7


  • Учителю
  • Мастер-класс по ИЗО Жар-птица в технике граттаж

Мастер-класс по ИЗО Жар-птица в технике граттаж

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала







Мастер-класс

по изобразительному искусству

«Жар-птица

в технике граттаж»





Разработала:

учитель изобразительного искусства

МКОУ лицей №11 г. Россошь

Гуляева Евгения Анатольевна









2015 г. Мастер-класс по ИЗО Жар-птица в технике граттаж

Мастер-класс по ИЗО

«Жар-птица в технике граттаж»

Цель мастер-класса: обучение нетрадиционной технике изобразительного искусства - «граттаж», развитие графических навыков и творческих способностей учеников, стимулирование интереса к изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить с нетрадиционной техникой ИЗО - «граттаж».

2. Применить основные средства графики в новом ракурсе.

3. Освоить технологию выполнения рисунка в технике граттаж.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

Пояснительная записка.

Использование техники граттаж помогает заинтересовать учеников, побуждает их проявлять творческую фантазию. Дети увлекаются новым методом, с удовольствием выполняют технологию изготовления граттажа, стремятся самостоятельно создавать рисунки с различными сюжетами. В то же время учатся аккуратности, сосредоточенности, умению соблюдать этапы работы.

Необходимые материалы: картон (или плотная бумага), восковые карандаши, черная гуашь, средство для мытья посуды, клеенка, кисточка (широкая), стек для процарапывания (зубочистки или другой острый предмет).

Ход занятия.

Теоретическая часть.

Приветствие.

- Сегодня в гости к нам прилетела сказка.

(Можно включить отрывок из мультипликационного фильма «Конек-горбунок»)

- А кто написал эту сказку?

П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок)



Вот полночною порой

Свет разлился над горой, -

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц из-под корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

"Тьфу ты, дьявольская сила!

Эк их, дряней, привалило!

Чай, их тут десятков с пять.

Кабы всех переимать, -

То-то было бы поживы!

Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех;

А хвосты-то - сущий смех!

Чай, таких у куриц нету.

А уж сколько, парень, свету,

Словно батюшкина печь!"

- Какой сказочный персонаж описывается в этом отрывке?

- Посмотрите, каким увидел образ жар-птицы художник-иллюстратор.Мастер-класс по ИЗО Жар-птица в технике граттаж





















И. Я. Билибин

- Как вы думаете, откуда возник образ жар-птицы, на какую птицу она похожа (рисунки павлинов и фазанов).

- Сегодня мы изобразим жар-птицу в необычной технике графики. Мы привыкли рисовать черным на белом листе, а сейчас попробуем сделать рисунок наоборот, используя технику граттаж - когда на черном фоне процарапывают белые линии. Граттаж - (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Граттаж встречается в графике XX в. В России граттаж под названием граттографии впервые использован М. В. Добужинским в работах 20-х гг.

Необходимые материалы: картон (или плотная бумага), восковые мелки, черная гуашь, клеенка, баночка для воды, кисточки, стек для процарапывания (зубочистки или любой острый предмет).

Практическая часть.

1 этап работы

Нужно заштриховать весь лист картона восковыми карандашами. Главное, чтобы не было пропусков, не оставались пробелы белого листа. Желательно, чтобы получились красивые цветовые пятна. Лучше использовать светлые и яркие цвета - желтый, оранжевый, красный, голубой, зеленый (без черного) - будет эффектнее рисунок.

Мастер-класс по ИЗО Жар-птица в технике граттаж

2 этап

На клеенку разложить раскрашенный картон, чтоб не запачкать стол. Черной гуашью широкой кистью покрываем наш разноцветный лист. Для того чтобы гуашь хорошо легла на воск можно добавить немного средства для мытья посуды и перемешать с гуашью. Если все же остаются не закрашенные участки, дайте первому слою гуаши слегка подсохнуть и нанесите второй слой.

3 этап

Пока высыхает гуашь, мы можем сделать эскизы для граттажа. Возьмем небольшой лист бумаги и подумаем над композицией. Как рисовать Жар-птицу? Так же, как и обычную птицу, только пышнее хвост, ярче наряд. Туловище-овал, голова по форме похожа на яйцо, длинная шея придаст изящность, добавим тонкие ножки, пышный хвост и крылья. На голове хохолок. Дорисуем окружение - веточку с яблоками, облака в лунном свете и др., смотря какая у вас композиция. Птиц может быть и несколько, главное, чтобы они смотрелись единой композицией.

</

4 этап

Начинаем переносить эскиз на лист-заготовку, который к этому времени должен полностью высохнуть. Под руку лучше положить чистый лист, чтобы не испачкаться. Процарапываем либо специальным стеком для восковой гравюры, либо любым другим острым предметом (зубочисткой). Пользуясь эскизами, начинайте аккуратно намечать контуры будущей работы. Для этого линии проводите без сильного нажима, штрихами. И только когда убедитесь, что всё намечено верно, начинайте более чётко процарапывать контур. После нанесения основных контуров можно вносить дополнительные штрихи, процарапывания, открывая некоторые участки рисунка полностью, а какие-то частично. Не спешите, у вас всё получится. Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги. Добиться выразительности можно даже при использовании только черного цвета и белого (без серых и др.). Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого.

Мастер-класс по ИЗО Жар-птица в технике граттаж

Что же касается создания тонального рисунка, независимо от цвета поверхности картона - белого или черного, необходимо использовать стандартный подход: в первую очередь, определить крупные участки белого или черного цвета, затем сформировать массив средних тонов, используя различные техники перекрестного штрихования, тонирования или нанесения точек. С другой стороны, в технике граттажа возможен более решительный, «экспрессионистский» подход, в результате которого работа приобретает черты несколько грубой гравюры на дереве или линогравюры. Произведения, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Процесс завораживает еще и тем, что проводя линии не знаешь, какой цвет проявится на черном фоне. Граттаж создает условия для бесконечного эксперимента - от разнообразия сюжетов до оттачивания графических технических приемов. Возбуждает фантазию, вдохновляет на новые задумки, и в то же время учит аккуратности, умению соблюдать этапы работы. Дерзайте! Успехов в творчестве!

Подведение итогов.

Проведем выставку работ. Сделаем выводы: какие средства графики использовали, с какой техникой познакомились, какие трудности возникли в процессе создания рисунка? Какие сюжеты будут эффектно смотреться в этой технике - экзотические рыбы, цветы, зимний и ночной пейзажи.

Используемая литература:

1. Смит Р. Настольная книга художника - М.: 2004.

2. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе - М.: 2004.

3. Претте М. К. Творчество и выражение, - М.:1985.

4. Никологорский О. А., Маркус Л. И. Граттаж - М.:1990.

5. Интернет-ресурсы: ped-kopilka.ru, infourok.ru, nsportal.ru, uchkopilka.ru, yandex.ru/images





7





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал