- Учителю
- Сценарий урока Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века
Сценарий урока Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века
ТЕМА УРОКА: «Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко)»
Наша цель:
-
Познакомить со значением одежды и основных элементов костюма в эпоху барокко;
-
выяснить, какова была роль декоративного искусства в жизни общества Западной Европы 17 века в эпоху барокко;
-
воспитывать нравственно - эстетическое отношения к миру, искусстве, культуре;
-
развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.
Оборудование, материалы:
-
презентация;
-
музыкальный ряд: музыка И.Баха;
-
раздаточный материал: куклы-шаблоны;
-
салфетки на парты;
-
наглядность;
-
словарики.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята!
II. Вступительная беседа:
И сегодня я хочу вас пригласить на необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие в одну из удивительных эпох.
Шорох платьев, люстр сиянье,
Кавалеров обаянье.
Светом блещет яркий зал:
Приглашает всех на бал.
Так прекрасны нынче дамы.
Встали друг за другом в пары.
Только скрипки зазвучали,
Сразу все затанцевали.
И изящны и легки.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на нашем занятии?
(ответы детей: о костюме средневековья, о дамах, кавалерах, о балах)
- Мы сегодня с вами познакомимся с Декоративно - прикладным искусством Западной Европы XVII века. И давайте сейчас мы мысленно перенесёмся в XVII век в эпоху барокко. Вам должно быть интересно, как и в каких условиях жили люди более 400 лет назад.
III. Новый материал:
Но прежде несколько слов об этом времени. В середине XVII века неограниченная власть во Франции принадлежала королю Людовику XIV, который в период своего царствования мог произнести: «Государство - это я!» Именно поэтому вторую половину XVII века именуют «стилем Людовика XIV». Это стиль «барокко» - самый пышный, чрезвычайно парадный, декоративный, чопорный стиль.(записать в словарик). Он просуществовал весь XVII век.
Дворец барокко версальский королевский двор, резиденция Людовика XIV, находившийся недалеко от Парижа. Его убранство и декор представляли собой эталон роскоши и великолепие для всей Европы. Посмотрите, какое великолепие царит в парадных интерьерах дворца! Здесь преобладают яркие цвета, позолота, парадность и пышность. Вся поверхность была заполнена мрамором, резьбой, зеркалами, гобеленами, декоративной живописью, великолепными хрустальными люстрами. Вся эта пышность дополнялась тяжеловесной, богато декорированной мебелью.
Жизнь версальского дворца напоминала спектакль и складывалась из бесконечных празднеств. Главным действующим лицом был король - солнце. С этого времени французский двор стал занимать господствующее положение в моде. Парадность, праздничность, нарядность, величественность, пышная декоративность, буйная фантастичность - вот черты, которые присуще в костюме барокко.
Парадный костюм короля отличался чрезмерной роскошью и пышностью. Одежду шили из парчи, отделывали золотом, украшали драгоценными камнями, один из его костюмов имел около 2 тысяч алмазов и бриллиантов . Здесь мы видим короля Людовика XIV, он изображён при всех государственных регалиях: не нём подбиты горностаем плащ из роскошной ткани с лилиями бурбонов на сине-голубом фоне, широкие пышные панталоны, на ногах - белые шёлковые чулки и светлые туфли, украшенные узким бантом на высоком каблуке. Эта мода, кстати, была введена Людовиком XIV, который отличался невысоким ростом.
Посмотрите, как выглядела модная одежда того времени под названием «жюстокОр», что означает «точно по телу» - длинный приталенный кафтан, с широкими манжетами на рукавах, под него надевали камзол.(записать в словарик) Жюстокор шили из дорогой ткани, украшали золотой и серебряной вышивкой. Эта одежда была «по привилегии», появляться в жюстокоре можно было только с позволения короля. Дополняют костюм широкая шляпа - треуголка с пышными перьями, шёлковые чулки белого, голубого, красного цвета, галстук, завязывающийся бантом и парик, оставивший заметный след в истории моды. Парик был обязательной принадлежностью светского костюма того времени. Также важным аксессуаром мужского костюма была широкая перевязь с богатой отделкой, на которой носили шпагу и перчатки. Количество украшений у придворной знати строго регламентировалось, чем выше было социальное положение, тем богаче была отделка и украшения костюма. Банты считались украшением их прикрепляли десятками, как к женской , так и к мужской одежде. Характерной деталью костюма привилегированного сословия являлись воротники разных конфигураций. Это и круглые многослойные гофрированные воротники и различные кружевные воротники. Они считались дорогой частью одежды.
Женский костюм выглядел необычайно красочно, декоративно, форма его держалась на жёстком каркасе. Торжественные придворные платья шились из тяжёлых дорогих тканей: бархата, атласа, парчи, богато украшались отделкой. Женщины носили одновременно два платья. Юбку верхнего платья шили со шлейфом, длина которого была строго регламентирована. Через разрез юбки верхнего платья была видна нижняя юбка, сшитая из другой ткани. Она отделывалась воланчиками, часто чёрными кружевами, которые считались модными. Женские платья, перегруженные декоративной отделкой, выглядели настоящей драгоценностью. Дополнением к костюму служили изящные бархатные туфельки, великолепные веера, кружевные перчатки, которые считались предметом роскоши, длинная трость и зонтик.
Прелестные головки женщин украшали изысканные высокие причёски из уложенных рядами локонов, которые возвышались над лицом на 50 - 60 см. Или прически, состоящие из локонов и крахмальных наколок, крепивших на каркасе и украшенных цветами, лентами и кружевом.
Чёткие разграничения в одежде были и у военных. Во Франции мундиры одних родов войск отличались от других по покрою, цвету ткани, форме головных уборов. Но и костюм генерала отличался от офицерского обилием кружев, оборок, огромными перьями на шляпе.
Одежда крестьян была проста и мало подвержена моде. Мужчины поверх рубахи одевали куртку, на голову - войлочную шляпу, носили широкие удобные штаны, и обувь из толстой кожи. Женщины носили юбку, кофту, рукава, которой засучивали до локтя и цветной корсаж на шнуровке. Волосы прочёсывали на пробор, а косы укладывали корзинкой на затылке.
Ну что, теперь вы понимаете, что костюм это не просто одежда. Декор помогает выявлять роли людей в обществе, понимать, кто они. И сегодня роль декоративно - прикладного искусства ничуть не уменьшилась. Люди одеваются по -разному: в торжественных случаях надевают одни одежды, в будни - другие, а на отдых - третьи. Декор вносит порядок в жизнь человеческого общества, строит общение людей. Так в любом обществе с древних времен и до наших дней.
Вот мы и познакомились с декоративно - прикладным искусством эпохи барокко. Увидели сколько было роскоши, изящества, великолепия во дворцах того времени. И как вы, я думаю, заметили, у нас имеется своя бальная зала. Но вот кого в ней не хватает?
(ответы детей: дам, кавалеров)
Я думаю, мы должны это исправить и заполнить наш зал танцующими парами. А вот это уже будет ваша задача на уроке. Каждому из вас я дам куклу - шаблон : девочке - даму, мальчику - кавалера. Вам необходимо выполнить работу в цвете. Используя все полученные знания на уроке, вы должны их применить в своей работе.
IV. Практическая работа
Дети самостоятельно выполняют работу в цвете.
- А сейчас, ребята, мы немножко отдохнём и разомнемся, проведем физкультминутку.
V. Закрепление материала.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?
(о декоративно-прикладном искусстве Западной Европы 17 века)
- Так, что же такое стиль барокко?
(баро́кко (итал.</<font color="#252525"> barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»)
- Как выглядели дамы и кавалеры в 17 веке?
(их одежда была очень богато, роскошно декорирована)
- Ребята, рассматривая иллюстрации того времени к каким жанрам изобразительного искусства их можно отнести?
(портрет, бытовой жанр, исторический жанр)
Ну, что наши дамы и кавалеры готовы. Располагаем их в нашем зале и любуемся своей работай. Молодцы, ребята! У вас получилась коллективная работа под названием «Бал во дворце». Спасибо вам за ваше творчество и внимание не уроке!
Выставление оценок.
5