- Учителю
- МОДУЛЬНОГО ООБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
МОДУЛЬНОГО ООБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ООБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Татаринова Алла Николаевна
учитель изобразительного искусства, МХК, черчения
конкурса методических разработок «Педагогический калейдоскоп»
Номинация «Страница моего портфолио
стаж работы 30 лет
2016 год
Содержание
1. Введение.
1.1. Актуальность.
1.2.Психолого- педагогическое обоснование.
2.Основная часть.
2.1. Цель модульного обучения.
2.2. Система действий учителя и ученика.
2.3. Структура модульного урока.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ООБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скажи мне - я забуду,
Покажи - я запомню,
Дай действовать самому, и я пойму.
ВВЕДЕНИЕ
В концепции модернизации Российского образования к системе образования предъявляются особые требования; образовательные учреждения должны формировать человека не только образованного, но и способного самостоятельно принимать решения.
</ Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой информацией.
Введение ФГОС в образование даёт новые возможности учителю. Современный учитель ищет новые подходы, методы и приёмы для организации качественного процесса обучения, в результате которого ученик должен научиться максимально, продуктивно работать самостоятельно. Такую возможность, на мой взгляд, предоставляет технология модульного обучения
Очевидно, настало время по-другому взглянуть и на изучение предмета «Искусство» в школе.
Изобразительное искусство - особый предмет и его нельзя преподавать, как другие предметы. Ребенка мало научить техникам изображения и приемам; его надо научить, чтобы он через искусство приобретал опыт, необходимый ему для жизни.
Базовый уровень стандарта по искусству ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Поэтому перед школьной практикой давно встала проблема поиска технологий индивидуального обучения, позволяющих обеспечить ученику развитие его интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИ
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все- то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практики нашего времени.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Основная цель технологии - создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и саморазвития индивидуальных способностей каждого ребёнка. Важнейшая из них - сознание комфортного темпа работы для каждого ученика.
Модуль - это целевой «функциональный узел», в котором учебное содержание и технология овладения им, объединены в единый самостоятельный комплекс.
Модульное обучение имеет несколько преимуществ:
-
личностно ориентированную направленность.
-
обеспечивает дифференцированный подход в обучении каждого ученика.
-
осуществляет пошаговое решение учащимися поставленных заданий.
-
помогает сохранять высокую продуктивность урока.
-
позволяет отследить уровень усвоения материала учащимися, оказать помощь, дать консультацию допускает включение различных форм и методов работы (беседы, работа в парах, мини группах и т.д.)
В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает учащегося объективно оценивать свои способности, результаты своего труда.
У учащихся происходит развитие таких психических феноменов, как память, воля, эмоциональная сфера, а также развитие коммуникативных умений и самостоятельности.
Учащийся максимальное время работает самостоятельно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения умений.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем:
-
содержание обучение представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя совет.
-
меняется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения;
-
ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целепологанию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
Именно такой является технология модульного обучения.
ЦЕЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Модульная технология конструируется на основе целого комплекса целей:
-включить каждого ученика в осознанную учебную деятельность;
-создать комфортный темп работы для каждого школьника;
-формировать у каждого ребёнка навыки самоорганизации, самоуправления, самообучения и самоконтроля;
-дифференцировать учебный процесс, как по объёму учебной работы, так и по методам (способам и приёмам ) приложения теории к практике.
Главным является содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного
материала.
.
СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Важная проблема заложена в предмете преподавания изобразительного искусства, то, что время обучения ограниченно, а объем знаний, которые учитель должен дать ученику, достаточно велик. Содержание образования по курсу изобразительное искусство в средней школе, в отличие от других предметов, имеет небольшую теоретическую составляющую, что побуждает отказываться
от некоторых форм проведения урока, и побуждает искать новые, более компактные и продуктивные формы. Использование, которых позволит создать благоприятные условия для выполнения творческих заданий.
На сегодняшний день написаны и выпущены прекрасные учебники по изобразительному искусствупо стандартам нового поколения авторов Т.Я.Шпикаловой, Б.М.Неменского,Н.В.Кузиной, Т.М.Горяевой, но урок, то всего один в неделю. И поэтому многие учителя задумываются, как совместить теоретический материал с практикой исполнения, чему отдать предпочтение. Надо очень гибко рассматривать каждый урок и каждую тему. Необходимо помнить, что урок «Изобразительное искусство» также включен в систему образования, как и все другие предметы, и какими бы особенностями он не обладал, должен соответствовать всем современным требованиям, предъявляемым к уроку в школе.
За время работы в школе, попробовав и применив многиетехнологии, решила, что обеспечить образовательные возможности каждого ученика в соответствии с современными требованиями способно модульноеобучение.
Анализируя соответствие стандартов и программ по «Изобразительному искусству» с особенностями модульной технологии мною была выдвинута гипотеза.
Если на уроках изобразительного искусства активно внедрять в образовательный процесс модульное обучение, то это позволит создать условия для более качественного обучения, гарантирующего достижение более высоких результатов.
СТРУКТУРА МОДУЛЬНОГО УРОКА
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над учебными модулями. Модуль выступает как средство и программа обучения, индивидуализирован по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности. В настоящее время существуют разработки методик построения модульных блоков, к сожалению, по курсу «Изобразительное искусство» таких разработок в практике почти нет, хотя многие педагоги, наверняка, используют в работе модульное обучение.
Используя опыт других учителей, статей из Интернета по применению модульной технологии в разных дисциплинах, методики составления тестов, разноуровневые задания,были разработаны дидактические материалы для организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Хотелось бы поделиться опытом модульного урока и применение его на уроках изобразительного искусства.
Урок состоит из отдельных учебных элементов (УЭ), каждый из которых имеет частную дидактическую цель. Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. Типы учебных элементов:
-
УЭ-0. Определение целей деятельности учащихся - чему они научатся на уроке.
-
УЭ-1. Мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность (интеллектуальные разминки, понятийные диктанты, небольшие тесты, упражнения и т.п.).
-
УЭ -2. Иллюстративный- используется для того, чтобы составить образное представление об объекте или процессе.
-
УЭ-3. Словесный - это вербальная установка на выполнение задания.
-
УЭ-n. Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много, максимальное количество семь.
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
-помощь ученикам при включении в работу;
-организация живого диалога самих учащихся с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;
-создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.
Начало урока не связано с опросом в традиционном его понимании. В основе повторение - живой диалог детей, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение. Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он имеет право использовать в работе с детьми только три типа высказывания, каждое из которых позитивное:
-
похвалить ученика;
-
направить, уточнить;
-
заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.
Поскольку учитель не имеет права ни на одно негативное суждение, дети не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать ошибки или неточности. Часто в таких классах школьники проявляют желание узнать больше того, что им предлагает программа или учебник, а в ходе повторения они требуют от учителя дополнительных знаний.
На этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценивание и сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть включенными в учебный процесс. Безоценочное начало урока будет способствовать не только готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, но и созданию общего позитивного доброжелательного ровного эмоционального фона в работе учителя и ученика.
Пример содержания учебных элементов урока изобразительное искусство в 7 классе «Быт и традиции русского дворянства 18-начало19 в. в жизни и искусстве»
УЭ 0- цели урока.
УЭ 1- проверка знаний «понятий».
УЭ 2- закрепление знаний о взаимосвязи изображения человека и исторического развития общества - (диалог)
УЭ 3- знакомство с бытовым жанром,одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и костюма.(К.Брюллов «Всадница», «Портрет сестер Шишмаревых» и т.д.).
УЭ 4 - практическая работа
УЭ 5- подведение итогов урока. (Примечание)
Проводить модульные уроки, а главное -готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая предварительная работа. Темп работы на уроке зависит от индивидуальных особенностей ученика. Чтобы работа не была монотонной, задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.Так же стоит отметить и тот момент, что любой учащийся может задать вопрос, если что-то непонятно, а учитель ответить, обратить внимание учащихся на определенные трудные моменты, на наиболее сложные понятия.
На уроке учащимся можно предоставить полную самостоятельность. Скорость работы у всех разная, высвобождается время на поочередные индивидуальные консультации во время выполнения творческой части урока (рисунка, изделия).
Модульные уроки очень нравятся учащимся, каждый работает в своем индивидуальном ритме, каждый может вернуться к наиболее сложнымпонятиям, просмотреть еще раз не совсем понятные моменты изучаемого
материала. А также не менее важным является и то, что по модулю работают и учащиеся, которые при традиционных методах и формам, как правило,
стремятся либо отвлекаться, либо склонны нарушать дисциплину.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе "учитель - ученик" занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.
По урокам - модулям класс работал в течение 2-хлет (6-й класс). Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, , увеличилась накопляемость оценок.Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.
ПРИМЕЧАНИЕ
Литература
-
Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: «Педагогический поиск», 2003.
-
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.:НИИ школьных технологий, 2005.
-
Шамова Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.М.: « Педагогический поиск», 2003.
-
Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005. 96 с.
-
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
-
Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
-
Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 2001. 352 с.
-
Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
17