7


  • Учителю
  • Технологическая карта урока МХК Классицизм (11 класс)

Технологическая карта урока МХК Классицизм (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала









Тема урока № 14

Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления

Мотивированность

Возможность проверить

ИСКУССТВО КЛАССИЦИЗМА



«БОЛЬШОЙ КОРОЛЕВСКИЙ СТИЛЬ» ЛЮДОВИКА ХIV

Версаль



КЛАССИЦИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ

Никола Пуссен «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика»

  1. Классицизм как вторая стилевая система XVII века («Вера без эксцессов» - предопределение развития культуры).

  2. Художественные формы и идеалы государственности - «Большой королевский стиль»

  3. Эволюция Версаля: Луи Лево, Жюль Андуэн-Мансар, Андре Ленотр.

  4. Никола Пуссен - самый прославленный художник классицизма. Мир античных мифов «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика» и философская глубина пейзажей.

1. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.

2. Посмотреть с необычной точки зрения на взаимодействие тенденций барокко и классицизма

3. Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т.е. через искусство XVII века.

4. Поиски новых культурологических смыслов



- ведем диалоги;

- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;

- работаем с тестами;

- рисуем схемы в тетради;

- записываем определения;

- выполняем задания учебника и учителя;

- работаем с искусствоведческими текстами;

Технологическая карта урока № 14 - 11 класс



Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

УУД



Организационный момент

Отвечают на вопрос, что они знают о Людовике XIV и Версале, размышляют о том, что политику определяет культура, а не политика культуру.

Настраивает учащихся на знакомство с КЛАССИЦИЗМОМ как со второй стилевой системой XVII века, распространившейся в Англии и Голландии и особой ее формой во Франции, связанной с победой абсолютизма и «верой без эксцессов».

Задает эмоциональный тон урока, подводя итог размышлений на тему, политика определяет культуру или культура политику.



Коммуникативные

- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Личностные - мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала





Знакомятся с материалом учебника (стр.91-)

Записывают в тетрадь фамилии архитекторов и создателя регулярного парка версальского дворцового комплекса



Расставляет акценты

Важнейшая черта классицизма - обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону (Идеалы государственности потребовали художественных форм, которые бы ассоциировались с величием правителей древних греков и римлян).

На художественное произведение стали смотреть как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

Появляется «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров (Эволюция Версаля: Луи Лево, Жюль Андуэн-Мансар, Андре Ленотр).

В живописи основные элементы моделировки формы - линия и светотень, локальный цвет четко выявляли пластику фигур и предметов, разделяли пространственные планы картины.

Никола Пуссен (1594-1665) - самый прославленный художник классицизма. Его работы - мир античных мифов «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика» и философская глубина пейзажей.

Задание 1 «Классицизм. Барокко. Найди соответствие»





Задание 2. «О взаимодействии и полемике между двумя стилевыми системами XVII века»









Предметные - знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы



Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ (история, литература)

Закрепление нового материала

Участвуют в обсуждении работ одноклассников

- Направляет и корректирует процесс обсуждения выполненных учащимися заданий 1,2,3

- Проверяет записи в тетрадях об архитекторах и создателе регулярного парка версальского дворцового комплекса

Задание 3. «Пуссен - основоположник классицизма»

Предметные

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ



Контроль

Участвуют в блиц-опросе.

- Проводит мини-блиц опрос:

1. Назовите ведущие стилевые направления XVII века?

2. В чем заключается сходство двух ведущих стилевых направлений XVII в.?

3. Одновременное развитие двух стилевых систем состоялось при наличии одной значительной художественной концепции (ее ярко воплотил Рембрандт). О чем идет речь?



Предметные

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Участвуют в обсуждении своих работ, работ одноклассников и всего урока

Направляет рефлексию



Метапредметные

- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.





Задание 1. «Классицизм. Барокко. Найди соответствие»

  1. Прочтите текст

  2. </<font face="Times New Roman, serif">Заполните таблицу соответствий, вставив в нужный столбец соответствующую цифру

Небольшая справка

Идеалы государственности потребовали художественных форм, которые бы ассоциировались с величием правителей древних греков и римлян, важнейшая черта классицизма - обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.

Классицизм, развивался в острополемическом взаимодействии с барокко.

На художественное произведение стали смотреть как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей - разуму, долгу, законам мироздания).

Закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий - живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).

В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (постройки Ф. Мансара, К. Перро, Л. Лево, Ф. Блонделя).





Общие







1. Демонстрация роскоши и богатства.

2. Повышенная эмоциональность.

3. Динамизм.

4. Благородная простота.

5. Стремление к идеальности.

6. Рационализм.

7. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности.

8. Сущность жизни - в движении и в борьбе переменчивых стихий.

9. Спокойствие и утонченность.

10. Воплощение лучших образцов античности.

11. Иррационализм, мистика, экспрессия.

12. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация.

13. Ясность и лаконичность.





Задание 2. «О взаимодействии и полемике между двумя стилевыми системами XVII века»



  1. Прочтите текст.

  2. Найдите и подчеркните в тексте предложения, где речь идет о взаимодействие двух стилевых направлений в искусстве XVII века.

  3. Выпишите их в тетрадь.



Закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий - живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (постройки Ф. Мансара, К. Перро, Л. Лево, Ф. Блонделя).

Со 2-й половины 17 в, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (работы Ж. Ардуэн-Мансара и А. Ленотра в Версале). Появляется, так называемый, «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров. Версаль (1624-1687) - любимая загородная резиденция Людовика XIV

Версаль - главный город департамента Сены-и-Уазы, расположен в 17 км от Парижа и является пригородом Большого Парижа. Версаль знаменит превосходным дворцовым ансамблем с великолепными садами, в которых находятся множество изумительных скульптур, фонтанов и бассейнов. Версаль является одной из самых посещаемых сокровищниц Франции. Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой. Главные достопримечательности - Королевская часовня, Салон Венеры, Салон Аполлона и Зал Зеркал. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры. Большой Трианон - прекрасный дворец из розового мрамора был построен Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены. Малый Трианон - еще одно любовное гнездышко, построенное королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона.



Задание 3. «Пуссен - основоположник классицизма»



  1. Прочтите текст

  2. Внимательно посмотрите на работы Пуссена

  3. Найдите в учебнике или Интернете названия работ, подпишите их

  4. Сгруппируйте работы по жанрам. Назовите жанр



Французский живописец и рисовальщик, основоположник классицизма, мастер исторического жанра.



Учился у К. Варена и других французских художников; с 1624 г. жил в Риме (в 1640-1642 гг. - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и А. Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой.

Никола Пуссен стал основоположником искусства классицизма, стиля, в основе которого лежит преклонение перед античностью, убеждение в абсолютном совершенстве его художественных решений, его идеала гармонически развитого человека.



Пуссен воплощал идеи своего времени в образах античных героев, видя в этом высокую воспитательную цель искусства - использовать достойные примеры деяний граждан древности в назидание современникам.

В античности художник находил как бы осуществленными свои мечты о справедливом общественном устройстве, о благородном человеке, поступками которого управляют не инстинкты и страсти, а твердый и спокойный разум. Долг перед отечеством он полагал превыше всего. По мнению Пуссена, в основе всякого творчества прежде всего должен быть разум.



Именно разум диктует художнику принципы и закономерности художественной формы, определяет ее стройную логику, выражающуюся в ясности построения композиции, обозримости ее, четкости ритмов и гармоничности цветовых пятен.

С 1620-х гг. Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи ("Смерть Германика", 1626-1627 гг), поэтические композиции на мифологические и литературные темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягкого и гармоничного колорита ("Ринальдо и Армида", 1625-1627 гг., "Танкред и Эрминия", 1630-е гг., ; "Парнас" 1630-1635 гг.,).



Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х гг. ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека ("Аркадские пастухи", около 1629-1630 гг.; "Нахождение Моисея", 1638 г., Лувр, Париж).



С 1650-х гг. в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого ("Отдых на пути в Египет", 1658 г., "Великодушие Сципиона", 1653 г.



Технологическая карта урока МХК Классицизм (11 класс)Технологическая карта урока МХК Классицизм (11 класс)Технологическая карта урока МХК Классицизм (11 класс)Технологическая карта урока МХК Классицизм (11 класс)



1 2 3 4





Справочный материал для преподавателя:



НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЯ

Демонстрация роскоши и богатства. Повышенная эмоциональность. Динамизм. Сущность жизни - в движении и в борьбе переменчивых стихий. Иррационализм, мистика, экспрессия. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация.

Воплощение лучших образцов античности. Спокойствие и утонченность. Ясность и лаконичность. Благородная простота. Стремление к идеальности. Рационализм. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности.

АРХИТЕКТУРА

Вычурность и сложность форм. Парадность и напыщенность. Популярность пространственных иллюзий, искажающих пропорции здания. Гигантские размеры. Игра света и тени.

Ощущение величия. Четкая планировка, масштабность и строгость форм. Равновесие частей, гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Функциональность, упорядоченность.

ИНТЕРЬЕР

Пышность, величие, сочность, пространственный размах. Преобладание изогнутых линий, лакировки. Обилие декора и инкрустаций. Богатство отделки (золото, мрамор, мозаика, кость). Изощренный витиеватый орнамент.

Мебель массивна и сложна по форме, изобилует украшениями.

Четкие геометрические формы. Сдержанность в декоре. Использование в отделке дорогих материалов, но без излишеств. Простота линий, гармоничность цветовых сочетаний. Орнамент с античными мотивами, строгий и геометричный.

Мебель максимально функциональна и конструктивна.

ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА

Динамизм композиций. Интерес к триумфам, экстатическим проявлениям натуры. Грандиозность, драматическое напряжение.

Уравновешенная композиция, логическое развертывание сюжетной линии. Отсутствие проявления ярких эмоций.































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал