7


  • Учителю
  • Великие гении Возрождения. Бунтующий Микеланджело

Великие гении Возрождения. Бунтующий Микеланджело

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала









Открытый урок по МХК в 9 классе



Великие гении Ренессанса



«Микеланджело - бунтующий гений эпохи Возрождения»



Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с выдающимся творцом эпохи Возрождения Микеланджело Буанаротти, оставившим заметный след в истории мировой художественной культуры;

- проанализировать созданные им шедевры в области живописи, скульптуры, архитектуры с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов;

-активизировать познавательную деятельность учащихся, используя современные информационные технологии.

Слайд 1

Ход урока

1. Организационный момент урока.



С добрым утром! Начат день,

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать

Всем работать, отвечать!

Так скорей, друзья, за дело!



- Сегодняшний урок не совсем обычный - открытый урок, на котором присутствуют наши учителя, Давайте постараемся работать на уроке так, чтобы всем гостям было интересно.

Слайд 2

2. Актуализация опорных знаний.

- Художественную культуру какой эпохи мы изучаем?



- Что такое эпоха Возрождения?



Эпоха Возрождения - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся произведений. Она отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит





Леонардо да Винчи. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни



- Когда появился термин «Возрождение» и что он означает?



Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.



- Каковы характерные черты эпохи Возрождения?



Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений



- В чём заключается духовная основа расцвета этой эпохи?



Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется".





3. Слово учителя:

- Это была эра титанов Возрождения, подарившая миру творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. В историю мировой культуры эти три гения, несмотря на всю их несхожесть, творческую индивидуальность, олицетворяют главную ценность итальянского Возрождения - гармонию красоты, мощи, интеллекта.

Каждый из этих гигантов волнует воображение. Их творчество представляет собой пик культуры Ренессанса. Каждый из них настолько исчерпывающе воплотил суть ренессансного искусства и культуры, то можно сказать, что не Микеланджело, Леонардо, Рафаэль принадлежат итальянскому Возрождению, а скорее оно принадлежит им.



4.Проверка выполнения домашнего задания.

- На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Леонардо да Винчи. Нужно было подготовить сообщение об одном из его шедевров.

Рассказы детей сопровождаются показом на экране слайдов)

Слайд 3

1) «Мадонна в гроте»

Слайд 4

2) «Мадонна Литта» («Мадонна с младенцем»)



Слайд 5

3) « Мадонна с цветком»



Слайд 6

4) «Тайная Вечере»



5.Обощение учителя:

-Спасибо за сообщения. Каждая работа оценивается 5-ю баллами.

-На полотнах Леонардо да Винчи мы увидели женщин, таких разных, загадочных, достойных восхищения не только потому, что они красивы внешне, но и потому, что их внутреннее содержание, их духовный мир благотворно влияет на всё, что окружает этих прекрасных незнакомок.



Слайд 7 Физминутка

.

6.Постановка учебной цели урока.

- Сегодня мы продолжим встречу с нашим «вчера», и через тьму веков волею, властью другого гения вновь перенесёмся в Италию.

Слайд 8

7.Вступительное слово учителя:

Леонардо и Микеланджело - каждый из этих гигантов волнует воображение. Их творчество представляет собой два самых высоких пика культуры Ренессанса. Сходны они только в своем одиночестве, во всем остальном являются полнейшими антиподами.

Леонардо да Винчи прославился и как художник, и как великий инженер - изобретатель. Он всегда хотел превзойти всех и во всем. Леонардо был красив и силен, мог голыми руками ломать подковы, не имел равных себе в фехтовании, и ни одна женщина не могла устоять перед ним.

Леонардо да Винчи жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. Он работал как архитектор, придумал танк и вертолет, написал работы по математике, анатомии, ботанике. Может быть, он был самым разносторонним гением, когда-либо жившим на земле.

Другой гигант Возрождения Микеланджело - не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки, подобно Леонардо. Но как скульптор и живописец он, может быть, даже превзошел своего великого современника.

В отличие от Леонардо, который величественно удалялся от обыденной жизни, Микеланджело был человеком страстным, темпераментным, вспыльчивым и очень уязвимым. Он не обращал внимания на свой вид, был угрюм и малоразговорчив. Но он был постоянен в своих привязанностях, как в антипатиях, так и в сыновней почтительности, в материальных заботах о родственниках, в своем флорентийском патриотизме

"Никому не должно показаться новостью, что Микеланджело любил уединение: он обожал искусство, которое обязывает человека к одиночеству и размышлению… и не правы те, кто видел в этом чудачество или странность…"

"Хотя был он богат, - пишет Вазари, - но жил в бедности, друзей своих почти никогда не угощал, не любил получать подарки, думая, что если кто что-нибудь ему подарит, то он навсегда останется этому человеку обязанным".

- Великий скульптор, живописец, архитектор, поэт. Человек огромного дара, грандиозных свершений, масштабных созданий, колоссальной силы.

Слайд 9 На экране появляется портрет Микеланджело).

Он родился в небольшом местечке близ Флоренции. Любовь к камню впитал вместе с молоком кормилицы, простой женщины из Сентиньяно, где жили каменщики. С детства его любимое занятие - работа с инструментами, которыми обтёсывали камень. Понимание камня, особенности мрамора, его души Микеланджело пронёс через всю жизнь. Когда однажды его спросили, как он создает свои гениальные скульптуры, он ответил: «Я просто беру кусок мрамора и отсекаю все лишнее».



8.Презентация «Великое наследие Микеланджело».

Слайд 10 ( рассказ о наследии Микеланджело с демонстрацией слайдов с изображением его шедевров)

- А сейчас мы познакомимся с великим наследием Микеланджело. Во время просмотра презентации вам необходимо заполнить таблицу в тетради.

Слайд 11



9.Беседа после просмотра презентации.



-Назовите скульптурные произведения Микеланджело.

-Какие картины художника вы можете назвать?

-Какие произведения искусства, созданные Микеланджело, относятся к архитектуре?

-Какие шедевры великого мастера произвели на вас впечатление?









10.Слово учителя.

-Думаю, что на вопрос «Хотелось бы вам больше узнать о жизни и творчестве Микеланджело?» вы, несомненно, ответите: «Да, конечно». Поэтому на наш сегодняшний урок я пригласила «искусствоведа», в роли которого выступят ученица 11 А кл. Маркова Валерия. У вас на карточках записаны вопросы. Задайте те из них, на которые вы хотели бы получить ответ.

Карточка № 2

1.- Можно ли Микеланджело назвать супер скульптором?

2.- Подписывал ли художник свои работы?

3.-Роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. На какой высоте работал Микеланджело?

4.-Помогал ли кто Микеланджело в росписи потолка Сикстинской капеллы?

-5. Правда ли, что фреска «Страшный суд» Микеланджело еще при жизни автора была дописана другим художником. Почему Микеланджело допустил это?

6.-Правда ли, что Микеланджело был не совсем одинок? Ведь в его жизни была любовь к женщине?

7.- Каков был темперамент художника?

8.-Какое произведение гения стало самым прославленным из всех скульптурных шедевров мира? Хотелось бы побольше о нём узнать.

9.- На сегодняшнем уроке мы узнали, что Микеланджело был не только скульптором, художником, архитектором, но и поэтом. Что он писал?

- Можно ли назвать Микеланджело супер скульптором?

Микеланджело учился художественному мастерству, но больше всего любил заниматься скульптурой. Это искусство он изучал во Флоренции. Кроме того художник производил вскрытия, чтобы посмотреть, как устроены мышцы человека. Эти знания помогали ему высекать из камня фигуры, очень похожие на живых людей.

Слайд 12- Подписывал ли художник свои работы ?

«Пьета» - единственная работа, подписанная Микеланджело. Он случайно подслушал разговор о том, будто эту скульптуру создал другой художник. Той же ночью мастер подкрался к творению и выгравировал на нём своё имя.

Слайд 13 -Роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. На какой высоте работал Микеланджело?

В 1506 году Папа Римский попросил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы в Риме. Размер этого громадного изогнутого потолка примерно равен теннисному корту, к тому же художнику приходилось работать на строительных лесах высотой 15 м. Всё это время он работал, лёжа на спине, держа кисти над головой. Роспись потолка заняла четыре года.

- Помогал ли кто Микеланджело в росписи потолка Сикстинской капеллы?

Нет, Микеланджело писал все сам, лежа на лесах на спине, боясь что - либо доверить ученикам. Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись: около шестисот квадратных метров! Да еще не на стене, а на потолке. Более четырех лет труда, требовавшего почти сверхчеловеческого духовного и физического напряжения!

Слайд14 -Правда ли, что фреска «Страшный суд» Микеланджело еще при жизни автора была дописана другим художником. Почему Микеланджело допустил это?

- Папа Римский признал непристойными некоторые фигуры «Страшного суда» и решил, что их следует задрапировать. Микеланджело излил свое негодование в такой колкости: «Скажите папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а картинам придать пристойность можно очень быстро».

Это и было сделано. В1565 году живописец Даниэле де Вольтерра приступил по приказу папы к драпировке чресл обнаженных фигур «Страшного суда», за что и получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда.



- Правда ли, что Микеланджело был не совсем одинок? Ведь в его жизни была любовь к женщине?

Слайд 15 Да, жизнь Микеланджело была согрета любовью к женщине. Он влюбился в маркизу Пескара. Любовь была взаимной. Когда они встретились, ей было уже сорок семь лет, а ему - за шестьдесят. До самой ее смерти, т. е. целое десятилетие, они постоянно общались друг с другом, обменивались стихами, философскими размышлениями о бренности земной жизни. Как бы то ни было, ее кончина явилась для Микеланджело действительно великой утратой, и мысль о собственной смерти с тех пор, по - видимому, не покидала его.

- Каков был темперамент художника?

У Микеланджело был вспыльчивый характер. Однажды в драке ему сломали нос. Оставшееся на всю жизнь искривление хорошо заметно на его портретах.



-Какое произведение гения стало самым прославленным из всех скульптурных шедевров мира? Хотелось бы больше о нём узнать.

«Давид» (1501 -1504)г.

Слайд 16 До Микеланджело к этому персонажу уже обращались самые известные скульпторы Флоренции: Донателло и Вероккьо. Давид символизировал для жителей Флоренции идеалы гражданского служения и подвига, защиту родного города.

Уже около 40 лет во дворе собора Санта Мария лежал кусок мрамора, который считался испорченным. Мастер смело взялся за дело, он обязался высечь из этого куска фигуру Давида. Он сделал восковую модель и принялся за работу, запершись ото всех в мастерских при соборе. Уже к этому времени у Микеланджело выработался свой стиль. Он как бы видел в куске мрамора уже готовое произведение и начинал его обрабатывать с любой точки, не симметрично и не с головы или плеч, как обычные скульпторы. Такой метод требовал предельного напряжения сил и умения чувствовать камень и видеть в нем свое будущее творение.

В отличие от Донателло и Верроккьо, мастер изобразил Давида не после, а перед сражением с великаном Голиафом. Юноша предельно собран, его мышцы напряжены, брови нахмурены. При этом внешне поза кажется спокойной. Он стоит, опираясь на одну ногу и немного выставив другую. Только резкий поворот головы в сторону врага напоминает о готовящемся поединке. Вот-вот он метнет камень из пращи, которую держит его левая рука. Такое движение можно назвать зарождающимся, и его открывателем был Микеланджело. Статую можно рассматривать с любой точки, и каждый раз она будет открываться по-новому. Высота статуи - 5,5метров. Современники прозвали ее «Гигантом».

Во Флоренции собрался специальный совет для решения, куда установить статую. В совет вошли Боттичелли, Сангалло и другие. Приглашали и Леонардо, но он уклонился. Так как статуя символизировала идею защиты города и республики, решено было ее поставить перед палаццо Веккьо на площади Синьории. Там она и стояла до 1873 года, когда стало ясно, что свежий воздух разрушает мрамор, и ее перенесли в закрытый двор Академии, а на ее место поставили копию.



- На сегодняшнем уроке мы узнали, что Микеланджело был не только скульптором, художником, архитектором, но и поэтом. Что он писал?

Микеланджело писал мадригалы и сонеты.



Например, сонет №10.

Сонет любопытен как отражение самочувствия Микеланджело во время

росписи потолка Сикстинской капеллы: сквозь шутливо-грубоватую форму отчетливо проступает утомление техническими трудностями работы, раздражение сложившимися отношениями с капризным заказчиком, папой, творческое недовольство собой, а в итоге все же горделивое сознание того, что созданное является произведением огромной новизны и совершенства.



Я получил за труд лишь зоб, хворобу

(Так пучит кошек мутная вода,

В Ломбардии - нередких мест беда!)

Да подбородком вклинился в утробу;

Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу,

Полез к горбу; и дыбом - борода;

А с кисти на лицо течет бурда,

Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,

А зад, в противовес, раздулся в бочку;

Ступни с землею сходятся не вдруг;

Свисает кожа коробом вперед,

А сзади складкой выточена в строчку,

И весь я выгнут, как сирийский лук.

Средь этих-то докук

Рассудок мой пришел к сужденьям странным

(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):

Так! Живопись - с изъяном!

Но ты, Джованни, будь в защите смел:

Ведь я - пришлец, и кисть - не мой удел!



Слово учителя:

Спасибо нашему «искусствоведу» за огромную подготовку и интересный материал.

Итак, были заданы все вопросы, а это значит, что жизнь и творчество великого мастера вас заинтересовала и вы с удовольствием к следующему уроку подготовите сообщение об одном из его шедевров.

Микеланджело - гений, оказавший огромное влияние на все европейское искусство вплоть до XIX века, разрушил чары и изменил правила игры. Он был прежде всего скульптором, а потом уже живописцем, архитектором и поэтом. Настоящий трудоголик, жил только работой; будучи меланхоликом, обладал импульсивным характером, был одинок. В споре был агрессивен; испытывал трудности в общении с людьми.

Он прошел долгий творческий путь, был свидетелем не только кульминации, но и заката эпохи Возрождения.



15. Заключение



- Закончить урок хочется поэтическим произведением героя нашего сегодняшнего разговора.











Не правда ли - примерам нет конца

Тому, как образ, в камне воплощенный,

Пленяет взор потомка восхищенный

И замыслом, и почерком резца?

Творенье может пережить творца;

Творец уйдет, природой побежденный.

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Я словно б мертв, но миру в утешенье

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье.

Микеланджело

- Не правда ли, что эти строки как нельзя лучше подтверждают слова, взятые для эпиграфа к сегодняшнему уроку:



Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Микеланджело



16. Итог урока



Слайд 17 "А напоследок я скажу".

Ответьте на вопросы





  • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

  • Что не оправдалось и почему?

  • Мои и наши перспективы?





- По ходу урока были выставлены оценки за выполнение домашнего задания к этому уроку и дано задание к следующему. Мне остаётся только сказать «спасибо» за хорошую работу и внимание. Урок окончен. Всем спасибо.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал