7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ИЗО 7 класс авт: Неменский

Рабочая программа по ИЗО 7 класс авт: Неменский

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Некоузского района Ярославской области»

Утверждена приказом руководителя

образовательного учреждения

приказ №_______ от __________ 2015г

Директор школы: _____________ Парфентьев О.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

7 КЛАСС

НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы

Учитель ИЗО Агаева Е.В.

1 квалификационная категория

п. Октябрь

2015 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по ИЗО для 7 класса составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора - научного руководителя, член корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского (программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 5 - 9 классы М. «Просвещение», 2011 год) и образовательного стандарта 2004 года.

Программа рассчитана на 34 годовых часа. Составлена в соответствии с требованиями Оценки качества знаний выпускников 9 класса основных общеобразовательных школ. Уроки длятся 40 минут. Кроме уроков в учебном году 170 минут отводится на индивидуальные занятия, на подготовку к районным и областным конкурсам, на рисование праздничных открыток и плакатов.

Рабочая программа по ИЗО для 7 класса построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.


Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.

Общая годовая тема 7 класса «Изобразительное искусство в жизни человека».

7 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.


Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование художественно-творческой активности:

- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

3 год обучения (7 класс)

Учащиеся должны знать:

  • о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

  • о месте станкового искусства в познании жизни;

  • о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

  • о произведениях агитационно-массового искусства;

  • о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 - 20 веков; русского искусства;

  • о выдающихся произведениях современного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

  • передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

  • изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

  • выполнять элементы оформления альбома или книги;

  • отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

  1. Сетка часов для изучения курса изобразительного искусства в 7 классе.

7 класс

«Изобразительное искусство и мир интересов человека»

34 часа

1 четверть

«Изображение фигуры человека и образ человека»

9 часов

2 четверть

«Поэзия повседневности»

7 часов

3 четверть

«Великие темы жизни»

10 часов

4 четверть

«Реальность жизни и художественный образ»

8 часов















Календарно-тематическое планирование. 7 класс


№ урока

Дата прове-дения урока

Кол.

часов

Тема урока


Содержание урока

Знания, умения, навыки

Зрительный ряд

«Изобразительное искусство в жизни человека»

1 четверть

«Изображение фигуры человека и образ человека»

9 часов

1


1

Изображение фигуры человека в истории искусства

Человек как высшая ценность нашего общества. Человек - главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в различные исторические эпохи.

Урок-лекция.

В мастерской художника.

Художественное мышление.

Пластика, рельефы, динамика, живопись.

Античные изображения фигуры человека

2


1

Пропорции и строение фигуры человека.

Пропорции фигуры человека.

Постановка фигуры. «Рисовать - значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего…» Н.Н.Ге.

Канон пропорций С. Боттичелли.

Аппликация

Пропорциональный канон.

Модуль - высота головы человека.

Золотое сечение.

Учебные таблицы

3


1

Красота фигуры человека в движении.

Скульптура малых форм.

Мелкая пластика.

Статуэтки из глины, пластилина.

Особенности подвижной фигуры.

Учебные таблицы

4


1

Изображение на плоскости фигуры человека.

Значение различных точек зрения на скульптуру при её восприятии.

Особенности работы от общего к частному.

Рисование головы человека. Карандаш.

Линия, тоновое пятно, характер штриха.

Избирательность нашего зрения.

Основные линии построения.


Учебные таблицы

5


1

«Великие скульпторы»

Личность художника, целостность его представлений о красоте человека.

Скульптура: идеал и чувство реальности.

Декоративное и монументальное искусство.

презентация

6


1

Изображение фигуры человека с использованием таблицы.

Геометризованная фигура. Сравнение частей фигуры друг с другом. Величинные отношения между ними.

Схематический рисунок.

Применение пропорциональных схем. Деталирование рисунка.

Светотени. Покрытие основных цветовых пятен. Выявление тональных отношений.


Учебные таблицы

7


1

Набросок фигуры человека с натуры.

Глазомер, ассоциативно-образное мышление.

Рисунок одноклассника.

Набросок и техники его выполнения. Пластическая анатомия человека.

Образцы рисунков

8


1

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»

Рисование на свободную тему. Соединение пейзажа с фигурой человека.


Чувство, состояние, место, персонаж.


9


1

Мир интересов человека.

Коллективная работа.

Город мастеров.

Рисунки предыдущих уроков, коллаж.

Композиция из разнообразных материалов и природных форм.


2 четверть

«Поэзия повседневности»

7 часов

10


1

Тематическая (сюжетная) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Процесс создания картины. История возникновения голландской живописи. Малые голландцы обобщённое название голландских художников, мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта.

Урок-лекция.

Обобщение.

Целостность изображения. Композиционный центр.

Жанр. Сюжет. Ян Вермеер и делфтская школа живописи.

Сюжеты древнегреческой живописи

11


1

Тематическая картина.

Бытовой и исторический жанры.

Жанры изобразительного искусства.

Беседа о восприятии произведений искусства.

Бытовой и исторический жанры.

П. Федотов «Сватовство майора»

12


1

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Сюжет и содержание в картине.


Картина - взгляд художника на мир, отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов и П. Федотов

Работа над композицией

Жанр, сюжет, бытовой жанр. Сюжетная композиция. Организация картинной плоскости.

Ян Вермеер «Служанка с кувшином молока», К Моне «Прогулка в парке»

13


1

Передвижники. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

Роль колорита в раскрытии художественного образа. Значение цвета в выделении смыслового центра. И.П. Репин, И.Н. Крамской, В.Г.Перов. Значение деятельности П.М. Третьякова

Работа над композицией

Передача цветом пространства.

Цветовые отношения. Выступление детей о художниках-передвижниках.


14


1

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

Роль сюжета в решении образа. Картина - итог длительных размышлений и наблюдений художника.

Юрий Гагарин, говоря о красоте вселенной, сказал: «Необычно, как на полотнах Рериха!»

Творчество Н.К. Рериха

Горный пейзаж.

Роль живописно-пластических средств в решении образа (композиция, ритм, свет, форма, цвет, пространство, фактура)

видеофильм

15


1

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».

Творчество Леонардо да Винчи.

Эскиз как переходный этап при создании композиции.

Нет предела знаниям.


Композиция. Замысел работы, эскиз


16


1

Творчество Ф.А.Васильева.

Глубок смысл природы.

Новые техники рисунка. По-сырому.

Пейзаж «Весеннее утро».

Композиционное размещение на листе.

Прокладка основного цвета.

Использование приёма «вливание цвета в цвет».

Дорисовка по сухому слою краски.


3 четверть

«Великие темы жизни»

10 часов

17


1

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Станковое искусство. Отношение художника к разным явлениям жизни.

Урок-лекция

Замысел обретает форму. Исторический жанр, сюжет, форма.

Примеры монументальных фресок эпохи Возрождения

18


1

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Сложный мир исторической картины. Творчество В.И. Сурикова

Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества.

Урок-лекция.

Ценность для человечества личностного видения исторических событий.


19


1

Сложный мир исторической картины

Сложный мир исторической картины. Рисование по представлению.


Отличие исторической картины от произведения бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа.

В. Суриков. Боярыня Морозова К. Брюллов. Последний день Помпеи.

20


1

Историческая тема в живописи.

Передача симметрии и асимметрии в композиции.

Передача равновесия.

Уравновешенная композиция.

Симметрия - покой, величественность, особая торжественность, значимость событий.

И. Репин. Бурлаки на Волге.

21


1

Великие темы жизни в творчестве русских художников.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины.

Просмотр СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

Ясно читаемая композиция.

Распределение масс.

Чередование тёмных и светлых пятен.

Сюжетно-композиционный центр.


22-23


2

Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказок»

И.Я. Билибина. Иллюстрации к сказкам.

В. Васнецов. Фольклорно-исторические картины.

«Что за прелесть эти сказки!»

Контраст.

Цельность композиции.

Ритм, движение, покой.


24


1

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь.

Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».

Чародей света.

Композиция. Композиционные средства и приёмы: многоплановая композиция, формат, размер, колорит, живописная фактура, центр композиции, выделение главного, свет и цветовой контраст, жест, мимика, тень, ритм.

25


1

Зрительские умения, и их значение для современного человека

Эссе «О чём мне рассказал художник»

26


1

Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Знакомство с коллекциями картин. Отличия галереи от музея.

Викторина «Знакомые картины и художники»

Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Дрезденская картинная галерея, музей Прадо, Лувр, кунсткамера.


4 четверть

«Реальность жизни и художественный образ»

8 часов

27 - 28


2

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Искусства временные и пространственные.

Подобрать материал для иллюстрирования: литературное произведение и ряд эпизодов. Выражение идеи, замысел, эскизы. Обсуждение идеи проекта, сбор материала.

Художественно-творческие проекты.

« Иллюстрации к любимому литературному произведению»


Иллюстрации В. Фаворского

29


2

Конструктивное и декоративное начало в ИЗО.

Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Выполнить эскизы к произведению.


Художественно-творческие проекты.

« Иллюстрации к любимому литературному произведению»

Исполнение проекта.

Примеры знакомых произведений

30


1

Конструктивный анализ произведений ИЗО

Построение композиции.

Работа над иллюстрациями к произведению. Конструктивный анализ произведений ИЗО.


Примеры знакомых произведений

31


1

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Разбор произведений ИЗО


Знакомые произведения

32


1

История искусства и история человечества. Стиль и направление ИЗО.

Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.


Знакомые произведения

33


1

Личность художника и мир его времени в произведениях ИЗО.

Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Подбор материала о художниках.


Ресурсы интернет

34


1

Крупнейшие музеи ИЗО и их роль в культуре.

Обобщающий урок.

Тест по ИЗО


Презентации учащихся по музеям.












 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал