7


  • Учителю
  • конспект урока по искусству 'Великая Отечественная Война в искусстве' (9 класс)

конспект урока по искусству 'Великая Отечественная Война в искусстве' (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В мае этого года мы будем отмечать 70 лет Победы  в Великой Отечественной Войне. С каждым годом всё меньше остаётся в живых участников тех страшных событий, даже детям войны уже больше 70 лет. Их воспоминания  - это источник наших знаний о мужестве и героизме солдат, трудовом
предварительный просмотр материала

Воздействующая сила искусства ( 9 часов )

Урок 3 ( 3 )

Тема: Искусство и власть. Великая отечественная война

Задачи: сформировать представление о станковом и монументальном искусстве, посвящённом ВОВ, мемориальных ансамблях; о живописи плакатах и песнях ВОВ; о значение песен военных лет и песен на военную тематику, музыке к кинофильмам о войне


1. Оргмомент


2.Ход урока

*изучение нового материала

*подведение

итогов


3. Рефлексия


4. Домашнее

задание

В мае этого года мы будем отмечать 70 лет Победы в Великой Отечественной Войне. С каждым годом всё меньше остаётся в живых участников тех страшных событий, даже детям войны уже больше 70 лет. Их воспоминания - это источник наших знаний о мужестве и героизме солдат, трудовом подвиге тружеников тыла.

Все эти годы страна жила, работала, сражалась, и даже в годы тяжёлых испытаний искусство было рядом.


I. Музыка в годы ВОВ

Тысячи людей уходили на фронт добровольцами,

под звуки известного марша.


1. Прощание славянки

Можно сказать, что марш сам по себе сыграл одну из главных ролей в фильме Михаила Каталозова «Летят журавли» (1957 год). В том эпизоде, когда призывники покидают сборный пункт, марш полностью сливается с главной героиней фильма Вероникой (её роль исполнила Татьяна Самойлова). Музыка марша рвётся через толпу, замирает - вновь и вновь пытаясь пробиться к уходящему на фронт юноше. Она вбирает в себя крики провожающих, их отчаяние, их стремление растянуть как можно дольше эти секунды, чтобы не упустить из виду родного человека. В фильме Калатозова марш «Прощание славянки» несёт не умиротворение, не спокойное расставание, а трагедию.

Именно этому эпизоду аплодировали зрители Каннского фестиваля, его назвали переворотом в мировом кинематографе.


«Проща́ние славя́нки» - русский , написанный в - штаб - трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в , под впечатлением от событий (-). (В. Агапкин, В. Лазарев).

Яков Иосифович Богорад - предполагают, что это автор этого марша.

В основу марша Василия Агапкина была положена мелодия уже практически забытой песни времен Русско-японской войны.

Нисколько не потеряв своей популярности за прошедшие годы, по существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, военную службу или в дальнее путешествие.

А в советское время создалась традиция провожать под звуки «Прощания славянки» отходящие с вокзалов поезда. В наши дни эта традиция сохраняется в Симферополе, Севастополе, Феодосии, Архангельске, Ульяновске, Курске, Воронеже, Пензе, Харькове, в Орле, Белгороде, Ижевске, Кирове, Перми, Владивостоке, Тамбове…

«Славянка» стала настоящим «перронным маршем» для десятков поездов и пароходов в разных городах бывшего Советского Союза.

За рубежом является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем , и .

На мероприятиях, посвященных открытию Второго фронта летом 2014 года во Франции, президент РФ В.В. Путин вышел к главам государств именно под звуки марша «Прощание славянки».


- Тоска по родине

Прекрасный марш "Тоска по Родине" по красоте и воздействию немногим уступает эпохальному агапкинскому... Но вот ни об авторе его, ни о точном времени создания, к сожалению, данных найти не удалось..

Предположительно время написания конец 19 и начало 20века.

В разных изданиях и записях указывают разные же и фамилии.. То Трифонов, то Кроуп, то Данкман, то Флоров, то вообще никого не указывают.., не говоря уже о массе аранжировщиков, кого также частенько ошибочно принимали за авторов...

В частности, упомянутый Кроуп указан в качестве композитора на ряде первых пластинок с записью этого марша.

Однако, был и такой чешский композитор - Шкроуп Франтишек Ян (1801-1862), чья фамилия, да и инициалы очень созвучны кроуповским (у кого обычно пишут - Ф.Е.) , а название самой известной песни Шкроупа, ставшей, между прочим, чешским национальным гимном - "Где Родина моя?", почти идентична названию рассматриваемого марша.


3. Вставай страна огромная - «Священная война»

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать...
Стихотворение в газете прочитал руководитель краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров.


Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль.

На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
- Будем разучивать новую песню - «Священная война».

1941 года на одна из не

выехавших ещё на фронт групп впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала установлена мемориальная доска

Однако вплоть до 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве.


И только с 15 октября 1941 года, когда захватил

уже , и , «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному - каждое утро после боя .

В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу.

4.Землянка

А в редкие минуты затишья у людей измотанных долгими годами войны велика была потребность в лирической и задушевной песне.


Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?

После боя сердце просит
Музыки вдвойне.

( стих. Лебедева - Кумача)


А ведь стихотворение, из которого она родилась, появилось в общем-то случайно, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой,

разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное и ушел.


Песня действительно «пошла». По всем фронтам - от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага» - упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно

Секрет этой песни - в абсолютной доверительности лирической исповеди, которая притягивала миллионы сердец, целиком принимающих строки песни как выражение собственных чувств - самых затаенных и самых святых:

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

II. Плакатное искусство

Одним из доступных видов изобразительного искусства в годы войны стал плакат. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны.


1. Плакат И.Тоидзе «Родина - Мать зовет». 1941 год

Автором плаката «Родина-мать зовет» стал художник Ираклий Тоидзе. По его словам, первоначальная идея будущего шедевра родилась, когда он увидел лицо своей жены Тамары, вбежавшей с сообщением о начавшейся войне. Образ был собирательным, но первые наброски плаката художник сделал с замершей по его просьбе супруги.

Плакат «Родина-мать» был создан в конце июля 1941 г., а уже через месяц, напечатанный огромным тиражом, расклеивался во всех местах скопления народа и стал одним из самых распространенных образов советской военной пропаганды.

2. Аввакумов Н., Щеглов В. «Завоеваний Октября не отдадим!» 1941

Советский политический плакат Завоеваний Октября не отдадим! создан в 1941 году художниками Аввакумовым М. и Щегловым В. На плакате изображен советский солдат, колющий штыком фашиста. На дальнем плане плаката показаны символические строения советской страны, олицетворяя Родину, которую защищает солдат.

3. Н. Ватолина и Н. Денисов. «Не болтай», 1941 год

Плакат был создан в 1941 году, незадолго до начала войны, Имел хождение в основном в тылу. Кстати, был далеко не единственным, призывающим к молчаливой осторожности.


Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.


III. Изобразительное искусство

Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу.

Художники, участники героических событий великой эпопеи, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.


- Дейнека А. «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». 1941 г. Москва. Третьяковская галерея.
Перед нами скромный зимний пейзаж московской окраины, в который тревожным диссонансом врываются стальные противотанковые заграждения. Дома смотрят темными глазницами окон. По пустынной улице мчится крытый брезентом грузовик. Как будто ничего особенно примечательного, но весь образный строй картины, ее колорит неуловимо передают страшную угрозу, нависшую над городом.


- Дейнека А. «Оборона Севастополя» () - одна из наиболее знаменитых картин . Созданная в , в настоящее время находится в в , .

Картина по праву является одной из самых сильных картин художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный советских бойцов, отдавших свою жизнь при .

Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года.

Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.

В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения.


- Сергей Герасимов «Мать партизана»

В 1943 году Сергей Васильевич Герасимов начал писать картину "Мать партизана".
Центральная фигура картины Герасимова "Мать партизана"- советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная.
Великую силу народного гнева испытали на себе фашистские громилы. Жалким кажется немецкий офицер по сравнению с простой русской женщиной-крестьянкой, изображенной на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого и сильного человека.

По контрасту с ярким, по-своему символическим образом матери образ гитлеровца лишен выраженной индивидуальной

характеристики. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест точно повисает в воздухе. Художник подчеркнул низкий лоб и тяжелую челюсть фашиста, отчего еще ярче выступает что-то животное, звериное в его облике. Крупным планом Герасимов дает фигуры матери и фашиста, и лишь в самых общих чертах намечает остальных персонажей.
"Мать партизана" - эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью.


- Артамонов В. «На дорогах войны» 1943

IV. монументы и мемориальные ансамбли

- Мама́ев курган - возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе г. Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои (особенно в сентябре 1942 года и январе 1943) продолжительностью 200 дней. На Мамаевом кургане захоронено около 35 000 человек, сражавшихся за Родину.

Строительство мемориала велось около 9 лет, торжественно открыт 15 октября 1967 года, когда открылся «Памятник - ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

На его территории расположено десять основных композиций, центральной из них является памятник «Родина-мать зовет!», который был выполнен скульптором Вучетичем Е.В.

Туристы поднимаются к подножию памятника от площади Скорби по лестнице с 200 ступенями, которые символизируют двести кровавых дней и ночей, в течение которых длилась Сталинградская битва.


- Пискарёвское мемориальное кладбище

расположено на севере , одно из мест массовых захоронений жертв и воинов Ленинградского фронта. На кладбище воздвигнут мемориал павшим.

Пискарёвское кладбище основано в 1939 году на северной окраине и было названо по располагавшейся неподалёку деревне . В - стало местом массовых захоронений. В захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта (всего около 470 тысяч человек; по другим данным, 520 тысяч человек - 470 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих). Наибольшее число умерших пришлось на зиму 1941-1942 гг. (так, 15 февраля 1942 года доставлено для захоронения на кладбище 8452 умерших, 19 февраля - 5569, 20 февраля - 10043).

- Обелиск «Городу-Герою Ленинграду» расположен на в . Установлен .

Ленинград впервые назван «городом - героем» в Приказе Верховного Главнокомандующего 1 мая 1945 года.

сооружён в соответствии с о высшей степени отличия - звании «», утверждённом Президиумом Верховного Совета

СССР 8 мая 1965г.

- Триумфальная арка «Курская дуга» в Курске, Россия, 2000г.

Триумфальная арка в Курске появилась сравнительно недавно. Ее построили в 2000 году в честь победы в битве на Курской дуге в 1943. Долгое время куряне стремились увековечить память павших в этом кровопролитном сражении. Идеи возникали одна за другой, отодвигая друг друга на второй план. В 1973 году, наконец, власти города провели конкурс, в котором победил проект архитектора Евгения Вучетича. Именно он автор мемориального ансамбля «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде, монументальных композиций, посвященных Великой отечественной войне, в Берлине, Нью-Йорке и Киеве.
Предполагалось, что и в Курске появится своя «Родина-мать». Но жизнь распорядилась иначе. Уже когда началось строительство комплекса, ушел из жизни архитектор Вучетич, стройку заморозили. В 87 году опять начались работы по строительству комплекса, но в начале 90-х финансирование прекратили.
В июне 1996 года вышло распоряжение Президента РФ о выделении необходимых средств на строительство в г. Курске музея-сферорамы «Курская битва» и краеведческого музея в связи с предстоящим празднованием в 1998 году 55-летия Победы на Курской дуге. Однако финансирование так и не последовало.

В итоге, губернатором Курской области А. В. Руцким было решено оставить эти прожекты и построить в конце улицы К. Маркса (теперь проспект Победы) триумфальную арку и храм.

В самые короткие сроки были проведены изыскательские работы, разработан проект триумфальной арки и храма. В конце апреля 1998 года развернулись активные строительные работы, к ним привлекли даже московских метростроевцев. У северного фасада триумфальной арки возвели памятник великому полководцу Георгию Жукову. Во главе арки установили скульптурную композицию святого Георгия Победоносца, разящего копьём дракона.


- Монумент северянам, павшим в Великой Отечественной в и вечный огонь 1969, скульптор Михалев А., Чернов Ю., архитектор Кибирев В.

Торжественная закладка памятника-монумента состоялась 9 мая 1965 года - в день двадцатилетия победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Основной частью монумента является остроконечная стела из монолитного бетона с гранитной крошкой высотой в 19 метров и основанием в 13 метров, олицетворяющая склоненное знамя. На стеле - металлические буквы надписи-посвящения: «Вечная слава героям-северянам, павшим за Родину в 1941 - 1945 гг.».

Под аркой, прорезающей основание стеллы и облегчающей её массив, установлена бронзовая чаша, в которой горит вечный огонь. На переднем плане памятника на цельном постаменте, облицованном гранитными плитами, в почётном карауле застыли отлитые в металле фигуры воинов - моряка, женщины и солдата высотой 4.5 метра. Вся композиция объединяется подножием (стилобатом) из гранитных плит высотой 0,4 метра. Главным фасадом монумент обращён на Северную Двину. Он установлен так, что хорошо просматривается не только с набережной, но и с многочисленных судов, идущих по реке.


- Памятник соловецким юнгам (1993 г.).

В память всем молодым юнгам, погибшим во время Второй Мировой войны, в 1993 году был возведен бронзовый памятник Соловецким Юнгам. Автором проекта является Ваге Согоян. Образ памятника довольно эмоциональный. Он представлен в виде Якоря и юноши в матроске, уходящего на дно. Архангельск был не зря выбран городом возведения подобного памятника, поскольку именно здесь проходил набор молодых мальчишек в Соловецкую школу.

Во время Великой Отечественной войны существовало всего две школы юнг: «Школа боцманов» на Валааме и Соловецкая Школа, готовящая молодых ребят для боевых кораблей. «Школа боцманов» первая приняла боевое крещение, отправившись всем составом на фронт. Погибли практически все ребята во время участия в первой попытке прорыва блокады Ленинграда. Соловецкая школа была создана двумя годами позднее, уже во время военных действий

В юнги отбирали 15−16-летних юношей-добровольцев, имеющих 6−7-классное образование. Но, горя желанием воевать, некоторые мальчишки выправляли себе документы, чтобы начать учиться раньше.

Всего в Школе было три выпуска (наборы 1942, 1943 и 1944 гг.), и общее количество подготовленных специалистов флота составило 4111 человек. Обучение продолжалось около года. На юнг с момента зачисления в Школу полностью распространялся «Дисциплинарный устав ВМФ».


- Памятник тюленю 2010 год

Памятник Тюленю открыт в Архангельске в 2010 году. Это дань памяти животному, спасавшему жителей города в годы Великой отечественной войны от голодной смерти. На постаменте слова: "О, сколько ты народа спас от голода и холода". Скульптура выполнена Игорем Скрипкиным. Создание памятника - инициатива общественной организации "Детство, опалённое войной".

Скульптура тюленя-спасителя была отлита из бронзы в Подмосковье. В ней все символично - площадка из полированного черного камня - это холодные воды северных морей, постамент из бело-серого гранита символизирует ледяной торос.

- Сам тюлень получился в натуральную величину, а его вес - 900 килограммов".

-

В декабре 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении Архангельску Почетного звания - Город воинской славы. 12 января 2010 года мэр Виктор Павленко на торжественной церемонии в Екатерининском зале Кремля получил из рук главы государства грамоту об этой высокой награде. В соответствии с законом о Городах воинской славы, должен быть установлен монумент - стела символизирующая подвиги жителей в борьбе за свободу и независимость Отечества. Место установки памятника было выбрано на общественных слушаниях с учетом мнения ветеранов.

31 августа 2011 года в столице Поморья на пересечении ул. Свободы и набережной Северной Двины мэр Виктор Павленко открыл стелу в честь Города воинской славы - Архангельска. Открытие стеллы приурочено к празднованию годовщины 70-летия Северных конвоев.

Стелла «Городвоинской славы» представляет собой 12 метровый гранитный монумент, на постаменте которого закреплена табличка с текстом указа о присвоении Архангельску почетного звания «Город воинской славы», а также установлено четыре барельефа с изображением основных вех военной истории Архангельска. Вершину стелы украшает позолоченный герб РФ. Особенностью стелы, установленной в Архангельске, стало наличие на помосте символических носовых частей кораблей, в знак того, что Архангельск считается «городом морской славы России». Это является основным отличием данной стелы, от других подобных монументов, установленных в других «Городах воинской славы»


- Памятник погибшим работникам СБДК в ВОВ


- Неизвестный памятник неизвестному солдату

( Онежский район?)


«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья - гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.


На уроке, выяснилось, что памятник стоит вдоль трассы М8, на отрезке от г. Вельск до г. Сокола.


1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие произведения искусства о Великой Отечественной Войне оказали на вас наибольшее воздействие.


Повторить материал учебника с. 102-107, записи в тетради, подготовиться к проверочной работе по теме «Искусство и власть»


Демонстр.

«Летят журавли»

Музыкальный

фрагмент


Музыкальный

фрагмент


1.муз.

фрагмент

2.сообщение

учащихся об истории создания песни


1.муз.

фрагмент

2.сообщение

учащихся об истории создания песни

1.Рассказ учителя

2. сообщение

учащихся о плакатах ВОВ ( по

своей презентации)

Рассказ учителя

Описание картины учащимися


Рассказ учителя


Сообщения учащихся


Рассказ учителя

16




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал