7


  • Учителю
  • Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: ' Костюм народов населяющих Ульяновскую область'

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: ' Костюм народов населяющих Ульяновскую область'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цель: Познакомить учащихся с русским, мордовским и чувашским  народным костюмом, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде.Задачи: ·        воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре;·        развивать творческую и познават
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино»

муниципальное образование «Барышский район»

Ульяновской области








Методическая разработка

(технологическая карта)

урока изобразительного искусства в 5 классе по теме:

«Костюм народов

населяющих

Ульяновскую область»







Сведения об авторе: Оргина Марина Валерьевна,

учитель ИЗО, высшей квалификационной категории

Цель: Познакомить учащихся с русским, мордовским и чувашским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Задачи:

  • воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре;

  • развивать творческую и познавательную активность;

  • совершенствовать графические умения и навыки.

Планируемые результаты:

  1. В познавательной сфере:

  • давать определение изученных понятий: костюм, рубаха, сарафан, понёва, душегрейка, штаны-порты, передник; панар, набедренник, сорока, икельга патя, ожнат, карть; кейрядь, сунтах, кескё, яркач, шупар, сулак, хушпу, тухья.

  • описывать элементы костюма народов Ульяновской области (русских, мордвы, чуваш);

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма.

Универсальные учебные действия:

  1. Личностные:

  • знание народных традиций, народов населяющих Ульяновскую область;

  • чувство гордости за культуру своего народа;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью.

  1. Регулятивные:

  • ставить цель и анализировать условия достижения цели;

  • прогнозировать ситуацию будущих событий.

  1. Познавательные:

  • осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

  • устанавливать причинно - следственные связи;

  • давать определения понятиям.

  1. Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в коллективе;

  • умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Метод обучения: проектный.

Форма обучения:

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Парная

  • Самостоятельная

Зрительный ряд: Репродукции картин А.Г. Венецианова «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»; А.А. Пластова «Сенокос», «Сентябрь.Картошку выкапывают», «Жатва»; Б. Кустодиев «Сенокос».

Литературный ряд: Выставка книг «Народные сказки».

Музыкальный ряд: Народные песни.

Оборудование:

Для учителя:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Презентация.

Для учащихся:

  1. Бумага, карандаш, фломастеры, трафареты - куклы.

  2. Рисунки с изображением русских, мордовских, чувашских народных костюмов.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

3. Изучение новой темы:

  • Отчёт творческих групп.

4.Закрепление новых знаний.

5. Физкультминутка.

6. Творческая (практическая) работа.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Итоги урока.

Описание хода урока


Название технологических этапов урока, их содержания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент урока

(2 минуты)

Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Познакомимся с планом урока.

Обратите внимание на «Оценочный лист», не забывайте выставлять оценки за каждый этап урока (Приложение 1).


Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей, дежурный называет отсутствующих.


2

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: (3 минуты)

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока, описание методов организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

  • Для того чтобы определить тему нашего урока мы должны разгадать кроссворд

(Приложение 2).

Определение темы занятия в сотрудничестве с учащимися.

  • Ребята, какие цели и задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков народный костюм?

Получили ключевое слово урока - КОСТЮМ


  • Сегодня мы рассмотрим костюмы народов населяющих Ульяновскую область - русских, мордвы, чуваш.

Рассматривают изображения мужского и женского костюмов.

  • Определим, из каких элементов состоит женский и мужской костюм;

Рассматривают изображения костюмов народов населяющих Ульяновскую область.

  • Определим различие костюмов разных народов.


Смыслообразование.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Обучающие предлагают свои варианты работы, строят план достижения цели.


3

Изложение новой темы урока (5 минут)

Тема нашего урока: «Костюм народов населяющих Ульяновскую область».

  • Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?

  • Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

  • Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

  • Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранят его узоры?

  • Ребята, где вам раньше приходилось видеть народные костюмы?

  • Вы правы. Давайте представим с вами ребята, что мы живем в России не в ХХI веке, а где то в XVIII! Что вы можете сказать о жизни крестьян? Какая это была жизнь? Как жили люди летом, а как зимой?

  • Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у народа в прошлые века. Весной и летом тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно.

  • Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что она доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению семьи.

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

На концертах, в музеях, иллюстрациях к сказкам, на картинах художников.

Ученики смотрят, изучают иллюстрации картин А.Г. Венецианова «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». А.А. Пластова «Сенокос», «Сентябрь. Картошку выкапывают», «Жатва»; Б. Кустодиев «Сенокос».


Рассуждения учащихся.

Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание объективных трудностей.

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Отчёт творческих групп.

(10 минут)

Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

  • Согласовывают тему урока

  • Строят план достижения цели

  • Определяют средства - алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем - побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.

  • А сейчас мы послушаем отчёт групп, работающих над проектами, о костюмах народов населяющих Ульяновскую область.



1 группа

«Как одевалось в старину русское население Симбирского Поволжья»

Мужской костюм русского населения составляли нательная рубаха - косоворотка из посконного полотна, узкие холщовые или бумажные, большей частью полосатые штаны - порты. Шились они не широкие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнуром - гашником. Из верхней мужской одежды широко были распространены стёганные поддёвки, кафтаны, зипуны, армяки, тулупы, шубы, шубняки, чапаны.

В комплекс женской одежды до середины 19 века входили: рубаха, косой распашной сарафан «на мышках» (лямках) длиною до щиколоток. Сарафаны шили из гладких синих и красных тканей. Их украшали узорными лентами и нарядными пуговицами. В западных районах (Инзенском) возможно бытование понёвы - клетчатой шерстяной юбки. В качестве праздничной одежды зажиточных крестьян в отдельных сёлах края употреблялись душегрейки, епанчи. С середины 19 века широкое распространение получает прямой «Московский» сарафан на «мышках», передник (фартук, запон). Для сарафанов использовалась ткань - пестрядь, тканая в селе Промзино (ныне рабочий посёлок Сурское). Верхняя женская одежда была однотипна с мужской и отличалась по покрою и отделке.

Головные уборы ярко отражали возрастные, социальные и экономические различия. Старинные женские головные уборы (кокошник, кичка, сорока) к началу 20 века вышли из употребления. Женщины носили волосник (повойник, сборник), платки, шерстяные и праздничные шелковые шали. Из мужских головных уборов

наиболее употребляемыми были барашковые шапки, катанные из шерсти «грешневики», малахаи, картузы.

Основной обувью в русской деревне, особенно для беднейшей её части, были лапти («русские» - косого плетения, с высокими бортами, а так же чувашские, мордовские, которые плелись на прямую колодку). Под лапти обвёртывали ноги парой онучей. Распространены были ступни, поршни, кожаные сапоги «в гармошку», ботинки с резинками, «писанные »валенки и др.

Женский костюм дополнялся украшениями.

2 группа

«Костюм мордвы - эрзи Ульяновской области»

Основной нательной одеждой женщин, независимо от возраста, имущественного и социального положения, была рубаха туникообразного покроя. Праздничные рубахи шили из тонкого, хорошо отбеленного льняного или посконного холста, будничные-из более грубого.

Эрзянская рубаха - панар украшалась вышивкой и тесьмой. Расположение их было весьма устойчивым и определялось давней традицией. Они окаймляли ворот, рукава, низ платья, продольные полосы шли по спине и груди.

Поясным украшением эрзянок являются набедренники. Первый раз его одевали в 13-14 лет и носили до глубокой старости.

Спереди надевался передник - икельга патя - прямоугольный кусок холста, украшенный вышивкой, бусами, кистями, лентами, бисером, полосками узорного тканья.

Сзади надевался пулокаркс. Лицевая сторона пулокаркса украшалась вышивкой, рядами бус, бисера, плоских пуговиц, иногда ракушек, а по низу шла бахрома их разноцветной шерсти. По боковым сторонам прикреплялись кисти из крученных нитей, бисера, шерстяных ниток.

Женский головной убор -сорока шилась обычно из холста, лицевая сторона обтягивалась кумачём или белой фабричной тканью.

Сорока состояла из трёх частей: очелья - сорока коня, крыльев - селмот, которые служили одновременно завязками, и заднего полотнища -сорока пуло. Головной убор украшался вышивкой, блёстками, бисером, медными цепочками, монетками, мишурой. Сорока бытовала на всей территории расселения мордвы-эрзи.

Эрзянки очень любили украшения, одним из видов украшения являлись бусы -ожнат. Иногда бусы состояли из одной нитки, но чаще имели вид ожерелья - из 3-х и даже 5-ти ниток. Ожерелье изготовлялись также из бус, монет, раковин и цепочек.

По свидетельству исследователей, ещё в первой четверти 20 века самой традиционной обувью были лапти - карть. Кожаная обувь надевалась лишь в праздники. Наиболее нарядными считались лапти с хвостом которые плели из очищенного лыка на более красивой колодке. Под лапти обвёртывали ноги парой онуч, нижний алга прокстат из грубого посконного холста, и верхний верьга прокстат из холста хорошо отбеленного. Верхняя онуча делалась очень длинной до 3-х аршин (около 2,5 метра), ею аккуратно обматывали ноги почти до колен, закрепляя крест - на крест оборками, длинными верёвками из конопли.

3 группа

«Чувашская народная одежда»

Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трём этнографическим группам. В Ульяновской области в основном жили низовые чуваши - анатри. Наиболее компактно проживают в Цильнинском, Павловском, Новомалыклинском, Мелекесском, Барышском и др. районах.

Мужской традиционный чувашский костюм 19 века состоял из туникообразной холщовой рубахи и штанов. Праздничные рубахи украшались вышивкой (являлась знаком родовой принадлежности, предохраняла от злых духов). Верхняя одежда была из домотканого сукна(кафтан, армяк), из овчины ( тулуп, шуба). Головной убор - барашковая шапка, войлочная шляпа.

В комплекс женского костюма входили: холщовая рубаха или платье из кейряди с волнами, а также нагрудник

(носили под разрезом рубахи), передник или фартук. Женские рубахи отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Её украшали узоры «сунтах» и «кескё». Розетки «кескё» состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры «сунтах» имели форму ромба. Эти орнаменты являлись символами светил, небесного огня, небосвода, гор и дерева жизни.

Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции. Подол, по сравнению с другими частями рубашки вышивался более скромно. Природный дар и умение чувашских народных мастериц широко раскрылись в украшении набедренников - яркач. Носили их как в праздничные дни, как и в будни. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала яркач, а при движении, играя на белом фоне рубахи, оживляла весь костюм женщины. Женские головные уборы масмак носили женщины Симбирской губернии. Они были широкие с трапециевидной композицией узора на белом холсте.

Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда.

Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Узоры старинного мужского халата шупар, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле подчинялись единому композиционному строю. Фигуры орнамента напоминают изображение коней, растений которые часто сопровождались символами пахотной земли.

Всё своё умение девушки вкладывали в исполнение платка жениха - сулак. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая своё согласие выйти за него замуж. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы.

Украшение из серебра и бисера, представляют собой одно из ярких и самобытных явлений в истории развития чувашского народного искусства. К ним относятся женские головные уборы хушпу, девичий головной убор - тухья.

Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты пришивали к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с кроль - свободно, и между ними оставлялись промежутки, чтоб во время танцев и хороводов они издавали мелодичные звуки. Своеобразной формой отличаются женские головные уборы хушпу. Они были двух видов- конусообразные, и шлемовидные, имеют хвост - деталь спускающую на спину. Двух видов бывают девичьи головные уборы - тухья -островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Традиционной обувью были лапти.

Ученики концентрируют внимание на слайдах.

Ученики смотрят, изучают иллюстрации.

Рассуждения учащихся.

Умение слушать.



Построение проекта выхода из затруднения (2 минуты)

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо -могу - хочу) и его самостоятельное осуществление

  • Поиграем в игру «Наряди куклу».


Ученики выбирают необходимые элементы костюма для куклы

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата)

Формулирование в коммуникативной форме конкретной
цель своих будущих действий, устраняющих причину
возникшего затруднения;

Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения

4

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - парная работа

(5 минут)

(Выставление оценки по критериям)

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

А сейчас вам необходимо решить тест по пройденной теме (Приложение 3).


Учащиеся решают тест

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

5

Физкультминутка (2 минуты)

Физкультминутка

для глаз

Учащиеся выполняют движения


6

Выполнение творческой самостоятельной практической работы

(10 минут)

(с самопроверкой по эталону).

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

Задание:

На основе увиденного материала, выполните эскиз костюма народов населяющих Ульяновскую область - русских, мордвы, чуваш по выбору (мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.

Во время выполнения практического задания учитель следит за работой учащихся, советует и помогает при необходимости.


Звучат русские, мордовские и чувашские песни.

Индивидуальная работа

Демонстрируют умения работать над эскизом русского, мордовского и чувашского народного костюма.


Умение управлять поведением и деятельностью

Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

7

Домашнее задание (1 минута)

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Задаёт и комментирует домашнее задание.

Вам предлагается найти материал о русских, мордовских и чувашских народных праздниках и обрядах.

1 уровень - просто найти:

2 уровень - представить в письменной форме;

3 уровень - представить в письменной форме с презентацией


Выбирают уровень

Воспринимают информацию,

Осознанно фиксируют информацию

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 минуты)

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения, способы достижения цели, результат)

Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

  • Чему вы научились на уроке?

  • Что нового и интересного узнали?

  • Какие существуют основные элементы в костюме народов населяющих Ульяновскую область?


Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.


9

Итоги урока (1 минута)


Ребята, вы все сегодня хорошо работали. Узнали много нового и интересного. Оцените сами себя и поставьте себе оценку.

Учащиеся выставляют итоговую оценку за работу на уроке, суммируя оценки за каждый этап в «Оценочный лист».

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Приложение 1



ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


Ф.И.__________________________________________ Класс_____

Мотивирование -

кроссворд

(по критерию)

Проектная деятельность - домашнее задание

(взаимопроверка)

Тестирование

(по критерию)

Творческая практическая работа (самопроверка)

Итоговая оценка







Приложение 2

КРОССВОРД


1) Неизменная спутница крестьянских женщин (прялка)

2) Главный символ в древнем народном искусстве (солнце)

3) Цвет, который олицетворял собой мужское начало (красный)

4) Элемент прялки (лопасть)

5) Предмет для новорожденного (люлька)

6) Что использовали люди в древности для защиты себя и своего жилища (символы)



1


2

3


4


5


6


Критерии оценивания:

Оценка

Количество слов

«5»

6 слов

«4»

5-4 слова

«3»

3-2 слова

«2»

1 слово


Приложение 3

  1. Укажите предмет русского костюма, который носят не только мужчины, но и женщины:

А) рубаха

Б) сарафан

В) передник

  1. Что надевали поверх рубахи женщины Симбирского Поволжья?

А) понёву

Б) душегрейку

В) сарафан

  1. Что означает, в переводе с мордовского, икельга патя?

А) пояс

Б) рубаха

В) передник

  1. Основная обувь деревенского населения Ульяновской области?

А) сапоги

Б) лапти

В) валенки

  1. Как назывался женский головной убор-повязка у чувашского народа?

А) масмак

Б) хушпу

В) тухья

  1. В каком селе ткали ткань-пестрядь для женского сарафона?

А) Прислониха

Б) Сорокино

В) Промзино

  1. Этот предмет русские женщины часто украшали жемчугом, бисером:

А) пояс

Б) сарафан

В) кокошник

  1. Чувашский девичий головной убор:

А) тухья

Б) хушпу

В) сулак

  1. Женский мордовский головной убор:

А) сорока

Б) кокошник

В) шаль

  1. Мужской чувашский халат из домотканого белого холста:

А) яркач

Б) шупар

В) сулак


Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

В

В

Б

А

В

В

А

А

Б


Критерии оценивания:

Оценка

Кол-во баллов

«5»

9-10

«4»

8-7

«3»

6-4

«2»

3 и меньше






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал