7


  • Учителю
  • Урок ИЗО 'Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово'

Урок ИЗО 'Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Ст. Григорополисская


«Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово»

Губина Ирина Владимировна, учитель изобразительного искусства


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России - Жостово, показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.

  2. Расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли художника в преобразовании этого мира.

  3. Познакомить учащихся с искусством росписи жостовских подносов.

Задачи урока:

  1. Знакомство с историей появления жостовских подносов, раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.

  2. Развитие у учеников навыков кистевого письма, свободного владения кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной композиции.

  3. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

  4. Воспитание интереса и любви к народному искусству, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы жостовских подносов.

  5. Воспитывать любовь и интерес к предмету, родной культуре, традициям, расширять круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью, углублять эстетические познания о народном искусстве.

Оборудование урока:

Для учителя: мультимедийное оборудование; презентация.

Для учащихся: художественные материалы - гуашь, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: народная музыка.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь.

Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?

Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами - красками, подругой палитрой, верным стражем - платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?

Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

  1. Повторение изученного материала.

Какие народные промыслы мы уже знаем? В чем их отличие?

Скажите, зачем нам в наш динамический век, век научно - технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

  1. Мотивационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока.

  2. Изучение нового материала

В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово.

Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос - это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток - чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" - роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился - металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи.

Замалёвок - разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.

Тенёжка - Художник наносит цветные тени, появляется объём.

Бликовка - Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Чертёжка - при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.

Привязка - при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.


Ребята, а теперь давайте посмотрим, как создаются неповторимые по красоте и богатству росписи жостовских подносов.

Сегодня мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров.

Показ на доске. Учитель берёт в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки, незабудки, тюльпана. Начнём с розы - королевы цветов. В жостовских подносах она всегда в центре.

Нарисованные сегодня цветы вы наклеите на картонные заготовки, разной формы и цвета. (Первая группа - поднос черного цвета, вторая - зеленого, третья - красного). Цветы наклеиваются на подносы в разные композиционные схемы: Первая группа составит «букет собранный», вторая группа - «венок», третья группа составит композицию «ветка с угла». Затем выполняется привязка - прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап - выполнение уборки, украшение края подноса золотой (жёлтой) краской.

Практическая работа


Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. А лист нужно поворачивать вокруг его оси так, чтобы рука с кисточкой всегда находилась в удобном положении.

В ходе работы учитель корректирует работу в группах. Роспись цветочного узора (звучит музыка).

Итог урока

Что интересного и нового вы сегодня узнали?

Какие предметы создают Жостовские умельцы? Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал