- Учителю
- Конспект урока по теме 'Введение в предмет «Городецкая роспись». Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. '
Конспект урока по теме 'Введение в предмет «Городецкая роспись». Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. '
Класс: 5
Урок №1
Тема урока: Введение в предмет «Городецкая роспись». Краткие сведения об истории росписи по дереву в России.
Вид урока: урок- беседа
Цели урока:
Обучающие:
-
углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
-
знакомство учащихся с традиционной народной росписью;
-
развитие навыков наблюдения.
Развивающие:
-
развитие композиционного мышления, художественного вкуса;
-
развитие творческого воображения;
-
развитие интереса к предмету;
Воспитательные:
-
воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
-
воспитание умения планировать свою работу;
-
воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
-
воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы работы:
-
объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
-
исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Оборудование:
1)Для учителя - указка, конспект учителя, иллюстрации, педагогический рисунок, раздаточный материал, ПК.
2)Для учащихся - рабочие тетради
Литература:
-
-
-
Ю.Г. Дорожкин. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Городецкая роспись», «Мезенская роспись», «Хохломская роспись», «Жостовский букет» М: Мозаика-синтез, 1999 год.
Оформление доски
4.
1.
3.
2.
-
Тема
-
Иллюстрации
-
Фотографии
-
Место для педагогического рисунка
План занятия:
-
Организационный момент (1 мин).
-
Сообщение темы. Постановка задач (1 мин).
-
Беседа учителя (25мин).
-
Самостоятельная работа учащихся (10мин).
-
Анализ самостоятельной работы. (6мин).
-
Итог занятия (2 мин).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы. Постановка задач
Сегодня на нашем уроке мы рассмотрим основные виды народной традиционной росписи в России. Познакомимся с краткой историей возникновения росписи по дереву. Во второй половине урока проведем тест на закрепление пройденного материала.
(слайд №1)
3.Беседа учителя
Начнем наше знакомство с мезенской росписи(слайд № 2) Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи - Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции…
В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно увидеть на прялках лодки и корабли. Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем - птицы.
Вероятно, ярусы соответствовали трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.
Несмотря на то, что в этой росписи все просто, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.
Самый распространенный сюжет прялок - это кони. Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко, следуют друг за другом.
Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета - красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. Мезенская роспись отличается от других видов росписи. В ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами.
Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.
(показ слайдов №3,4,5,6)
Хохломская роспись (показ слайда№7)
Хохлома́ - старинный , родившийся в в округе .
Хохлома представляет собой деревянной и , выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не , а серебристый . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой эффект .
Традиционные элементы Хохломы - красные сочные и , цветы и ветки. Нередко встречаются , и звери.
Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль - основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур , а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
-
«пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
-
«травка» - узор из крупных и мелких травинок;
-
«кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;
Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
(показ слайдов №8,9,10,11)
Городецкая роспись (показ слайда № 12)
Это русский народный художественный . Существует с середины в районе города . Яркая, лаконичная городецкая (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая ; мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
(показ № 13, 14,15,16)
Пермогорская роспись (показ слайда № 17)
Пермогорская роспись - это роспись с Северной Двины. А почему же роспись названа именно так? Т.к место, где она зародилась (Архангельская область) - это горы, а на станции Пермогорье горы «первые по высоте». Если подняться на самый верх горы, то все краски северной природы становятся ще ярче. Алый свет зори, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо. Вот откуда взялись яркие узоры росписи.
Расписывались предметы быта, в том числе и прялки. В старину считалось, что жених должен подарить своей невесте расписную прялку. И чем прялка будет красивее расписана, тем сильнее е любит жених.
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Это долбленые скопкари, ендовы, ковши, ставы, жбаны, чарки, блюда, солоницы, берестяные бураки, ведра, набирухи, короба, гнутые из луба, рукомойники, светцы, подсвечники, люльки, сундуки, телеги, санки, дуги, хомуты, вальки, прялки, ткацкие станы. И все эти, казалось бы, обычные предметы крестьянского быта роспись преображала, превращала в подлинные произведения искусства.
(показ слайдов №18,19,20,21)
Гжельская роспись (показ слайда №22)
Гжель - старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Слава крупного гончарного района, специализирующегося на выпуске не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII веке, когда её мастера освоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной "крестьянской" росписью, в России называли цениной.
Гжельские майликовые росписи - это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль тёмной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зелёной, желтой, коричневой и синей красками. В большенстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий их мир, не прибегая к стилизации. Чаще других изображений на гжельских квасниках встречаются архитектурный пейзаж, а также мотивы природы: растения, животные, птицы.
Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность.
Сочетания белого фона черепка и синей росписи стало характерным признаком гжельского полуфаянса.
(показ слайдов №23,24,25,26,27)
4.Самостоятельная работа учащихся
Выполнение теста по видам традиционной народной росписи
5.Анализ самостоятельной работы
Проверка у друг друга теста
6.Итог работы
Выставление оценок и подведение усвоенного материала
Приложение к уроку
Разработка тестовых заданий
Презентация по видам традиционной народной росписи