- Учителю
- Тема 6-7. храмовый синтез искусств. Часть 2.
Тема 6-7. храмовый синтез искусств. Часть 2.
Тема № 6-7. Храмовый синтез искусств (2 часть).
Цель урока: показать как в храме происходит воссоединение различных видов искусств.
Задачи урока:
-показать как в храмах различных видов религий происходит сочетание всех элементов архитектуры и внутреннего наполнения.
- формирование и воспитание толерантности к религиям других народов.
-уметь слушать музыку церковного содержания во всех этих храмах.
- понимать значение искусства в жизни человека;
уметь размышлять о произведениях различных видах искусства;
развитие творческих возможностей и навыков постижения выразительных средств искусства;
воспитание интереса к духовному миру человека.
Зрительный ряд: Презентация по теме урока, фрагмент видеофильма "Искусство Средневековья", музыкальные отрывки из произведений исполняющихся в храмах.
Тип урока: усвоение навыков и умений.
Ход урока
Вводное слово (1мин).
Актуализация ранее изученного материала (13 мин).
Православие и католизм
1. Что такое синтез искусств?
А) соединение видов искусств в художественное целое
Б) противопоставление видов искусств
В) сравнение видов искусств
2. Что такое храм? А) жилище мирского человека Б) культовая постройка
В) светская постройка
3. Какие виды искусств встречаются в православии? ___________________________
________________________________________________________________________________
4. Какие чувства пробуждает религиозное искусство? ______________________________
________________________________________________________________________________
5. Какие виды искусств синтезируются в католизме? _____________________________
________________________________________________________________________________
6. К какой религии относятся данные храмы и соборы?
1) ______________________________________
2) ______________________________________
3) ______________________________________
2. письменные вопросы.
Храмовый синтез искусств. Православие и католизм.
1. Что такое синтез искусств?
2. В каких сферах можно найти синтез искусств?
3. Почему возникновение, развитие и существование искусств разных народов мира обладают удивительным сходством?
4. Что такое храм
5. С чем можно сравнить земной Храм?
6. Для чего нужны храмы человеку?
7. Назови особенности храмового искусства, которые вызывают нравственные чувства.
8. Какие чувства испытывает человек, находясь в храме?
9. Назови особенности православного храма.
10. Перечисли особенности католического храма.
Подведение итогов, выставление оценок
-
Католический храм.
Сегодня рассмотрим храмы основных конфессий - православный храм, католический собор, мусульманская мечеть и буддийский храм.
Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.
Устройство православного храма.
Православный храм родом из Византии.
По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы - землю.
Храм всегда ставили алтарем на восток - навстречу солнцу - не случайно: Бог ассоциируется со светом.
Всякий храм венчает купол с крестом.
Купол символизирует собой небо, поэтому его нередко окрашивали в синий цвет и покрывали изображением звезд.
Количеству куполов придавалось символическое значение. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три - как три ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять - как Христос и четыре евангелиста, тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов.
Купол опирается на цилиндрический барабан, прорезанный окнами. Барабаны с куполами и своды поддерживаются арками на мощных столпах. Снаружи стены завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов. Это название произошло от древнего слова «комара», что значит свод.
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам - полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.
Художественно оформленный вход в храм называется портал, а открытое крыльцо перед ним - паперть.
Иногда храмы обносили открытыми или закрытыми галереями, которые на уси называли гульбищами - от слова «гулять». Нередко к храму пристраивались приделы - небольшие храмики, имеющие собственный алтарь с престолом и главку с крестом. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько богослужений.
Учитель.
ассмотрим католический собор эпохи готики.
Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.
Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный , создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
Мы не почти увидим в католическом храме икон, но порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).
Первостепенное значение придавалось декору главного - западного - портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой - представить христианскую концепцию мира.
Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым "Благословляющим Христом" на колонне простенка, воспетым множеством поколений как "Прекрасный Бог" (Le Beau Dieu).
Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
В разработке сюжетов витражей, как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.
Это место называлось а`трием (или на`ртексом).
От нартекса к порталу вела паперть - возвышенное место. В на`ртексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые не`фы храма.
В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути - изображение страданий Христа.
Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север.. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор - место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.
Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в присветерии, - алтарь и дарохранительница - таберна`кула (от лат. Taberna`culum - шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.
Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор - церковь, в которой находится кафедра епископа - главы церкви на определенной территории - "епархии").
В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессиона`лом.
Под хорами, ниже уровня пола находится кри`пта ("тайное место"), склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм.
Католицизм и православие - Основные расхождения в догматике
-
Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с , где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).
-
Православие отвергает и его главенство над всеми христианами.
-
В католицизме, в отличие от православия, существует , а также Её телесном вознесении.
-
В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о , а также учение о сверхдолжных заслугах святых.
+ обрядовые различия
Вот как о соборах Франции писал искусствовед П.П. Гнедич: « Это бесконечно переплетающиеся аркады и своды, кажутся, ведут куда - то в иной мир. Все стремится к чему - то высшему, гигантскому…на колоссальные столбы колонн громоздятся новые столбы, над ними нависают сквозные воздушные переходы; своды вздымаются все выше и выше; над ними идут колокольни, далее колокольни еще и еще, и их острые башенки, кажется, теряются в облаках. Внутри, под сводами стрельчатых дуг, бесконечный ряд колонок, переходов, статуй и гробниц окутан кружевом изящного орнамента».
4.Ислам.
Обряды мусульман первоначально не требовали сооружения специальных зданий для молитвы в соответствии с хадисом: «Земля сотворена для меня как масджид и место чистоты, и где бы не возникло у человека моей уммы необходимость в молитве, пусть он молится».
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) - его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства - открытый двор и затененный молитвенный зал.
Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет - божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.
Мечеть - не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу - главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».
Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет.
Мусульманский храм () своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) - его пророка (Магомета).
Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных - открытый двор и затененный молитвенный зал.
Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).
Мече́ть ( مسجد - «место поклонения») - молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (). Флигелем к мечети пристраиваются башни- числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в ). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из на арабском. Стена, обращённая к , отмечена пустой нишей, в которой молится . Справа от михраба расположена кафедра-, с которой проповедник читает свои верующим во время . При мечетях, как правило, работают школы-.
Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:
-
квартальная мечеть - мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
-
- мечеть для коллективной , совершаемой всей общиной;
-
- центральная столичная мечеть;
-
( намазгох)- общегородская мечеть, в виде открытой площади (для богослужений в праздники или ).
Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную , а минарет - божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.
Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.
Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы - изразцами - керамическими плитками, покрытыми мозаикой.
В религиозной ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама - декоративный, орнаментальный.
Бесконечный по своей орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Вывод: в религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама - декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
5. Буддизм.
Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
Ступы- ранние ступы буддизме служили для хранения реликвий самого Будды.
Полусфера символ Неба и бесконечности, в Буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Существует легенда о том, что Будду как - то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа с самого начала приобрела полусферическую форму.
Центральный шест ступы - ось Вселенной, соединяющей Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. Зонты на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.
Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного , охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.
Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода - предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке
Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.
Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.
Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий - например, в состав школы.
Имело значение и место постройки - буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.
В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом .
Будди́зм ( बुद्ध धर्म, buddha dharma ; बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»; кит. 佛教 fóji o) - - учение () о духовном пробуждении (), возникшее около в . Основателем учения считается , впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» - у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.
В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае - одно и то же. В любом храме живут монахи.
Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.
Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений». Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.
Закрепление материала (5 мин).
• ассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Опишите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого?
• Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах?
• Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.
Домашнее задание (1мин).
-
материал лекции.
-
составить таблицу и сравнить 4 типа архитектуры по следующим видам критериев:
- внутреннее содержание
-Смысловая нагрузка
- особенности архитектуры.
- роль изобразительных средств в передаче смысла святости.
Тест по искусству, 9 класс
-
Что такое синтез искусств?
А. Выделение одного вида искусства.
Б. Соединение нескольких разных видов искусства.
-
Из каких трех частей (по Витрувию) состоит «формула архитектуры»?
А. Прочность, польза, вечность.
Б. Прочность, польза, красота.
В. азмеры, польза, красота.
-
Нарисуйте арку. Как при ее помощи получить две другие важнейшие конструкции каменного зодчества - свод и купол? Нарисуйте их рядом.
-
Что такое контрфорс?
А. Дополнительная наружная подпорка
Б. Металлическая балка внутри храма, стягивающая противоположные стены.
-
Как ориентирован православный храм относительно сторон света?
А. На западной стороне вход, на восточной - алтарь.
Б. На восточной стороне вход, на западной - алтарь.
-
Портал это:
А. Художественно оформленный вход в храм.
Б. Внутренняя часть алтаря.
-
Минарет это:
А. Маленькая мечеть.
Б. Башня при мечети.
8. Стены мечети украшены
А. Изображениями мусульманских святых.
Б. Текстами Корана и орнаментами.