- Учителю
- Занятие по изобразительному искусству на тему Шторм на море
Занятие по изобразительному искусству на тему Шторм на море
Занятие
по изобразительному искусству на тему
«Шторм на море».
Занятие рассчитано на 3 учебных часа: 1 час - теория, 2 часа - практика и разработано для детей с 8 лет.
Автор-составитель: педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДО «Радуга» г. Сочи Кудрявцева Ольга Магомедовна
ТЕОРИЯ (1 учебный час).
Цель: познакомить детей с понятиями «теплохолодность», «контраст»,
опираясь на таблицы по цветоведению и репродукции картин И.
Айвазовского.
Задачи:
- познакомить с творчеством русского художника И. Айвазовского;
- познакомить с основами цветоведения, опираясь на таблицы
теплохолодности;
- научить определять контрастные сочетания теплых и холодных
цветов;
- воспитывать любовь к искусству.
Материалы: репродукции картин И. Айвазовского, таблицы по
композиции и теплохолодности, контрастного сочетания теплых и
холодных цветов.
ПРАКТИКА (2 учебных часа).
Цель: составить сюжетную композицию с использованием контрастного
сочетания цветов и выполнить ее в цвете.
Задачи:
- научить: 1)используя показ педагога, поэтапно строить композицию
рисунка и прорабатывать ее в цвете;
2)смешивать акварельные краски, получая оттенки цветов и
использовать их в рисунке;
- формировать умение работать аккуратно.
Материалы и инструменты: лист для акварели (А4), акварельные краски
(24 цвета), кисти (Белка №3 и №5), баночка с водой, салфетка
(бумажная или х/б), палитра для акварели.
Ход занятия:
Педагог:
Здравствуйте, ребята.
Дети:
Здравствуйте.
Педагог:
Сегодня мы поговорим с вами о цвете, его характеристиках, о том,
что такое контраст, для чего и как его используют в живописи.
Познакомимся с репродукциями картин великого русского художника
Ивана Айвазовского.
Мы уже говорили на предыдущих занятиях о том, что все цвета делятся
на холодные и теплые. Давайте вспомним, какие цвета относятся к
теплым.
Дети:
Красный, желтый и оранжевый.
Педагог:
Верно.Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов. А какие цвета являются холодными?
Дети:
Синий, зеленый, голубой и фиолетовый.
Педагог:
Да, действительно - холодные цвета: синие, голубые, зеленые,
сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от
смешивания с названными цветами.
Как нам известно, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий и фиолетовый цвета составляют спектр.
Знание основ колористики, системы цветовых построений необходимо
для успешной творческой работы любого начинающего художника.
На доске педагог вывешивает схемы (1-3)
схема 1
схема 2
схема 3
Педагог:
Важно знать о том, что у каждого цвета есть три основных
свойства: цветовой тон (сам цвет), насыщенность и светлота.
В цветоведении существуют понятия «светлотный» и «цветовой»
контраст.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется
под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием
цветов, предварительно наблюдавшихся.
\
Педагог:
Глядя на схему, определите контрастный цвет зеленому цвету.
Дети:
Красный.
Педагог:
Верно. А синему будет контрастен какой цвет?
Дети:
Оранжевый.
Педагог:
Правильно. Желтый цвет составляет контраст какому цвету?
Дети:
Фиолетовому.
Педагог:
Контраст синих и красных - прообраз контраста холодных и теплых
цветов.
Можно сказать, что контраст - один из основных приемов
художественного творчества.
Пограничный контраст возникает на границах соприкосновения
расположенных рядом друг с другом цветов.
Ребята, сегодня на занятии мы также познакомимся с правилами и
приемами композиции, чтобы на следующем занятии вы смогли
самостоятельно построить композиции своих картин.
К приемам композиции следует отнести: передачу ритма, симметрии и
асимметрии, равновесие частей композиции и выделение
сюжетно-композиционного центра.
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной
последовательности.
Рассмотрим на примере картины И. Айвазовского «Среди волн».
Здесь мы видим яркий пример ритмичности расположения морских волн.
Художник так расположил волны, что у нас возникает впечатление
движения. А центром композиции является луч, пробивающийся сквозь
тучи, освещающий волну в центре картины. И заметим. Какой она
составляет контраст с темными волнами на дальнем плане.
На картине того же автора «Девятый вал» мы опять видим череду, ритм
огромных голубо-зеленых и желто-зеленых волн. Зелень волн создает
контраст с рассветным красно-желтым небом.
В центре композиции - солнце, которое как будто разрывает завесу
туч. У края картины - люди, которым удалось выжить после шторма.
Они в союзе с солнцем создают контраст с бушующим морем. Победа над
стихией - вот сюжет данной композиции. Но как необычно передает
художник структуру гребня девятого вала - той самой губительной
девятой волны.
Вообще в творчестве И. Айвазовского есть ряд картин, олицетворяющих
буйство стихии. Среди них известная картина «Буря на море».
В центре композиции - две лодки. В лодках гребцы, которые выгребают
против волн. На дальнем плане - корабль, потерпевший
кораблекрушение. Темно-серый колорит картины безупречен. Дальний
план и небо контрастируют с голубыми волнами на переднем плане. За
счет контрастного отношения передний план вырывается вперед, а
дальний план уходит еще глубже.
У И. Айвазовского есть картины, посвященные нашему Черному морю.
Среди них «Буря на Черном море» (или «Буря над Евпаторией») и «Буря
на море ночью».
На данных картинах можно наблюдать контраст дополнительных цветов
(или контраст теплого и холодного).
ПРАКТИКА (используется показ педагога).
Педагог:
Сегодня эти знания помогут нам выполнить сюжетную композицию на
тему "Шторм на море". Но для начала я покажу вам пример. Любая
работа, будь то живописная или графическая, ведется в несколько
этапов.
1 - этап - композиция в тонких линиях.
Намечаем линию горизонта, дальний план - горы и солнце. Линию
горизонта проводим выше середины для того, чтобы плоскость моря
занимала больше места. Солнце рисуем низко над горизонтом -
закатное.
2 этап - ритм волн.
Так как нам необходимо изобразить шторм на море, волны должны быть
высокие и ритмично расположенные по всей плоскости моря. Чем ближе
к нам, тем волны крупнее, а чем ближе к линии горизонта, тем
мельче. Это явление линейной перспективы.
3 этап - заливка плоскости неба.
Для неба выбираем оттенки желтого (но не лимонный), охры и
оранжевого, имеющиеся в нашей палитре красок. Помним, что прежде
чем приступить к заливке, нам необходимо смешать нужные цвета на
палитре. Заливку «вливанием цвета в цвет» производим от верхнего
края листа слева направо до линии горизонта. Поочередно набирая
кистью заготовленные на палитре цвета - желтый, желтый с охрой и
желтый с оранжевым. После того, как мы выполним заливку до линии
горизонта, собираем образовавшуюся каплю с помощью сухой кисти.
Солнце.
Для заливки солнца используем имеющиеся в палитре красок оранжевый
и красный цвет.
Дальний план - горы.
По закону воздушной перспективы для дальнего плана используем
холодные цвета - оттенки фиолетового и синего.
Небо - тучи.
Во время шторма в небе образуются дождевые тучи, которые благодаря
воздушным потокам могут втягивать в себя воду из моря, образуя
смерчи. Для туч мы будем использовать черную, темно-синюю и
темно-голубую краску. Краску подготавливаем на палитре и наносим
мазками разного цвета.
4 этап - плоскость моря.
Для волн используем голубой, ультрамарин, темно-синий
(синий+черный) цвета акварели и белую гуашь.
Начнем с самых близких волн на переднем плане. Поочередно наносим
заранее смешанные на палитре цвета (бирюзовый+голубой,
голубой+ультрамарин, ультрамарин+черный).
Наносим вначале свет, затем полутень и тень волны.
Далее даем краске подсохнуть и, используя белую гуашь, наносим кончиком кисти краску по верхнему краю гребня волны и по нижнему краю, изображая брызги.
Чтобы изобразить фактуру воды бушующего моря, проводим тонкой кистью продольные линии белой гуашью.
5 - этап - проработка деталей.
Для того, чтобы завершить композицию добавим детали - рябь волн,
фактура туч и волн. Усиливаем тон неба.
Вот и готова наша работа.
Педагог:
Задание понятно? Есть вопросы?
Дети задают вопросы, педагог отвечает. Во время практической работы педагог следит за правильным и поэтапным ведением работы, помогает советами.
В середине практической работы педагог проводит физкультминутку.
Педагог:
Ребята, давайте немного подвигаемся, разомнемся. Вставайте из-за стола так, чтобы не мешать друг другу. Я буду читать стихотворение, вы слушайте внимательно и делайте то, о чем говорится в стихотворении.
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Какие внимательные дети. Молодцы! Размялись?
Дети: Да.
Педагог: Хорошо. Вам осталось закончить Ваши рисунки.
После того, как работа будет завершена, дети убирают свои рабочие места. Получившиеся рисунки аккуратно раскладывают на столах.
Педагог:
Ребята, у вас получилось изобразить настоящий шторм. Море вы передали очень точно, оно как живое, настоящее. И все потому, что вы были очень внимательными во время моего показа и очень аккуратно работали. На этом наше занятие закончилось. До встречи на следующем занятии. До свидания.
Дети:
До свидания.