7


  • Учителю
  • Конспект урока 'Русская матрешка' (5 класс)

Конспект урока 'Русская матрешка' (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В конспекте урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Русская матрешка» представлено подробное описание прохождения всех этапов урока.Цель: 1.     Сформировать понятие о народной матрёшке, ёё видах (Сергиевская, Загорская, Семёновская, Полховская), традициях
предварительный просмотр материала

Уроки изобразительного искусства в 5 классе по теме «Русская матрешка».

Цель:

  1. Сформировать понятие о народной матрёшке, ёё видах (Сергиевская, Загорская, Семёновская, Полховская), традициях росписи.

  2. Формировать навыки работы в области художественной росписи матрёшек.

  3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ёё истории.

  4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.


Задачи:

Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров. Научить авторски расписывать заготовленные формы.

Оборудование и материалы.

  1. Репродукции с изображением Сергиево-Посадских (Загорских), Семеновских, Полхов-Майданских матрёшек.

  2. Заготовки матрёшек (папье-маше) с фоновой росписью для декорирования.

  3. Простые карандаши, стёрки, тряпочки, гуашь, кисти, баночки для воды.

  4. Музыкальный ряд: записи инструментальных народных мелодий, русские народные песни.

  5. Большая матрёшка для рефлексии.


ПЛАН УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Изучение теоретического материала. Беседа об истории развития матрёшечного промысла и основные направления росписи.

  3. Мини-проект учащихся.

  4. Технология изготовления и росписи матрешек.

  5. Символизм русской Матрешки.

  6. Современные авторские матрешки

  7. Постановка художественной задачи.

  8. Выполнение авторской росписи на заготовках. Творческая и практическая деятельность учащихся. Учитель расписывает свою заготовку.

  9. Выставка работ учащихся «русская матрёшка».

  10. Рефлексия.

1. Организационный момент . (слайд 1)

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).

Учитель: Здравствуйте ребята, меня зовут Яна Михайловна. Наверное, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке, о русской матрешке.

Сегодня мы познакомимся с историей и технологией возникновения матрешки, современными разновидностями матрешек и ее символизмом.

В итоге каждый из вас создаст свой образ авторской матрешки, какой не существует на свете.

2.Изучение теоретического материала. (слайд 2,3)

У матрешки дед - японец. Первая русская матрешка.

Учитель: В старинное подмосковное поместье Абрамцево в конце XIX века привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец - малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму, что означает веселый складной старичок. Вот тогда и решила помещица попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Переодели в русский костюм заморскую куклу, наложили румянец - яблочки, вывели небесно-голубого цвета глаза, и захотелось назвать ее русским именем. Очень распространенное в народной среде было имя Матрена, так и появилось ласковое название куклы - МАТРЕШКА.

Учитель: На Руси прославленными центрами народного творчества были Загорск (Сергиев Посад), Семонов и Полхов - Майдан в этих центрах и начали создавать матрешек.

Учитель: Матрёшек много и все они разные. Сейчас ребята вы расскажите, какие они бывают. С традиционными матрешками и их особенностями нас познакомят ребята.


3. Мини-проект учащихся.

1 ученик: Первые русские матрёшки были созданы в1920-е годы в Сергиевом Посаде (Загорске) как забава для детей. В основном матрешек продавали на ярмарках, стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Изначальный сюжет Загорской матрёшки - это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафан, кофту, передник и платок, а в руках она держит петушка, узелок или корзинку с цветами. Образ по характеру - яркий, открытый, броский. А роспись - локальная, чистая и звучная цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

2 ученик: Также в 1920-е годы в селе Полхов - Майдан Горьковской области появилась игрушка - матрешка. Полхов-майданских матрешек можно сразу узнать по необычной форме головы, у неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, характерных для загорской матрёшки. Лицо обрамляют "кудри". Мастера стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Традиционный для этой росписи малиновый цвет. Яркие и сочные краски звучат во всю силу.


3 ученик: Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области была заимствована мастерами в 1922 году из Загорска, но украшать её стали по - своему. Сочетание красителей, жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных - дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное - декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.


Учитель: Большое спасибо ребята за рассказ, очень интересно.


4. Технология изготовления и росписи матрешки

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.


(Чаще всего заготовки делают из липы. Дерево как следует, сушат, затем обрабатывают снаружи. На глазах из липового кругляша получается бочонок - будущая красавица - матрёшка.

Бочонок распиливают на две неравные части: из большей части выйдет пузатое туловище, из меньшей - голова. А затем токарь обрабатывает внутреннюю поверхность: резцом выбивает середину.

Матрёшка попадает к художнице. Она трижды натирает заготовку жидким крахмалом. Если не подготовить основу, то рисунок выйдет смазанным. А накрахмаленная поверхность высохнув, становится гладкой, можно начинать роспись.

Распишет мастерица свою матрёшку сказочными цветами - и кажется, что они живые. Растут и распускаются, как настоящие).

  1. Символизм русской Матрешки.

Учитель: Матрешка - символ материнства.

Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Кроме незатейливой красоты эта кукла обладает чем-то необъяснимо притягивающим к себе больше, чем яркие краски, которыми создается роспись. Матрешка остается символом материнства, плодородия, бесконечности жизни поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.


Учитель: Матрешка - обобщенный образ русской красавицы.

Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.


Учитель: Матрешка - символ русского народного искусства.

Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из символов русского народного искусства.

В 1958 году наша Матрешка на всемирной выставке в Брюсселе получила золотую медаль. Самая крупная матрешка была ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.


  1. Современные авторские матрешки

Учитель: В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником - индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки.

По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек.

1. Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов.

2. Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Наряду с пейзажами мастера не пренебрегают и сюжетными изображениями. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием

России.


3. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина.

4. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех».

5. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов.

Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает столь пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране, так и за рубежом.

  1. Постановка художественной задачи.


Учитель: Теперь и мы мастера, попробуем расписать матрёшку. Начнём работать с лица, пока вода в баночках чистая. Затем платочек, сарафан и передник. Не забывайте, что матрёшки должны быть яркими и весёлыми. Следите за посадкой и порядком на парте, работаем чисто и аккуратно.


  1. Выполнение авторской росписи. (Дети работают. Звучит музыка).


Учитель: Сегодня вы создадите свою матрешку, непохожую на другие. Посмотрите, у каждого на парте стоит макет матрешки с расписанным фоном.

Ваша задача

  1. Нарисуйте части лица (верхняя часть круга занимает волосы, в средней части-глаза, а в нижней - губы и щеки, носик обозначим двумя точками).

  2. Далее наметьте и раскрасьте волосы (можно выбрать черный коричневый желтый, рыжий цвета). И сразу приступайте к декору платка.

  3. Обратите внимание, как у вашей матрешки нарисованы руки (в руках можете нарисовать цветы, корзинки с фруктами, зайчика, петушка и т.д.).

  4. Заполните передний фон сарафана матрешки как подскажет вам фантазия..


  1. Выставка работ учащихся. (Учащиеся выставляют свои работы на подиуме в хоровод).

Учитель: Молодцы мастеровые! Красивые и нарядные получились у нас куклы. У каждой свой характер. Есть у нас яркие, нарядные, праздничные, приветливые и добрые матрёшки. Посмотрим на наших матрёшек!


Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! …Гармошка?

Нет! …То - русская матрешка!!!
Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало

Символом России стала.


Знают все ее загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощекие девчонки…

Ее младшие сестренки.


Я секрет тот тоже знаю -

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;


Одна матрешка, две… и вот…

Матрешек целый хоровод.

Учитель:У нас получился прекрасный хоровод. Все постарались на славу! Каждая матрешка отличается своей оригинальностью и декоративностью. Умнички!

Доброе настроение мы подарили друг другу!


  1. Рефлексия.

Учитель: Мне очень понравилось, как вы работали: весело с огоньком!

И всего одна матрёшка у нас осталась грустная, потому что она не украшена. Давайте поступим так: кому понравился урок, прикрепим к матрёшке, которая висит на доске, красный цветочек.

Большое спасибо! Молодцы! Урок окончен, до свидания!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Верзилин Н.М. Путешествия с домашними растениями, С.- П. Детская литература.

  2. Коняев Н. Игрушки русских императоров: Подъём 1994 № 4.

  3. Люди и куклы. Декоративное искусство СССР. 1987.

  4. Мифы в искусстве. Рене де Моран. М.М. Современник 1987

  5. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М. 4-е издание 1989.

  6. Народные художественные промыслы. Общ. Ред. М.А. Некрасовой

  7. Первушина О.М., Стоблова В.Г. Природа и творчество.

  8. Прекрасное - своими руками: народные художественные ремёсла, 6 сост. С. Тазарян.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал