- Учителю
- Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе (Горяева)
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе (Горяева)
Рассмотрено
на заседании МО учителей
_________________________
«_____»_______ 2015 г.
Руководитель МО
______________ /____________/
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
С. В. Жиляева
«___»__________2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
школы-интерната
А.Ю. Абдувелиева
«___»___________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
в 5 классе
Базовый уровень образования
5 класс
Учитель: Антоненкова Татьяна Алексеевна
Программа разработана на основе программы
«Изобразительное искусство и художественный труд»
авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского
(М.: Просвещение, 2011г.)
г. Евпатория
2015 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана для учащихся 5 класса ГБОУ РК «Евпаторийская санаторная школа-интернат» в объёме 34 часа в год, при одночасовой недельной нагрузке. Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
-
Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
-
Авторской программы Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5 классы», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (Издательство «Просвещение», 2010 год издания).
-
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ», реализующих программы общего образования;
-
Письмом МОНМ РК от 19.05.2014г. №01-14/68 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014/2015 учебный год (приложения №1 - начальное общее образование, №4 - основное общее образование, №18 - непрофильное обучение)
-
Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями);
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
-
Примерным положением о Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым о санаторной школе-интернате (утверждено приказом Министерства образования, науки и молодежи РК от 28 августа 2014г. № 129);
-
Уставом ГБОУ РК «Евпаторийская санаторная школа-интернат»;
-
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10.
-
Основная образовательная программа основного общего образования от 24 августа 2015г., протокол № 5
Основные принципы программы:
1.Системообразующая основа программы предполагает триединство художественной деятельности:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность;
2.Принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, наблюдение и переживание окружающей реальности и формирует у ребенка способность самостоятельного видения мира.
3.Принцип целостности освоения материала каждой темы обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
4.Принцип единства восприятия и созидания формирует образное художественное мышление.
5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта развивает чувства ребенка, помогает освоить художественный опыт поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
6.Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу, т. е. строится на наблюдательности и выполнении художественного образа на основе фантазии ребенка
Цели обучения:
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенно
Задачи обучения:
1.Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства; 2. Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;
3.Овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); 4.Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
5. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры народов России и Крыма.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы.
Рабочая программа относится к образовательной области «Искусство»
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества - главный смысловой стержень рабочей программы для 5 класса. Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
Программа реализуется за счёт часов инвариантной части в течение одного года.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета.
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного
искусства в основной
школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
в трудовой сфере:
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
- в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
- в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов
общеобразовательное учреждение
предоставляет ученику возможность на ступени основного общего
образования
научиться:
в познавательной сфере:
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-различать изученные виды пластических искусств;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию)
художественного образа
произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический вкус как способность
чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем
многообразии их видов и жанров,
осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере:
-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности,
высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь
выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой
деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Содержание учебного курса.
Общая характеристика курса:
Данная рабочая программа является целостным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории -исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), технологией (технологии художественной обработки материалов).
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструкторскую работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (репродукций, презентаций), изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам
Для достижения положительных результатов на уроках изобразительного искусства используются различные подходы в обучении:
-
компетентностный подход (творческий подход к выполнению художественных задач);
-
интегративный подход (уроки «развития воображения» по методике Т.Предтеченской);
-
проблемный и личностно-ориентированный подход (признание индивидуальности, самореализация, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения).
Данные подходы влияют на творческий процесс: совершенствуют художественные навыки и умения в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Совершенствуя организационные навыки и художественные умения обучающихся, учитель переводит ребенка из актуальной в ближайшую зону развития, «… обучение входит в жизнь, и оно имеет жизненный смысл для учащегося» (А.Л.Леонтьев).
В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии, учитывающие возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности:
-
здоровьесберегающая технология (релаксационные упражнения, смена видов деятельности, музыка, физзарядка);
-
коллективная система обучения (КСО);
-
разноуровневое обучение;
-
культурологический подход к преподаванию;
-
личностно-ориентированное обучения (И.С. Якиманская);
-
концепция одаренности (Ю.Д. Бабаева);
-
технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова);
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
психолого-педагогическая концепция Гальперина Ю.Я. о поэтапном формировании умственных действий;
Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:
-
вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
-
синтез интеллекта, аффекта и действия - использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
-
приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
Использование разнообразных образовательных технологий объективно ведет к улучшению качества обучения, повышает эффективность усвоения знаний школьниками.
Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:
-
вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
-
синтез интеллекта, аффекта и действия - использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
-
приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке используются такие виды деятельности учащихся как:
-
индивидуальная;
-
групповая;
-
коллективная;
-
самостоятельная работа
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Изобразительное искусство и художественный труд» основываются на сочетании различных методов обучения:
-
словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
-
наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
-
практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
-
репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
-
индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
-
метод моральных дилемм и дискуссий - создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
-
эвристические методы - методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
-
исследовательский метод - организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
-
проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Кроме традиционных уроков рисования и уроков предупреждения ошибок учитель может
Очень эффективны на практике приемы и методы:
-
самостоятельное исследование художественных произведений по жанрам изобразительного искусства с целью решения поставленной проблемы;
-
рецензирование работ по группам; защита творческого проекта (по изучаемым темам, фантастическим проектам, по своему мироощущению);
-
сообщение по опережающему заданию;
-
создание содержательных опор по основным темам предмета, карточек-пазлов по изучаемым произведениям изобразительного искусства, раздаточного материала, кроссвордов, ребусов для индивидуальных и групповых работ, подготовке к олимпиадам;
-
прием сопоставления, запоминания и творческих откликов на понравившиеся произведения (выпускники насыщают «творческую память» (по выражению Д.Лихачева), как художественными, так и словесными образами «высокой духовности», которые часто цитируются и узнаются при общении);
-
приемы анализа, синтеза и сравнения (развитие познавательного интереса, эстетической потребности в индивидуальном выполнении и эмоциональной чуткости).
Для достижения высокого уровня усвоения художественного материала и совершенствованию изобразительных умений учителю необходимо:
-
сочетать на уроках дозированный режим обучения (объем знаний делится на определенные порции в сочетании с различными техниками изобразительного искусства) с интенсивным (повышенный, избыточный, концентрированный объем информации). (Пр.: «Народные промыслы» - дозированный режим, «Народная игрушка» - все виды игрушки с включением краеведческого материала (концентрированный объем);
-
использовать межпредметные связи не только с предметами художественно-эстетической направленности, но и естественно-научными (Пр.: «Портрет» - математические расчеты, исторические факты и т.д.);
-
применять вербальные и невербальные средства для решения художественной проблемы (Пр.: «Анималистический жанр» - работа по группам: эскизы, подбор художественных произведений, инсценировка).
На всех ступенях обучения используются различные техники изображения (акварель, графические материалы, смешанная техника, аппликация, коллаж и др.); виды изобразительной деятельности (графика, живопись, фотография и др.); жанры (пейзаж, натюрморт, портрет, народное и декоративно-прикладное искусство, дизайн и архитектура); различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Очень широко используется работа с книгами, различными СМИ, ПК, Интернетом.
Учитель самостоятельно или совместно с учениками определяет темы проектов, с последующим предъявлением результатов в социуме. Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разные по уровню сложности, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.
Содержание и задачи учебных тем.
Общая тема программы 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
5 класс, первый год основной школы, посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку. Выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта, культуры труда, культуры человеческих отношений.
Задачи художественного развития учащихся в 5 классе:
1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в
утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни
общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и
общества.
2. Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание
значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке
проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных
видов украшений. 3. Формирование художественных знаний, умений,
навыков:
Учащиеся научатся:
- значение древних корней народного искусства;
- связь времён в народном искусстве;
- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
- особенности народного (крестьянского) искусства народов России и Крыма;
- знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития;
- уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён.
Учащиеся получат возможность научиться:
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора;
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов;
- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Древние корни народного искусства. (8 ч.)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм - целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (8 ч.)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декор, человек, общество, время (10 ч.)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Декоративное искусство в современном мире (8 ч.)
Знакомство с современным выставочным декоративно - прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно - прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж - как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
.
Учебно-тематический план по изобразительному искусству 5 класс
раздела и тем
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Практическая часть
рабочей программы
Контрольные работы
Практическая часть
тема года
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
34
Отчётная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству
Создание декоративной работы в материале
1
Древние корни народного искусства
8
Активная беседа по данной проблематике с просмотром слайдов, репродукций. Выступление поисковых групп (проверка домашнего задания)
Создание композиции с изображением предметов крестьянского быта и труда, людей в народной одежде
2
Связь времён в народном искусстве
8
Выставка учебных и творческих работ, викторина
Выполнение заданий по темам четверти: создание игрушки в традиции одного из промыслов, вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью, выполнение фрагмента росписи по мотивам росписи различных промыслов
3
Декор - человек, общество, время
10
Итоговая игра-викторина по теме четверти с привлечением учебных работ, показом слайдов произведений ДПИ разных времён, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Творческие задания на развитие чувства стиля
Выполнение эскизов украшений по мотивам искусства разных стран. Индивидуально-коллективная работа - создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца». Создание проекта собственного герба, герба своей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики
4
Декоративное искусство в современном мире
8
Отчётная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, защита проектов
Разработка эскизов и выполнение композиции в материале - коллективное панно и витражи для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного (крестьянского) искусства
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения изобразительного искусства учащийся научится:
1. Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
2. Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
3. Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
4. Наиболее крупные художественные музеи Крыма, России и мира; осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений;
5. Значение изобразительного искусства в художественной культуре и истории.
В результате изучения изобразительного искусства учащийся получит возможность научиться:
1. Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности.
2. Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция). 3. Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
4. Анализировать произведения искусства.
5. Использовать приобретенный опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Основная форма организации учебного процесса классно-урочная:
1. Урок - сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему (урок «Народные промыслы родного края»). На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.
</ 2. Комбинированные уроки:
а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.
Учащимся предлагается работа по определенному образцу (урок «Искусство Городца», где выполняются тренинговые упражнения по отработке выполнения основных элементов городецкой росписи).
б) сообщение новых знаний + практикум: импровизация.
При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определенной эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении следующей темы «Интерьер» не только познакомить учащихся с обстановкой замка, дворца и т. п., но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце Синей Бороды», «на улицах Города Мастеров» и т. п. с использованием музыкального и литературного материала.
3. Обобщающие уроки:
а) уроки-викторины. Например: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества».
б) урок-игра.
в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объемных тем, например, «Народные промыслы и ремесла», урок-праздник «Красота земли родной».
Критерии оценивания.
Виды контроля:
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Промежуточный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Итоговый контроль. Методы контроля - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Формы контроля уровня:
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
4. Тестирование
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческих работ.
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа. Аккуратность работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Оценка "5"
- обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- обучающийся полностью закрывает плоскость листа цветом или тоном, с детальной проработкой элементов композиции;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- обучающийся не полностью закрывает плоскость листа цветом или тоном, но детально прорабатывает элементы композиции;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
- обучающийся частично закрывает плоскость листа цветом или тоном, нет детальной проработки элементов композиции;
- умеет подметить, но не может передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "2"
- обучающийся не справляется с поставленной целью урока;
- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не может собрать между собой все компоненты изображения и составить единую композицию;
- не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
- обучающийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред. Б.М. Неменского. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014
УМК по программе, список использованной литературы:
-
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник для 5 класса / под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010
-
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс»
-
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс»
Информационно-коммуникационные средства.
- Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СД)..
- Собственные компьютерные презентации.
Наглядные пособия
- Демонстрационные материалы.
- Дидактический раздаточный материал.
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
- Телевизор
- DVD проектор
Учебно-практическое оборудование
- Аудиторная доска
- Ученические столы двухместные или одноместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения оборудования, пособий.
- Предметы для постановок натюрмортов, муляжи.
- Емкости для воды