- Учителю
- классный час 'Тайна черного квадрата' (7 класс)
классный час 'Тайна черного квадрата' (7 класс)
Тайна «Черного квадрата», или
как разбираться в живописи
Классный час, посвященный анализу художественных произведений
Метод обучения: частично-поисковый, эвристическая беседа.
Цели и задачи: знакомство учащихся с новым способом анализа художественных произведений от классики до авангарда, развитие аналитического мышления, умения работать в команде.
Оформление и оборудование: иллюстрации картин художников-реалистов, художников-авангардистов и абстракционистов, атлас растительного мира и т.д. или электронная презентация к занятию.
Речь учителя
Фрагменты эл. презентации
В Государственном Эрмитаже недавно произошло важное событие: музей обзавелся картиной русского художника-авангардиста начала ХХ века Казимира Малевича «Черный квадрат». Прежде, чем приобрести работу, специалисты музея подвергли ее экспертизе - рисовал ли сам Малевич? Есть мнение, что даже первоклассник, вооружившись угольником и черной краской, смог бы ее начертить. А вы как думаете? (ответы детей).
Работа оказалась самого Малевича, но наследники запросили за нее слишком большую сумму. В чем же дело? Почему она стоит так дорого? Почему авторитетные искусствоведы поместили это странное произведение Малевича в музей? Наверняка для этого есть веские основания. Давайте с вами порассуждаем - в чем ценность этого произведения?
Для начала необходимо все разложить по полочкам. На доске рисуем воображаемую доску. Попробуем в определенном порядке расставить иллюстрации картин выдающихся русских художников.
У изобразительного искусства есть 2 важнейших свойства - изобразительность, то есть художник имеет возможность конкретно, реалистично и достоверно изобразить на полотне все, что видит. Другое важнейшее свойство - выразительность: художник может выражать свои чувства через выдуманную форму, композицию и цвет. И чаще всего он использует оба эти свойства живописи одновременно, в зависимости от своих пристрастий, своего представления о красоте. Отсюда и наш порядок расстановки картин на воображаемой полке.
Если в картине больше выразительности, то в какой части воображаемой полки их нужно разместить ? (Ответы детей. На левой стороне полки дети размещают картины художников-абстракционистов, если в работе художник использует обе возможности поровну, то такие работы оказываются в центре полки: например, картины «Купание красного коня» К.Петрова-Водкина, «Купание лошади» В.Серова).
Обратимся к работам Василия Кандинского. Сначала он рисовал, как многие другие художники. Но однажды посмотрел на свою же картину, стоявшую на боку. В этом что-то есть, подумал он, а почему мне не написать такую картину, где не будет никаких узнаваемых предметов, а только «хор красок»? Он предположил, что цветные пятна и линии, расположенные в определенном ритмическом порядке, сами по себе вызовут у зрителя эмоции. И дал волю фантазии! Так появилась первая абстрактная картина (что означает «отвлеченная от реальности»). На выставках его работы привлекали яркостью и непонятностью. Зритель не находил в них предметного изображения, не понимал, что это такое, и … сердился. Он думал, что его дурачат. А между тем художник работал над своим полотном долго и упорно. Он сравнивал себя с композитором и старался писать картины, похожие на музыкальные произведения. «Музыку можно увидеть в воображении и нарисовать», - утверждал он. В живописи В.Кандинского, как в музыке, происходит взаимодействие, соперничество, сражение. Цветные массы спорят, угрожают друг другу, сталкиваются, и от них во все стороны разлетаются осколки. А черные линии таранят цветные плоскости, ломаются и изгибаются… «Живопись есть грохочущее столкновение миров», - писал художник. Как же надо рассматривать В.Кандинского?
Так же, как слушать симфоническую музыку. Там - наслаждаться последовательным развитием музыкальных тем, здесь перемещая взгляд по картине, наслаждаться взаимодействием всех ее замысловатых структур.
В мировом изобразительном искусстве много направлений, течений, школ, групп… И всем им найдется место на нашей чудо-полке, единой полке искусства. Ведь она воображаемая, а потому может раздвигаться беспредельно. Но у нее есть условно обозначенные нами участки: правый - «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ» и левый «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ».
(Дети приходят к выводу, что крайнее место в правом ряду картин может занять любой лесной этюд с натуры И. Шишкина. Он будет абсолютно достоверен - 100%, и в нем нет никаких фантазии - 0%. Необходимо подчеркнуть, что художник смотрел на лес влюбленными глазами, а без чувств нет произведения искусства). А что же будет еще правее ?
(Соблюдаем правило нашей полки - чем правее, тем натуральнее, - он найдет работы не только правдоподобные, но и документальные. Например, рисунки цветов, яблок, арбузов для таблиц по биологии или бабочек и пауков для атласа насекомых. Это уже не творческие работы художников, а труды ремесленников. Такую работу может отлично выполнить фотоаппарат с цветной пленкой).
А какая картина будет самой левой ? (Картина, с противоположными качествами : 0% сходства с натурой и 100% лаконичной выразительности).
Это и есть пресловутый «Черный квадрат» Малевича. Сам автор очень годился , что в этой картине «свел к нулю» все формы, краски и структуры и создал «ничто». Такое до него никто не смог придумать. Из-за лаконичности эта работа очень выразительна, многозначительна и дает простор всяким домыслам. Посудите сами. Черная геометрическая фигура на белом фоне монументальна, устойчива, молчалива, торжественна, таинственна…
А по вашему что это может быть? Задал же художник задачу искусствоведам!
Значение этой картины в истории живописи неоспоримо. Казимир Малевич поставил последнюю точку (и себе памятник) на пути движения изобразительного искусства «влево». Ему удалось создать самую абстрактную картину. Он писал : «…Я счастлив, что лицо моего квадрата не сможет слиться ни с одним мастером, ни временем».
Поэтому-то и висит «Черный квадрат» в музее. Когда будете в Санкт- Петербурге не забудьте зайти в музей и взглянуть на работу художника Малевича. Уже по новому.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При проведении занятия необходим большой выбор иллюстративного материала, возможно применение экрана для проецирования. Важно, чтобы в рассуждениях участвовали все, обращать внимание на аналитический ход обмена мнениями, а также умение дослушивать другого, не перебивая друг друга.
Обратить внимание учащихся на собственное творчество: какое место на воображаемой полке заняли бы их творческие композиции?