7


  • Учителю
  • 2 Урока ИЗО в 7 классе. ТЕМА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА»

2 Урока ИЗО в 7 классе. ТЕМА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:   Цели: ·        познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;·        развивать навыки овладения техникой рисования;·        воспитывать мотивацию к учебной деятельности;·        учить выполнять рисунок карандашом.·        научить и
предварительный просмотр материала

7 класс. Изобразительное искусство

ТЕМА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА»

Урок15.«Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусства»


Цели:

  • познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;

  • развивать навыки овладения техникой рисования;

  • воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

  • учить выполнять рисунок карандашом.

  • научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению


Задачи:

Образовательная- ознакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, изображающими красоту человеческого тела;

- ознакомить с основными пропорциями человеческой фигуры;

- научить рисовать фигуру человека по представлению.

Развивающая - формировать навыки анализа произведений мировой художественной культуры;

- развивать мышление, память, глазомер.

Воспитательная- способствовать развитию эстетического восприятия произведений мировой художественной культуры.

Оборудование: видеорядработ знаменитых художников и скульпторовс изображениями фигур человека, инструментальная музыка, схемы рисования фигуры человека,учительский рисунок фигуры человека на доске, образцы детских работ.

План урока.

  1. Беседа рисунке, о канонах изображения человека.

  2. Постановка художественной задачи.

  3. Образец педагогического рисунка.

  4. Практическое выполнение.

  5. Рефлексия.

Ход урока.

Эпиграф

...Что есть красота
И почему ее обожествляют люди ?
Сосуд она в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде ?
Н.Заболоцкий

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок- важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами рисования человеческого тела.

III. Изучение нового материала.

Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой.

Охота на оленей. Живопись в пещере Испании. Мезолит.

Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но несомненно гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство.Дискобол. Скульптор Мирон. 5в. до н.э.

В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки. Образы их богинь, наделенных неземной красотой, стройных и мускулистых богов при всей их идеальности жизненны и естественны.Венера Милосская.2в. до н.э.

Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея.Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого , сосредоточенного на предстоящей схватке с . В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку , и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул , нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя - классический пример - уже подготавливает смертоносное движение.


Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек.1490г.

Витрувианский человек - рисунок, созданный примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам , и помещённый в одном из его дневников. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».

В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры.

Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.


Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные руки или шея, как у "жирафа", туловище, как у "слона" и т.п. Для облегчения работы в построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за единицу измерения какую-то часть тела, например, голову.

У человека высокого роста обычно нижняя часть тела равна верхней; у людей среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста --7,5 раза, а у людей низкого роста -- 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания на модель. Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.

IV. Практическая работа.

Задание.

Используя предложенные схемы рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;

V. Рефлексия.

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Я сегодня на уроке узнал…..

  3. Я сегодня научился….


ТЕМА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА»

Урок16.«Изображение фигуры человека в движении»

Цель урока: Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека, рисование человека с передачей характерного движения.

Задачи урока:

Образовательная- ознакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, изображающими красоту человеческого тела в движении (танец);

- научить рисовать человека в движении по представлению.

Развивающая - формировать навыки анализа произведений мировой художественной культуры;

- развивать мышление, память, глазомер.

Воспитательная- способствовать развитию эстетического восприятия танца, музыки и изобразительного искусства.

Оборудование: презентация к уроку, музыкальный ряд (танцевальная музыка).


Эпиграф:

Любую проблему на свете можно решить танцуя.

Джеймс Браун


(- ) - певец, признанный одной из самых влиятельных фигур в поп-музыке . Работал в таких жанрах, как , ,. В 2004 году журнал поставил его на седьмое место в списке величайших музыкантов эпохи .

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Вы молодое поколение очень любите танцевать, двигаться. Человек с древних времен совершал ритуальные танцы, вкладывая в них определенный смысл. Так было положено началу искусству танца. А как вы думаете, что такое танец? ( Ответы детей)

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Сейчас звучит музыка, кто -нибудь может показать несколько танцевальных движений? (Слайд 1) Дети показывают танцевальные движение, можно заранее решить кто покажет движения.

Несомненно искусство танца и искусство живописи связано неразрывно. Художников давно привлекало выразительное положение человеческого тела. И в своих полотнах художники пытались передать движение. И первую картину я хочу показать вам художника Матисса Анри .(Слайд 2) .

Мотив хоровода, бытовавший в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса, у Матисса воплощает ритм и экспрессию XX века. Выразительные линии и крупные плоскости прекрасно передают ощущение формы и динамики фигур. Прием упрощения и схематизации фигур и пространства усиливает столкновение и яркость звучания трех цветов - красного, синего и зеленого.

Следующая картина это Э.Дега Балерины 1896 г. (Слайд 4, 5)

Э.Дега посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.
Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.

При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, создается ощущение динамики. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся плавными, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Подобные картины не имеют четкой композиции, каждая из них является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства. И сегодня современные художники в своих картинах рисуют подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Например, Андрей Атрощенко . В своих картинах (Слайд 6, 7) он рисовал несколько видов танца:

Бале́т (фр. ballet, от лат. ballo - танцую) - вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец

Фламе́нко (исп. flamenco) - традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии; это слияние музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле). Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда - кастаньетами.

Так же есть восточные танцы (Слайд 8)

Народные танцы (Слайд 9) Танец обычно сопровождается песней (песня-танец) и иногда - инструментальным сопровождением. Характерная черта хороводной песни - припев. Нередко хоровод является обрядовым танцем и содержит в себе элементы драматического действа.

Танго (Слайд 10) (исп. tango) - старинный аргентинский народный танец; парный бальный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом.

Брейк-данс (Слайд 11) или бибоинг (англ. breakdance) - уличный танец, один из пяти элементов хип-хопа.

2. Выполнение практического задания. (Класс разделен на группы)

А сейчас мы приступим к рисованию человека в движение, а для этого нам необходимо вспомнить пропорции человека.

Художники должны помнить наизусь мерки пропорции тела человека. Фигура человека делится на 7 ½ частей, каждая из них равна величине головы. ( Слайд 12) Длина рук среднего человека равна высоте его головы, умноженной в 3,5 раза. При рисунке человеческого тела в любом положении у вас не должно возникать проблем с пропорциями и, следовательно, правдивостью изображения.

Чтобы создать композицию «Дискотека»(Слайд 13) давайте вспомним основные параметры для ее создания :

Композиция (лат.Composition - составление, соединение) - сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.Существуют методы, позволяющие передавать движение (динамика), покой (статистика), ритм, симметрию и асимметрию, равновесие частей композиции.

Чтобы изображение смотрелось цельно, уравновешенно, в нем должен быть композиционный центр, которому обязаны подняться все другие элементы изображения. (Слайд 15). Наше зрение так устроено, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность, то всегда выделяем объект, который привлекает наше внимание. Он находится в поле зрения, его мы видим четко и с подробностями. А все остальные предметы, окружающие главный, подчиняются ему. Так что все попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно.

Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края картинной плоскости. (Слайд 14 ,16).

Перед вами лежит цветовой фон, сейчас из цветной бумаги мы вырезаем фигуры человека и составляем композицию.

Звучит музыка. (Слайд 17 ) Учащиеся выполняют работу.

3. Рефлексия.

Выставка работ.

1.Я сегодня на уроке узнал…..

2.Я сегодня научился….





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал