7


  • Учителю
  • Конспект урока по МХК на тему 'В поисках 'Египетского стиля

Конспект урока по МХК на тему 'В поисках 'Египетского стиля

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок № 14

Раздел : В СТРАНЕ СФИНКСОВ И ПИРАМИД

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Тема урок: В поисках «ЕГИПЕТСКОГО СТИЛЯ».

Изобразительное искусство.

Цели урока:

  • Закрепление знаний о сущности заупокойного культа; углубление значения понятия «Канон»; раскрытие принципов «канонического стиля», формы его проявления в различных жанрах; развитие умения выделять основные черты «египетского стиля» по предложенным критериям; развитие умения находить логическую связь между особенностями изобразительного искусства и религиозным культом.

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся эстетический вкус

  • Развивать у учащихся умение пространственно мыслить, ориентируясь по представленным слайдам

  • Воспитывать интерес к культуре прошлого.


Оборудование: экран, медиапроектор.


Литература:

  • Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.

  • МХК. Поурочные планы 8 класс.


Тип урока: урок - «погружения» в тему.

Оформление:

  • Презентация Power Point по теме урока;

  • На доске тезис: «Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни».


Ход урока

І. Организационный момент

-Запишите пожалуйста тему нашего урока: В поисках «ЕГИПЕТСКОГО СТИЛЯ». Изобразительное искусство.

--Сегодня мы продолжаем путешествие по стране сфинксов и пирамид. Используя самую лучшую машину времени - наше воображение, переносимся в прошлое…

--посмотрите внимательно на слайды:

Демонстрация слайдов

Подвеска в виде жука-скаробея, «Ка» фараона Тутанхамона,

«Ба», крышка канопы, маска Тутанхамона, саркофаг, ушебти.

--Ответьте мне на вопросы:

--Какие проблемы волновали древних египтян?

-В чём заключался для них смысл жизни?

--В конце прошлого урока мы с вами сделали следующий вывод: произведения ДПИ и литературы позволяют нам сделать вывод о том, что искусство Древнего Египта было частью религиозного культа.


ІІ. Изучение нового материала.

--Верно ли это утверждение? Если верно, то должны быть и другие виды искусства, на которые это утверждение распространяется и с помощью которых мы сможем ещё раз подтвердить его. Какие это виды искусства? Существуют ли в этих видах искусства какие-либо законы, правила, которые разрабатывались в соответствии с требованиями религиозных догм? Если существуют такие законы, то можем ли мы говорить о наличии в этих видах искусства единого «египетского» стиля?

-Вот этот перечень вопросов, на которые мы должны ответить на сегодняшнем уроке.

--Итак, мы отправляемся на поиски законов «египетского» стиля. Отправной точкой нам будет служить уже знакомый вам тезис «Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни». Он вновь заставляет нас обратиться к заупокойному культу, который предполагает существование души, рождающейся с человеком, живущей в нём и не умирающей. Душа возрождала умершего для «вечной жизни» в царстве Осириса. Но для этого необходимо было сохранить её тело. Поэтому в Египте возникло искусство мумификации. Но бальзамирование не всегда достигало цели - мумия могла испортиться и, таким образом, душа лишалась приюта, а умерший лишался «вечной жизни». Чтобы избежать этого, мумия получает замену, нетленного двойника.

Вопрос классу:

--Из чего её можно было сделать? (из камня).

--Египетский мастер, стремясь обеспечить приют душе умершего на случай, если мумия испортится, решил изготовить нетленного двойника из материала не подвергавшегося тлению - из камня.

--У него получилась статуя. Представьте себе на мгновение таких каменных «двойников». Можем ли мы перечислить их характерные черты?

--Статуя должна соответствовать физическому облику человека, обладать сходством с ним, воспроизводить его индивидуальные черты(чтобы душа узнала «хозяина»).

--С течением времени древнеегипетские художники разработали систему правил, согласно которой выполнялись все статуи умерших.

--Каким словом мы назовём такую систему правил? (Канон)

--Канон -греч. «норма», «правило» - свод правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплённых традиций.

--Какие ещё правила, кроме портретного сходства, должен был соблюдать скульптор при изготовлении статуй-двойников? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на статуи-двойники царевича Рахотепа и его жены Нофрет.

Демонстрация. Статуи Рахотепа и Нофрет

Песчаник, минеральные красители

Древнее царство. Каирский музей.

Задание классу:

Сформулируйте основные правила канона, опираясь на критерии:

  1. Положение корпуса

  2. Полное или фрагментарное изображение фигуры

  3. Наличие или отсутствие краски

  4. Передача движения или покоя.

--Итак, каноны которые должен был соблюдать скульптор:

  1. Положение корпуса: чинно сидят на кубообразном троне. Головы поставлены прямо, руки скрещены на груди (одна может лежать на колене), ноги сомкнуты.

  2. Непременным условием было изображение фигуры целиком.

  3. Окраска: мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, а женские - в жёлтый. Волосы на всегда были чёрными, а одежды - белыми.

  4. Лицо - портрет, в расцвете лет и здоровья.

  5. Позы спокойные, неподвижные, бесстрастное выражение лица.

Демонстрация. Портретные статуи писца и старосты.

--Глядя на эти статуи, какие ещё можно сделать добавления к правилам канона?

-Положение корпуса: стоя с выдвинутой вперёд ногой или сидя, в позе писца, со скрещенными ногами.

--Исключительного совершенства скульпторы достигли в деревянной скульптуре. Портретное сходство с оригиналом в них удивительно ярко и наглядно. Царский сановник Каапер. Фигура выполнена из кусков фигового дерева, раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Гордо поднята голова, взгляд устремлён вдаль.

--Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. Посмотрите на скульптурный портрет писца Каи. Он сидит скрестив ноги, готовый записывать любое слово хозяина. На коленях лежит лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок взгляд писца, широко открыты глаза, искусно инкрустированные алебастром, чёрным камнем и горным хрусталём, что кажутся живыми.

--Не случайно египтяне называли скульптора «САНХ» (творящий жизнь).

Демонстрация статуи фараона Аменхотепа3

--Для изображения фараона существовали особенно строгие каноны. Во всём его облике ощущается спокойствие и сила царской власти.

Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменхотеп 3. Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого и сильного владыки, царствование которого отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нём сказано:

Он - знание в сердцах,

Его глаза прослеживают каждого,

Он - солнце, видящее лучами своими,

Он освещает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать, лучше, чем Нил,

Он кормит идущих его путём.

--Такие скульптурные портреты (статуи0 помещали в усыпальницу. Они устанавливались в особых нишах или специальных помещениях позади молен.

--Так благодаря заупокойному культу в Египте впервые в истории мирового искусства появился скульптурный реалистический портрет.

--Главная задача скульптора заключалась в достижении возможно более полного сходства с портретируемым. Его лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность…

--Скульпторы Египта умели сочетать в одном их изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в БОЛЬШОМ СФИНКСЕ - знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.

СФИНКС - статуя изображающая фантастическое существо(дух охранитель) с телом священного животного и головой человека.

--Русский писатель И.А.Бунин, посетивший Египет, так описывал свои впечатления от Сфинкса: «Вокруг меня мёртвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Всё блестит, как атлас, отделяясь от шёлковой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света…Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса. Туловище его высечено из гранита целиком, - приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска и слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времён суждена ему, как защитнику «Страны Солнца», Страны Жизни… Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно, спокойно глядит он куда -то на восток, на далёкую долину Нила! Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывает в моём сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах поданных Хуфу…».

--Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Эхнатона. К их числу относится скульптурный портрет жены фараона царицы Нефертити. Он был открыт в 1912 году при раскопках. Это удивительный портрет, символ вечной красоты и обаяния, по праву занимает почётное место среди самых поэтичных женских образов. Бюст сделан из известняка, раскрашен, обвит золотой лентой. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский убор синего цвета. Бюст раскрашен и почти завершён, только левая глазная впадина оставлена пустой. Предполагается, что это было сделано умышленно, потому что Нефертити в то время была жива, а разверзание очей оживляло душу уже умершего человека. (мастерская Тутмеса)

--Продолжим поиски «египетского стиля» и выясним, какой канон существовал для изображения фигур на плоскости.

--Большого расцвета в искусстве Древнего Египта достигли рельефные и живописные композиции, с помощью которых декоративно украшались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, обелиски, стелы.

--Что же изображали на рельефах и фресках?

--прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды совершаемые при погребении. Чёткими рядами идут вереницы слуг, несущих дары покойному. Мы видим жертвенные столы, уставленные яствами, множество людей работающих в поле и садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов.

--Фрески и рельефы разбиты на 4 - 6 поясов, каждый из которых заполнен изображением законченных по содержанию сцен, а все вместе составляют единую композицию.

--Стенопись царских гробниц напоминала яркий развёрнутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстрациями.

Вопрос классу:

-Внимательно посмотрите на иллюстрации: есть ли что-нибудь общее в изображении всех фигур? ((У всех фигур сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги даны профиль, а плечи, руки, грудь, глаз - в фас).

-Как вы думаете, для чего художник совмещал фас и профиль?(для максимально полного воспроизведения фигуры, так как рисунки плоские, в них нет объёма).

-Таким образом, для изображения человеческой фигуры на плоскости также был разработан специальный канон.

--Чтобы не нарушать общей направленности повествовательной ленты, лица главных персонажей и ноги показаны в профиль, а чтобы дать цельный образ, верхняя часть туловища развёрнута в фас с полным выявлением плеч, рук, груди - фигура распластана на плоскости. Стоящая фигура всегда изображалась в полный рост с выставленной вперёд левой ногой, как знак движения в вечности. Цветовая раскраска имеет символическое значение. Внутренность рельефного контура обычно заполнялась минеральными красками или цветными пастами.

--Совсем иначе представлены картины пиров и развлечений правителей, по которым можно судить о вкусах и моде египетского общества того времени.

--Мы видим очаровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Их смуглые тела украшены поясками, ожерельями и браслетами, а на головах диадемы. Музыканты играют на арфе, флейте и барабанах. Особое внимание уделяется точной проработке деталей одежды, украшений, длинных пышных париков.

--В эпоху Нового царства в композиции стали вводить пейзаж с животными и растениями. Несмотря на то, что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности. Особенности различных птиц или рыб переданы так правдиво, что зоологи без труда определяют их виды.

--Лучшие традиции изобразительного искусства Древнего Египта


ІІІ. Итог урока.


--Подтвердился ли вывод, сделанный в начале урока, что искусство Древнего Египта было частью религиозного культа?

--Ребята, давайте дополним нашу схему влияния заупокойного культа на виды искусства:

Заупокойный культ

Заупокойный культ

Виды искусства


Декоративно-прикладное Литература

искусство (мумификация, («Книга мёртвых»,

культовые предметы) «Тексты пирамид»)


Изобразительное

Искусство (скульптурный

портрет, «египетский стиль»)


НОВЫЕ СЛОВА:

  • КАНОН -греч. «норма», «правило» - свод правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплённых традиций.

  • «САНХ» (творящий жизнь) - скульптор

  • СФИНКС - статуя изображающая фантастическое существо(дух охранитель) с телом священного животного и головой человека.


ІV. Домашнее задание:

  1. Учебник МХК стр.- 28 -35.

2 Найти сведения о первом «чуде света» - египетских пирамидах.

3. Подготовить сообщение «Пирамида Хеопса».

4. Знать характерные особенности изобразительного искусства Древнего Египта и новые слова.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал