- Учителю
- Литературный салон Культура серебряного века
Литературный салон Культура серебряного века
Предмет : Мировая художественная культура, 11 класс
«Литературный салон»
( культура «серебряного века»)
Цель урока: расширенное знакомство с поэзией, музыкой, живописью «серебряного века».
Форма: театрализованное представление ( парты расставлены отдельно, как столы в кафе, на которых стоят свечи, яблоки в вазах, цветы), учащиеся представляют поэтов ,держа в руках портреты.
Оформление урока: красочные плакаты, символизирующие различные направления «серебряного века» (например, плакаты с высказываниями футуристов, строчки из стихотворений символистов и т.д.), на экране портреты поэтов данной эпохи.
Музыка. «Гори, гори, моя звезда…» (появляются 2 пары, танцующие вальс)
Ведущий 1. Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну - драмы и трагедии мирового масштаба. В поэме «Возмездие» А.Блок так писал о конце девятнадцатого века и об идущем ему на смену двадцатом:
Чтец.Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.
Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Ведущий 2. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном
Ведущие 1 и 2 (поочередно). Поэты Серебряного века - это целые созвездия в русской национальной поэтической галактике: Анна Ахматова и Николай Гумилев, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Велимир Хлебников, юная Марина Цветаева, Константин Бальмонт - этот Паганини стиха и Игорь Северянин - официально признанный королем поэтов. Перечисление славных имен можно было бы продолжить.
Ведущий 1. Если поэзию Серебряного века представить как многотомник, то сегодня мы приоткрываем лишь первую его страницу - предисловие. Многим из них не хватало скромного достоинства поэтов-классиков девятнадцатого века с их позицией:« Я не поэт, я Гражданин». Стремление их к самоутверждению, самовозвеличиванию и самовосхвалению не может не вызвать улыбки.
Ведущий 2. «Серебряный век» - неповторимая пора русской литературы. Это время явило блестящее созвездие ярких индивидуальностей. В те далекие времена они часто собирались в одном из самых известных литературно-артистических клубов Петербурга под названием "Бродячая собака".
В нашем литературном салоне собрались представители разных литературных направлений: символисты (встают), акмеисты (встают), футуристы (встают). Все они одержимы поиском своих неповторимых методов в поэзии.
Ведущий 1. У каждой литературной группы своё мироощущение, свои представления о поэзии, о своём пути в искусстве.
Ведущий 2. Время рубежа веков рождало тех, кто, с опаской вглядываясь в будущее, смело творил настоящее в своих стихах.
( за каждым столом сидят поэты разных направлений)
Символист . Читает стихотворение К. Бальмонта
« Я в этот мир пришел»
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь... Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
Константин Бальмонт. Я - Константин Бальмонт- символист, старался покорять всех своей образностью.
Акмеист 1. Красиво, но слишком туманно, неопределённо. Что за «сон золотой», от чего молиться надо неземному?
Акмеист 2. Мы, акмеисты, не разделяем таких понятий, как действительность и мечта. Мы не пассивные созерцатели жизни, мы устроители и открыватели земных красот.
Гумилёв. Я Николай Степанович Гумилев был одним из основателей акмеизма. Объединил литературную молодежь, создав "Цех поэтов". Любил путешествовать, добровольцем ушел на фронт в Первую мировую войну, награжден двумя Георгиевскими крестами. О боб мне привыкли говорить: поэт, путешественник, воин.
Гумилёв. Читает стихотворение « Однообразные мелькают».
Однообразные мелькают
Всё с той же болью дни мои,
Как будто розы опадают
И умирают соловьи.
Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь,
И под ее атласной кожей
Бежит отравленная кровь.
И если я живу на свете,
То лишь из-за одной мечты:
Мы оба, как слепые дети,
Пойдем на горные хребты,
Туда, где бродят только козы,
В мир самых белых облаков,
Искать увянувшие розы
И слушать мертвых соловьев.
Ведущий 1.Что касается музыки, то где же она, если не в поэзии Николая Гумилева?
( романс Н. Носкова« Однообразные мелькают». )
Символист 2. Мы, символисты, отрешённые от реальной действительности, видим в ней только свою мечту.
Бальмонт. « Можно жить с закрытыми глазами»
Можно жить с закрытыми глазами,
Не желая в мире ничего,
И навек проститься с небесами,
И понять, что все кругом мертво.
Можно жить, безмолвно холодея,
Не считая гаснущих минут,
Как живет осенний лес, редея,
Как мечты поблекшие живут.
Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить.
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть!
Ведущий 2. Константин Бальмонт, относящийся к аудитории как король к подданным.
Брюсов. Только искусство достойно того, чтобы ему служить. Читает стихотворение «Люблю одно».
Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.
Я с изумленьем, вечно новым,
Весной встречаю синеву,
И в вечер пьян огнем багровым,
И ночью сумраком живу.
Смотрю в лицо идущих мимо,
В их тайны властно увлечен,
То полон грустью нелюдимой,
То богомолен, то влюблен.
Под вольный грохот экипажей
Мечтать и думать я привык,
В теснине стен я весь на страже:
Да уловлю господень лик!
Ведущий 1. Валерий Брюсов - теоретик русского символизма.
Футурист 1. Бред! Только мы - лицо нашего времени. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Футурист 2. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности.
Футурист 3. Читает стихотворение Д. Бурлюка «Каждый молод».
Каждый молод, молод, молод,
В животе чертовский голод,
Так идите же за мной,
За моей спиной.
Я бросаю гордый клич,
Этот краткий спич!
Будем кушать камни, травы,
Сладость, горечь и отравы,
Будем лопать пустоту,
Глубину и высоту,
Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
Ветер, глины, соль и зыбь!
Каждый молод, молод, молод,
В животе чертовский голод,
Всё, что встретим на пути,
Может в пищу нам идти.
Символист 1. Мальчишки! Жуткие молодые люди! Хулиганы!
Акмеист 1. Везде, где они появляются, назревает скандал (достаёт яблоки и помидоры).
Футурист 1. Мы презираем славу. Нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни.
Ведущий 1. Представляю всем - А. Вертинский, актёр, первый русский бард, в 1915 году примыкал к футуристам.
(Звучит песня А. Вертинского «Танго магнолии»).
Ведущий 2. В салоне появляется Зинаида Гиппиус. представляющая русский символизм, после революции иммигрировала во Францию. Она была хозяйкой самого большого в Петербурге литературного салона. Её страстью было находить молодые таланты, именно в её салоне начал свой творческий путь Александр Блок.
.Ведущий 1. А. Блок - самый яркий поэт - символист. Труден и долог был путь Блока к познанию России. Образ женщины помогал поэту передать его отношение к Родине.
Блок. Смычок запел. И облак душный
Над нами встал. И соловьи
Приснились нам. И стан послушный
Скользнул в объятия мои...
Не соловей - то скрипка пела,
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина...
Как там, в рыдающие звуки
Вступала майская гроза...
Пугливые сближались руки,
И жгли смеженные глаза...
Ведущий 2. А. Блок мечтал о гармоничной Родине, революция казалась ему избавлением от бесчеловечности жизни, он слышал «музыку революции».
Ведущий 1.Кого только из писателей, художников, актеров не видели и не слышали стены клуба "Бродячая собака"! Читали еще не напечатанные стихи Мандельштам, Бальмонт, Хлебников. Прав был поэт Осип Мандельштам: "Все эти русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда".
Осип Мандельштам
Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.
Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.
Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.
Ведущий 2.Представляем гостя из Крыма. Неординарная личность. Максимилиан Волошин.
Равнина вод колышется широко,
Обведена серебряной каймой.
Мутится мыс, зубчатою стеной
Ступив на зыбь расплавленного тока.
Туманный день раскрыл златое око,
И бледный луч, расплесканный волной,
Скользит, дробясь над мутной глубиной,
То колос дня от пажитей востока.
В волокнах льна златится бледный круг
Жемчужных туч, и солнце, как паук,
Дрожит в сетях алмазной паутины.
Вверх обрати ладони тонких рук -
К истоку дня! Стань лилией долины,
Стань стеблем ржи, дитя огня и глины!
Ведущий 1. Жена Гумилёва А. Ахматова - одна из ярких представительниц русского акмеизма. Ведущая тема её раннего творчества - неразделённая любовь.
Ахматова. Читает стихотворение «Песня последней встречи…».
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый -
И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Ведущий 2. В среде футуристов, безусловно, выделялся Игорь Северянин, называвший себя эгофутуристом.
Северянин. Я - гений Игорь Северянин…
Ведущий 2. В 1918 году И.Северянин был избран королём поэтов. Его стихи погружали в сладкую сказку, в то, чего никогда не было в жизни.
Игорь Северянин читает.
Меня отстранит Марсельезия,
Как президентного царя!
Моя блестящая поэзия
Сверкнет, как вешняя заря!
Париж и даже Полинезия
Вздрожат, мне славу воззаря!
Мой стих серебряно-брильянтовый
Живителен, как кислород.
О гениальный! О талантливый!` -
Мне возгремит хвалу народ.
И станет пить ликер гранатовый
За мой ликующий восход.
Пусть на турнирах славоборчества
Стиха титаны и кроты
Берлинства, Лондонства, Нью-Йорчества
Меня сразить раскроют рты:
Я - я! Значенье эготворчества -
Плод искушенной Красоты!
Слушаем романс на стихи Северянина «Это было у моря…».
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
Ведущий 1. Салон часто посещал Велимир Хлебников, стремящийся создать поэтический язык будущего
Велимир Хлебников
Когда над полем зеленеет
Стеклянный вечер, след зари,
И небо, бледное вдали,
Вблизи задумчиво синеет,
Когда широкая зола
Угасшего кострища
Над входом в звездное кладбище
Огня ворота возвела,
Тогда на белую свечу,
Мчась по текучему лучу,
Летит без воли мотылек.
Он грудью пламени коснется,
В волне огнистой окунется,
Гляди, гляди, и мертвый лег.
Сегодня снова я пойду
Туда, на жизнь, на торг, на рынок,
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок!
Ведущий 1.Поэзия Серебряного века немыслима без имени Марины Цветаевой. Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым интонациям. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы
Марина Цветаева Слова и строки выстраиваются в ряд и как бы уносятся на музыкальной волне. В беззвучной тишине возникают образы, в которых сливались горечь и восторг, безысходная тоска и радостное изумление перед чудом красоты.
Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
Гиппиус. Гармония звуков только в поэзии, в музыке. В окружающем нас мире только дисгармония.(Читает стихотворение «Крик»).
Изнемогаю от усталости.
Душа изранена, в крови ...
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?
Мы исполняем волю строгую.
Как тени, тихо, без следа
Неумолимою дорогою
Идем - неведомо куда.
И ноша наша, ноша крестная,
Чем далее, тем тяжелей ...
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.
Без ропота, без удивления,
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас для вдохновения
И полюбить, создав, не смог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.
Приглашение в Художественную галерею, где представлены картины
М.А. Врубеля В.Э. Борисова-Мусатова художников Объединения «Голубая роза».
Издалека звучит революционная песня « Смело мы в бой пойдем »
Ведущий 1. Уже прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны. На улицах пели:
«Смело мы в бой пойдем
За власть Советов,
И как один умрем
В борьбе за это».
Пауза. Звучит «Реквием» Моцарта.
Ведущий 2. Судьба почти всех поэтов «серебряного века» сложна, порой трагична.
Ведущий 1. Пристально вглядываемся мы в их черты
Гиппиус (вставая). Зинаида Гиппиус. Умерла вдали от Родины.
Гумилев. Николай Гумилев был обвинён в антиправительственном заговоре и расстрелян.
Северянин и Бальмонт (выходят навстречу друг другу). Игорь Северянин и Константин Бальмонт умерли на чужбине.
Цветаева . Марина Цветаева Покончила с собой.
Блок Александр Блок. Умер от нервного истощения..
Велимир Хлебников. умер в бедности
Ахматова. Анна Ахматова.Муж расстрелян, сын - узник ГУЛАГа, сама подверглась преследованиям после статьи Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград».
Мандельштам. Осип Мандельштам.Умер в застенках ГУЛАГа.
</
«Реквием» смолкает.
Ведущий 2. Люди высочайшей культуры, тот светоч мыслей, который так необходим нам. Мы их вечные их поклонники (аплодисменты).
Участники - Поэты читают стихотворение Блока «Рождённые в года глухие…».
«Рожденные в года глухие…»
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота - то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье,-
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твое!
Звучит музыка Игоря Талькова. «Поэты не рождаются случайно»
11