7


  • Учителю
  • Рабочая программа по изобразительному искусству 9 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 9 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Калуги



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 27.08.15 г.



Приказ № 178 - ОД

от «31» августа 2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Изобразительное искусство»

9 класса





Составила программу

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Шишенкова Е.А.

2016 - 2017 у.г.

  1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского (1- 9 классы).- Москва: Просвещение, 2007.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. Рабочая программа составлена с учетом учебного плана МБОУ«СОШ №7» г. Калуги на 2014- 2015 учебный год. В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 9 классе отводится 35 часов, из расчета 1 ч. в неделю.

Цель курса изобразительного искусства в 9 классе:

помочь учащимся получить представления:

-о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств,

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах,

- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах,

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды,

-о постоянном взаимодействии пространственных и временных искусств.



  1. Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 9 классе представляет собой расширение курса визуально- пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами ( кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран- движущая картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе лишь после прохождения «первоискуств».



Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.

Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими видами искусства, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своем быту, как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развивается (а иногда и портится).



  1. Описание места предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю); в том числе контрольных работ - 4.



  1. Предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

  • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.





  1. Содержание программы.

Обучение и художественное воспитание учащихся в 9 классе посвящено визуально-пластическому искусству и созданию прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение, театр). Здесь учащиеся знакомятся с искусством театра, кино и телевидения, познают историю развития синтетических искусств, сложность взаимодействия искусства с жизнью.

В основу тематического деления учебной программы года положен принцип деления на разделы. Каждый раздел рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания, последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике.

Изобразительное творчество и синтетические искусства ( кино, театр, телевидение)- 17 часов.

Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств- 9 часов.

Раскрывая понятие «синтетические искусства», внимание учащихся необходимо сконцентрировать на том, какова в произведениях этого вида роль изображения и доля использования живописно- графических выразительных средств (линия, тон, цвет т.д.) при создании художественного образа. Рассматривается этот вопрос, прежде всего на примере театра и кино, т.е. спектакля и фильма(прослеживается взаимосвязь между изображением ив живописи и в экранных произведениях- изобразительными по совей визуальной художественной природе).

Несколько уроков посвящены фотографии. Фотография рассматривается как художественно- документальное произведение, на примере искусства фотографии исследуется общее в художественно- творческом процессе для всех визуальных искусств и то специфическое, что свойственно жанру фотографии.

Азбука экранного искусства- 8 часов.

Визуальная природа кино и телевидения, главенство изобразительного элемента в синтетическом экранном образе.

Кино как эволюция изображения в визуальном искусстве, развитие съемочно- проекционных технологий. Кино- это изображение в движении, живущее не только на плоскости, в пространстве, но и вовремени, поэтому кино- пространственно- временное искусство. Овладение азами знания киноискусства, понимание его монтажно- образной природы, когда впечатление соединяется от соединения мозаики кадров и звука. Кино-синтез слова, звука, игры актеров, музыки, но прежде всего это изображение.

Монтаж- специфика экранного искусства и его образности. Условность времени в фильме.





I четверть:Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств. 9 часов

  1. Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

  2. Театр и экран - две грани изобразительной образности.

  3. Сценография или театрально - декорационное искусство - особый вид художественного творчества.

  4. Сценография как искусство и производство.

  5. Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.

  6. Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.

  7. Театр кукол.

  8. Театрализованный показ проделанной работы.

  9. Спектакль: от замысла к воплощению



2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. 7 часов

  1. Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

  2. Фотография - расширение изобразительных возможностей.

  3. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки.

  4. Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии.

  5. Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

  6. Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

  7. « Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

3 четверть: Азбука экранного искусства. 10 часов

  1. Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

  2. Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

  3. Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.

  4. Мир и человек на телеэкране.

  5. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры.

  6. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры.

  7. Игровой (художественный) фильм.

  8. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

  9. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

  10. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.



4 четверть: Фильм - искусство и технология. 8 часов

  1. О природе художественного творчества.

  2. Связи искусства с жизнью каждого человека.

  3. Искусство среди нас.

  4. Каждый народ Земли - художник.

  5. Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры.

  6. Синтетические искусства. Их виды и язык.

  7. Современные проблемы пластических искусств.

  8. Вечные истины искусства (обобщение темы).

Всего 34 часов.



  1. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе

По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство



п/п

Название темы урока

Цели изучения темы, раздела.

Программный минимум. Оснащение урока

Кол-во уроков

Календарные сроки. Дом. зад.

1 четверть. Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.

1

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств.



Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.





2

Театр и экран - две грани изобразительной образности

а) Знакомство с видами театрально - зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.



Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий

1



3

Сценография или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества.

а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д.



Начало работы над макетом спектакля

1

Выполнить эскиз сцены

4

Сценография как искусство и производство

а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены.



Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж





5-6

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.

а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.



Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.

2

Выполнить эскизы театрального костюма, маски, грима

7

Театр кукол

а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними.



Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.

1



8

Театрализованный показ проделанной работы.

а) Подведение итогов четверти.



Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.

1



9

Спектакль: от замысла к воплощению

Урок-беседа







2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

10

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.



Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ.

1



11

Фотография- расширение изобразительных возможностей.

а) Фотографии, как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых дагерротипов до компьютерной фотографии.



Информационные сообщения или краткие рефераты по теме « Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»

1



12

Грамота фотографирования и операторского мастерства. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки.

а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.



Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры

1



13

Художественно- изобразительная природа творчества оператора.

а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс.



Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей.

1



14

Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии.

а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже.



Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.

1

Выполнить фотографический снимок (натюрморт)

15

Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.



Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.

1

Выполнить фотографический снимок (портрет)

16

« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.











3 четверть Азбука экранного искусства

17

Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

а) Новый вид изображения - движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.



Съемка простых форм движения.

1



18

Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

а) Фильм, как последовательность кадров.



Роль сценария в фильме.

1

Сделать раскадровку к мультфильму

19

Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.

а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм.



Создание сценария документального фильма на свободную тему

1



20

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.

а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой.





1



21

Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры. Интервью.



Создание сценария интервью на свободную тему





22 - 23

Игровой (художественный) фильм.

а) Главное играемого актерами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме.



Создание сценария своего музыкального видеоклипа.

2



24

Драматургическая роль звука и музыки в фильме.





1



25 - 26

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.



Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию.

2



4 четверть Фильм - искусство и технология

27

О природе художественного творчества.

а) Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства.



Сообщения по теме.

1



28

Связи искусства с жизнью каждого человека

а) Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия



Подготовка устных и письменных рефератов.

1



29

Искусство среди нас

а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы.



Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты.

1



30

Каждый народ Земли- художник

а) Есть ли для культуры нравственно - эстетические границы, которые создатели не должны переступать?



Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты

1



31

Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры.

а) Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств.



Устные и письменные сообщения.

1



32

Синтетические искусства. Их виды и язык.

а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью.



Практические и теоретические проекты на тему урока.

1



33

Современные проблемы пластических искусств.

а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство.



Устные и письменные сообщения.

1



34

Вечные истины искусства (обобщение темы)

а) Отражение вечных проблем в искусстве 20 века. Искусство и нравственность.



Устные и письменные сообщения.

1



.





  1. Учебно-методическая литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Дополнительная литература

  1. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 9 класс. СD, 2010.

  2. Фрагменты фильмов Г.Козинцева, А. Тарковского, Н.Михалкова, Д. Вертова.

  3. Фрагменты фильмов У.Диснея.

  4. С.И. Пономарькова. Декоративное оформительское искусство в школе.- Москва: Просвещение, 1976.

  5. А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.

  6. Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.

  7. Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.

  8. Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе. Москва: Просвещение, 1998.

  9. Л.Б. Рылова. Изо в школе.-М.,1992.

  10. Н.М. Сокольникова. Основы рисунка. - М, 1998.

  11. Н.М. Сокольникова. Основы живописи. - М, 1998.

  12. Н.М. Сокольникова. Основы композиции. М, 1998.

  13. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.

  14. Школа изобразительного искусства под редакцией А.Н. Пономарева.- М., 1998.

  15. В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.

  16. Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.

  17. Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.

  18. А.Ф Шембель. Основы рисунка. -М.: Высшая школа, 1994.

16. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. - М.; «ТЦ Сфера», 2002

17. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству. - М.; Просвещение,2006.

Интернет-ресурсы.

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http//ru.wikipedia.org/wiki

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт. - Режим доступа: www.standart.edu.ru

  3. Сетевое объединение методистов «СОМ» (проект Федерации интернет образования). - Режим доступа: som.fio.ru

  4. Портал «Всё образование». - Режим доступа: catalog.alledu.ru

  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Режим доступа: fcior.edu.ru</</p>

Информационно-коммуникативные средства.

  1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства.(CD)

  2. Познавательная коллекция. Энциклопедия. (CD)

Наглядные пособия.

  1. Таблицы

Основы декоративно-прикладного искусства

Цветоведение

Перспектива

Стили архитектуры

Одежда, предметы быта

Правила рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Народные промыслы, русский костюм.

  1. Портреты художников.

  2. Альбомы с демонстрационным материалом.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор







  1. Планируемые результаты изучения предмета.

Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов,

- понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально- зрелищных искусствах,

- формирование художественно- творческой активности.

По окончании изучения курса изобразительного искусства учащиеся должны:

- уметь анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения,

- развить до достаточного уровня навыки создания собственных композиционных работ,

- уметь понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства,

- познакомиться с элементарной азбукой фотографирования,

- уметь анализировать фотопроизведения,

- иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал