7


  • Учителю
  • Средневековый готический костюм (5 класс)

Средневековый готический костюм (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Дается представление  о сословных разделениях людей; познакомиться с образом средневекового готического костюма и стилистическим единством средневековой архитектуры и костюма; совершенствовать навыки изображения людей; развивать композиционное мышление, умение раб
предварительный просмотр материала

Тема: «Средневековые готические костюмы».


Тип урока: урок введения в тему.


Жанр урока: путешествие.


Формы урока: диалог, дискуссия.


Виды деятельности на уроке: зрители, слушатели, художники.


Методы : наглядные (компьютер), словесные, проблемно-поисковые.


Цель и задачи: дать представление о сословных разделениях людей; познакомить с образом средневекового готического костюма; показать стилистическое единство средневековой архитектуры и костюма; совершенствовать навыки изображения людей; развивать композиционное мышление, умение работать коллективно, воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.


Оборудование: для учителя - компьютер, рисунки.

для учащихся - бумага, гуашь, кисти, ножницы, магниты.


Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды, репродукции.


Музыкальный ряд: Ritchi Blackmore; Shadow of the Moon (в стиле средневековой готической музыки)



ХОД УРОКА.

Слайд №1

Ι. Организационный момент (дежурный докладывает о готовности класса).


Слайд №2

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. У вас на столе для работы должно быть приготовлено: (бумага, гуашь, кисти, ножницы, баночка под кисти, салфетка.)

- Есть те, которые не готовы к уроку?


ΙΙ. Беседа по теме урока.


Этой встрече рада я,

Сегодня нас ждут (наверное, не зря)

Средневековые времена.

Слайд №3

Вот уже второй урок мы знакомимся с художественной культурой средневековья - стилем готики.


Слайд №4

В XΙΙΙ столетии готическая архитектура достигла расцвета. Название «готический» - условное и странное. Французы гораздо удачнее называют готический стиль «оживным», то есть стрельчатым.


Слайд №5

Обращаю внимание на экран!

Средневековые соборы и сейчас восхищают смелым полетом мысли и фантазий их создателей.


Слайд №6

- В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй.

- Ребята, а с каким существенным декоративным элементом оформления мы с вами познакомились на прошлом уроке и даже попытались выполнить это дома?


Слайд №7

- Да это цветные стекла витражей, причудливо преображавшие солнечный свет.

Слайд №8

- Ну а теперь сравните античную одежду древних греков и костюмы феодальной знати.

Слайд №9

Античная одежда (как и античное жилище) была открытой, что в какой-то мере объясняется и мягкостью климата, но не в меньшей степени и общими этическими принципами эпохи и прежде всего уважением к красоте человеческого тела.

Слайд №10;11

Античная одежда состояла из двух элементов: рубашки и плаща, которые, как правило, обертывались вокруг тела и закреплялись застежкой на плечах. Драпировка складками составляла важнейший прием украшения античного костюма. (показ слайда)

Накладная рубаха и штаны входят в обиход в эпоху Римской империи. Церковь объявила плоть греховной и требовала, чтобы люди наглухо закрывали свое тело. В принципе костюм средневековья составляли льняная рубашка - камиза и шэнс, штаны, верхняя рубаха, плащ и мягкая обувь. Женская одежда отличалась от мужской лишь известными модификациями.


Слайд №12

Перчатки и рукавицы родились в связи с нуждами крестьянского быта - при прополке и жатве. Но постепенно они сделались предметами роскоши и обросли символическими значениями: войти в церковь считалось непристойным, пожать руку приятелю, не снимая перчатки, - оскорбительным. Вручение перчатки означало омаж - установление вассальной зависимости. А бросая кому-нибудь перчатку, человек выражал свое презрение. Средневековые перчатки обычно расширялись к предплечью, чтобы покрывать рукава.

Слайд №13


Обувь шили из мягкой цветной кожи, носок был удлиненный и заостренный. По грязным улицам ходили босиком либо в деревянных башмаках. Простому народу было запрещено носить яркие цвета, он должен был довольствоваться серым, черным, коричневым, тогда как знатные люди одевались в зеленое, синее, красное.

Слайд №14

С XΙΙΙ века входят в употребление разные виды головных уборов: чепец, который иногда надевали под шапку, шляпка с полями, мягкий берет, полусферический калотт, капюшон.

Слайд №15

Костюм - один из важнейших символов социального статуса на протяжении всего средневековья. Он определял принадлежность человека не только к классу или сословию, но и к социальной группе.

Женам ремесленников так называемых неблагородных профессий (кожевники, цирюльники и т.д.) запрещалось надевать коралловые бусы и украшения, которые носят обычно почтенные женщины.


- Ребята, посмотрите на экран!


Слайд №16


Ι. Юноша в удлиненном кафтане со слабо затянутым поясом. Капюшон - воротник, узкие штаны-чулки, башмаки с длинными узкими носами.

Девушка в длинном высокоподпоясанном верхнем платье с широким вырезом для шеи и висячими рукавами.


- Это одежда придворных. А так выглядела одежда знати.


ΙΙ. Княгиня в высоко подобранном верхнем платье поверх рубахи-платья с длинными рукавами.

Князь в застегнутом спереди коротком и узком камзоле с низко расположенным поясом. Открытые висячие рукава позволяют видеть длинные нижние рукава с узором. Капюшон-воротник.


ΙΙΙ. Придворный в кафтане и капюшоне-воротнике с зубчатыми краями.

Слайд №17;18;19


ΙV. Дама в высоко высокоподпоясанном верхнем платье с длинными рукавами. На голове - конусообразный чепец со свешивающимся покрывалом.


- А это ребята! Судья в длинной отделанной мехом верхней одежде с прорезями по бокам и на рукавах, с подбитыми плечами. Шляпа с узкими полями.


Это был XΙΙ- XΙΙΙ век.


Слайд №20

- А первая половина XV века.

Французские знатные дамы в длинных платьях со шлейфами, иногда высоко подпоясанных. В глубоком вырезе на груди- небольшой нагрудник.

Остроконечный чепец с покрывалом в различных вариантах.


Слайд №21

- Ребята, а теперь сравните средневековые готические костюмы и средневековую архитектуру.


(Учащиеся выделяют единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях).


Слайд №22:23;24


- Да, ребята, в готическом стиле тесное взаимодействие одежды и архитектуры очевидно. Стиль пламенеющей готики в архитектуре - уходящие высоко вверх крыши и шпили башен и замков, стрельчатые окна, розы на фасаде, строгие стены и разрезы окон с изысканными витражами.


Слайд №25;26

Модная же линия тоже стала удлиненной. Конструкция платья усложнялась. Прямой величественный силуэт дополнялся головными уборами, напоминающими шпили башен и остроносой обувью.

Слайд №27

- Давайте заглянем в то время и представим себя в замке на празднике.

Перед вами танец того времени! (Идет ВИДЕОРОЛИК)


Красиво?

Слайд №28


ΙΙΙ. Самостоятельная работа.

- А теперь приступим к самостоятельной работе.

На ваших столах есть заготовки!


Слайд №29


Это силуэты людей в средневековых костюмах Стиль - готика. На экране - силуэт (без цвета).


Слайд №30


Ваша задача - выполнить в цвете, не забыть о деталях в костюмах, быстро вырезать и отдать главным художникам, которые будут составлять панно.


Слайд №31;32;33


Внимание! Посмотрите на экран. Не забывайте о Правилах безопасности работы с ножницами.

И чтобы мы более глубоко почувствовали особенности того времени.


Работайте и слушайте музыку!

Слайд №34;35


ΙV. Анализ и оценка панно.

Уборка рабочих мест.


Домашнее задание: повторить материал по теме: «Каждый народ - художник».




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал