. Учащиеся по ходу беседы отвечают на вопросы:


-Головные уборы, как у колдунов или фей.


-На шутов немного похожи.

5.

Рефлексия. 2 минуты.

Учитель в завершении изложения материала предлагает рассмотреть два слайда и просит ответить на вопросы:

1.Что общего вы нашли в готической архитектуре и средневековом костюме?

2.Какими средствами это достигается?

3.Какой образ у вас сложился?

Фронтально.

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 132.


Вы видите здесь средневековую миниатюру «Пир у королевы». Хорошо просматривается стиль одежды знати и прислуги, чем и как они занимались. Используйте эту и другие иллюстрации в работе. Обратите особое внимание на пластику.

Учащиеся сопоставляют, дают ответы: 1. Общее - вертикальные линии, устремленность ввысь, к небу. Острые вершины.

2. Складки, продольное деление, высокие чепцы, длинные носки обуви, зубчатые окончания платьев и пр.

3. Яркий удлиненный силуэт костюмов горожан, сказочность, возвышенность.


Рассматривается иллюстрация в учебнике

на стр. 132

«Пир у королевы».


6.

Практическая работа над созданием эскиза костюма.

20 минут.

Учитель спрашивает -Как вы думаете, какая задача практической работы на сегодня?

Верно - изобразить человека в средневековом костюме, создавая образное единство с архитектурой, и просит повторить пропорции фигуры человека, используя динамические модели.

Во время практической работы учитель индивидуально обсуждает эскизы, направляет учащихся, помогает.





Учащиеся говорят, что задача, скорее всего, заключается в изображении эскиза средневекового костюма.


Далее вспоминают основные пропорции фигуры, указывая середину высоты, 7-ю часть для головы и ступни, основные части и пр. (по раздаточному материалу).




В работе учащиеся используют раздаточный материал - динамические фигурки анфас и профиль человека, продумывают позу,. Наиболее слабые ученики могут частично обводить силуэт.

Изобразив фигуру человека, работают над композицией эскиза костюма, завершая её в цвете красками.

7.

Рефлексия, итоги урока.

4 минуты

Учитель негромко включает фрагменты лютневой музыки и просит учеников объективно отобрать в левую сторону те работы, которые больше подошли бы под музыку средневековья, работы с наиболее выразительной пластикой, или те, где хорошо видно положение человека в обществе и пр.

Так, коллективно озвучиваются оценки за работу всему классу.

Далее учитель просит учеников сделать главный вывод урока.

Д/З: найти в интернет-сети картинки с изображением архитектуры и костюмов разных народов и эпох, если можно, отпечатать для кабинета.


Завершив работу, учащиеся крепят её на доске и возвращаются на место, оценивая и сравнивая издалека, делят на группы, предложенные учителем.


Вывод урока учащиеся делают самостоятельно:

Одежда выражает представление людей о мире в зависимости от того, где, когда и как они живут.


Если позволяет время, ученики могут провести параллель и древнегреческой складчатой одежды с желобками колонн храма.


Учащиеся высказывают мнение об уроке, что понравилось, какие были трудности.







Используемая литература:

  • В.А Борзова «Развитие творческих способностей у детей» М, 1994г.

  • Л.А. Неменская «Изобразительное искусство», учебник для 4 класса, «Просвещение»,2014г.

  • Б.М. Неменский «Педагогика искусства». Просвещение, 2007г.

  • Н.И. Пьянкова «Изобразительное искусство в современной школе», Просвещение, 2006г.

  • Н.А. Кропоткина «Время и мода». Дрофа, 2010г.

  • В.И. Сидоренко «История стилей в искусстве и костюме». Ассоциация 21 век, 2011г.

  • www. Современный учительский портал.

  • www. multiurok.ru



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал