7


  • Учителю
  • Методическая разработка открытого урока по ИЗО 5 класс

Методическая разработка открытого урока по ИЗО 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: На этом уроке учащиеся знакомятся с историей появления мезенской росписи, изучают её  элементы и их значение. В ходе данного урока имеют возможность развивать  мелкую моторику рук, творческое мышление, фантазию. На этом уроке можно успешно решить и воспитательные задач
предварительный просмотр материала

Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: «Мезенская роспись»
Класс -5.
МБОУ «Гимназия №6»
Ф.И.О. учителя изобразительного искусства: Деунежева Евгения Николаевна
Новое знание: мезенская роспись
Тип урока: комбинированный
Цель урока: выполнить карандашный рисунок элементов мезенской росписи (коня или оленя)
Образовательные задачи: знакомство с историей появления мезенской росписи, рассмотрение её элементов и что они обозначают
Развивающие задачи: развивать мелку моторику рук, творческое мышление, фантазию
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, трудолюбие
Оборудование:

  • Деревянные изделия украшенные мезенской росписью

  • Прописи (образец прилагается)

  • Деревянные лопатки, загрунтованные под роспись

  • Медальки на память с надписью «мастер по волосатым лошадкам»

  • Банки для воды

  • Пластиковые палитры

  • Кисти колонковые №0 или №1 и №2

  • Краски темперные: кадмий красный светлый и сажа газовая

  • У учителя: конспект, ноутбук, проектор, карточки (последовательное выполнение элемента), расписная доска;

  • У учащегося: карандаш, ластик, альбом, гуашь, клёнка, фартук, тряпочка

  • Межпредметные связи:

  1. МХК

  2. История культуры народа коми

Методы обучения:

  • беседа с использованием проблемных вопросов

  • объяснение нового материала
    игра
    План урока

  1. организационный момент

  2. выход на тему

  3. формулирование темы и цели урока

  4. основная часть. Изучение новых знаний

  5. практическая работа

  6. рефлексия


Ход урока


Этапы урока


Деятельность учителя


I. Орг. момент.

II. Выход на тему

III. Формулирование цели и задач урока

İV. Этап изучения нового знания

История росписи

?

Читаю с карточки

Работа на доске

Элементы росписи


V.Практическая часть.
Объяснение

VI. Рефлексия


- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас творческий урок. Садитесь. Надеюсь на вашу активность и внимательность. Внимательно слушайте, смотрите на меня.
Вам сегодня понадобятся альбом, простой карандаш, ластик, кисти, гуашь
Ребята, посмотрите, что я вам принесла на урок. Это доска с мезенской росписью. Ширина доски примерно три раза укладывается в ее длине. Все элементы изображены не просто так. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Образ коня у народов севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Ребята, исходя из сообщения, как вы думаете, что будем сегодня рисовать?
Молодцы. Значит, тема нашего урока «Мезенская роспись»
- Сегодня мы с вами познакомимся с историей появления мезенской росписи, рассмотрим её элементы и что они обозначают, и на практической части урока выполним несколько элементов.
Сначала рассмотрим историю росписи.
Как и большинство других народных промыслов свое название мезенская роспись получила от местности в которой зародилась. Ребята, как вы думаете, от какого слова она образовалась?
Эта роспись зародилась в Удорском районе, вы слышали название этого района? Удора располагается по реке Мезень - отсюда и название росписи
Мезенская роспись одна из наиболее древних художественных промыслов. Расписные прялки и короба, широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Ребята, как вы думаете, для чего расписывали предметы быта?
Для красоты, для продажи, народ коми обменивал свои расписные прялки, короба на ткань, продукты питания.
В мезени нет обычной народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют графическую форму.
Мезенская роспись - это свой самобытный орнамент. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы передать нам рассказ леса, ветра, земли и неба.
Художник выстраивает узор, подчиняясь строгим правилам построения орнамента.
В древности Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. А сегодня художники доски расписывают гуашью, акриловыми красками.
Ребята, представьте, что вы мастера, живущие 500 лет назад. Как бы вы изобразили условно, графически солнце? Кто хочет показать на доске?
А как нарисовали бы землю? У вас получились очень интересные рисунки. А вот как мастера расписывали прялки и короба. Посмотрите, я раздала вам карточки с элементами мезенской росписи.
Прямая линия может означать и небо, и землю. Если она расположена наверху - это, как вы понимаете, небо. Символ плодородия и хлеба насущного - вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
К числу самых распространенных и любимых образов следует отнести изображение коней и оленей. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Иногда на лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. Изображаемые на прялках кони неземного происхождения, они олицетворяют огонь.
Мы познакомились с элементами мезенской росписи, и теперь ваша задача - выбрать элемент: коня или оленя. Ребята, а чем они отличаются?
Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога.
Вам необходимо по шаблону обвести туловище животного и дополнить рисунок элементами, которые мы только что рассмотрели и выполнить в цвете. Туловище животного, какого цвета? Красного. Все остальные элементы смотрите на карточках и выполняете в цвете. Я рекомендую кисть № 2. Прежде чем начать работу, вы хорошо подумайте, какое именно животное вы будете рисовать.
А сейчас подумайте и скажите, с чего грамотнее начинать работу?
Слушаем меня внимательно и смотрим. Сначала берём альбомный лист горизонтально и делим его пополам. Простым карандашом намечаем высоту нашего изображения двумя горизонтальными линиями, затем берём шаблон и располагаем его в полосу с левой стороны и обводим. (Правую сторону оставляем для домашнего задания). Затем дорисовываем ноги, рога или гриву, и дополняем рисунок элементами с карточки, которые вам понравились. Оценка «5» ставится за схожесть с элементов мезенской росписи, аккуратность и чёткость выполнения, грамотное расположение элемента на листе.
Можете начинать работу. Желаю удачи!

Какие замечательные лопаточки получились. Конечно, чтобы стать настоящим мастером, нужно еще много поработать. В архангельской области мастеров мезенской росписи в шутку называют мастерами по волосатым лошадкам. И на память о нашем сегодняшнем уроке я награжу каждого медалью с надписью «мастер по волосатым лошадкам».

(устраивается выставка работ, каждый участник награждается медалью)
Ребята, кто считает, что справился с работой, выйдите, пожалуйста, к доске и расскажите про свой рисунок, что он обозначает.
Какие элементы использовали?
Куда можно использовать?

Литература:


Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010


Жегалова С.К. Русская народная живопись: Книга для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1984


Изместьева Л.А. Мезенская роспись: Методические рекомендации. - Архангельск: Правда Севера, 1992


Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 2000


Самоанализ урока «Мезенская роспись»

Ф.И.О. учителя изобразительного искусства: Деунежева Евгения Николаевна

Данное занятие посвящено изучению совсем для ребят нового материала - мезенской росписи по дереву. Уже несколько лет занимаюсь этой росписью. Провожу мастер-классы, если организаторам мероприятий это необходимо. Такой богатый опыт не позволяет допускать ошибок.

В этом занятии сошлись чаяния многих: детям хотелось приготовить подарки для своих мам к 8-му марта, педагогу - познакомить с одним из любимых народных промыслов, а руководству - получить показательное открытое занятие.

Конечно, понятно, что использование на занятии игровых технологий многократно повысит интерес детей к материалу: учащийся выступает в роли мастера, педагог одет в традиционный костюм, да еще рассказывает сказку. Может ли детям при таких условиях быть неинтересно? Конечно, нет.

Большая работа была проделана по подготовке к занятию. Нужно было приобрести деревянные лопатки и загрунтовать их под роспись, разработать вариант прописей и нарисовать таких 20 штук, также изготовить наградные медали. Кисти и краски принесла свои. Я работаю профессиональными материалами самого лучшего качества, не все мои ученики имеют такие. А качественные материалы и инструменты значительно облегчают путь к успешному результату.

Образцы изделий у меня есть, да еще небольшая коллекция работ замечательных мастеров, с которыми дружу. У детей должна быть возможность подержать, покрутить такие предметы в руках, почувствовать их.

Сначала работаю фронтально. Чтобы дети могли творить, очень важно создать благоприятную психологическую обстановку. Вместе разглядываем узоры, пытаемся отыскать в них знакомых животных и птиц.

В практической работе важным объединяющим детей фактором была работа за большим общим столом. Использую этот метод часто, сдвигая парты вместе. Такие условия значительно облегчают задачу учителя - контролировать работы учащихся. Важно вовремя оказать помощь: подсказать, поддержать, помочь. Помогать стараюсь рукой ребенка, тогда исчезает у ребят страх, и появляется уверенность, что задание им доступно. Прекрасно, что никто из детей не скажет: «А, это Евгения Николаевна тебе нарисовала!»

Отмечу, что тесновато было ребятам, когда работали в прописях; а когда расписывали лопатки - допустимо (кстати, народные мастера не работают за столами, они делают это «на коленке»).

Объясню, почему мой выбор пал на лопаточки, не только из-за их дешевой стоимости. Данное изделие маленького размера, роспись не занимает много времени. Оно очень простой формы, плоское, его удобно держать в руке.

Роспись любого объемного изделия сложна для начинающих, поскольку заставляет обыгрывать этот объем. Данное задание доступно для обучающихся, а положительный результат всегда важен.

Грунтуется дерево разведенным клеем ПВА.

Устроили просмотр работ в конце занятия, похвалили друг друга. И хорошей точкой стало награждение шуточными медалями с нарисованным мезенским конем и надписью «мастер по волосатым лошадкам».

Замечательно, что занятие всем понравилось.

Учащиеся частенько спрашивают: «А когда мы будем еще расписывать?»

Обязательно будем!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал