7


  • Учителю
  • Конспект урока по изобразительному искусству 'Портрет'

Конспект урока по изобразительному искусству 'Портрет'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пензенский лицей-интернат № 3







Урок по ИЗО

Тема: "О красоте человеческих лиц"










Учитель: Майская Е.В.















2005 год

Ход занятия:


(Звучит музыка» Я рисую", класс вместе с учителем входят в мастерскую к художнику, застают его за работой).


Класс:

Здравствуй, Марк, мы тебе не помешали

Художник:

Здравствуйте, проходите, устраивайтесь поудобнее, я рад вас видеть.


Один из учеников замечает, что художник прервал свою работу.

1-й ученик:

Скажи над чем ты сейчас работаешь?

Художник:

Я решил попробовать себя в новом жанре

1-й ученик:

А в каком?

Художник:

Попробуйте отгадать…

…Если видишь: что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется…

(Все вместе ПОРТРЕТ)

2-й ученик:

В портрете?! Но ведь это так скучно, неинтересно. Сидит перед тобою человек в одной позе, с неизменным выражением лица. Нарисовать его несложно. Другое дело пейзаж! Природа не может застыть, изменения происходят каждую минуту: то ветер подул, то облако уплыло, то туча солнце закрыла. Даже нарисовать натюрморт труднее, чем портрет, надо увидеть красоту предметов, составляющих натюрморт в целом и особенность каждого предмета. А портрет….!


Учитель:

Я с тобой не согласна! Каждый человек - это неповторимая личность, у каждого своя судьба, свои радости, огорчения. Каждый человек несет в себе тайну своей жизни, особенности своей эпохи, века. Ведь если бедняка одеть в богатое платье некоторые не догадаются кто он на самом деле, но его лицо, его глаза, его улыбка - это открытая книга его судьбы. Об этой книги, как нельзя точно сказал советский поэт Николай Заболоцкий в своем стихотворении "О красоте человеческих лиц"

Есть лица, подобия пышных порталов

Где всюду великое чудится в малом

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычу

Иначе холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница

Другие - как башня, в которой давно

Никто не живет и не смотрит в окно

Но хижину знал я когда-то,

Была неказиста она не богата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

По истине мир и велик и чудесен

Есть лица - подобия ликующих песен

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Я думаю, что Н.Заболоцкий не раз вглядывался в лица людей разных эпох на портретах известных художников. Вы, наверное, помните, что портрет как самостоятельный жанр появился в Голландии в 17 веке. В России этот жанр появился в 18 веке.


3-й ученик:

Елена Владимировна, я считаю, что портрет появился гораздо раньше в Египте.

Учитель:

Я с тобой согласна, расскажи поподробнее.

3-ученик:

Это связано с обрядом захоронения. Египетский фараон после смерти был бальзамирован - мумия. Мумию клали в саркофаг, на лицо положили маску из золота, сделанную при жизни. В гробнице стояла статуя фараона. Египтяне считали, что энергетическая оболочка, покинувшая человеческое тело при смерти, спустя некоторое время возвращалась, находила своего хозяина и обретала покой, именно для этого нужна была статуя.


2-й ученик:

Что же получается: портрет может быть не только нарисован, но и сделан из камня, глины и других материалов.


Художник:

Да! Ты правильно заметил, портрет может быть выполнен в графике, скульптуре, но не один из этих видов не сравнится с живописью.


Учитель:

Верно, подметил, Марк.

Звучит "Полонез", выключается свет, на доске появляется портрет "Екатерины второй" в исполнении Ф.С.Рокотова.


4-ый ученик:

У меня захватывает дух, когда я смотрю на портрет Екатерины второй в исполнении Ф.С.Рокотова.

Ф.С.Рокотов принадлежит к числу удивительных портретистов восемнадцатого столетия. Редкий дар художника передавать "души изменчивой приметы", его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей. Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров.

Портрет Екатерины второй был написан в 1763 г. во время коронационных торжеств. Рокотову было поручено изображать новую императрицу, где она представлена во всех регалиях царской власти. Екатерина вторая изображена в красивом платье, волосы переплетены жемчугом, она сидит, свободно повернувшись в кресле, и словно ведет доброжелательную беседу с невидимым собеседником.

Обратите внимание на яркость и нарядность колорита этого полотна. Художник использует контрастные малиново-красные цвета; золотистый цвет мантии, словно лучи солнца перекликаются с небесно - голубым цветом платья.


Учитель:

Образ этой величественной особы заставляет трепетать и нас, далеких потомков.


5-й ученик:

Таких щедрот, благодеяний

Что муза? Един веков творец:

Он знает искренность желаний

И наших глубину сердец,

Судьбами вечного совета

Продлит Екатерины лета,

Предыдет всюду ей путем.

(Е.Н. Костров)

Звучит музыка «К Элизе», гаснет свет, появляется изображение А.П.Струйской Ф.С.Рокотова.


6-й ученик:

Мне тоже нравится творчество Ф.С. Рокотова. Особенно портрет А.П.Струйской. Рокотов был дружен с семьей Струйских, живших в имении Рузаевка Пензенской губернии. Рокотов долгое время искал образ истины красоты и наконец его нашел в А.П. Струйской.

Об очаровании этой женщины писали современники. Но одно дело слова, а другое - цвет. А Рокотов умел говорить цветом, выражал им самое главное сокровенное - души.

Матово-бледное лицо с нежным девичьим овалом. Высокая пудреная прическа.

А посмотрите на платье с пышными рукавами и глубоким вырезом.

Прозрачный желтый шарф на плечах, а на груди - брошь с жемчужной подвеской.

Переливы цвета здесь как переливы жемчужины. Серый перетекает в голубой, розовый в бледно-желтый. Эти переливы мгновенны и неуловимы. Посмотрите на то как художник изобразил выражение глаз. Оно также неуловимо, как переливы. Взгляд юных и бесконечно-печальных глаз невольно приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе порой противоречивой.

Н. Заболоцкий написал великолепные строчки к этому портрету:

…Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Это один из лучших портретов Ф.С.Рокотова.

Звучит музыка Сан-Сена "Лебедь", гаснет свет, появляется портрет В.Боровиковского "Лопухиной".


Учитель:

(Читает стихотворение под музыку)

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан ее - не стан богини,

И грудь волною не встает,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признает.

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной красоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминание лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

(Лермонтов)

7-й ученик:

Я знаю о ком эти строки! Эти стихи М.Ю.Лермонтов посвятил Вареньки Лопухиной.

Учитель:

«Все влюбленные талантливы». Мы знаем примеры подлинной красоты любви - любви единственной, на всю жизнь, любви не всегда разделенной, но возвышающей и облагораживающей: Ромео и Джульетта, Арбенин и Нина, Пушкин и Наталья Гончарова, Лермонтов и Варенька Лопухина…

Не ты, но судьба виновата была,

Что скоро ты мне изменила.

Она тебе прелести женщин дала,

Но жалкое сердце вложила.

Болью и печалью пронизаны эти строки Лермонтова. Еще подростком поэт познакомился с нею в Москве. Сильное чувство к этой изящной и нежной женщине поэт пронес через всю жизнь. Ей было 18 лет, когда Боровиковский писал с нее портрет. Вскоре она вышла замуж, но была несчастлива. В 22 года умерла от чахотки.

Она давно прошла-

И нет уже тех глаз,

Что молча выражали

Страданье-тень печали,…

Но красоту ее

Боровиковский спас

Так часть души ее

От нас не улетела:

И будет этот взгляд

И эта прелесть тела

К ней равнодушное

Потомство привлекать,

Уча его любить-

Страдать - прощать - молчать…

(Я. Полонский)

Прошло почти два века с тех пор, как картина была написана. Менялись поколения, вкусы, а портрет Лопухиной по-прежнему притягателен для нас. Мы вновь и вновь вглядываемся в лицо. Оно беспокоит, смущает.

Ей чужой жене, своей возлюбленной, Лермонтов посвятил строчки, написанные за несколько до своей смерти:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье.

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость, погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза, вникая долгим взглядом:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угасших очей .

8-й ученик:

А мне сейчас вспомнились такие строчки:

Не веселая, не печальная,

Словно с темного неба сошедшая,

Ты и песня моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

Я склоняюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою,

И слезами, и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,

Дай войти в эти очи тяжелые,

В эти черные брови восточные,

В эти руки твои полуголые.

Что прибавится - не убавится,

Что не сбудется - позабудется,

От чего же плачешь, красавица?

Или мне это чудится?

Учитель:

«Любовь - лишь капля яда на остром жале красоты» - так говорили древние.


7-й ученик:

Хотя художник был левшой, он работал без поправок, уверенной рукой. Портрет Лопухиной признан шедевром Боровиковского.

Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона - ни единого резкого акцента цвета.

Боровиковский прибегает к переклички цветов в одежде и пейзаже: голубой пояс - голубые васильки. А этот удивительный нежный взгляд и улыбка, едва уловимая, никто не сможет остаться равнодушным.


Учитель:

Художники на своих полотнах сохраняли не только образы красавиц всех столетий, красоту их губ, нежности глаз, но и помогли нам увидеть тех людей чьи имена мы связываем с нашей историей.

Одним из таких людей был и остается А.С.Пушкин. Многие художники писали портрет Пушкина.


9-й ученик:

Мне из всех портретов А.С.Пушкина особенно нравится работа Трапинина. Когда я смотрю на этот портрет, то мне кажется, что А.С.Пушкин изображен в халате, сидящим возле столика с заветным мистическим перстнем. Халат, свободно расстегнутый ворот, небрежно повязан шарф - говорят о домашней простоте и о вдохновении, внезапно озарившем его.


Учитель:

Действительно, когда смотрим на этот портрет, то кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, лицо Пушкина столь определенное, выразительное, что всякий живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчивое, зыбкое, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие.

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, но француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, потомка чистых муз,-

И я смеюсь над могилой,

Ушел на век от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу.

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не увижу

Пристанью важных Аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Эти строки Пушкин написал, увидев свой портрет в исполнении Ореста Кипренского.


10-й ученик:

Отмечаемое всеми современниками внешнее сходство портрета обусловлено гениальным проникновением художника во внутренний мир поэта.

Замкнутость композиции, круглящиеся линии, подчеркивающие общее впечатление спокойствия и гармонии. Пушкин кажется отделенным от нас, существующем в ином пространстве, иной сфере.

Фон портрета - светло-коричневый, золотистый, вокруг головы высветленный, мягко сияющий. Общий тон одежды - темный, приглушенный, и только две резкие белые полоски воротника рубашки выделяют самое светлое пятно на холсте, самое в нем главное - лицо.


Учитель:

Трудно найти другой пример в русской живописи, где бы так полно и глубоко передано вдохновение, внутреннее горение и «дум высокое стремленье» человека.

Ребята, мы поговорим о художниках 18 века. А сейчас, я предлагаю вам перенестись в наш 20 век.

Гаснет свет, на доске появляется портрет «Моя бабушка» А.Шилова, звучит стихотворение И.А.Бунина.

Настанет день - исчезну я,

А в этой комнате пустой

Все то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

Ребята, я хочу познакомить вас с творчеством самого яркого, известного художника 20-го столетия Александром Шиловым.

Автопортрет художника с дочерью

Александр Шилов приобрел известность в 1970-е годы как участник больших художественных выставок в стенах московского Манежа. Талант молодого художника - портретиста, его независимая позиция в искусстве были замечены и встретили горячую поддержку зрителей. Десятилетие, истекшее с конца 1970-х годов, отмечено рядом персональных выставок Шилова в Москве, Ленинграде, Томске, Париже, Лиссабоне, городах ФРГ, Канады, Японии. В 1985 году ему было присвоено звание народного художника СССР.

«Этому художнику веришь» - говорят о творчестве Шилова.

На доске портрет «Моя бабушка».

Вот на портрете Шилова «Моя бабушка» мы видим лицо незнакомой нам старой женщины: обычное лицо обыкновенного, ничем не замечательного человека. Но что-то не дает, не позволяет нам скользнуть по этому полотну равнодушным, невидящим взглядом. Таково воздействие подлинного искусства: в привычном, обыденном оно открывает жизненно важное, непреходящее. Вглядимся в этот портрет. Все в нем, казалось бы, просто. Никаких умышленных эффектов, способных поразить наше воображение. Художник как будто прячет себя, не видно ни следа навязчивой техники исполнения, вымученных приемов - свидетельств оригинальности автора, ни других изысков манеры…

Как на портретах старых мастеров не в их привычках было выставлять на суд людской тайны и хитрости творческой кухни. Но волшебством их кисти, лица незнакомых, давно живших людей продолжают и сегодня свою повесть, тревожат наши современные чувства и мысли.

Сходство с оригиналом, подобие изображения изображаемому лицу - не единственная цель художника-портретиста, а прежде всего условие художественной убедительности, условие и форма воплощения идеи лица. Но если портрет только верен натуре и этим исчерпывается, то перед нами не реалистическое изображение, а натуралистическое.

Для истинно художественного портрета необходимо еще и другое: воплощенная в реальных чертах внутренняя сущность человека. Только тогда в нас рождается ощущение прикосновенности к тайне самой жизни, человеческой судьбе.

Эти черты, присущие портрету «Моя бабушка», делают его неким эпиграфом к искусству Шилова, как бы формулой его собственного творческого лица, его мироощущения, то есть отношения художника к миру в целом. Рожденный на полотне образ матери-бабушки, образ грустный и светлый, простой и высокий, трогает самые заветные, святые чувства, какие мы испытываем только к близкому, родному человеку, а через него и к дорогому нам миру вообще.

Шилов - художник национальный, русский, влюбленный в родную землю и ее людей.

Портрет «Хозяин Земли»

Но как это свойственно советскому художнику, его творчество интернационально, близко и понятно людям разных национальностей и у нас, и за рубежом.

Портрет «Негра»

Лучшие полотна Шилова - плод не просто мастерства, высокой техники, изобразительности, но и живой, творящей, очеловечивающей мир мысли воплощенной в образах реальных людей.

Шилов каждой из своих работ отдает частичку своей души, частичку себя. В основном его работы выполнены пастелью, размельченной до порошкообразного состояния. Слой за слоем втирает этот порошок великий мастер в свои полотна, при этом его пальцы начинают кровоточить. Порой приходится прерывать работу на несколько недель, пока не заживут руки. А на вопрос: Почему вы не работаете инструментом?- он отвечает, что через инструмент теряется связь художника с человеком.

А портреты знаменитых людей и Шилова, сохранял свой парадный характер, обогащаются чертами большей человечности, психологизма, духовности, даже как бы острой оценки со стороны, что оказывается в портретах академика Н.Н.Семенова или народной артистки СССР Е.В.Образцовой.

Портрет Е.В.Образцовой

В ином, более мягком, личном ключе выполнены женские образы, чаще всего выступает в ореоле материнства.

В портретном творчестве Шилова особую главу составляют народные образы.

Портрет "Забытый"

Это не просто типы, а по самой своей сути люди народного характера и судьбы. На этих картинах - люди, вынесшие на себе тяжесть Великой Отечественной войны и дольше послевоенных лет, их трудами и заботами сохранено и выращено наше поколение. В их глазах мы не читаем ни укора, ни назидания. В них подчас немой вопрос, требующий от каждого ответа, ответа самому себе, перед своей совестью…

Художник не учит нас, он помогает нам думать.

Портрет война интернационалиста.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал