7


  • Учителю
  • Урок по мхк для 9 класса «Прекрасное пробуждает доброе»

Урок по мхк для 9 класса «Прекрасное пробуждает доброе»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Описание материала:Урок Мировой художественной культуры 9 класс, первый вводный урок (двухчасовой). Тема: "«Прекрасное пробуждает доброе». Введение в курс. Цель: начать приобщение учащихся 9-го  «активно мыслящего мировоззрения» (А. Швейцер)«мировая художественная культ
предварительный просмотр материала

Учитель лицея №623 им. И.П.Павлова Калинкина Наталья Борисовна

Урок Мировой художественной культуры

9 класс, первый вводный урок (двухчасовой).

Тема: «Прекрасное пробуждает доброе». Введение в курс.


Цель: начать приобщение учащихся 9-го класса к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формирование в нём через общение с искусством «активно мыслящего мировоззрения» (А. Швейцер)

Задачи:

  1. вызвать интерес к предмету «мировая художественная культура», который учащиеся будут изучать в течение 3-х лет.

  2. раскрыть понятие «мировая художественная культура» («искусство»); раскрыть перед учащимися цель знакомства с мировой художественной культурой; раскрыть отличие искусства от науки и особенности языка искусства

  3. взволновать учащихся произведениями искусства (звучанием музыки, показом картин, чтением литературных произведений), выразить собственное отношение к произведениям, пробудить мысли

  4. Пробудить мысли и чувства учеников на 1-ом уроке мировой художественной культуры («труд ума и души»)

  5. развивать творческие способности, ассоциативное образное мышление, память


Урок сопровождается мультимедийной презентацией «В них есть сила созидания».


Ход урока:


  1. Эмоциональный настрой на урок

Слайд№1 (из Презентации «В них есть сила созидания».)


«В них есть сила созидания, и эта сила никогда не исчерпает себя, не исчезнет».

И. Гёте (о произведениях Моцарта)

Слайд№2

«Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству».

Т. Манн

Слайд№3

«Прекрасное пробуждает доброе».

Д.Б. Кабалевский

Урок начинается звучанием торжественной музыки Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского (музыкальный эпиграф урока)

Музыка затихает. Учитель читает эпиграфы.

- Мы будем знакомиться на уроках с выдающимися творениями искусства - мировой художественной культурой (МХК).


2. Организационные моменты.

Надписываем тетрадь. Ставим число на полях.

-Так будем делать на каждом уроке без напоминаний.


3.Постановка цели урока перед учащимися. Организация восприятия и осмысления новой информации

Что такое «Мировая художественная культура»?


Давайте сначала попытаемся ответить на вопрос: «Что такое КУЛЬТУРА»?

Ответы учащихся. Учитель подытоживает ответы.

Слайд№4

«Культура- то, что создал человек и то, что создало человек».

(академик Н.Конрад)

«Культура -

достояния человеческого общества,

созданные им на протяжении длительного

исторического развития и являющиеся

совокупностью материальных и духовных форм».

(Толковый словарь)

Слайд№5.


Культура

  • материальная (вещи, предметы…)

  • духовная (относящаяся к умственной деятельности)

Духовная культура

  • наука

  • искусство(художественная культура)


-Скажите, а можно ли разделить материальную и духовную культуру?

-НЕТ!

Приведём примеры:

  1. дверной замок (ведь нужно много знать, чтобы его сделать)

  2. музыкальные инструменты (музыка невозможна без искусства Страдивариуса)

-Итак, любая вещь, созданная человеком является одновременно предметом материальной и духовной культуры.

-А теперь подробнее о художественной культуре (или искусстве).

-Из чего состоит искусство?

Учащиеся отвечают на вопрос. В ходе беседы приходят к ответу.


Учитель рассказывает о составляющих искусства.

Слайд№6

Ученики записывают в тетради:

Художественная культура (искусство) имеет три составные части:

  • Способность общества создавать произведения искусства - творить

(писатели, художники, композиторы)

  • Сам мир художественных ценностей

(сами произведения искусства - литературы, изобразительного искусства, музыки…)

  • Способность людей воспринимать произведения искусства

(читатели, зрители, слушатели)


-Читатели, зрители, слушатели…. Как вы думаете, это важно? Почему?

Ответа учащихся.

-Представьте себе картину: пианист вышел на эстраду, играет, а в зале никого нет, «удручающая тишина зрительного зала»….

-Одного художника посадили в тюрьму и дали ему доску и мел. Он рисовал и стирал. рисовал и стирал свои картины…. В конце концов умер от горя….

Творцы (писатели, художники, композиторы) создают свои произведения ДЛЯ НАС - людей (читателей, зрителей, слушателей).

Слайд№7.

«Трудно любить то, чего не знаешь».


«Чтобы наслаждаться искусством, нужно быть художественно образованным человеком».


-И мы на уроках будем учиться этому!


МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - художественная культура мира в её историческом развитии

(по историческим этапам, когда она развивалась)

-В этом году начнём с художественной культуры эпохи Просвещения (и т. д.)


Зачем нужно искусство?

Какую роль оно призвано играть в жизни людей?

Ответы ребят.


Слайд№8.

-Послушайте краткое содержание рассказа А.П.Чехова «Дома».


Слайд№9.

4. Первичная проверка понимания

-Что произошло?


-Почему в рассказе А.П.Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем вся логика фактов и убеждений?

-Искусство может лепить внутренний мир людей. Об этом знали давно и этим пользовались давно, пользуются и сейчас искусство использовали в разных целях. например, шаманы. их искусство считалось колдовством (причитания, танцы, пение) - всё это воздействовало на людей.

А вспомните эпизод в фильме «Семнадцать мгновений весны». Штирлиц видит в библиотеке бюст. «Вот он - истинный ариец! Маленькая голова и огромный торс». Такие статуи огромных размеров гитлеровцы намеревались поставить на границах своей будущей империи.


5. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач

Искусство и наука.

В чём общие черты и отличие искусства от науки?


  • Общее: понять, познать окружающий мир, а также понять и усовершенствовать самого себя

Слайд№10

  • Отличие: учёный мыслит абстрактно(изучает человека вообще), а художник изображает конкретно (жизнь героев, их чувства)

Вот учёный -анатом, поняв, как живёт и действует рука человека, создаёт её гипсовую копию. Мы с интересом разглядываем гипсовую копию; её составные части. Но муляж руки не вызовет волнения наших чувств. Мы её только изучаем.

А вот руки, изображенные художником.


Слайд№11.

«Портрет академика Павлова» М.Нестеров

-О чём говорят нам руки?

(о духовной жизни изображённого учёного).


Слайд№12.

О.Бальзак говорил, что гипсовая копия превращает руку в труп, а резец скульптора выражает «жизнь руки».


И.П.Павлов говорил, что наука рассекает жизнь, анатомирует, искусство стремится к её целостному изображению.

Учёный мыслит абстрактно (изучает человека вообще), а художник изображает конкретно (жизнь героев, их чувства).

В формуле учёного - нет чувства, личности учёного, а в художественном произведении видим, как билось сердце художника - его мысли и чувства.


И учёный, и художник, опираются на весь мировой опыт.

Слайд№13.

«Я видел дальше других, потому что я стоял на плечах гигантов»

И.Ньютон


«Ньютон, прости меня. В свое время ты нашел тот единственный путь, который был пределом возможного для человека величайшего ума и творческой силы»

А. Эйнштейн


Каждое научное открытие опровергает и делает ненужными открытия предыдущих эпох.

А искусство? Его воздействие на людей не ослабевает с течением времени, оно волнует, как и прежде.


Слайд№15.

Искусство пробуждает в людях творческое начало, воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, учит чувствовать и понимать красоту, творить по ее законам, формирует ценностные ориентации человека в мире.


-Какие виды искусства вы знаете?

Ответы детей.

-Давайте найдём общие черты и отличия видов искусства.


Слайд№16.

Литература, музыка, изобразительное искусство.

Кино, театр - синтетические виды искусства.

Запись в тетрадь.


-Что общего и что различает виды искусства?

-Каким языком творцы доносят до нас свои мысли? (своеобразным языком искусства)


Слайд№17.

И.Левитан «Осенний день. Сокольники»


Слайд№18.

А.С.Пушкин «Осень» (отрывок)


Слайд№19.

«Осенняя песня. Октябрь» П.И.Чайковский

Звучит аудиозапись.

-Какая из картин, по-вашему мнению, больше всего соответствует настроению музыки?


Слайд№20.

-Что общего и что различного в этих произведениях?

(общее: осень, одна тема, различие: разные средства)


-Каково отношение к осени?


-Какие произведения больше созвучны друг другу?

Ответы учащихся.


6. Итог урока. Рефлексия.

- Вспомните, как назывался наш урок. «Прекрасное пробуждает доброе». Что же мы называем «прекрасным»? (искусство, обращение к искусству делает человека лучше, добрее)

-Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы (Можно ответить только на один вопрос, но обязательно объяснить свой ответ)

Учитель раздаёт листочки с напечатанными вопросами:

-Понравился ли вас 1-ый урок мировой художественной культуры? Объясните свой ответ.

-Что произвело на вас большее впечатление? Почему?


Слайд№21.


Домашнее задание:


Приведите примеры воздействия искусства на людей

(из жизни, кино, книг, телевидения, музыки, изобразительного искусства и др.)

-Спасибо за внимание. До новых встреч.

Библиография.


1. А.П.Чехов. Рассказ «Дома»

2. И.Хазова . Стихи из журнала «Музыка в школе»№1, 1984 г. , с.71

3. Бушен A., Подвиг пианиста, в кн.: Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, М., 1970, с. 224-225.

Методические аспекты организации урока.


Предмет МХК - это предмет искусства, а не науки и на его уроках следует «говорить языком самого предмета», выражая своеобразие его сущности, и цель преподавания должна быть сформулирована в соответствии с его особенностью, с его сутью.

Любой предмет, вещь, явление могут постигаться с одной из этих двух позиций: либо теоретически изучаться, либо присваиваться через переживание.

При научно-теоретическом изучении предмет рассматривается как бы вне человека - как чужой, изучается его суть, структура, а в искусстве - как свой, близкий человеку, связанный с отношением к нему. Усвоить полноценно, органично такое знание о мире, которое составляет одно целое с отношением к нему человека, возможно лишь путем переживания.

Например, представление о патриотизме только тогда будет настоящим, если оно станет одновременно и эмоцией, понимание нравственной необходимости какого-то поступка - истинным и действенным, когда человек будет ощущать его красоту и возвышенность. Почувствовать мироощущение, которым проникнуто произведение искусства, соотнести его со своим, согласиться с ним или нет - вот что главное при восприятии художественного произведения. Неслучайно ученые называют освоение жизни через переживание еще и духовно-практическим, т. е. таким, в результате которого человек получает для себя духовную пользу, приобретает духовные ценности.

На уроках же художественной культуры нужно стремиться к формированию деятельности, характерной для искусства, - эстетической.

Речь идет и будет идти о доминировании эстетической деятельности на уроках искусства, так как в реальном преподавании разделить познавательную и эстетическую деятельности, являющиеся двумя сторонами единого человеческого сознания, невозможно, хотя теоретически это сделать необходимо. Итак, начиная преподавание художественной культуры как искусства, а не как искусствоведческой или культурологической дисциплины, поставим перед собой цель, исходящую из природы самого искусства, и определим ее, как определяет педагогика искусства: формирование у школьников эстетической активности, эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение можно назвать отношением гармонии человека с жизнью, счастливого равновесия с миром. эстетическое отношение человека к человеку - как к «другому "я"», когда человек может поставить себя на место другого, проникнуться его чувствами и переживаниями, воспринять чужую боль, как свою.

Эстетически воспитанный человек способен к деятельности по законам красоты, к свободному творческому созиданию. Зная основные характеристики эстетической деятельности, выделенные наукой, можно упростить и конкретизировать эту формулировку: развитие в процессе преподавания художественной культуры духовного мира, нравственности и творческого начала у учеников.

Только в процессе духовного общения, а не при передаче в готовом виде знаний о правилах поведения, потому что приобретаемые духовные ценности имеют личностный характер и должны быть выработаны самостоятельно на основе переживания.

Общающихся сторон должно быть не две, как привычно было бы предположить («Процесс обучения носит двусторонний характер: учитель обучает, ученик учится»), а, по крайней мере, три: учитель, ученики, искусство. Так как в общении «нет отправителя и получателя сообщений - есть собеседники, соучастники общего дела»3, связь между ними схематично можно представить не в виде однолинейной последовательности, а в виде треугольника, где стрелки сторон показывают взаимное влияние участников друг на друга. Прежде всего учителем используется метод художественно-педагогической драматургии, который разработан Л.М. Предтеченской и уже давно используется в практике преподавания предмета «Мировая художественная культура» в старших классах школы. Этот метод, соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое.

В данном уроке также использованы технологии проблемнодиалогического обучения, позволяющие учащимся самостоятельно открывать знания. При проблемнодиалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний.

Также использован традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения и частичнопоисковый метод обучения, при котором процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы во время урока.

Урок построен и на коммуникативных технологиях, суть которых состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.
Учителем активно использованы на уроке информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Современные уроки МХК почти невозможны без применения ИКТ, которые позволяют учителю решить ряд проблем, возникающих в преподавании культурологических дисциплин:
• обеспечить доступ к огромному количеству высококачественного иллюстративного материала;
• разнообразить методы преподавания и формы работы с учащимися;
• проводить виртуальные экскурсии в музеи и города мира;
• организовать творческую работу учащихся (создание компьютерных презентаций и Web-сайтов);
• повысить интерес к предмету;
• использовать интернет-ресурсы в преподавании и подготовке к урокам.

Используемая литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с

учениками: Пособие для учителя. - М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.

  1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие,

технология, предметная специфика // Образовательная система

Школа 2100. Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. - М

Баласс, 2008. С. 272-286

  1. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993.

  2. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993. 5.

  3. Л. В. Пешикова «Методика преподавания мировой художественной культуры в школе» ГИЦ «Владос», пособие для учителя, Москва, 2002

Приложения


Краткое содержание рассказа А.П.Чехова «Дома»

Евгению Петровичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берёт из письменного стола отца

- Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.

-Я на тебя сердит и больше тебя не люблю, - оборвал приветствие мальчика отец.

- Сейчас Наталья Семеновна жаловалась мне, что ты куришь… Это правда?

- Да, я раз курил… Это верно!..

- Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, - сказал прокурор, хмурясь и тем маскируя свою улыбку. - Наталья Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!

- Ах, да-а! - вспомнил Сережа, и глаза его улыбнулись. - Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, говорить о вреде табака, о том, что табачный дым производит чахотку и другие болезни., от чего умирают.

Евгений Петрович мучительно думал о том, что же ещё сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием, он видел, что Серёжа его не слушает. мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать.

И Евгению Петровичу казалось странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступил дурно.

Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Серёжа, удобно устроившись на коленях отца, попросил:

-Папа, расскажи сказку.

Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.

- Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. - В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарый царь… Жил он в стеклянном дворце, который сверкал и сиял на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсин, черешн, цвели тюльпаны, розы, ландыши, пели разноцветные птиц. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться.

- У старого царя был единственный сын и наследник царства - мальчик, такой же маленький, как ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет.

Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.

Сережа напряженно слушал. Его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:

- Не буду я больше курить…


И белые хатки, и чёрные тучи

Над полем, над лесом, над сена стогами,

И сёла, и нивы, разливы и пашни -

Всё ринулось в сердце, в нём вспыхнув, как пламя

Родная, как жизнь украинская наша

Простая, как правда, земля под ногами

Как солнце над нею румяное всходит!

Как смотрит оно на неё, улыбаясь!

А вёсны, какие к ней вёсны приходят!

Как песни поёт она, с ними встречаясь!

Любимая, с сердцем и добрым, и сильным,

Красивая в бурю, в пургу и в морозы.

Как любит она свои снежные зимы,

Как любит весенние первые грозы.

Вы слышите - это шумят её реки,

Вы слышите - это поют её птицы,

Вы слышите - золотом брызнуло в веки,

Волнуясь, безбрежное море пшеницы.

Вот радуга - мостик висит над поляной,

И юная яблонька тянется к солнцу.

И в небе - вы слышите - в небе веснянка,

Сквозь громы, сквозь тучи свободно льётся.

Веснянка - певунья кружит хороводы

Берёзок, девчат и парней чернобровых,

Как деда Днепра беспокойные воды,

Бурлит, затихает, пенится снова.

Всё это рождалось из лета в лето.

Года берегли это с первого века.

И просто не верится - заново это

Руками рождается человека.

Летают прекрасные умные руки.

Мелькают в нотах: фортиссимо, престо…

Здесь жизнь, здесь радости, горести, муки,

Не просто концерт фортепиано с оркестром…

Средь моря цветов - дирижёрский остров.

Несут на руках пианиста из зала.

И если бы в зал вдруг вошёл Чайковский,

Мне кажется, я бы ему сказала:

«За сердце великое, скромное, русское

Спасибо, спасибо Вам, Пётр Ильич!

Вы жизнью своей наполнили музыку.

Мы музыкой сделаем нашу жизнь!»

Литература: Бушен A., Подвиг пианиста, в кн.: Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, М., 1970, с. 224-225.

Концерт был назначен на два часа. Я переоделся во фрак, и мы с женой вышли из театра очень заблаговременно. Опасались попасть в тревогу. На улице - невообразимый холод. Жесточайший мороз. 28 градусов ниже нуля. Весь город в инее. Деревья в Екатерининском сквере кажутся белыми коралловыми рифами. Солнце висит в тумане, точно искусственный багровый диск. Таким его рисуют на театральных задниках в царстве берендеев. На Невском редкие прохожие. Еле заметные, мелькающие то здесь, то там на фоне пустынной белизны темные точки. Город кажется призрачным, нереальным. И то, что я иду в концертный зал этого призрачного города играть концерт Чайковского, кажется мне тоже

нереальным.

Но как только мы вошли в здание филармонии, ощущение это рассеялось. Артистов оркестра собралось уже довольно много. Все в ватниках и полушубках, похудевшие и обессилевшие, но самоотверженно выполняющие поставленную перед ними задачу: проведение симфонических концертов в осажденном Ленинграде. Оркестранты были очень возбуждены и сразу обступили меня.

- Александр Данилович, вы не сможете играть. В зале три градуса мороза. Слышите? Мо-ро-за!

- Ну уж и мороза, - сказал я. - Кто это определил?

- Температуру измерили градусником. Положили его на рояль, и он опустился на три градуса ниже нуля.

И пошло, и пошло... Один говорит: «Сыграйте только первую часть». Другой: «Играйте в пальто». Третий: «Вы в чем? Во фраке? Да что вы! Разве мыслимо!» В общем каждый - свое, и все сводится к одному: играть нельзя. Оркестранты относятся ко мне хорошо и искренне за меня беспокоились. Я дал им выговориться, а потом сказал: «Спасибо вам, товарищи, за заботу. Но я не только не замерзну, а еще и вас всех разогрею». Они рассмеялись. Подошел И. Миклашевский. Он тоже был во фраке. «Мороз не может помешать мне дирижировать, - сказал он,- я рискую только простудиться. А вот у вас, Александр Данилович, задача будет потруднее». «Пожалуйста не беспокойтесь», - сказал я.

Тут пришел кто-то из зала и объявил, что публики очень много. И среди собравшихся большое количество военных. Командиры и бойцы Ленинградского гарнизона. Воины с автоматами - прямо с линии фронта. И, конечно, гражданское население - наши несгибаемые, упрямые, любящие музыку ленинградцы... И это заставило всех подтянуться. Истощенные, шатающиеся от слабости люди вышли на эстраду бодрым, уверенным шагом.

Меня встретили дружными аплодисментами, что в этот раз было мне, признаюсь, особенно приятно. А потом все получилось так, как я думал. Руки у меня были совсем горячие, и начал я концерт очень удачно. Музыка хорошо понесла меня, и я играл

[225]

с величайшим удовольствием. После первой части услышал аплодисменты. У нас не принято аплодировать между частями концерта, и я решил игнорировать то, что показалось мне случайностью. Продолжал сидеть неподвижно, опустив голову. Но аплодировали так громко и настойчиво, что пришлось встать и поклониться. И тогда я увидел, что и оркестр аплодирует, а Игорь Сергеевич улыбается. И тут я вспомнил, что играю на морозе.

Счастливое творческое состояние не покидало меня до самого конца концерта, и до самого конца у меня были отличные теплые руки. Аплодировали мне много. Я выходил кланяться несколько раз и только теперь заметил, как необычно выглядит наш прекрасный, всегда ярко освещенный концертный зал. Увидел, что лампочки в люстрах - красноватые тусклые точки - почти не дают света. Увидел, что над публикой, однородной темной массой с белыми пятнами лиц, клубится дымка - дыхание людей, как клубится оно на морозе. И то и другое меня поразило.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал