- Учителю
- Программа по внеурочной деятельности 'Веселые краски' 1-4 класс
Программа по внеурочной деятельности 'Веселые краски' 1-4 класс
Пояснительная записка
«Весёлые краски» является программой художественно - эстетической направленности. Рабочая программа «Веселые краски» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с. - (Стандарты второго поколения). Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно - творческой деятельности.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и др.
Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей. Широкая тематика коллективных работ, представленная в программе, во многом определена содержанием школьных программ по изобразительному искусству для начальной школы. Таким образом, осуществляется преемственность обучения, воспитания и развития младшего школьного и среднего школьного периодов жизни детей.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир изобразительного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Изобразительное искусство - это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот - часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью. Занятия проходят 1 раз в неделю (34 часа в год) в 1-4 классах внеурочное время.
Цель программы: Развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
-
освоение детьми основных правил изображения;
-
овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
-
развитие стремления к общению с искусством.
2.Воспитательные задачи:
-
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
-
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
-
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3.Творческие задачи:
-
умение осознанно использовать образно - выразительные средства для решения творческих задач;
-
развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
-
учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;
-
обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
-
ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
Программа основана на следующих принципах:
-
Коммуникативный принцип - позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, лает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
-
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
-
Принцип культуросообразности - предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
-
Принцип патриотической направленности - предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
-
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно - эстетического самоопределения.
-
Принцип природосообразности - предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Формы и методы
На занятиях используются методы:
-
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
-
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
-
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
-
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
-
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
-
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
-
Эвристические
Ведущие формы организации занятий:
-
групповые (творческие мастерские);
-
индивидуальные (самостоятельная работа);
-
коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Основными видами деятельности являются:
художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация. Использование всего объёма художественно - творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
-
осознание своих творческих возможностей;
-
проявление познавательных мотивов;
-
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
-
понимание чувств других людей, сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
различать способ и результат действия;
-
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
-
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-
строить речевые высказывания в устной форме;
-
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
-
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
задавать вопросы;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Планируемые результаты:
-
всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
-
приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
-
раскрытие творческих способностей;
-
коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
-
получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству;
-
целостного отношения к социальной реальности в целом;
-
умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
Результативность программы.
-
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень обучения - приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Второй уровень обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.
Третий уровень обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.
-
Участие в конкурсах различного уровня
-
Отчетные выставки
Учебно - тематический план
«Веселые краски»
-
№
Темы
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
Всего
1
Живопись
10
11
11
12
44
2
Графика
9
10
10
11
40
3
Скульптура
4
3
4
4
15
4
Аппликация
4
4
4
4
16
5
Бумажная пластика
3
3
2
1
9
6
Работа с природным материалом
3
2
2
1
8
7
Организация и обсуждение выставочных детских работ
1
1
1
1
4
ИТОГО
34
34
34
34
136
Содержание курса
Темы
Год обучения
Содержание
Практическая работа
Живопись
первый
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
второй
Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
третий
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.
четвертый
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природныхобъектов, сказочных персонажей.
Графика
первый
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
второй
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами - углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
третий
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
четвертый
Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача - рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
Скульптура
Первый
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами - глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий
Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
четвертый
Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
Аппликация
Первый
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй
Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Третий
Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
четвертый
Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
Бумажная пластика
Первый
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Третий
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
четвертый
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
Работа с природным материалом
Первый
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Изображение уголков природы.
Второй
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Третий
Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
четвертый
Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй
При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
четвертый
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
Материально-технического обеспечения программы
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. - М., 19991.
1
2
Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. -М., 2009.
1
3
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . - М., 2009.
1
4
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно - наглядное пособие для учащихся1 -4классов /Е.И. Коротеева . - М., 2003.
1
5
Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М., 2007. - (Библиотека учителя)
1
2. Технические средства обучения
1
Компьютер
1
2
Музыкальный центр
1
3. Экранно-звуковые пособия
1
Экран
1
4. Оборудование кабинета
Плакаты демонстрационные
1
Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном.
1
2
Организация рабочего места при работе с пластелином.
1
3
Организация рабочего места при работе с природными материалами.
1
4
Организация рабочего места при работе с текстилем
1
5
Организация рабочего места при работе с набором деталей «конструктор»
1
6
Организация рабочего места при работе с пластиком и пенопластом.
1
7
Техника безопасности при работе с ножницами.
1
8
Деление листа бумаги на части.
1
9
Рицовка, биговка
1
10
Формообразование бумажных деталей.
1
11
Приёмы наклеивания бумажных деталей.
1
12
Деление круга на части.
1
13
Разметка деталей.
1
14
Разметка деталей копированием.
1
15
Разметка деталей по линейке.
1
16
Разметка деталей по угольнику.
1
17
Линии чертежа.
1
18
Чертеж, эскиз, рисунок.
1
19
Разметка деталей с помощью циркуля.
1
20
Разметка объёмных деталей.Развёртка.
1
21
Технология изготовления изделия
1
22
Технологический проект
1
23
Информационный проект.
1
24
Анализ образца изделия.
1
5. Оборудование кабинета
1
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
12
2
Стол учительский с тумбой.
1
3
Шкафы для хранения дидактических материалов.
3
4
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
1
Используемая литература
-
Алексеева В. В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. - М., 1991.
-
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.
-
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. - М., 1991.
-
Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. -М., 2009.
-
Коротеева Е.И. Весёлые друзья - фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. - М., 2009.
-
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . - М., 2009.
-
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . - М., 2009.
-
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно - наглядное пособие для учащихся1 - 4 классов /Е.И. Коротеева . - М., 2003.
-
Коротеева Е.И. Озорные подружки - нитки: аппликация из ниток /Е.И. Коротеева . - М., 2009.
-
Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. - М., 1987.
-
Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. - М., 2007. - (Библиотека учителя)
-
Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. - М., 2000.
-
Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. - М., 1981,1985.
-
Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа».