- Учителю
- Технологическая карта урока МХК Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики (10 класс)
Технологическая карта урока МХК Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики (10 класс)
Тема урока № 13
Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления
Мотивированность
Возможность проверить
Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики
Куросы и коры. Поликлет.Дорифор.
Фидий. Торс богини.
Скопас. Менада
-
Особенности монументальной греческой скульптуры. Образ героя
-
Архаика. Куросы, коры. Единство - в многообразии
-
Поликлет. Реализм классических образов. Дорифор (Копьеносец) (начало V в. до н.э.)
-
Круглая скульптура как вершина мастерства. Фидий. Фронтоны Парфенона
-
Поздняя классика. Новый лик красоты. Скопас. Менада
1. Понимание, что профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.
2. Продолжение гармонического анализа мира чувственным способом, т.е. через искусство Древней Греции - путь к высокой культуре.
3.Устанавление даже несложных реальных связей и зависимостей; оценивание, сопоставление и классификация феноменов культуры и искусства - это интересно!
4.Определение собственного отношения к произведениям классики и современного искусства;
- ведем диалоги;
- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;
- рисуем схемы в тетради;
- записываем определения;
- подводим результаты работы с заданиями учебника и учителя;
- все оцениваем работу всех;
Технологическая карта урока № 13 - 10 класс
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся
УУД
Дидактическая структура урока
Организационный момент
Напоминает, что
- продолжение гармонического анализа мира чувственным способом, т.е. через искусство Древней Греции - путь к высокой культуре.
- установление даже несложных реальных связей и зависимостей; оценивание, сопоставление и классификация феноменов культуры и искусства - это интересно!
Личностные - мотивировать интерес к изучаемой теме
Изучение нового материала
Определяют собственное отношение к скульптурным изображениям
Расставляет акценты
Особенности монументальной греческой скульптуры это - антропоморфизм; естественная пластика; проявление радостного мироощущения.
Куросы - обнаженные шагающие юноши - трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.
Коры - юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой, охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и «вызывали у богини» особую радость.
Однообразные, на первый взгляд, скульптуры куросов и кор по деталям, чертам и выражению лиц неповторимо индивидуальны.
Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельный реализм и ощущение скрытого движения достиг Поликлет (вторая половина V века до н.э.). Дорифор - это не изображение конкретного спортсмена-победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры, разработанных скульптором
Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали статуи Фидия, украсившие фронтоны Парфенона.
В период поздней классики в скульптуре появляется новый лик красоты - это Менада. Скопасом используются небывалые для греческой пластики приемы: нет и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела», перед нами полное самозабвение в танце, нагнетание страсти.
Задание 1 «Единство - в многообразии»
Задание 2
Предметные - знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.
Метапредметные - адекватно использовать речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных познавательных задач
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Закрепление нового материала
Выполняют Задание 3 учителя и проверяют ответы на Задания 1 и 2
Задание 3
Контроль
Сдают тетради и задания 1,2,3 на проверку
Проводит фронтальный опрос:
1.В чем, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры?
2.Какую роль играет одежда в трактовке образов кор?
3.Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней классики?
4. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху высокой классики?
5. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху поздней классики?
Собирает задания 1,2,3 на проверку.
Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Рефлексия
Участвуют в обсуждении своих работ, работ одноклассников и всего урока;
осуществляют рефлексию школьных способов и
умений действовать;
Направляет рефлексию
Метапредметные
- оценивают свою готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Задание 1 - Единство - в многообразии
-
Перед вами - коры периода архаики. Внимательно посмотрите на изображения.
-
Что объединяет эти изображения?
-
Благодаря чему достигается неповторимая индивидуальность скульптур?
-
Запишите ваши размышления на тему « Единство - в многообразии», ответив на вопросы 2 и 3.
Задание 2
-
Посмотрите на изобразительный ряд.
-
Внимательно прочитайте текст.
-
Постарайтесь ответить на вопрос, почему у всех найденных при археологических раскопках кор, не было рук?
-
А если бы руки были, как бы выглядели коры?
-
Коры охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Что они могли бы держать в руках? Сделайте зарисовку-реконструкцию коры в тетради.
Одеяния кор составляли, как и ионический хитон, так и более плотный пеплос. Скульпторы находили большое наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле, создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх него красками. Большинство кор выполнены в человеческий рост, или немного меньше его. Как правило, корпус выполнялся из одного куска камня, а руки приставлялись отдельно. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы - коричневыми, струящиеся по плечам волосы - розовато-красными, края хитона и накидки - зелеными. Мажорная цветовая гамма усиливала и без того свежесть и душевную ясность этого образа.
Задание 3
-
</<font face="Times New Roman, serif">Напишите мини-эссе (не более 50 слов) об эволюции скульптуры в Древней Греции, используя некоторые из приведенных слов и словосочетаний:
Монументальная скульптура, поздняя классика, Скопас, куросы, фронтоны Парфенона, круглая скульптура как вершина мастерства, реализм классических образов, коры, образ героя, Менада, Фидий, новый лик красоты. Скопас. Поликлет.
-
В помощь вам предлагается видеоряд, выстроенный в хронологическом порядке: