7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ИЗО 7 класс

Рабочая программа по ИЗО 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Евсеевская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по изобразительному искусству в 7 классе


2015-2016 уч.г


I.Пояснительная записка.


Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского, учебного плана.

Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатление, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства.

Предусматривается широкое применение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих планов.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.

Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


II.Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа «Изобразительное искусство 5-7 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

При изучении тем по изобразительному искусству у учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.


III.Место предмета в базисном учебном плане


Учебным планом МБОУ ЕСОШ предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе в объеме 34 часа в год по 1часу в неделю.

IV.Содержание программы по изобразительному искусству

7 класс


I четверть.

Изображение фигуры человека и образ человека (6 часов)

Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека в истории искусства: в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции, эпохи Возрождения. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для древних культур. Изучение пропорций и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека и передача движения человека. Выполнение набросков с натуры. Создание композиции на тему спорта, передача согласованности движения человека. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике, Беседа о восприятии произведений искусства.

1. Изображение фигуры человека в истории искусства

2. Пропорции и строение фигуры человека.

3. Лепка фигуры человека

4. Набросок фигуры человека с натуры

5. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (обобщение темы) 2ч.

II четверть.

Поэзия повседневности (9 часов)

Знакомство с бытовым и историческим жанром в изобразительном искусстве. Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование композиционного мышления. Знакомство с понятием сюжет, тема и содержание в произведениях живописи. Создание композиций с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни, своего города. Развитие интереса к истории и укладу жизни своего народа, работа над созданием композиции на темы жизни людей своего народа в прошлом. Выполнение проекта «Рождественская ёлка».


1. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

2. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры 2ч

3. Сюжет и содержание в картине

4. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве 2ч.

5. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

6. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) 2ч


III четверть.

Великие темы жизни(8 часов)

Знакомство с монументальной и станковой живописью. Беседы о великих русских живописцах XIX столетия: К. Брюллов, А.Иванов, В.Суриков, И.Репин, И.Крамской М Нестеров. Знакомство с Библейскими темами живописных полотен Западной Европы и в русском искусстве. Процесс работы над тематической картиной исторического и библейского жанра. Создание проекта памятника из пластилина посвященному историческому событию. Множественность направлений и языков изображений в искусстве XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.

  1. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох 2ч.

  2. Тематическая картина в русском искусстве XIX столетия

  3. Процесс работы над тематической картиной

  4. Библейские темы в изобразительном искусстве 2ч.

  5. Монументальная скульптура и образ истории народа

  6. Место и роль картины в искусстве XX столетия


IV четверть.

Реальность в жизни и художественный образ(11 часов)

Итоговые обобщения материала проводятся в этой четверти в форме беседы, дискуссий, в создании презентаций или индивидуальных и коллективных проектов. Знакомство с иллюстрацией как с формой взаимосвязи слов с изображением, построение эскизов иллюстраций и выполнение декоративной иллюстрации к литературному произведению.

  1. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

  2. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

  3. Зрительские умения и их значение для современного человека

  4. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве 2ч

  5. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства 2ч.

  6. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре 2ч

  7. Сокровищница мировой культуры - Эрмитаж

  8. Русский музей. Третьяковская галерея


V. Тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе



п/п

Тема урока 7кл. ИЗО.

Основное содержание по темам

Вид деятельности

Практическая работа

Изображение фигуры человека и образ человека.

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Изображение человека

в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

1 вариант:

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.

2 вариант:

Коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур из индивидуально исполненных фигур в едином масштабе.

2.

Пропорции
и строение фигуры человека.

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения человека.

1 вариант:

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

2 вариант:

Изображение двух контрастных фигур: «Тяжелоатлет и гимнаст», «Могучий и ловкий», или «Силач
и балерина».

3.

Лепка фигуры человека.

Изображение фигуры человека
в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело). Новые представ-ления о выразительности скульптурного изоб-ражения человека в искусстве конца XIX - начала XX века.

Лепка фигуры
человека в движении
на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Выразительность пропорций и движений.

4 .

Набросок фигуры человека
с натуры (стоит, сидит).

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное
в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Наброски с натуры одетой сидящей фигуры человека (школьника).

5,6.

Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве (обобщение темы).

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Пути поиска красоты человека. Понимание красоты человека в античном искусстве. Духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес к жизни конкретного человека. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века.

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание образа (фигуры) человека
по впечатлению (например, любимого литературного героя). Портрет-фигура.

Поэзия повседневности.

7.

Поэзия повседневной жизни
в искусстве разных народов.

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы
и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Изображение мотивов из жизни разных народов разных эпох
в контексте традиций поэтики их искусства (зарисовки).

8,9.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Понятие «жанр». Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. Появление и развитие интереса
к индивидуальной жизни человека в европейском искусстве. Радости и любование жизнью, горести
и сострадание человеку в повседневной жизни. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Графическая
или живописная композиция «На нашей улице».

10.

Сюжет
и содержание
в картине.

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Работа над композицией
с простым сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке».

11,

12

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к окружающим людям - необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Работа над композицией
с простым сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Поездка к бабушке», «Я готовлю уроки» и т. п. (продолжение)

13.

Жизнь в моём городе (селе) в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

Создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом (как вариант: картины русской жизни прошлого века, например сцены псовой охоты, в трактире, сватовство…).

14,

15.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного
в необычное.

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание коллективной композиции в технике коллажа на тему праздника.

Великие темы жизни.

16, 17.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи - фрески. Фрески
в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства к массе людей; обращённость станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века. Героизм русского народа. Былинные богатыри - защитники земли русской.

Сообщение новых знаний. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Русские богатыри (композиционное рисование по мотивам былин).

18.

Тематическая картина
в русском искусстве
XIX века.

Значение станковой картины
в русском искусстве. Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина - философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великие русские живописцы XIX столетия.

Сообщение новых знаний, выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Русские богатыри (композиционное рисование по мотивам былин) (продолжение).

19.

Процесс работы над тематической картиной.

Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы - поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды - сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни
и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобности и условности в изобразительном искусстве.

Выбор темы из истории нашей Родины. Устная проработка этапов создания картины.
Сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей
(из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме. Композиционные поисковые эскизы. Исполнение композиции.

20-21.

Библейские
темы в изобразительном искусстве.

Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы
в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Создание композиции на библейскую тему, например «Рождество».

22.

Монументальная скульптура
и образ истории народа.

Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы
в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою.

23.

Место и роль картины
в искусстве
XX столетия.

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метаморфизм (П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц, Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Панно «Хиросима»).

Создание рисунка
в духе одного
из авангардистских направлений
в искусстве.

Реальность жизни и художественный образ (обобщающая).

24

Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.

Иллюстрация
как форма взаимосвязи слова
с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение
и атмосферу произведения,
а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал (характер одежды героев, построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Варианты:

1. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».

2. Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина по выбору учащегося (например, «Сказка
о царе Салтане…).

3. Иллюстрирование сказок Андерсена.

25.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

Конструктивное начало - организующее начало
в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства.

Обобщающая беседа. Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ.

26.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобрази-тельного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представле-ний художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства - звенья культурной цепи.

Обобщающая беседа. Более глубокий
и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ (продолжение).

27, 28.

История искусства
и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких
в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства».

Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

29, 30.

Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.

Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества выбранных учителем 2 - 3 великих художников.

Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников.

31, 32.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи
в становлении особого лица русской живописи). Высочайшая ценность музейных собраний и естественной потребности людей в общении
с искусством. Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества.

Беседа. Посещение виртуальных музеев.

33

Сокровищница мировой культуры - Эрмитаж

Высочайшая ценность музейных собраний и естественной потребности людей в общении
с искусством. Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества.

Беседа. Посещение виртуальных музеев.

34

Русский музей. Третьяковская галерея

Музеи мира: Третьяковская галерея и музей имени
А. С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Лувр
в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. Музеи местного значения.

Беседа. Посещение виртуальных музеев.


VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 7 КЛАССЕ

уро

ка

Тема урока 7кл ИЗО

Кол-во час.

Основные

виды деятельности

Требования к результату

Виды контроля

Дата

Изображение фигуры человека и образ человека (6часов)

Урок 1

Изображение фигуры человека в истории искусства


1

Изображение античного человека при помощи простого карандаша.

Должны получать знания о жанровой системе в ИЗО и ее значения для анализа развития искусства, и способов его изображения

Опрос, творческая работа


Урок 2

Пропорции

и строение фигуры

человека.

1

Изображение человечков при помощи обыкновенных линий.

Учащиеся должны получить первичные навыки изображения пропорций и движения человека по представлению

Опрос, творческая работа


Урок 3

Лепка фигуры человека


1

Творческое задание - выполнение лепки человеческой фигуры при помощи пластилина

Должны научиться владеть материалом лепки на доступном возрасте уровне

Опрос, творческая работа


Урок 4

Набросок фигуры человека с натуры

1

Выполнение набросков человека с натуры.

Учащиеся должны получить первичные навыки изображения человека с натуры

Опрос, творческая работа


Урок 5,6

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (обобщение темы)

2

Изображение при помощи красок или простого карандаша портрета близкого человека.

Знать наиболее значительный ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве

Опрос, творческая работа

Поэзия повседневности (9 часов)

Урок 7

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

Изображение бытовой сцены из жизни какого-либо народа.

Должны получить знания о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника

Опрос, творческая работа


Урок 8,9

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

2

Изображение жизни своей семьи.

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах

Опрос, творческая работа


Урок 10

Сюжет и содержание в картине


1

Рисунок на тему: « Праздник в моем доме».

Должны получить знания о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека

Опрос, творческая работа


Урок 11,12

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

2

Изображение выходного дня проведенного в кругу семьи.

Должны знать о композиционном построении произведения, о роли формата, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле Научить владеть техникой коллажа

Опрос, творческая работа


Урок 13

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1

Изображение города прошлых столетий.

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах

Опрос, творческая работа


Урок 14, 15

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

2

Изображение русского праздника.

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах

Опрос, творческая работа


Великие темы жизни (8 часов)

Урок 16,17

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

2

Изображение исторического события.

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах

Опрос, творческая работа


Урок 18

Тематическая картина в русском искусстве XIX столетия

1

Рисунок на тему: « Народная жизнь XIX века».

Понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX- XX столетий

Опрос, творческая работа


Урок 19

Процесс работы над тематической картиной

1

Работа над созданием тематической картины.

Понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX- XX столетий

Опрос, творческая работа -


Урок 20, 21

Библейские темы в изобразительном искусстве

2

Изображение библейских сюжетов.

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (библейские темы в искусстве)

Опрос, творческая работа


Урок 22

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Рисование любого понравившегося памятника

Должны знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий

Опрос, творческая работа


Урок 23

Место и роль картины в искусстве XX столетия

1

Рисунок в историческом жанре.

Иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художест-венными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке

Опрос, творческая работа


Реальность жизни и художественный образ (11 часов)

Урок 24

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

Иллюстрирование своего рассказа

Учащиеся должны получить творческий опыт в построении тематический композиций, формирование авторской позиции по выбранной теме

Должны знать о роли художественной иллюстрации

Опрос, творческая работа


Урок 25

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

Рисунок в квадрате.

Должны знать о роли конструктивного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре.

Опрос, творческая работа


Урок 26

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Создание рисунка на свободную тему (пейзаж, натюрморт, портрет или рисунок на мифологическую тематику

Учащиеся должны получить навыки соотношения собственных переживаний с контекстом художественной культуры

Опрос, творческая работа


Урок 27, 28

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

2

Закрепление теоретического материала

Должны знать о роли художественных образов изобразительного искусства в понимание вечных тем жизни.

Опрос, творческая работа


Урок 29,30

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

2

Рисунок в любом жанре.

Должны иметь представле-ние о личности художника и мира его времени в произведениях искусства

Опрос, творческая работа


Урок 31,

32

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

2

Знакомство с крупнейшими музеями изобразительного искусства

Должны иметь представление о музеях своего города, страны в целом и других западных стран

Опрос, творческая работа


Урок 33

Сокровищница мировой культуры - Эрмитаж

1

Знакомство с крупнейшими музеями изобразительного искусства

Должны иметь представление о музеях своего города, страны в целом и других западных стран

Опрос, творческая работа


Урок 34

Русский музей. Третьяковская галерея

1

Знакомство с крупнейшими музеями изобразительного искусства

Должны иметь представление о музеях своего города, страны в целом и других западных стран

Опрос, творческая работа

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год

Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:

Учебники:

5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.);

6 класс - «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),

7 класс - «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),

Методическая литература:


1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 2008.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2007.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 2000.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература,2001.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2004.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 2002.

10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

11. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 2008.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 2008.

13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 2005.

14. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 2008.

15. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 2008.

16. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 2008.

17. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 2008.

18. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 2008.

19. Методический журнал «Искусство»

20. Журналы: «Мировая художественная культура», «Юный художник»

21. Методические рекомендации по курсу «Изобразительное искусство»

22. Книги по искусству:


- Энциклопедия «100 великих русских художников»,

- Энциклопедия «100 великих зарубежных художников»,

- Миловский А.С. «Народные промыслы»,

- Фомина Н.Н. «Детям о художниках».


Сайты:


- Методический сундучок - сайт учителя ИЗО metod-sunduchok.ucoz.ru

- Выставочный зал союза Художников РФ architecture/loss/artists

- Медиатека сайта Дневник.ру

- Интернет ресурсы: , сеть творческих учителей.


VIII. Результаты освоения учебного предмета изобразительного искусства учащимися 7 класса

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

о роли художественной иллюстрации;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

В процессе практической работы учащиеся должны:

иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал