- Учителю
- Конспект урока по искусству на тему Застывшая музыка
Конспект урока по искусству на тему Застывшая музыка
Тема урока: Застывшая музыка
Урок - диспут
Цели и задачи:
-
Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.
-
Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент )
Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное предназначение.
Киевский Софийский собор
Знаменитая София Киевская считалась главным храмом Киевской Руси, пережившим целые столетия и дошедшим до нашего времени. Собор был культурным, политическим и духовным центром. В нем проходили посвящения в митрополиты, посвящения на княжеский престол, приемы послов, церковные соборы. Киевский Софийский собор был заложен князем Ярославом Мудрым еще в 1037 году. По преданию строительство храма происходило именно на том месте, где князь повергнул язычников печенегов. Свыше десяти лет здание возводили и украшали местные и византийские мастера. И только в 1049 году величественное сооружение было освящено Киевским митрополитом Феопемптом.
София Киевская была главным храмом страны - именно здесь Ярослав основал первую библиотеку на Руси, здесь велась летопись, перевод и переписывание книг, проводились приемы послов, церемонии восхождения князей на престол. В то время Киевская Русь считалась одной из крупнейших цивилизованных государств в Европе. Она имела широкие дипломатические и торговые связи с державами Востока и Запада, а многие короли Европы считали за честь породниться с князем киевским.
Покрова на Нерли
Над зеркалом спокойной глади реки Нерли
стоит белокаменный храм,словно любуясь своим отражением в
воде. Поэмой, запечатленной камне, называют церковь Покрова на
Нерли (1165 г.) -наиболее совершенное творение владимирских
зодчих. Посвящен этот храм религиозному празднику Покрова
Богородицы. С достоинством встречал он иноземцев у ворот
Владимирской земли, говоря зыком камня о ее силе и
красоте.
Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по
погибшему сыну воплотилась в светлом образе этого храма. Его
созерцание вызывает у нас чувство тихой грусти и
умиротворения.
Реймского собора
Не менее глубокое впечатление оставляет образ Реймского собора во Франции - архитектурного памятника XIII в. Легкая ажурная громада собора, его строгая композиция, величественный интерьер, слияние архитектурных форм в едином движении ввысь порождают ощущение бесконечного развития.
Софийский собор
Софийский собор в Полоцке является одной из самых древних христианских святынь на Беларуси. Изначально, собор, был деревянным. При Князе Всеславе Брачиславовиче между 1044-66 гг. собор приобрел вид каменного храма и стал четвертым в мире храмом святой Софии. Собор входил в состав Верхнего замка - деревянного кремля с княжескими палатами, монастырем и площадью.
Построенный как сильнейшее сооружение (толщина стен 1,45 м), храм являлся крепостью, которая во времена опасности оберегала князя с дружиной. Храм являл собой воплощение государственности, политической и экономичной мощности Полоцкого княжества. Софийский собор постоянно украшался и часто перестраивался. Своей прелестью храм впечатлил и царя Ивана Грозного, когда тот в 1563 г. вошел с армией в границы Великого княжества Литовского. Храм являлся не только главным храмом западнославянского православия, но и крупным культурно-просветительским центром, усыпальницей полоцких князей (раскопана 16 саркофагов). Тут принимали послов, провозглашали войну и мир, сохраняли государственную казну и религиозные святыни.
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).
Московский Кремль
Московский Кремль - древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москва, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. Площадь Кремля в плане составляет неправильный треугольник и равна 27,5 га.
Московский Кремль в 1156 был укреплен валом; в 1367 возведены стены и башни из белого камня, в 1485-95 - из кирпича. Башни получили в 17 в. существующие ныне ярусные и шатровые завершения. В Кремле Московском первоклассные памятники русской архитектуры 15-17 вв.: соборы - Успенский (1475-79), Благовещенский (1484-89) и Архангельский (1505-08), колокольня «Иван Великий» (1505-08, надстроена в 1600), Грановитая палата (1487-91), Теремной дворец (1635-36). В 1776-87 построено здание Сената, в 1839-1849 - Б. Кремлевский дворец и в 1844-1851 - Оружейная палата. В 1959-61 сооружен Государственный Кремлевский дворец. Среди 20 башен Кремля Московского наиболее значительные Спасская (с Кремлевскими курантами), Никольская, Троицкая, Боровицкая. Сохраняются замечательные памятники русского литейного искусства - «Царь-пушка» (16 в.) и «Царь-колокол» (18 в.). В 1991 создан Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». В Кремле Московском находится резиденция президента Российской Федерации.
При Иване Калите Кремль был расширен и обнесен дубовыми стенами (бревна в диаметре достигали одного метра). Тогда же внутри Кремля было построено несколько каменных церквей (остатки фундаментов найдены археологами). Первые белокаменные стены из подмосковного камня были возведены в 1367 при Дмитрии Донском, причем территория Кремля расширилась почти до размера современной. Нашествие Тохтамыша в 1382 вновь нанесло Кремлю страшный урон, хотя и были предприняты восстановительные работы. В середине 14 в. в Кремле основаны Чудовский мужской и Воскресенский женский монастыри.
Во второй половине 15 в. старые белокаменные стены Кремля обветшали и частично обрушились. Для его реконструкции Иван III, возможно, по совету своей жены Софьи Палеолог, решил пригласить итальянских («фряжских») зодчих, как лучших в Европе того времени. Перестройка Кремля началась с возведения в 1475-79 годах нового Успенского собора, расположенного в центре кремлевского треугольника: старый каменный Успенский собор уже не отвечал требованиям, предъявлявшимся к главному столичному храму, в котором должны были находиться захоронения русских митрополитов и проходить венчания на царство. Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти в традициях владимирских мастеров из подмосковного белого известняка и кирпича, положил начало ансамблю Соборной площади.
В 1484-88 псковскими мастерами были возведены церковь Ризположения и Благовещенский собор. Вторым по значению кремлевским собором является Архангельский. Он был построен итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 годах, спустя тридцать лет после постройки Успенского собора. За это время русское государство окончательно сбросило татаро-монгольское иго и укрепило экономические и культурные связи с европейскими странами. Каменный Государев дворец с Грановитой палатой (1487-91) довершил формирование западной стороны Соборной площади. Доминантой площади, Кремля и всей Москвы стала колокольня Ивана Великого.
Синтез зодчества и ваяния воспринимается как праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного скульптурного убранства. В нем ощутимо живое биение творческой мысли
Практическая работа
• Какие чувства вызывает у вас созерцание этих храмов? Сравните свои впечатления с приведенными выше высказываниями.
• Почему храм Покрова на Нерли вызывает ассоциацию со свечой?
• Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой</</font>?
• Какие знакомые вам музыкальные произведения созвучны образам храмов?
• Послушайте фрагменты русской и западноевропейской духовной музыки. Что в них общего, а что их различает?
• Почему эти памятники архитектуры и музыки можно отнести к неоспоримым шедеврам, представляющим идеалы красоты?
4