7


  • Учителю
  • Перспектива как основа реалистического рисунка

Перспектива как основа реалистического рисунка

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока:

Перспектива как основа реалистического рисунка.

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: лекция

Методическое обеспечение: ПК, иллюстрации ( JPEG) , наглядные иллюстрации, студенческие работы, иллюстрации, набор геометрических тел.

Литература: С.Е. Беляев, Е.А. Розанов «Спецрисунок и художественная графика»

Н. Ли «Основы академического рисунка»,

Студенты будут

уметь: представлять и изображать предметы и объекты в пространстве.

знать: законы линейной, наблюдательной и воздушной перспективы.





План урока

1. Организационный момент :взаимное приветствие, проверка отсутствующих на занятии, проверка заданий для самостоятельной работы предыдущего занятия.

2.Основная часть:

Перспектива ( лат. perspicere- видеть насквозь)- это отдел геометрии, изучающий закономерности изображения мира на плоскости в соответствии с оптическими свойствами нашего зрения.

Перспективой называют и само изображение, выполненное в соответствии с положениями этой науки.

Теория перспективы возникла в процессе творческой деятельности художников эпохи возрождения( 15 век). Одним из первых ее создателей считают Пьетро даль Борго, который внес огромный вклад в разработку математической перспективы и применения ее в живописи. На протяжении последующих столетий многие ученые , художники, архитекторы вели теор. исследования в области перспективы. В России методы перспективных изображений изучали о обосновывали А.П.Сапожников, А.Г.Чистяков, А.Г.Венецианов, К.С.Петров- Водкин.

Изображение видимого мира на плоскости холста ,листа ведется в соответствии с определенными законами, изложенными в системе линейной перспективы.

Линейная перспектива- это один из разделов перспективы, представляющий собой свод различных методов геометрического построения перспективных изображений. Работая с натуры, художники в основном полагаются на свой глазомер и не делают точных расчетов , т.е. они используют наблюдательную перспективу.

Наблюдательная перспектива- ряд правил, выведенных из опыта непосредственного наблюдения натуры.

Воздушная перспектива- частный раздел наблюдательной перспективы, которая в основном используется в живописи и исследует изменение цвета предметов под влиянием находящейся между зрителем и предметами атмосферы.

Всё, что человек может охватить одним взглядом, не двигаясь и не поводя глазами наз. полем зрения. Оно находится в пределах угла зрения , приближающегося к 60 , однако самое ясное восприятие находится в пределах угла зрения около 30 .

Если на олдин и тот же предмет мы будем смотреть, передвигаясь то вправо, то влево, то приседая, то выпрямляя ноги, он нам будет представляться каждый раз по разному. Положение глаз наблюдателя по отношению к наблюдательному объекту наз. точкой зрения

Горизонтальную плоскость земли, пола, стола и т.д. , на которой находится изображаемый объект принято наз. предметной плоскостью.

Точки на горизонте , в которых зрительно сходятся параллельные линии , уходящие в глубь картины наз. точками схода

Для каждой группы параллельных линий , в каком бы месте картины они ни находились и каким бы предметам они не принадлежали , существует только 1 точка схода (!!!!!) параллельные линии , находящиеся под прямым углом к горизонту, сходятся в одной точке, которая расположена прямо напротив наших глаз наз. главной.





Для закрепления материала студенты одновременно с рисованием преподавателя на доске рисуют перспективное сокращение квадрата в своих тетрадях.

Перспектива как основа реалистического рисунка























Предмет нам кажется уменьшающимся по мере удаления от глаза, а параллельные линии, направленные вглубь, кажутся сближающимися в точке схода.

Квадрат в перспективе будет представлять собой либо трапецию, если две его стороны параллельны картинной плоскости, либо неправильный четырехугольник, если плоскость квадрата расположена под случайным углом. В первом случае две стороны квадрата будут параллельны линии горизонта, а стороны, идущие вглубь, сойдутся в центральной точке схода Р. Во втором случае стороны квадрата будут направлены в точки схода F1 и F2.

Перспектива как основа реалистического рисунка

























Круг в перспективе имеет вид эллипса. Чем ближе к линии горизонта, тем уже становится эллипс, а при совпадении с линией горизонта он превращается в прямую линию. При построении перспективы окружности следует обратить внимание на то, что передняя половина окружности будет больше, а задняя меньше.





Перспектива как основа реалистического рисункаПерспектива как основа реалистического рисунка























Формы всех сложных и разнообразных предметов окружающего мира могут быть представлены совокупностью простых геометрических тел. На обобщении сложной формы и приведении ее к сочетанию простых форм основана система выполнения последовательного линейно-конструктивного рисунка, отличающегося от срисовывания.

Обучение изображению сложных форм начинается с рисования простых геометрических тел.

Осознать принципы изменения формы в перспективе лучше всего на примере такого простого геометрического тела, как куб.

Может быть два главных, характерных положения куба по отношению к картинной плоскости: фронтальное (плоскости, расположенные параллельно картине) и под углом. В первом случае перспектива фронтальная, а во втором - угловая.

Во фронтальном положении куба две его грани параллельны плоскости картины, а остальные перпендикулярны ей. Горизонтальные линии, образующие уходящие в глубину грани, будут сходиться в одной, центральной точке схода. У фронтально расположенного куба, через который проходит плоскость нашего центрального луча зрения, мы можем видеть две грани - переднюю и верхнюю (или нижнюю) либо даже только одну переднюю, когда куб закрывает собой центральную точку схода Р.



Перспектива как основа реалистического рисунка















У куба, расположенного сбоку от центрального луча зрения, мы видим во всех случаях на одну (боковую) грань больше.

Во всех этих положениях куба грани, уходящие в глубину, перпендикулярны картинной плоскости и сходятся в центральной точке схода Р.Перспектива как основа реалистического рисунка

При построении перспективы куба в угловом положении на линии горизонта будет две точки схода: F1 и F2, расположенные справа и слева от центральной . Причем одна или даже обе точки схода могут оказаться за пределами картины.





3. Заключительная часть: подведение тогов, задание для самостоятельной работы: выполнить зарисовки спичечного коробка в перспективе ( минимум 5 зарисовок, закомпонованных на формате А4)







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал