- Учителю
- Разработка урока по изобразительному искусству
Разработка урока по изобразительному искусству
Разработка урока изобразительного искусства в 5 кл по программе В.С. Кузина. В соответствии с требованиями ФГОС
Тема Реальность и фантазия в творчестве художника.
Цели
-
Формировать представление о взаимосвязи действительности и её художественного претворения в художественный образ.
-
Научить понимать роль различных жанров в истории искусств
-
Познакомить с особенностями творчества великих русских художников
Тип урока - комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-
научатся понимать условности в изобразительном искусстве
-
Использовать знания о выразительных возможностях в живописи, композиции, цветовых отношениях, колорите.
-
Понимать особенности творчества великих русских художников
Метапредметные:
-
Научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу;
-
Излагать своё мнение, выдвигать контраргуметы в дискуссии, делать выводы
-
Различать художественные средства и их возможности
-
Работать по плану, сверяясь с целью
-
Выражать и контролировать свои эмоции
-
Аргументировано оценивать свою работу
Личностные:
-
Проявляют интерес к поставленной задаче
-
Осознают свои эмоции, многообразие взглядов
Организационная структура урока
-
Этап - Организационный момент.
Беседа с постановкой проблемы.
- У Николая Носова есть рассказ «фантазёры» В нём говорится, как два товарища рассказывали друг другу небылицы
- Я раньше летать умел!
- Сейчас не могу: разучился.
- Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул,
Так ребята выдумывали небылицы, пока к ним не подошёл ещё один мальчик.
Послушал разговор и сказал: Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
Я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
Мальчики назвали его вруном и не захотели дружить с ним.
Ребята, а как вы думаете, что такое фантазия? Допустим ли вымысел в науке? Возможен ли вымысел в искусстве? Чем фантазия отличается от лжи?? Что общего между фантазией и воображением?
-
Этап Изучение нового материала
Ответьте на главный вопрос урока - Что такое правда искусства?
Для этого рассмотрим произведение и заполним таблицу
Картина Марка Шагала «Прогулка» (название предстоит угадать учащимся)
Первая колонка заполняется учителем, вторая учащимися, результаты сравниваются и делается вывод.
Алгоритм заполнения таблицы
Творческое воображение художника
Творческое воображение зрителя
Название
Прогулка
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Два персонажа, изображенных на картине, мужчина и женщина, очень рады тому, что встретились и гуляют по улице вместе. Ведь любовь для двоих это и есть самое высшее счастье на всей земле.
настроение в "Прогулке" полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.
Что, по вашему мнению, автор хотел «сказать» этой картиной? Какова его главная мысль, «зачем» он написал её?
Таким образом, влюбленные с помощью крыльев любви способны парить в самых разных уголках своего необъятного края. От этого они становятся выше всех жизненных и бытовых проблем, и способны ничего не замечать вокруг. Если посмотреть на лица, то заметно, что их выражение выдает счастье и полную безмятежность, радость и веру в прекрасное. Ведь они смогли преодолеть земную гравитацию с помощью крыльев и земной невесомости.
Что сделал автор для того чтобы мы поняли его замысел?
Фигуры этой картины выстроены почти диагонально по всей поверхности холста . В "Прогулке" М. Шагал и Белла образуют гибкую вертикаль, которая соединяет небо и землю, городские крыши и купола с ангельскими сферами. Полет для них становится обычным состоянием,
Вывод : При создании своего произведения художник представляет реальность, пропуская её через свою фантазию. Правда искусства - это реальность, пережитая человеком.
-
Этап - Творческая практическая деятельность
Иногда творение художника содержит в себе гораздо больше , чем он сам задумывал.
Роберт Фальк написал картину «Красная мебель» в 1920 году - переломный момент в истории нашей страны, переживая личную трагедию. Конечно, это не могло не повлиять на его творчество… Его картина никого не оставляет равнодушным. Но все по-разному трактуют её.
Вот как увидела эту картину поэтесса Ирина Каховская
Какой тревожный колорит!
А триумфатор явно - красный…
И в белом, с виду безучастном,
Кровавый яд уже разлит…
------------------------------------------
Столешница - почти что гроб,
Зияющий отверстой пастью,
Полуоткрыт и ждет несчастья…
Кто правит бал, кто землекоп?
Кровавых кресел хоровод
Кривится дьявольской ухмылкой
И черной щерится бутылкой -
Начнется шабаш здесь вот-вот…
----------------------------------------
Стол-гроб, но он же и потир
На вытянутой тонкой ножке…
Когда бы все да понарошку!
Но нет - был попран целый мир…
Прочитав отрывок стихотворения, в котором автор передала свои чувства от увиденной картины, попробуйте кистью, без предварительного наброска выполнить работу на тему «Красная мебель». Потом сравним ваши рисунки с картиной Роберта Фальконе…
4 этап Итоги урока. Рефлексия.
Рисование - дело такое,
Что фантазии не удержать…
Нарисуй мне зарю над рекою,
Поспеши кисть к листочку прижать.
Рисовать - это так интересно,
Подперев подбородок рукой!
И поверь, будет всем интересен
Мир, что создан твоею душой.
Болдышев Сергей
Домашнее задание Придумайте свой сюжет картины. Расскажите так, чтобы ребята могли составить о ней представление. Придумайте красивое, поэтическое название для изложенного сюжета.
Раздаточный материал (по 1 на парту - 8шт)
Алгоритм заполнения таблицы
-
Как бы вы назвали эту картину
-
Какие чувства вызывает у вас эта картина
-
Что, по вашему мнению, автор хотел «сказать» этой картиной? Какова его главная мысль, «зачем» он написал её?
-
Что сделал автор для того чтобы мы поняли его замысел?
Какой тревожный колорит!
А триумфатор явно - красный…
И в белом, с виду безучастном,
Кровавый яд уже разлит…
Столешница - почти что гроб,
Зияющий отверстой пастью,
Полуоткрыт и ждет несчастья…
Кто правит бал, кто землекоп?
Кровавых кресел хоровод
Кривится дьявольской ухмылкой
И черной щерится бутылкой -
Начнется шабаш здесь вот-вот…
Стол-гроб, но он же и потир
На вытянутой тонкой ножке…
Когда бы все да понарошку!
Но нет - был попран целый мир…
Какой тревожный колорит!
А триумфатор явно - красный…
И в белом, с виду безучастном,
Кровавый яд уже разлит…
Столешница - почти что гроб,
Зияющий отверстой пастью,
Полуоткрыт и ждет несчастья…
Кто правит бал, кто землекоп?
Кровавых кресел хоровод
Кривится дьявольской ухмылкой
И черной щерится бутылкой -
Начнется шабаш здесь вот-вот…
Стол-гроб, но он же и потир
На вытянутой тонкой ножке…
Когда бы все да понарошку!
Но нет - был попран целый мир…