7


  • Учителю
  • Разработка урока по изобразительному искусству на тему 'Внутреннее убранство русской избы' с применением сингапурских структур

Разработка урока по изобразительному искусству на тему 'Внутреннее убранство русской избы' с применением сингапурских структур

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План урока (Lesson Plan Template)

Имя (Name): Харматуллина Лилия

Школа (School):МБОУ «Князевская СОШ»

Район (District):Тукаевский

Предмет (Subject): Изобразительное искусство

Тема (Topic): Внутреннее убранство русской избы.

(2 часа- урок №1)

Класс (Grade): 5 класс

Дата (Date): 5.10

Цели урока (Lesson Objectives):

Образовательные: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы.
Познакомить с понятиями «Убранство» и «Интерьер», его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального.

Развивающий аспект, навыки (Skills): Развивать внимательность, любопытство о том, что вокруг него, умение мыслить, воображение, фантазию, графические и практические навыки

Воспитательный аспект (Character Development): Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа, умение сотрудничать, слушать и слышать друг друга.

Оборудование (Equipment)

Форматы А3, альбомы, карандаши, карандаши цветные, мелки, пластилин, резинка, картонная коробка, резак, гуашевые краски

Материалы/Источники (Materials/Resources) Презентация «Интерьер русской избы»; иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема; схема-таблица с изображением русской избы; репродукции образцов предметов народного быта.


Время (Time)

Деятельность (Activity)

Обучающие структуры/ элементы мышления(анализ,действенный вопрос , дифференциация , тоесть уточнения)/ Инструкции учителя

(Learning Structures/Thinking Routines/Teacher Instructions)

Начало урока (Lesson Introduction)

1.

1 минута

Организационная часть.

Структура Мэнэдж Мэт

2.

Сообщение темы, цели и задач урока.


Проверка предыдущих знаний учащихся.


1-2 минуты

2 минуты

Беседа об интерьере русской избы.

- С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. В частности, разговор пойдет об внутреннем убранстве(интерьере) русской избы.

Ребята, что вы уже знаете по этой теме? Возможно, вы уже были в музее, в деревне, где сохранились истоки.

Ваша задача: Заполнить первый столбик, основываясь на предыдущие знания.(выдается готовые листы для ОС ФРИ КОЛЭМ ЧАРТС)

Что я знаю


Ч то я узнал

Чего я не знаю до сих пор




Структура ФРИ КОЛЭМ ЧАРТС расшифруется как «Три колонки для разговора».

На столе лежат форматы А4.

1.шаг.№1 подает каждому по листку

2 шаг горизонтально расположенный лист сгибать так, чтобы получилось три части

3 шаг Сверху, оставляя ширину большого пальца сгибать по горизонтали.

4 шаг Разворачивать и по полученным линиям начертить таблицу.(В целях экономии времени, можно дать готовые )

5 шаг на ячейках каждого столбика прописать:

Что знаю, Что я узнал, Чего не знаю то сих пор

Основная часть урока (Lesson Development)

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.


10 минут


Показ презентации:

(Слайд 3) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть - лицо, окна - глаза. Рубленая изба являет собой модель мира - соединение трех космических стихий - неба, земли и подземного мира.

(Слайд 4) Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы со стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - свет.

(Слайд 5) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(Слайд 6) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил - полати. На полатях спали.

На поставцах ставили разную посуду:

Миси - блюдо куда наливали суп, большие блюда на второе.

Тарелки - из меди, серебра до 300 грамм.

Различных форм туяса.

Клали ложки, которые были подписаны (помечены).

Вилки двузубые.

Ножиками не пользовались, поэтому их клали где-нибудь отдельно.

Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами.

(Слайд 7) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок - красна, на нем женщины ткали.

(Слайд 8) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(Слайд 9) Пол - землю; домотканые половики - дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(Слайд 10) Окно-око - связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами - очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

(Слайд 11) Красный угол (передний, большой, святой) - обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом "красный" очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра - духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ - кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

("По щучьему велению", "Гуси-лебеди" )

(Слайд 12) "Что есть в печи - все на стол мечи" - говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно "метать" на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи - отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты - грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было "погреть косточки" старикам - для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура - ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло - значит, в нем можно "топить" молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(Слайд 13) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды.

(Слайд 14) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: "Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу".

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова "душа". Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(Слайд 15) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы - это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Словарная работа

матица (средний брус, несущий деревянный потолок)

полавошники- верхние полки

полати- деревянный настил

Миси - блюдо куда наливали суп.


Учитель комментирует каждый слайд.


Учитель комментирует каждый слайд.


4. Постановка задачи.

5 минут

3 минуты


1минута


4 минуты

-А теперь давайте посмотрим какие могут быть варианты композиционного размещения крестьянского интерьера, т.к. Вам на следующий урок, нужно будет придумать свою композицию интерьера избы. (Слайд 16,17,18,19.20,21) Итак, самое интересное- Вы данную работу сможете выполнять в любой технике. Учитель предлагает взять по 3 листочка каждому и на каждом листочке записать по одной предпологаемой технике, в котором можно будет сочинить композицию. Не соблюдая очередности, каждый ученик должен заполнить 3 листочка и положить их в центр стола лицевой стороной вверх.(Предпологаемые ответы учащихся- рисовать простым карандашом, цветными карандашами , красками на большом формате, в технике «аппликация», «Рваная бумага», в коробке, в три четверти, лепить, комбинированной технике, из отбросых материалов, в технике «бумажная пластика» и т.д.)

Теперь учитель предлагает оставить только 3 листочка, где написаны техника исполнения, в которой учащиеся захотели бы выполнить данную работу.

Теперь учитель предлагает голосовать бумажными долларами за ту технику, в которой он бы захотел выполнить работу. В начале на все три варианта ложится по одному доллару(уважение мнений и желаний других), остальные, на выбранную технику тобой. Сначало эта процедура проделывается в группе, потом уже группы объединяются, и так до тех пор, пока в классном коллективе не останутся приблизительно 4-6 пар. После, группы формируются по выбранным техникам.

Обучающая структура ДЖОТ ТОТС


ТИК-ТЭК-ТОУ. С помощью этой ОС учащиеся учатся делать осознанный выбор, жертвовать своим ответом.

Структура Стенд-э-бак расшифруется как «Принятие командного решения». Структура, напоминающая процесс выборов. Используя воображаемые доллары, ученики выбирают один вариант ответа из предложенных.

5.Практическая работа.

15 минут

2 минуты

Итак, каждая группа села по интересам. Теперь они принимают решение, каким образом будут работать. И начинают создавать эскиз своих творческих работ.

Учитель контролирует работу учащихся. По необходимости корректирует действия.


Дифференцированный подход.

Например:

1 группа- все рисуют на своих форматах в технике «гуашь»

2 группа- все рисуют вместе одну работу, создавая объемные элементы из пластилина(барельев)

3 группа - создают объемную конструкцию из бумажной коробки (срез)

4 группа- выполняют работу в технике аппликация


Короткий анализ начатых эскизов. (На данном уроке выполняется 1/3 задания)

Конец урока (Lesson Closure)

6. Рефлексия


4 минуты

Теперь давайте запишем в наш второй столбик то, что мы узнали за сегодняшний урок. Если у кого- то остались вопросы запишите на третьем столбике. Вам будет чем заниматься дома.

Что я знаю


Ч то я узнал

Чего я не знаю до сих пор

Структура ФРИ КОЛЭМ ЧАРТС расшифруется как «Три колонки для разговора». Данная структура помогает наши мысли приводить в порядок.

Фраза «Вам будет чем заниматься дома»- это значит поискать информацию дома .

Учитель проговаривает, если вы творчески подошли к заполнению данной таблицы(красиво оформили или оформите), то вы сможете получить оценку

7. Завершение урока, задание на дом.

1-2 минуты

Мне понравились, как вы подошли к решению данного вопроса такими интересными способами. Использовали не только знания, полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение. Я уверена, что вы к следующему уроку будете готовы и мы с Вами создадим прекрасные работы.


Удачи Вам.


Задается домашнее задание, по возможности оценивается деятельность учащихся, активно принимающихучастие на уроке.


Учащиеся встают, приводят свои места в порядок.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал