- Учителю
- Урок МХК для 10 класса по теме «Архитектурный облик Древней Руси»
Урок МХК для 10 класса по теме «Архитектурный облик Древней Руси»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ с. Махоново
Добровского района Липецкой области
Егорова Ирина Юрьевна
Конспект урока МХК в 10 классе
(презентация к уроку прилагается).
Тема: Архитектурный облик Древней Руси.
Слайд 1, 2, 3.
Действительно, сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом, высоким уровнем строительной техники.
Слайд 4, 5.
Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К XI веку в связи с ростом городов стало вестись каменное строительство. Широкое распространение в это время на Руси получил крестово-купольный тип храма. А также параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. Дерево как основной строительный материал использовалось на Руси для сооружения не только простейших крестьянских изб-срубов, но и шатровых и Ярусных храмов. К сожалению, многочисленные пожары уничтожили эти интереснейшие памятники, а поэтому об архитектуре Древней Руси мы можем судить лишь по сохранившимся каменным постройкам.
1. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ГОСУДАРСТВА.
Во времена правления Ярослава Мудрого (ок. 978-1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Около 400 церквей, как утверждал один из путешественников, посетивших Киев, украшали город.
Главным входом в город с юго-запада были знаменитые Золотые ворота (11 век). Слайд 6.
Золотые ворота - символ Киева, выдающийся памятник эпохи становления первого славянского государства - Киевской Руси и один из древнейших образцов архитектуры, сохранившихся до нашего времени.
Ни у кого не возник вопрос, почему эти ворота называются золотыми?
Ответ: Дело в том, что первоначально они назывались Южными и были частью системы оборонительных укреплений города. Многие противники Киева пытались взять город штурмом с южной стороны, но никому из них это не удалось. Осознавая их значимость, Ярослав Мудрый повелел надстроить над воротами небольшую церковь Благовещения, чтобы отдать дань главенствующей в городе и на Руси христианской религии. С этого времени Южные ворота Киева стали называть Золотыми. Считается, что Золотые ворота начали именоваться в честь церкви Благовещения, которая стояла как раз за ними. Купол церкви был позолочен, что, вероятно, и явилось причиной названия ворот.
Золотые ворота Киева прослужили городу около 500 лет. В 17 веке они представляли собой живописные руины, разрушенные временем и вражескими нашествиями. Позднее руины Золотых ворот были засыпаны землёй, чтобы сохранить их для последующих поколений. С годами про памятник забыли. И лишь спустя два века, во время археологических раскопок, ворота оказались обнаружены. В течение последующих лет было предпринято несколько попыток реконструировать первоначальный вид строения, но окончательно этот проект был реализован лишь во время подготовки празднования 1500-летия Киева. Сейчас в Золотых Воротах действует одноимённый музей, посвящённый истории памятника.
Кроме Золотых ворот, в этот период были также построены знаменитая Киево-Печорская Лавра и Софийский собор. Слайд 7.
Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии, который поражал своих современников размерами, красотой форм и внутреннего убранства.
Он был заложен по указанию великого князя киевского Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами в 1037 г.
Первоначально собор был 13-тикупольным (а некоторые исследователь считают, что куполов было 25), в дальнейшем он подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Ему нет аналогов ни в архитектуре Византии, ни в других государствах средневекового Востока и Запада.
Как вы думаете, почему собор был 13-тикупольным? (Центральный, самый большой купол выражал идею учения Христа, а остальные символизировали 12 его учеников.)
Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа.
Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем, который чередовался с цемянкой - раствором извести, песка и толчёного кирпича. Это сочетание придавало храму особый нарядный вид.
Величественны были и внутренние помещения собора. Собор Святой Софии - это древнейший из памятников, в котором сохранилась монументальная живопись домонгольской Руси: мозаика и фрески, которые покрывают храм сверху до низу. Учёные насчитали в мозаичной палитре собора 177 оттенков.
В главном куполе размещено мозаичное изображение Христа Вседержителя. Вокруг Него - 4 фигуры архангелов. Есть фигуры святых Богоматери.
Среди фресок сохранилось несколько изображений светского содержания, например, групповой портрет семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого. Слайд 8-11.
В Святой Софии находились первая на Руси библиотека, одна из первых школ и мастерская по переписке и художественному оформлению книг.
АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.
Характерные особенности новгородского зодчества точно определил художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь: Слайд 12.
Действительно, здесь строили добротно, основательно, на века. Новгородские церкви выглядят приземистыми и строгими. Изящное, хрупкое и изысканное не вызывало симпатии новгородских мастеров, напротив, они стремились к суровой величавости и простоте.
Здесь, вслед за Софией Киевской был построен Новгородский Софийский собор. Слайд 13.
Он является одним их самых древних в Новгороде.
При всей схожести планировки с Киевской Софией София Новгородская имела свои характерные особенности. Вместо 13-ти куполов её венчали 5 глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлем русского богатыря. Архитектурный облик Софии Новгородской запечатлён в этих поэтических строках Всеволода Александровича Рождественского: Слайд 14.
Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей.
Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и ассиметрией форм. Эти же особенности были присущи внутреннему убранству храма. Здесь нет богатых мозаик и мрамора. Стены изнутри расписаны фресками.
Собор имел, помимо богослужебного, ещё и общественное значение: в нём размещались городская казна, библиотека, архив, образца мер и весов, а на площади перед храмом собиралось вече.
В течение восьми веков София Новгородская несколько раз горела, терпела разрушения и перестраивалась. Лишь в 1900 г. первоначальный вид храма был восстановлен, фрески отреставрированы.
Во время ВОВ храм пострадал от артиллерийского обстрела и был разграблен немцами. В послевоенное время его с любовью и старанием отреставрировали, но многие драгоценные фрески погибли безвозвратно. До нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты.
АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА.
C 12 - 13 вв. Владимиро-Суздальское княжество (с его древними городами Владимир, Суздаль, Ростов) было крупнейшим архитектурным центром Руси. Строили здесь в основном из тёсаного белого камня. Храмы увенчивались одной главой (над каждой частью). Стены храмов были разделены на 3 части.
Центром Владимира, самым крупным его сооружением стал Успенский собор. Слайд 15.
По художественному воплощению собор не уступал Новгородской Софии, но достигалось это с помощью иных архитектурных средств. В нём больше движения, динамики, его фасады (стены) богато украшены, купола далеко расставлены друг от друга.
В течение многих лет храм неоднократно перестраивался. Первоначально он был одноглавый, позднее были добавлены ещё 4 главы.
Наружная отделка храма поражает роскошью и изысканностью.
Фасады, разделённые пилястрами, кажутся шире и нагляднее. Посередине фасада проходит широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонок, соединённых арками.
Внутри собора - многоцветные фрески, узорные полы, золото и серебро иконных окладов - всё поражает пышностью и великолепием.
Центральное место в храме занимает икона Владимирской Богоматери.
Недалеко от Владимира, на берегу реки Нерли стоит белокаменный храм Покрова Богородицы (1165г.). Слайд 16-18 - гордость русского зодчества. Одни сравнивают его с парусом, другие уподобляют церковь милой девушке в подвенечном наряде или белой лебеди, голубке. Нежность, красота, гармония, грусть и печаль - всё слилось здесь воедино.
Слайд 19.
Церковь построена в том же стиле, традиции, что и Успенский собор во Владимире (деление на 3 пилястры). Но средняя шире. Она подчёркивает доминирующее значение купольной главы.
ШЕДЕВРЫ АРХИТЕКТУРЫ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА
В 15 веке русские княжества начинают объединяться вокруг Москвы (из-за географического положения). Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда приглашали и иностранных зодчих.
В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек, в частности Успенского (1327 г.) и Архангельского (1333 г.) соборов в Кремле.
Со второй половины 15 века границы Московского княжества расширяются. Москва становится столицей единого Московского государства.
К концу 15 века Кремль, обнесённый мощной высокой кирпичной стеной, стал одной из самых крупных крепостей в Европе. Слайд 20. Стены Кремля выдерживали не мало татарских набегов. Кремль в наше время стал символом Российской государственности.
Слайд 21. Первоначально башни Кремля имели военное значение, а позднее башни были украшены декоративными шатрами.
Нам очень мало известно о древнейших зданиях в Московском Кремле, так как их первоначальный облик сильно изменился. На месте старого Успенского собора был возведён новый в 1470-е годы. Он был создан по образцу владимирского Успенского собора. Слайд 22.
И всё-таки он не копировал владимирский собор, в его строительство были привнесены новые черты. Прежде всего, он поражает геометрической чёткостью членения кирпичных стен, цельностью объёма.
Впоследствии в нём короновались русские цари, он служил усыпальницей для митрополитов и патриархов земли Русской.
Слайд 23-24. Архангельский собор в Кремле в старину назывался «церковью св. Михаила». Здание построено из белого камня. В 16 веке собор был расписан. Росписи неоднократно реставрировались.
В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I.
С 1955 года в Архангельском соборе работает музей.
В 1555-1561 гг. на Красной площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведён Покровский собор, известный под названием храма Василия Блаженного. Слайд 25.
Он не имеет аналогов. Его композиция уникальна и неповторима.
От чего происходит его название? На Красной площади, бывшей в те времена центром общественной и торговой жизни, москвичи привыкли видеть в любое время дня в шумной толпе Василия Блаженного, в рубище, всегда босого. Он в юные годы ушёл из родительского дома, скитался по Москве, и шла за ним слава исцелителя и ясновидца. Знали его в Москве все - от торговца до Ивана Грозного, который не только принимал блаженного в своём дворце, прислушиваясь к рассказам, его видениям и советам, но и навещал его у смертного одра. Когда скончался, был погребён у Троицкой стены. А когда через несколько лет храм Покрова достроили, могила оказалась у самой его стены. С той поры храм имеет другое название.
Один из патриархов так описывал этот храм: Слайд 26.
Существует легенда, что после возведения собора царь велел ослепить его мастеров, чтобы они никогда не смогли создать ничего подобного.
Первоначально собор выглядел иначе. Позднее стены собора покрыли орнаметном, купола приобрели более сложный рисунок.
В 16 веке в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип шатрового храма с 8-мигранным остроконечным завершением. Самым знаменитым зданием подобного типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Слайды 27-28.
Главной особенностью храма был постепенный рост здания от нижнего яруса к верхнему. По замыслу зодчего, его порыв ввысь должен был зримо воплотить легенду о вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после страданий и смерти.
Слайд 29.
Слайд 30, 31.
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
Крестьяне мастерски научились работать с деревом. В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы без единого гвоздя и с помощью одного топора.
Кижский архитектурный ансамбль на острове Кижи) - прекрасное творение рук человеческих. Слайд 32.
Уникальность этой Преображенской церкви заключается в единой архитектурной идее - устремлённости вверх всех элементов композиции. 22 главы. Такой удивительной, ни на что не похожей церкви, пожалуй, не знает вся история русского зодчества.
6