7


  • Учителю
  • Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Пояснительная записка

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.





Цель программы:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.





Рабочая программа рассчитана на 18 часов (0,5 часа - в неделю).









Планируемые предметные результаты освоения программы

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;

• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.









Содержание предмета изобразительное искусство для 6 класса

Структура содержания курса изобразительного искусства для 6 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):Тема 1. Виды изобразительного искусства.

3

2

Повторительно-обобщающий урок «Основы языка изображения».

1

3

Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт.

4

4

Урок-обобщение «Выразительные возможности натюрморта».

1

5

Тема 3.Вглядываясь в человека. Портрет.

3

6

Повторительно-обобщающий урок «Великие портретисты».

1

7

Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве.

3



8

Повторительно-обобщающий урок «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».

1

9

Повторение и обобщение материала учебного года.

1

10

Резерв.

0



Итого:

18





















































Раздел

Содержание учебного предмета

Формы организации и основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Виды изобразительного искусства.

(3 часа)

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Рисунок-основа изобразительного творчества. Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок-основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности.

Линия и её выразительные возможности. Выразительные свойства линии. Виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Линейные рисунки. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное-светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов.

Цвет в произведениях живописи. Понятие «колорит», «гармония цвета». Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи.

Объёмные изображения в скульптуре. Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре.

Великие скульпторы.



Аналитическая деятельность:

Различать предложенные репродукции картин по видам искусства и материалу выполнения. Различать понятия «вид» и «жанр» в искусстве.

Овладеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.

Практическая деятельность:

Выполнять цветовые растяжки по заданному цвету, владеть навыками механического смешения цветов.











Раздел 2.

Мир наших вещей. Натюрморт.

(4 часа)

Изображение как познавание окружающего мира и выражение отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творчестве художника. Выразительные средства и правила изображения.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.

Понятие формы. Линейные, плоские и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.

Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости.

Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Свет как средство организации композиции в картине.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет живописи. Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен.

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений об окружающем мире. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков.

Великие художники - мастера натюрморта.



Аналитическая деятельность:

Определять значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в произведениях искусства.

Определять понятие «натюрморт». Иметь представление о выдающихся художниках и их произведениях в жанре натюрморта. Активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция).

Практическая деятельность:

Применять правила: 1)объемного изображения геометрических тел с натуры,2) композиции на плоскости. Применять полученные знания в практической работе с натуры.





Определять жанр натюрморт, называть выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И. Машков, П. Сезанн). Анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. Представлять доклад перед аудиторией.







Раздел 3.

Вглядываясь в человека. Портрет.

(3 часа)

Портрет как образ определённого, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека Симметрия лица. Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта.

Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов.

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения, в XVII-XIX веках, в XX веке.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура.

Великие портретисты.



Аналитическая деятельность:

Распознавать жанры изобразительного искусства, портреты, выполненные выдающимися художниками-портретистами русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Активно воспринимать произведения портретного жанра.

Определять материалы и выразительные возможности скульптуры. Передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.

Практическая деятельность:

Применять в практической работе (аппликация головы с различным освещением)знания по основам изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра.



Раздел 4.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

(3 часа)



Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменение видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Потребность в изображении пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Пейзаж - настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.

Великие художники - пейзажисты.



Аналитическая деятельность:

Различать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Активно воспринимать произведения изобразительного искусства.

Определять особенности и способы изображения пространства в различные эпохи. Композиция, цвет, светотень, перспектива в работах художников.

Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Понимать, что такое « точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Применять правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления.





Практическая деятельность:

Применять основы изобразительной грамоты в изображении большого природного пространства, передавать в пейзаже личностное восприятие. Осваивать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.









































































































Календарно-тематическое планирование (18 часов)





Дата

(факт)

Раздел 1. Виды изобразительного искусства.

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1





2.

Цвет. Основы цветоведения.

2







3.

Повторительно-обобщающий урок «Основы языка изображения».

</<font face="Times New Roman, serif">1





Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт.



11.

Изображение предметного мира - натюрморт.

1





2.

Освещение. Свет и тень.

1





3.

Натюрморт в графике.

1





4.

Цвет в натюрморте.

1





5.

Урок-обобщение «Выразительные возможности натюрморта».

1





Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.



1.

Образ человека - главная тема искусства.

1





2.

Сатирические образы человека.

1





3.

Роль цвета в портрете.

1





4.

Повторительно-обобщающий урок «Великие портретисты».

1





Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве.



1.

Жанры в изобразительном искусстве.

1





2.

Пейзаж - большой мир. Организация пространства.

1





3.

Сельский пейзаж.

1





4.

Повторительно-обобщающий урок «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».

1





5.

Повторение и обобщение материала учебного года.

1









































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал