- Учителю
- Интегрированный урок ИЗО для 5 класса «Космическая фантастика»
Интегрированный урок ИЗО для 5 класса «Космическая фантастика»
Романова Светлана Васильевна,
учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кульгешская основная общеобразовательная школа имени Н. А. Афанасьева»
Урмарского района Чувашской Республики
Интегрированный урок ИЗО в 5 классе
на тему «Космическая фn555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555антастика»
Пояснение к уроку
До начала урока я оформляю в классе выставку рисунков учащихся, выполненных дома (это - домашнее задание с предыдущего урока). На данном уроке учащиеся обсуждают выставленные рисунки, а далее закрепляют знания об Икаре, полученные на предыдущем уроке. А после знакомятся с таким литературным жанром, как фантастика. Беседа ведется по «Энциклопедии для детей (Космонавтика)».
Оборудование:
Компьютер, белый экран, мультимедийный проектор (урок сопровождается электронной презентацией).
ХОД УРОКА
Слайд 1.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Как настроение?.. Я рада вас приветствовать на очередном уроке, посвященном космонавтике. Начнем, пожалуй, с домашнего задания. Вы должны были нарисовать на бумаге красками композицию «Падение Икара» в вашем представлении. Мне сегодня весьма приятно с вами общаться, потому что вижу, что вы славно поработали дома. Ваши рисунки получились очень оригинальные и содержательные.
Например, возьмем рисунок Тани. Таня, расскажи нам, пожалуйста, что и как ты изобразила?
Таня: Я попробовала нарисовать летающих людей. На месте Икара я представила себя. На рисунке я летаю с моим отцом, который сделал нам обоим крылья из пластика. На руках у нас - пульты управления нашими крыльями. Но вот проблема: я не послушалась отца, потеряла бдительность и начала падать…
Учитель: Замечательно! А ведь Таня нам всем намекнула, что надо в жизни слушаться старших. А давайте послушаем Ваню. Что же у него получилось?
Ваня: Я нарисовал два рисунка. Постарался сделать такой рисунок, чтобы он понравился всем зрителям, чтобы у всех зрителей появилось желание летать. Поэтому в одном рисунке я постарался особенно красиво написать окружающую среду. На рисунке мы летаем всей семьей и любуемся красотой окружающей среды с высоты. А в другом рисунке я так увлекся всей этой красотой, что врезался в Солнце, обжегся и начал падать. Мои папа и мама стараются всеми силами помочь мне, то тщетно…
Учитель: Очень хорошо, Ваня! Я вижу здесь разные сюжеты, и все у всех по-своему хорошие. Молодцы, ребята! На последующих уроках наша коллекция рисунков пополнится вашими другими, надеюсь, не менее замечательными, работами. А в конце изучения цикла мы все вместе выберем лучшие из лучших рисунков. Авторов лучших работ будут ждать грамоты и памятные подарки. Договорились, ребята?
Таня: Мы будем рисовать с радостью.
Вера: Мы будем очень и очень стараться. Тем более, что тема очень интересная.
Учитель: Спасибо, ребята! Мне очень приятно слышать об этом. Ну а теперь поговорим немного об Икаре и Дедале. О них мы много говорили на прошлом уроке. Давайте уточним, кто они? Чем же они прославились?
Алена: Икар - это первый летающий человек, которому отец сделал крылья.
Алеша: Дедал - великий архитектор и скульптор. Он сделал крылья себе и своему сыну. И они полетели в небо. Икар не послушался своего отца, он приблизился к Солнцу, поэтому воск его крыльев начал плавиться, он упал вниз и погиб.
Алена: Он погиб геройски ради того, чтобы достичь своей цели. Он очень хотел приблизиться к Солнцу, и у него это получилось.
Учитель: А кто же написал историю об Икаре и Дедале?
Таня: Овидий.
Учитель: А что же еще вы можете рассказать об Икаре и Дедале?
Слайд 2.
Ваня: Я прочитал, что Дедал в греческой мифологии - это внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона, по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона. Это изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор (Дедал - буквально означает «искусный»). Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса (у Гигина - имя племянника Пердикс), чьё мастерство вызывало зависть Дедала. Признанный виновным в ареопаге, Дедал после осуждения бежал на Крит к царю Миносу.
Слайд 3.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы знаете, на Крите Дедал построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рождённого женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок. Дедал помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток. Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Дедала вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья (склеив перья воском), Дедал вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу. Минос, преследуя Дедала, прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Дедала. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Дедала это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины.
Минос догадался, что Дедал находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне; там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой. Дедал же провёл остаток жизни на Сицилии. Миф о Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.
До нашего времени дошли немногие произведения античного искусства: сцены «Дедал и Икар», изображающие приготовления к полёту (рельефы эллинистического времени из Виллы Альбани, фреска в Помпеях и др.). В 14-15 веках миф нашёл воплощение в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию) и в пластике (рельеф «Дедал привязывает крылья Икару» работы учеников Донателло), позднее и в живописи получили распространение сюжеты: «Падение Икара» (в картинах Себастьяно дель Пьомбо, X. Хольбейна Младшего, Я. Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, X. Боля, П. П. Рубенса и др.) и «Дедал и Икар» (Джулио Романо, Д. Фети, А. ван Дейка, Ш. Лебрена и других), в пластике («Дедал и Икар» А. Кановы; «Падение Икара» О. Родена). Миф нашёл отражение в поэзии (И. В. Гёте - «Фауст», ч. 2, акт 3; В. Я. Брюсов - «Дедал и Икар» и др.), в драматургии (драма X. Эйленберга «Икар и Дедал»). Среди музыкально-драматических произведений 20 века балеты «Полёт Икара» И. Маркевича и «Икар» Ж. Шифера, кантата П. Санкана «Легенда об Икаре».
Икар, в греческой мифологии сын Дедала. Икар погиб, когда надеялся взлететь к Солнцу на крыльях, которые для него сделал Дедал. Ничего не поделаешь, такова была мечта нашего героя.
Ваня: Я бы тоже поступил, наверное, так же, как Икар.
Учитель: Что ж, Ваня, мечта есть мечта. Это хорошо. Но, с другой стороны, мы должны еще думать и о своих близких, родных. Должны думать о том, как они переживают за нас, как им плохо без нас. Кроме того, они могут всю жизнь винить себя в том, что вся трагедия с вами случилось именно по их вине…
Таня: Это верно. Ведь мы часто забываем о таких вещах. А надо бы помнить всегда.
Учитель: Прежде, чем идти дальше, я бы хотела вам предложить провести физкультминутку. Ребята, как вы на это смотрите?
Ребята: Мы согласны.
Слайд 4.
Ребята представляют, что у них оказались крылья. И они начинают летать (имитируют разные движения руками и ногами), аналогично физкультминутке предыдущего урока.
Учитель: Столетиями пересказывались и переписывались сказки, легенды и мифы. Обыгрывались одни и те же сюжеты, использовались одни и те же технические средства («летучие» корабли и колесницы) и живые существа, чтобы добраться до небесных сфер. Так продолжалось до середины XVII века, когда успехи астрономии и техники вызвали новую волну интереса к «космическим» путешествиям, дав толчок к развитию такого литературного жанра, как фантастика [Энциклопедия, 239].
По некоторым произведениям, полеты на небо и «выше неба», к планетам и звездам, представлялись человеку доступными крылатым земным существам. И человек в своих фантазиях использовал их для путешествий туда. Ребята, вы наверняка прочитали дома подобные сюжеты. А что вы узнали из прочитанного дома на этот раз? О странствиях какого живого существа вы знаете?
Маша: Я хочу остановиться на карело-финском эпосе «Калевала», где повествуется о странствиях пчелы:
«Поднялась с Земли та пчелка,
Поднялась на крыльях с дёрна,
Опахалом нежным машет,
Вверх летит на малых крыльях,
Над двором Луны взлетает,
Край затронула у Солнца,
И медведицины плечи,
У семи звезд только спину,
Полетела в погреб к Богу [Энциклопедия, 238].
Этот эпос составлен из песен-рун. Здесь пчела летит к Луне, к Солнцу. По пути следования он встречает звезды, вернее, задевает их. Задевает также и край Солнца. А в конце пути попадает в погреб к Богу.
Учитель: Спасибо, Маша! А еще что интересного вы прочитали, ребята?
Слайд 5.
Ваня: Предшественниками Икара можно считать братьев Сампари и Эатайюса из древнеиндийского эпоса «Рамаяна», созданного в середине I тысячелетия до н.э. С помощью крыльев они также летали к Солнцу. «Соперничая в безумном честолюбии и стремясь к всемирной славе, мы взлетели в пространство…Преследуя Солнце, мы быстро пронизывали пространство…», - говорил Сампари [Энциклопедия, 239].
Учитель: А как описывает герой «Рамаяны» Сампари лежащую где-то далеко внизу Земму?
Таня: «Леса под нами походили на ковры из дерна… Горы казались нам рассыпанными камнями, реки, как ремни, опоясывающие землю… Гимават, Виндия и сам Меру - гигантские горы - казались слонами, находящимися в болоте».
Ваня: А герой арабских сказок Синбад-мореход летал на спине человека из племени счастливцев, у которых каждую весну отрастали крылья. Везет же людям!
Таня: Персидский царь Нимврод сражался с Богом, поднявшись на небо на грифах.
Коля: Он также поднялся к Солнцу на волшебном коне.
Леша: В русских сказках много таких сюжетов, где герои отправляются к Солнцу, к Луне, к звездам.
Учитель: Ребята, вы, наверное, уже поняли, что речь у нас идет о фантастике. В целом мы уже второй урок подряд говорим о ней. А давайте попробуем уточнить, что такое фантастика?
Маша: Фантастика - это все вымышленное.
Таня: Это все сказочное и придуманное, которого не бывает на самом деле.
Слайд 6.
Учитель: Молодцы, ребята! А вот как пишется о фантастике в Словаре русского языка Ожегова, внимание на экран: «Это то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Это и литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. А научная фантастика в литературе, кинематографе: моделирующая события далекого будущего на основе достижений науки и техники» [Ожегов, 846].
Слайд 7.
К сожалению, у нас до сих пор никто не написал историю научной фантастики. Очевидно, одним из первых научно-фантастических произведений, в какой-то мере отвечающих требованиям этого жанра, повествующих о полете в космос, надо считать рассказ древнегреческого сатирика Лукиана Самосатского о его путешествии на Луну. Рассказ входил в книгу «Истинные истории», написанную Лукианом в 160 году н.э. С трогательной наивностью автор сразу «раскрывает все карты», чтобы читатель не обвинил его в наглой лжи. «Я пишу о том, чего я никогда не видел, не испытывал и не узнал от другого о том, чего нет и не могло быть на свете, и потому мои читатели ни в коем случае не должны верить мне», - предупреждает Лукиан. Он сам побаивается собственных фантазий. В общем, это логично. Объяснима же для нас робость первых попыток человека проникнуть в небо. И мечтал он об этом тоже поначалу робко. А давайте уточним, о чем же говорят произведения Лукиана?
Слайд 8.
Алена: Произведения Лукиана рассказывают нам об определенном мировоззрении автора. Ведь его герой летит на Луну. Значит, надо полагать, что он считает Луну твердым телом, неким подобием Земли. А факт полета рассказывает нам о том, какими представляли древние иные небесные тела. Он пишет: «…около полудня, когда мы потеряли уже из виду остров, вдруг налетел смерчь и, закружив наш корабль, поднял его на высоту около трех тысяч стадий и не бросил обратно, а оставил высоко в воздухе, - пишет Лукиан. - Семь дней и столько же ночей мы плыли по воздуху, на восьмой же увидели в воздухе какую-то огромную землю, которая была похожа на сияющий шарообразный остров… А страна эта… не что иное, как светящая вам, живущим внизу, Луна…». Он описывает чертоги лунного царя, среди которых поразил его особенно колодец с большим зеркалом. Заглянув в зеркало, можно было увидеть «все города и народы (Земли), точно они находятся перед тобой» [Энциклопедия, 240].
Слайд 9.
Учитель: Хорошо, спасибо! Ребята, помните, как герои «С Земли на Луну» Жюля Верна вылетели в свое космическое путешествие в пушечном ядре? У них в момент вылета из жерла гигантской пушки была скорость 16 км в секунду, но разгон происходил на участке ствола пушки длиной 210 метров. Но как подсчитали, наращивание скорости от 0 до 16 км в секунду на таком участке пути оказалось бы гибельным для экипажа снаряда. Конечно, многое прощают фантастам, ведь без некоторых допущений и условностей не могло бы существовать ни одно научно-фантастическое произведение. Но действительность порою превосходит фантастику. Герои Жюль Верна только облетели вокруг Луны, а наши современники - американские астронавты - побывали на Луне. Правда, они летали не в пушечном ядре, а в ракете, которая могла обеспечить им благополучный взлет, и с Земли, и с Луны.
Всем авторам литературных произведений, которые пишут на космические темы, приходилось и приходится полагаться на фантазию. Фантазируя и воплощая свои фантазии в произведениях, авторы становились как бы участниками путешествий к далеким мирам.
Слайд 10.
Творчески пофантазировать о космосе можно сейчас и другим способом - с помощью фотоаппарата. У вас они у всех имеются. Ребята, может и у вас появится желание пофантазировать, помечтать о космосе с пером или кистью в руке? Поэтому у меня для вас есть интересное домашнее задание. Попробуйте написать небольшой фантастический рассказ о полете в космос и проиллюстрировать его. Можно описать и нарисовать далекие миры, путешествия по космосу, приключения, происходящие на загадочных планетах.
И еще. К следующему уроку я предлагаю вам прочесть следующие книги:
1. «Энциклопедия для детей»;
2. «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя;
3. Сказки русских авторов, где описываются космические путешествия («Марк-богатый», «Василий Бессчастный», «Жар-птица», «Василиса-царевна», «Конек-Горбунок»).
Внимательно посмотрите на экран и, пожалуйста, запишите себе названия этих книг и произведений. Спасибо! До свидания!
Слайд 11.
5