7


  • Учителю
  • План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе. Тема урока: «Цвет. Основы цветоведения»

План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе. Тема урока: «Цвет. Основы цветоведения»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: « Цвет. Основы цветоведения»

Автор: Эннанова Ленара Диляверовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко, г. Симферополь.2015 г.

Цель:

  • познакомить учащихся с основами цветоведения.

  • дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания.

Задачи:

1. дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета.

2. холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета.

3. научить получать новые цвета через смешивание красок.

4. воспитывать художественный вкус.

5. развивать творческую фантазию.

Оборудование: интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, наглядный материал - картинки, картинки на диске, альбомные листы, краски, карандаши, ластик.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.

План урока 1. Организационный момент.

2. Введение в тему, анализ наглядного пособия.

3. Практическая часть.

4. Подведение итогов, обсуждение работ.

5. Домашнее задание.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности), объявление темы и цели урока

  1. Введение в тему, анализ наглядного пособия.

Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в ус­ловиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особен­ностях есть научно обоснованные общие закономерности воспри­ятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, доб­ром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пусто­та, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ноч­ное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

1.Сведения о цветоведении.

- Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.

2. Свойства цвета.

- Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать дру­гую его часть. Это явление называется избирательным поглощени­ем. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спек­тра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть че­рез красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).

Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спек­тре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фио­летовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов - ахроматическая («бесцветная»).

3. Основные понятия в цветоведении.

- Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или тем­но-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, ха­рактеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - си­не-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отне­сены то к теплым, то к холодным.

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой та­кой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным бу­дет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.

4. Основные и составные цвета.

- В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий - принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь.

Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и синий дадут зеленый (дополнительный к крас­ному), синий и красный - фиолетовый (дополнительный к желто­му), красный и желтый - оранжевый (дополнительный к синему).

Цвета, составленные из основных, называются составными.

5. Понятие о цветовом контрасте.

  • Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном слу­чае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеле­ному лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического от­тенка на сером) называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с до­полнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседст­ве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к данному цвету до­бавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахромати­ческому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко снижает контраст­ное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возника­ет, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на ней­тральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматическо­го цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность.

III. Практическая работа.

Задание:выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможно­сти цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изум­рудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золо­того солнца» и др.

IV. Подведение итогов.

1.Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.

V. Домашнее задание.

Прочитать сказки, внимательно рассмот­реть иллюстрации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек и т. п.

Список использованной литературы

  1. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. -М: Просвещение, Учебная литература,1995

  2. Каменева Е.С. Какого цвета радуга.- М.: Детская литература, 2005.

  3. Сокольникова Н.М. Основы Живописи. - Обнинск, Титул, 1996.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал