7


Рабочая программа по ИЗО

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Пояснительная записка

Рабочая программа для 6 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013) . Учебно - методический комплект рекомендован Министерством образования РФ /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана - Граф, 2013.

Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:

1. развитие представлений об окружающем мире, космосе, человеке, природе, времени, обществе, их единстве, об освоении человеком окружающего природного ландшафта в разные периоды жизни на Земле;

2. развитие понимания взаимообусловленности формы и характера украшения архитектуры от «вмещаемого ландшафта» (Л.Н.Гумилёв), природных условий, общей экологии.

воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;

освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;приемов работы с художественными материалами, инструментами , техниками.

овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.



Для реализации программы используется следующий методический компекс:



Учебник : Изобразительное искусство : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г. Савенкова - М. : Вентана-Граф, 2016.





Общая характеристика учебного предмета.



Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,

разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».

Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.



Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка.

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

3. Живое общение с искусством.

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

5. Опора на региональный компонент в обучении.

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.

9. Активное творчество самих детей.



Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.



Методы и формы обучения.



Дидактическая модель обучения строится на следующих методах: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), игровой, частично поисковый (эвристический), продуктивный, репродуктивный метод, метод наблюдений, метод комбинирования, метод сравнения, метод анализа, метод повторений, метод наглядной демонстрации, метод предварительных работ, метод ограничений (во времени, в колорите), метод диалогичности.

Также предполагается применение нетрадиционных методов обучения: метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей; метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод оформления работами учеников интерьера школы, класса; метод коллективных и групповых работ, метод педагогической драматургии.

Педагогические средства обучения определяются типом урока, характером содержания учебного материала, уровнем знаний, умений и навыков учащихся: беседа, рассказ, демонстрация наглядных материалов, анализ художественных произведений, графические упражнения, самостоятельная творческая работа.

Рабочая программа отображает механизм системно-деятельностного подхода, заключающегося в том, что:

- целью предмета становится не процесс, а достижение учащимися результата;

- в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся;

- содержание материала урока подбирается с учетом развития у учащихся познавательной активности, художественного мышления, творчества, что позволяет каждому ученику реализовать в процессе обучения свои возможности;

- постоянно происходит обращение к жизненному опыту учащихся;

- целенаправленно используются межпредметные связи.

В программе предусмотрено использование здоровьесберегающей технологии: физкультминутки, гимнастика для глаз и дыхания, игровые моменты, чередование разных видов и форм изобразительной деятельности, релаксационная музыка.

Также рабочей программой предусмотрено ведение учащимися словаря, куда записываются основные понятия и художественные термины. Поэтому одной из форм контроля является словарный диктант, также оценивается ведение словаря.





Виды и формы контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля, как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, творческая работа.



Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ-Лопатенской СОШ на изучение предмета изобразительное искусство в 6 классе отводится 34 часов в год ( 1 час в неделю).



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.



Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.



Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.



При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.



Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.



Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, сво­ей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.



Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру,



Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме ху­дожественных действий. Для этого необходимо освоение худо­жественно-образного языка, средств художественной выразительнос­ти. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искус­ства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собствен­ный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценно­стных критериев жизни.



Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающи­мися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа.



Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».



Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценност­ные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета



Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

4. формирование духовных и эстетических потребностей;

5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы

8. обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности

Регулятивные УУД

1. Проговаривать последовательность действий на уроке.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;

Коммуникативные УУД

1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

5. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

.





Содержание учебного предмета

Введение. История развития представлений человека о мироздании ( 1 час).

Глава 1. Мифология в народном творчестве ( 5 часов).



Мифы творения мира. Мифология и символика русской избы. Фантастические звери в русском народном творчестве. Символы в орнаменте.

Пермская деревянная скульптура

Глава 2. Мир архитектуры ( 5 часов)

Храмовая архитектура. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов. Дворянские усадьбы России. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства. Садово-парковая архитектура







Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы ( 3 часа)

Дворянский быт, интерьер дворянского дома. Литературная гостиная и литературный салон. Музыка в пространстве интерьера



Глава 4. Портрет в искусстве ( 3 часа)

Костюм как произведение искусства. Исторический портрет, парадный портрет . Графический портрет

Глава 5. Натюрморт ( 4 часа)

Декоративный натюрморт. Построение геометрических тел. Ахроматический натюрморт. Символика в живописи

Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России ( 4 часа)

Тульский самовар. Резьба по камню и кости. Художественная обработка металла. Павловопосадские платки



Глава 7. Книга как произведение искусства ( 3 часа)

Искусство оформления книги. Художественный шрифт. Шрифтовая композиция

Глава 8. Малые формы в графике ( 3 часа)

Экслибрис. Эмблема. Марка как произведение искусства

Глава 9. Проекты ( 2 часа)

Город будущего. Архитектурный проект школы будущего

Глава 10. Великие имена в искусстве ( 1 час)

Художник-живописец













































КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 класс



п

п

№ урока в теме

</<font face="Calibri, serif">Темараздела, тема урока

Количество часов

Характеристика

деятельности учащихся





Дата







Примечания















По плану

Фактич.



1

1

Введение. История развития представлений человека о мироздании





1

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Развитие представлений учащихся об эволюции взаимоотношений человека и природы, изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние века, Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре. Тематическая композиция. Создание тематических композиций по материалам изученной темы, например: «В пещере», «Древнегреческий герой в лабиринте», «Данила в горах Уральских», «Кладовые Хозяйки Медной горы», «Идеальные сады и величественный град».

Создание объёмно-пространственной композиции по подсказке: создание макета с использованием развёртки пирамиды, геометрического или растительного орнамента по мотивам росписи произведений народных промыслов

1.09





2



Глава 1. Мифология в народном творчестве









1

Мифы творения мира

Создание образа Мирового древа

1

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Развитие мировоззрения учащихся через формирование представлений о мифологии, в которой главными являются мифы о сотворении мира. Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различие. Организация исследовательских работ по изучению мифов народов мира. Мировое древо.

Создание образа Мирового древа, объединившего в себе все четыре времени года. Определение места для символов и знаков.

Проведение исследовательских работ по изучению истории своей семьи и графическое изображение своего древа жизни (своей семьи)

8.09





3

2

Мифология и символика русской избы

Макет русской избы



1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Мифология и символика русской избы. Разнообразие видов крестьянских домов (полуземлянка, изба, дворовые постройки). Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента архитектуры. Различия внешнего вида избы и её украшений в зависимости от региона проживания, климата, традиций. Макет русской избы. Работа по подсказке - выполнение макета фасада избы в технике бумажного рельефа. Работа в малых группах.

Передача в работе представлений о пропорциях, важных элементах, составляющих фасад крестьянского дома: наличнике (лицо), причелинах (чело), окнах (око), солнечных розетках, крестах и громовых знаках на полотенцах, коньке на крыше, жар-птице и петухах в обрамлении окон, на причелинах и лобовой доске «небесных хлябей» (городки, капли), берегинях, русалках, драконах на наличниках.

Создание серии цифровых фотографий с объектов архитектуры региона проживания учащихся, в которых сохранились элементы украшения традиционного крестьянского жилья (интерьер и экстерьер) для коллективного альбома

15.09





4

3

Фантастические звери в русском народном творчестве

Создание образа фантастического зверя в природной среде



1

Развитие фантазии и воображения.

Развитие фантазии и воображения на основе олицетворения могущественных сил природы, вымышленных персонажей народных сказок, былин, сказаний (лев и единорог как символы дня и ночи;

Семаргл - крылатый пёс; Алконост - райская дева-птица; Сирин - дева-птица, посланница властелина подземного мира; жар-птица - олицетворение огня, света, солнца; грифон - мифическое существо, полуорёл-полулев, Стратим - птица-великан, ящер-крокодил, Кот Баюн и др.). Графическое изображение фантастического зверя.

Создание образа фантастического зверя в природной среде; в качестве подсказки можно использовать Красную книгу.

Слепить фигурку фантастического животного по описанию в сказке или былине (создание из готовых фигур животных коллективной композиции в природной среде). Работа по подсказке в учебнике (центром композиции должен стать образ фантастического зверя, женской фигуры Богини-матери или Мировая гора)

22.09





5

4

Символы в орнаменте

Геральдические композиции.





1

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки.

Геральдическая композиция Геральдические композиции.

Создание геральдической композиции для литературного героя или создание своего фамильного герба с помощью геометрических символов, предметных образов.

Использование в работе разных принципов построения композиции - регулярного или свободно асимметрического, ленточного или с центральной симметрией. Подобрать соответствующую цветовую гамму. Выделение главных и второстепенных элементов

29.09





6

5

Пермская деревянная скульптура

Выполнение набросков с натуры фигуры человека в статичной позе



1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Пермская деревянная скульптура - культовая скульптура, являющая частью ансамблей церквей и часовен, - уникальный образец народного искусства.

Фронтальная композиция, симметрия и статика этого вида искусстваНаброски с натуры. Выполнение набросков с натуры фигуры человека в статичной позе как эскиза будущей скульптуры.

Создание коллективной тематической многофигурной композиции на основе полученных набросков.

Лепка из глины или пластилина

6.10









Глава 2. Мир архитектуры







7

1

Храмовая архитектура

Создание эскиза к храму науки



1

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Формирование представления о храме как символической модели мироздания.

Исследования учёного К.Г. Юнга о параллели символики здания (роль этажей), с сознанием и чувствами человека (верхний этаж - сознание и разум, духовная жизнь; первый этаж - здравый смысл и бессознательный разум; подвал - коллективный бессознательный разум и интуиция). Объёмно-пространственная композиция.

Создание эскиза к храму науки (искусства, космоса и др.).

Работа по подсказке - эскиз объёмной композиции.

Коллективная работа в смешанной технике с применением развёрток геометрических фигур. Использование чертёжных инструментов и приспособлений при вычерчивании развёрток

13.10





8

2

Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов

Эскиз дворцового строения.



1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представления учащихся о разнообразии стилей и направлений в архитектуре.

Характер формы дворцовой архитектуры тесно связан с культурой общества, национальными, историческими, географическими и ланд-шафтными особенностями местности, в том числе наличием строительного материала (дерево, камень). Значение дворцовой архитектуры: оборонительная и административная функции. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей. Эскиз дворцового строения. Создание эскиза дворцовой архитектуры для своего города (села, посёлка, деревни). Передача в эскизе характерного стиля, пропорций, ритма форм и украшений. Работа на плоскости графическими материалами на цветном фоне (тушь, перо). Возможна групповая работа над ансамблем одного исторического периода

20.10





9

3

Дворянские усадьбы России

Создание объёмно-пространственного эскиза оформления дворянской усадьбы



1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представлений о национальных особенностях архитектуры. Дворянские усадьбы - особое явление в архитектуре России.

Характер архитектурных построек, относящихся к усадьбе: небольшая церковь, флигеля и хозяйственные постройки, архитектурный комплекс жилых помещений как единое целое; парадный двор, беседки, павильоны и др. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме. Объёмно-пространственная композиция в смешанной технике. Работа в малых группах, использование в работе готовых форм (коробки, пластмассовые бутылки), цветной бумаги, картона, поделочного материала, красок.

27.10





10

4

Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства









1

Развитие фантазии и воображения.

Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Фризовая композиция.

Выполнение эскиза фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги (технике пластинчатой мозаики) для конкретного здания. Выполнение витража для оконного проёма в кабинете искусства (музыки, изобразительного искусства, литературы): создание эскиза, подготовка основы с прорезными фигурами для цветных стёкол.

10.11





11

5

Садово-парковая архитектура













1



Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование способности различать характерные стилевые особенности архитектурных сооружений.

Садово-парковая, или ландшафтная, архитектура. Задача данного вида искусства - решение эстетической организации природной среды (около жилой архитектуры).

Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древнего Востока, Греции, Рима, Японии, России). Цветная графика. Графическая композиция.

Создание графической композиции садово-парковой зоны, которую можно разбить возле школы. Работа в технике цветной графики (цветной карандаш, фломастер, акварель), При изображении учитывать законы воздушной перспективы.

17.11





12



Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы









1

Дворянский быт, интерьер дворянского дома





1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Характерные особенности дворянского быта, архитектурных построек, внутренних жилых помещений. Оформление интерьера в зависимости от назначения. Элементы предметно-пространственного окружения дворян.

Создание тематического натюрморта, характерного для интерьера усадьбы Пушкиных в Болдино (например, предметы и письменные принадлежности; цветы и утварь и др.).

Работа в цвете гуашевыми красками с использованием белил.

Работа по представлению или описанию в литературных произведениях А.С. Пушкина.



24.11





13

2

Литературная гостиная и литературный салон

Проект литературной гостиной



1

Развитие фантазии и воображения.

История появления первых салонов и их популярность во Франции и России в XVII -XVIII веках (организация и проведение поэтических вечеров, интересных встреч, музыкальных концертов, конкурсов и т. д.). Создание эскиза интерьера для организации литературной гостиной в школе (классе, зале, рекреации). В разработке эскиза учитывать тематику литературного вечера (по выбору учащихся или по рекомендации учителя). Вечер может быть посвящён тому литературному произведению, которое изучается в данный момент на уроках литературы. Связь оформления с историческим периодом.

Техника по выбору (эскиз - акварель, гуашь, макет с использованием небольшой коробки, аппликация)

1.12





14

3

Музыка в пространстве интерьера

Натюрморт с музыкальными инструментами.





1























Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления о характере работы композитора, специфике его жизни и творчества.

Развитие понятия о взаимозависимости музыкального произведения и архитектурного пространства, в котором оно исполняется (каждому музыкальному произведению соответствует определённое пространство: камерное, большое, высокое, широкое, сферическое). Натюрморт с музыкальными инструментами.

Создание натюрморта с изображением трёх предметов, в котором центром композиции должен быть музыкальный инструмент (скрипка, балалайка, мандолина, барабан и др.). Работа по подсказке.

Работа акварельными красками

8.12











Глава 4. Портрет в искусстве







15

1

Костюм как произведение искусства

Создание силуэта костюмов разных исторических периодов



1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о костюме как произведении искусства - свидетеле истории. Уметь доказать это положение с помощью ИКТ.

История развития костюма и его роль в жизни общества. Сравнение костюма и архитектуры (общее и различия). Исторический костюм.

Создание силуэта костюмов разных исторических периодов (по выбору) из чёрной бумаги.

Передача характерных признаков костюма разных исторических эпох. Образцом для подражания является архитектура соответствующей эпохи.

Готовый костюм дополнить причёской, обувью, головным убором, аксессуаром. Работа может выполняться в технике графики или аппликации

15.12





16

2

Исторический портрет, парадный портрет

Создание портрета.





1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о различных видах портретного жанра Создание портрета.

Создание парадного портрета своей семьи - многофигурной композиции в костюмах определённой исторической эпохи.

Использование в работе готовых фотопортретов. Каждый персонаж должен быть одет в костюм соответствующей эпохи. Соблюдение пропорций фигуры и вырезанного из фотографии лица. Использовать греческий канон изображения человека на портрете

22.12





17

3

Графический портрет

Создание графического портрета.





1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование понятия о гравюре как виде графического искусства. Специфика данного вида художественного творчества, история его появления. Отображение в данном виде изобразительного искусства портретного жанра (исторический и парадный портрет). Гравюры Петровской эпохи. Знакомство с пропорциями человеческого лица и канонами его изображения. Создание графического портрета.

Выбор героя, портрет которого будет выполняться в графике. Знакомство с выразительными возможностями литографии, активное использование в ней линии, пятна, силуэта.

Использование знаний о линейной перспективе, плановости, соразмерности частей объектов изображения, композиционном центре во время размещения портрета в интерьере

12.01











Глава 5. Натюрморт







18

1

Декоративный натюрморт

Создание натюрморта



1

Развитие фантазии и воображения.

Формирование широкого, объёмного представления учащихся о жанре натюрморта в изобразительном искусстве. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов). Представление о выразительных средствах, используемых художником в изобразительном искусстве.

Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от реалистической манеры.. Создание натюрморта, цвет и форма которого несут в себе определённый образ или настроение.

Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла.

Работа гуашью на больших форматах. Дать название, соответствующее настроению и созданному художественному образу.

Возможна работа в группах по два человека.

19.01





19

2

Построение геометрических тел





1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства. Красота окружающего человека предметного мира, в котором отражается культура народа в разные периоды истории человечества. Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Развитие представлений о характере изображения геометрических тел в композиции: смысловая связь предметов в композиции, грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов. Построение геометрических тел.

Построение натюрморта из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.

Передача иллюзии объёма, смысловой взаимосвязи между предметами

26.01





20

3

Ахроматический

натюрморт





1







Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета. Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль. Создание натюрморта в ахроматических тонах.

Освоение технологии создания ахроматической композиции натюрморта в технике гризайля.

Работа по подсказке: выбор формата, организация предметной плоскости, создание предварительного рисунка, построение геометрических тел, тональное решение предметов в зависимости от удаления и расположения от источника света

2.02





21

4

Символика в живописи

Создание натюрморта, воспевающего плодородие и щедрость земли.



1

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Формирование представлений учащихся о символике в европейской реалистической жи-вописи (составляющие украшения интерьера, предметы натюрморта, цвет, священные лики, животные, цветы и др.).

Символы в окружающей жизни современного человека. Создание натюрморта, воспевающего плодородие и щедрость земли. Использование знаний о символике в живописи.

Работа по подсказке.



9.02









Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России







22

1

Тульский самовар

Рисование с натуры. «Натюрморт с самоваром».



1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Воспитание уважения к традициям народа, интереса к объектам традиционного быта крестьян, их происхождению, значению каждого предмета в крестьянском быту. Самовар - «водогрейный для чая сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри»Рисование с натуры. «Натюрморт с самоваром».

Изображение сюжетной композиции, центром которой является самовар.

Задачи рисунка: выбрать ракурс - точки зрения на натюрморт и формат. Выделение на предметной плоскости трёх планов; применение знаний симметрии при изображении самовара; передача объёма и характерного колорита.

Работа в технике цветной пастели или гуаши

16.02





23

2

Резьба по камню и кости





1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о видах традиционного народного искусства: резьбе по камню и резьбе по кости - малораспространённых видах народного искусства. Роль поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее распространённым видом в камнерезном искусстве - анималистическим жанром. Анималистический жанр.

Создание сюжетной композиции в анималистическом жанре на тему «Играющие кошки» (тигры, волки и др.). Возможна сюжетная композиция на темы басен И.А. Крылова «Лиса и Виноград», «Волк и Ягнёнок» и др.

Использование в работе большого куска мыла или плотного пластилина, из которого с помощью резца, стеки можно вырезать композицию способом отсечения лишнего

2.03





24

3

Художественная обработка металла





1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представления школьников о традиционном декоративно-прикладном промысле. Литьё, ковка, чеканка. Разнообразие приёмов и видов литья из металла, зародившегося в ХVII веке в Великом Устюге, Ростове Великом, позднее в сёлах Мстёре (Владимирская обл.), Красном (Костромская обл.), Казаково (Нижегородская обл.), Касли (Челябинская обл.), а также Поморье и Дагестане.

Произведения мастеров по обработке металла: декоративные решётки, предметы быта (узорчатые стулья, беседки, столы), скульптуры, ограды, фигуры животных, сюжетные композиции. Эскиз декоративной решётки.

Разработать эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.

Предварительный эскиз решётки выполнить карандашом на листе тонированной бумаги, на который наклеить белую торцевую бумажную ленту (шириной 1,5-2 см) из ватмана с помощью клея ПВА. Работа может быть выполнена коллективно.

Работа на большом листе тонированной бумаги - создание сюжетной композиции на тему «Прогулка в летнем саду». Техника - полуобъёмная бумажная пластика. Работа может быть выполнена коллективно

9.03





25

4

Павловопосадские платки

Создание эскизов набивного платка



1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о традиционных предметах и вещах русского человека - узорных платках, шалях. Формирование представления о том, что платок - это обязательная часть гардероба православной женщины. История происхождения павловопосадских набивных платков, их промышленного производства. Эскиз платка.

Создание эскизов набивного платка по мотивам павловопосадского промысла.

Выполнение двух вариантов узора платка в одном квадрате, разделённом на две части по диагонали. На получившихся треугольниках создать фрагменты (эскизы) росписи двух платков, разных по колориту и композиции.

Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.

Возможна работа в паре: каждый ученик работает над своей половиной платка

16.03











Глава 7. Книга как произведение искусства







26

1

Искусство оформления книги

Создание макета книги с учётом всех необходимых элементов



1

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Книга как свёрнутое мироздание. Формирование представлений учащихся об искусстве создания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации. Книга-летопись.

1. Создание коллективной книги - летописи класса, в которой будут собраны самые интересные и смешные истории, произошедшие в походе, в школе, на уроке.

Создание макета книги с учётом всех необходимых элементов.

Распределение обязанностей в работе над книгой: макетчики, наборщики текста, редакторы, авторы, составители, рецензенты, художники, дизайнеры, верстальщики.

2. Оформление эпического произведения ХII века «Слово о полку Игореве»

30.03





27

2

Художественный шрифт

Шрифт и текст



1

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления о том, что шрифт - это один из важнейших элементов оформления книги, плаката, журнала. Разнообразие видов шрифтов. Отражение в начертании шрифта культурно-исторической эпохи, эстетических и художественных предпочтений автора. Шрифт как визитная карточка эпохи. Шрифт и текст.

Написать текст поговорки или загадки шрифтом, наиболее полно отвечающим смыслу поговорки (загадки). Придумать шрифт, которым мог бы пользоваться любой литературный герой (Снегурочка, сверчок, мышка, Русалочка и др.). Используя возможности Интернета, собрать коллективную коллекцию шрифтов

6.04





28

3

Шрифтовая композиция

Работа в техниках аппликации и графики



1

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления учащихся о шрифте как выразительном средстве графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате. Создание шрифтовой композиции.

Приглашение на свой день рождения (другое приглашение - по выбору) или плакат (тема по выбору). Соединение шрифта и изображения. Шрифт можно подобрать с помощью Интернета. Работа в техниках аппликации и графики. Графический материал по выбору. Можно использовать готовые изображения букв из иллюстрированных журналов

13.04











Глава 8. Малые формы в графике







29

1

Экслибрис

Создание экслибриса для своей библиотеки



1

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления учащихся о книжном знаке - экслибрисе. Назначение экслибриса, история его появления. Известные художники-графики, специализирующиеся в этом жанре (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, С.В. Чехонин и др.). Сюжет и элементы изображения; передача в экслибрисе характера занятий человека, для которого он предназначается. Композиция экслибриса.

Создание экслибриса для своей библиотеки. Освоение графической техники линогравюры.

Материалы и инструменты, используемые в данной технике: тушь, перо, линолеум, резцы, краска.

Знакомство с творчеством известных художников-графиков, работающих в технике линогравюры, с помощью поисковых систем Интернета. Подготовка небольших иллюстрированных сообщений (презентаций) в классе

20.04





30

2

Эмблема

Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы



1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Освоение нового художественного термина «эмблема». Развитие представления учащихся о том, что эмблема существует для передачи определённой информации. Условный характер изображения: эмблема - особый визуальный (зрительный) знак (указывает на вид деятельности, например: на предметный кабинет в школе, какой-либо объект). Для знакового изображения существуют определённые требования, которые художник-дизайнер должен учитывать. Знаки визуальной коммуникации.

Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал).

Сохранение единого условного языка изображения: размер, формат, колорит, общепринятые условности графического изображения.

Работа в технике цветной аппликации

27.04





31

3

Марка как произведение искусства

Разработка серии марок



1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений об истории и особенностях создания марки и её изменениях в течение исторического времени. Характер использования цвета в почтовых марках. Композиционное решение марки.

Создание серии марок, посвящённых культурному наследию вашего региона, например исторической архитектуре. Разработка серии марок: решение формата марки для каждого из архитектурных памятников; композиционное решение марки с учётом связи изобразительной и текстовой частей как единое целое. Передача в марке необходимых сведений: цены, года выпуска, страны, выпускающей марки, названия архитектурного памятника

4.05











Глава 9. Проекты







32

1

Город будущего

Создание предметно-пространственной композиции



1

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представлений учащихся о художниках-фантастах.

Освоение технологии объёмно-пространственной композиции и работы в группе . Город и фантазия художника.

Создание предметно-пространственной композиции «Город будущего» («Твой город, каким он будет через 100 лет», «Подводный город», «Город на Марсе» и подобные). Другие темы для изображения: «Город у подножия Мирового древа», «Город Великих воинов», «Город мастеров».

Работа по представлению.

Продумать и изобразить транспорт будущего, другие способы передвижения человека по городу.

Работа на большом формате в малых группах по три-четыре человека.

Смешанная техника. Коллаж: аппликация, гуашь, другие материалы.

Возможно выполнение композиции в программе Paint

11.05





33

2

Архитектурный проект школы будущего

Создание архитектурного эскиза-проекта



1

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представлений об архитектурном проекте, функциональном и эстетическом облике здания. Соотношении архитектурных форм и элементов в пространственной архитектурной композиции. Создание архитектурного эскиза-проекта «Школа моей мечты» или «Школа будущего».

Работа индивидуальная или в малых группах. Продумывание важных функциональных особенностей архитектурного проекта конкретного назначения (аудитории, классы, залы, спортивные площадки, пришкольные территории, игровые зоны, зоны отдыха и др.)

18.05









Глава 10. Великие имена в искусстве







34

1

Художник-живописец

Создание живописного произведения в подражание манере письма известного художника.

1

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Художники-живописцы, жившие в разные исторические периоды.

Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров живописи, о выразительных средствах живописи и их связи с другими искусствами. Разнообразие техник живописи.

Знакомство с художниками-живописцами: Д.Г. Левицким, Дж. Моранди, В.И. Серовым, Я. Вермеером Делфтским. Живопись.

Создание живописного произведения в подражание манере письма известного художника.

Выбрать понравившееся произведение, приведённое в учебнике в разделе «Картинная галерея» и создать своё живописное произведение, подражая манере художника и сохраняя колорит полотна

25.05



























Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



  1. О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

  2. О.В.Павлова «Обучение основам изобразительной грамоты» 5-7 классы…- Волгоград: Учитель, 2008г.;

  3. З.А. Степанчук, О.С. Степанчук «Изобразительное искусство 1-8 классы. Опыт творческой деятельности учащихся» Волгоград. : Учитель, 2009г

  4. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984..

5. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

6. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

7. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

8. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

9. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

10. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2008.

11. Фотографии художников.

12. Таблицы, схемы.

13. Репродукции картин русских и зарубежных художников.

14. CD Рассказы о жанрах русской живописи.

15. И.Б. Полякова, Т.А. Мухина. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс..Методическое пособие.- М.: Просвещение, 2010.





27





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал