7


  • Учителю
  • Конспект урока по МХК в 11 классе по программе Г.И. Даниловой на тему Художественная культура барокко

Конспект урока по МХК в 11 классе по программе Г.И. Даниловой на тему Художественная культура барокко

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С.Пушкина» г. Пскова,

Иванова Ольга Юрьевна, учитель ИЗО и МХК





Тема урока: Особенности художественного стиля барокко.

Форма урока: художественный салон, урок-исследование.

Цель урока: познакомить со стилем барокко и его характерными признаками в архитектуре Италии и России.

Задачи:

1. Расширить представление учащихся об архитектуре 17-18 веков.

2. Познакомить с особенностями барочного стиля.

3. Развивать у учащихся способность к анализированию, ассоциативно-образное мышление и творческую фантазию.

4. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни.

Структура урока:

1. Орг.момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Доклады учащихся.

4. Работа в группах с текстовым материалом.

5. Творческая работа в группах.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Используемый материал: мультимедийные презентации, оформленные в программе «Power Point», листы ватмана с изображением фасада школы для творческого задания, маркеры, фломастеры.

Литература:

1. Электронное средство учебного назначения «История искусства»- Кирилл и Мефодий,2003 г.

2. Искржицкий Г. Архитектура геометрии и фантазии.// Юный художник, 1991, №9

3. Глазычев В. Мастера итальянского барокко.// Юный художник, 1985, №4

4. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова.- М.: Просвещение, 2006

5.Мировая художественная культура : учебник для 11 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ Л.Г. Емохонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008





Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

(звучит музыка композитора Монтеверди)

-Разрешите мне на правах хозяйки открыть наш художественный салон. Я очень рада всех видеть, особенно гостей из Италии и России. Я вижу архитекторов, художников, искусствоведов, скульпторов. Мне не терпится начать наш разговор о культуре 17 века.

Кругосветное плавание Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. В разработках Лейбница, Ньютона, Паскаля была раскрыта несостоятельность средневековой природы. Все это позволило сделать массу открытий и изобретений. Созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчесление в математике, сформирован ряд важнейших законов в физике, химии и астрономии. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звезд и в области планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится,

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

(Перевод О.Румер)

И в этой обстановке появляется стиль барокко. Термин «барокко» переводят как «причудливый, странный, вычурный». Происхождние его не вполне ясно: то ли из лексикона средневековой логики, то ли от слова, означающего жемчужину неправильной формы. Слово «барокко» французского происхождения. «Словарь Академии» впервые фиксирует его в 1718 г. В быту это слово и сейчас употребляется как синоним странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного. Этим термином пользовались ювелиры, обозначая им нестандартные жемчужины, которые мастера эпохи барокко умели использовать в декоративных целях. Своеобразие барокко - в художественном образе грандиозных городских и дворцово-парковых ансамблей, где представлены в синтезе разные искусства: архитектура, скульптура, живопись, декор. Почему в 17 веке предпочтение отдавалось архитектуре? Время абсолютизма требовало, чтобы архитектура запечатлела бы и время и правителя. Для построек в стиле барокко характерны сложная динамика обьемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии. В качестве декоративных элементов использовались завитки, скульптура. Большое значение имела лестница, она подчеркивала напряженную динамику архитектурных форм. Архитектура «барокко» властно «втягивает» человека в свое пространство. Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценки. Одни считают, что искусство барокко- неправильное, взвинченное, громоздкое. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте.

Мы с вами попробуем выяснить, как развивался этот стиль в Италии и России и попробуем найти отличия.

3. Доклады.

- Среди гостей есть искусствоведы. Я хочу дать слово им. Пусть они выскажут свое мнение по этому поводу, и расскажут о барокко в России и Италии.

( от каждой группы выступает докладчик с заранее подготовленной презентацией на тему : «Итальянское барокко» и «Русское барокко»)

4. Работа в группах с текстовым материалом.

-Изучая данный вопрос, мне попалась более подробная информация. Познакомьтесь с ней и попробуйте выделить конкретные особенности стиля барокко, и если получится отличия архитектуры барокко Италии и России.

(работа в группах с текстовым материалом)

-Предоставляю слово архитекторам. Расскажите, чем же отличается русское барокко от итальянского?

В ваших ответах есть новые, незнакомые термины. Давайте дадим им определения.

(выступает учащийся с презентацией)

5. Творческое задание.

Нашей школе - больше 70 лет. Здание школы можно отнести, скорее всего, к неоклассицизму. Давайте пофантазируем и попросим художников превратить его в барочное здание, как бы оно выглядело, если бы было выстроено в эпоху барокко.

( учащиеся работают в группах, звучит музыка стиля барокко)

6. Подведение итогов урока.

В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

  • Искажение классических пропорций

  • Сложность архитектурной пластики

  • Преобладание сложных криволинейных форм

  • Обилие декоративных украшений, скульптуры, фонтаны

  • Украшения в виде завитков, гирлянд из листьев, трав

  • Форма овала- неопределенность объема

  • Тяжеловесная роскошь, насыщенные цвета, позолота

Я благодарю всех собравшихся в нашем Салоне. Наша беседа была очень интересной. В следующий раз мы поговорим о живописи и музыке барокко.

7. Домашнее задание.

Работа с таблицей.

Соотнеси понятия и их определения.Антаблемент

Венчающая часть колонны



Волюта

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены или столба



Капитель

Верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах



Пилястра

Архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре



Фасад

Завершение фасада здания (обычно треугольное)



Аттик

Декоративное оформление дверного проема



Фронтон

Стенка, над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшенное рельефами и надписями



наличник

Лицевая часть здания











































Барокко в Италии.





На развитие итальянского искусства с середины 16 до конца 17 в., оказала воздействие Контрреформация- движение в католическом богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Папа Римский IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно воспринять только через мистическое озарение, которое Бог дарует не каждому. Человек должен покаяться в грехах, привести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к познанию истины. Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Италии и определили его основные черты.

Наиболее характерные черты итальянской архитектуры 17 в. воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко- стремление к созданию ансамбля. Ансамбли площадей с обелисками и фонтанами, сады и парки с цветниками, водоемы и скульптуры. Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое.

Итальянское барокко тяготело к фасадности, и фасады, особенно церковных зданий стали символом эпохи. Декоративные элементы, создающие эффект нарастания тяжести массы, сосредотачивались наверху. Для фасадов этих зданий типичны деление на два этажа, сцепленных волютами, пучки колонн, пилястры, дробный антаблемент, фронтон, ниши и статуи в них.

Особую изысканность городским ансамблям барокко придает чистая скульптура. Фигуры скульптур динамичны. Главная тема скульптурных работ Бернини- размышления о жизни и чувствах человека.

Барокко в Италии- эпатажный и мистический стиль. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений- все это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой.

Настоящим чародеем итальянского барокко был архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, создававший свои ансамбли в расчете на внешний, «театральный » эффект. Лучшим его архитектурным ансамблем в Италии 17 века стала площадь перед собором св. Петра. Бернини оформил площадь перед собором как продолжение храма. Прямо от краёв фасада далеко вперед протянулись крытые галереи - коридоры, образующие трапецевидное пространство, а от конца галереи разошлись с 2 сторон двумя рукавами колоннады из 284 колонн и 80 столбов высотой 19 м каждый. Аттик колоннады украшают 96 статуй. Сам Бернини сравнивал рукава с объятиями церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. По выражению Бернини, колоннады «подобно распростертым объятиям, захватывают зрителя и направляют его движение к главному фасаду, к алтарю».

Очень интересна королевская лестница - «Скала реджа»,соединяющая собор св. Петра с Ватиканским дворцом. Первые колонны- громадные, при поднятии лестницы они уменьшаются и наверху сделаны под рост папы. В результате всем кажется, что папа громадного роста ( игра с линией- обмануть глаза, создать иллюзию пространства) Благодаря этому выход папы на богослужение превращался в величественное зрелище.

Одно из важных слагаемых в итальянских архитектурных ансамблях времен барокко- были фонтаны. Например, площадь Навона. ( Навона- место проведения лодочных состязаний). С обеих сторон площади навстречу друг другу над водой бассейна расположены скульптурные группы: слева Мавр среди Тритонов борется с дельфином, а справа Нептун среди русалок и морских коней убивает трезубцом гигантского спрута.

Изысканность архитектуре барокко в Италии придает чистая скульптура. Например, Ангелы, украшающие парапеты моста через Тибр. Кажется, что динамичные фигуры также окружены движением: это и свежие порывы ветра с реки, и течение воды, и отбрасывающие тени плывущие облака, и «зеленый шум»деревьев.

В стиле барокко и церковь Сант Аньезе архитектора Франческо Борромини. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Две многоярусные колокольни, уравновешивают фасад здания, придавая ему нарядность и торжественность. Стены как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.

Человек, попадая во власть огромных архитектурных масс, обширного пространства чувствовал себя песчинкой.

Таким образом, самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Л. Бернини, создавший грандиозный ансамбль площадь св. Петра в Риме, многочисленные скульптуры и фонтаны, и Франческо Борромини, по проектам которого были построены многие церкви в Риме.

Барокко в Италии- эпатажный и мистический стиль. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений- все это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой.





















































Искусство барокко в России.

Самые нарядные сооружения, придавшие однообразным плоским берегам Невы мажорный, праздничный вид, были возведены Франческо Бартоломео Растрелли. Он превратил Петербург из города- крепости, города- порта в город дворцов. Ансамбли, созданные им, - Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт- Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе- относятся к уникальному стилю, который не имеет аналогий на Западе- растреллиевскому барокко.

Специфика русского барокко была связана с застройкой Санкт-Петербурга. Все основные архитектурные ансамбли группировались вокруг Невы. Была характерна уникальная протяженность зданий. Растрелли растягивал здания по горизонтали, для чего заменял крутые кровли почти плоскими.В отличие от итальянского барокко, акцентирующего внимание на фасаде здания, Растрелли развил древнерусскую традицию: здание как трехмерный объем органично вписывается в окружающее пространство. Например, Зимний дворец, колоссальный прямоугольный массив с внутренним двором и фасадами, выходящими на набережную Невы. В четырех мощных угловых объемах находятся и главная Посольская лестница, Тронный зал, театр и церковь. Их соединяет анфилада парадных залов, образующих по периметру обширный внутренний двор. Растрелли растянул здание по горизонтали, для чего заменил крутые кровли почти плоскими и разделил четырехэтажный массив дворца полным антаблементом на два горизонтальных пояса. Едва ли не самая приметная особенность Зимнего дворца, как , впрочем, и всех сооружений Растрелли,- многоцветность. Излюбленные сочетания цветов Растрелли- белого с золотом и лазорево- синего. Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые, то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проемами. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба. Сочетание ярких цветов - голубого, белого, золотого - дополняет общее праздничное впечатление от фасада. Контраст белых колонн и стен. Обилие пышных декоративных украшений, вычурные наличники окон и дверей.

«Пафос шири» можно увидеть- в царской резиденции в Царском Селе. Екатерининский дворец, названный в честь его первой владелицы Екатерины- I . Уникальная протяженность здания- 306 м. На длинном фасаде чередование колонн, пилястров, роскошное разнообразие наличников и окон, богатая цветовая гамма.

Смольный монастырь по своему пышному великолепию не уступает дворцовым усадьбам и считается самым барочным произведением. Динамизм, которым пронизана вся масса собора, неудержимое стремление вверх его башен и куполов, напоминает итальянское барокко.

Растрелли питал пристрастие к изобилию. Веселые купидоны, розы и вьющиеся травы из янтаря, зеркала в золоченых резных рамах, расписные плафоны и узоры паркетных полов, хрупкие фарфоровые безделушки и гнутая мягкая мебель- все сверкающее и переливающее- создает атмосферу вечного праздника. Творения Растрелли сохранились до наших дней. В искусстве мастера органично сочеталась бурная фантазия и простота, вычурность декора и рациональность. Он умел вписывать здание в любую местность, будь то садово-парковый ансамбль или городская застройка.

Русское барокко- идея славы и могущества России.







































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал