7


  • Учителю
  • Круглый стол «Сказка –ложь , да в ней намёк…. «О чём говорят сказки…» Цель : расширить знания педагогов и родителей о значение сказки в общем развитии ребенка.

Круглый стол «Сказка –ложь , да в ней намёк…. «О чём говорят сказки…» Цель : расширить знания педагогов и родителей о значение сказки в общем развитии ребенка.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа город Волгореченск Костромской области

« Центр развития ребёнка - Детский сад №7 «Русалочка»























Круглый стол

«Сказка -ложь , да в ней намёк….

«О чём говорят сказки…»

Цель : расширить знания педагогов и родителей о значение сказки в общем развитии ребенка.













































Круглый стол «Сказка -ложь , да в ней намёк….

«О чём говорят сказки…»

Цель :расширить знания педагогов и родителей о значение сказки в общем развитии ребенка.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Сказка - это волшебный мир, благодаря которому ребёнок учиться открывать своё сердце. Это один из самых приятных и интересных способов развить ребёнка, а также помочь ему. Сказка расширяет восприятие мира ребёнка, учит его воображать и входить в роль разных персонажей, что позволяет ему накапливать самое важное и ценное для любого человека - жизненный опыт! Другими словами, когда Вы рассказываете ребёнку сказку, он получает опыт, а это без сомнений развивает и делает его мышление «гибким», что сделает его успешным в будущей жизни. Многие взрослые недооценивают значение сказки для ребёнка, читая или рассказывая их детям только лишь потому, что так принято. Кроме того, что это полезно, сказка очень нравиться детям, в каком бы возрасте они не были.

Ниже приведено описание причин привлекательности сказки, что позволит нам, взрослым, осознать глубокое значение её для ребёнка.

Сказка привлекательна для ребёнка, потому что:

  • В ней отсутствует нравоучение.

В сказке находиться только намёк на то, как надо поступить в той или иной ситуации. Все события логично вытекают одного из другого, поэтому ребёнок легко и просто усваивает причинно-следственную связь происходящего.

  • В ней отсутствует определённый, конкретный герой.

Главный герой сказки - это собирательный образ, имена главных героев повторяются в разных сказках, например, Иванушка, Алёнушка, Марья. На примере этих героев, ребёнок может оценить последствие действий. И самое - главное ребёнок может идентифицировать себя с главным героем.

  • Язык в сказке образный и метафоричный.

Любая сказочная история имеет несколько граней и поэтому одна и та же сказка, прочитанная в разном возрасте, решает разные актуальные задачи.

  • Сказка создаёт ощущение защищенности.

В хорошей сказке должен быть позитивный конец и поэтому, чтобы ни происходило в сказке, она всегда заканчивается хорошо.

  • В ней есть тайна и волшебство.

Основная заслуга данной особенности сказки - это предоставление возможности ребёнку вживляться в роль не только главного героя, но и с другими одушевленными персонажами.

Каждый взрослый помнит как ему рассказывали сказки, и, наверное, для них приятнее воспоминаний нет… Для того чтобы сделать процесс рассказа сказки не только интересным, захватывающим, но и полезным для ребёнка, родители могут воспользоваться этими советами:

  1. Лучше сказку не читать, а рассказывать. Это даёт возможность родителю наблюдать за реакциями ребёнка. Кроме того, рассказывая сказку, родители вместе с ребёнком отправляются в путешествие, что усиливает связи между мамой, папой и ребёнком.

  2. Хорошо, если взрослый предоставляет выбор сказки, которую он будет ему рассказывать. Например, если ребёнок очень часто хочет слушать «Колобок» значит - эта сказка необходима для его развития и в его подсознании происходит какая-то работа.

  3. Очень важно не объяснять ребёнку глубинный смысл сказки, так как сказка не выполнит своих функций.

  4. Желательно не вносить в народные сказки изменения, особенно связанные с нашей реальностью. Эти дополнения и корректировки могут затруднить ребёнку восприятие сказочного мира.

И так, выше были перечислены советы родителям, а также причины привлекательности сказок для детей. Следует учесть, что не все сказки следует читать детям, некоторые сказки очень агрессивные и ничего хорошего они не принесут… Поэтому родителю нужно быть внимательным при выборе сказки.

Отправляйтесь в сказку с вашим ребёнком, не жалея своего личного времени, потому что такое путешествие с ним обязательно приведёт Вас к островам радости, спокойствия и любви!!!!

Реальность сказочной жизни

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

У доброты есть лицо

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Воспитание чувств

В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы - интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!

Каждому возрасту - свою сказку

Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь. Родители, которые читают сказки своим детям, обсуждают с ними прочитанное, часто сами сталкиваются с вопросами: "Правильно ли мы понимаем и истолковываем эти сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните? "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Для получения ответов любознательным родителям предстоит - ни много, ни мало - узнать историю происхождения сказки, понять её тайный смысл, и пристально рассмотреть другие важные сказочные проблемы.

Путешествие сквозь века

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись расказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! Все народные сказки богаты всевозможными метафорами, имеют множество оттенков смысла. Часто, не понимая этих метафор, люди не вносили в повествование свои изменения, а пересказывали так, как услышали. Наверное, благодаря этому в сказках всё же сохранился тот уникальный смысл, что был заложен в них древними сказителями.



Инна Николаевна Мудрова

В поиске скрытого смысла детской сказки

Часто мы думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте, и толкование сказок тоже на блещет разнообразием. Но в старинных фольклорных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых, события разворачиваются несколько по-иному. Например, в сказке "Репка" сначала все вполне знакомо: "Посадил дед репку...". Дальше - тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: "Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!". Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но "наш" вариант - это была история о взаимопомощи, а древний - о том, что всякое дел надо доводить до конца.

А сказка "Колобок"? Как мы толкуем сказку детям? Мы слышим, как хвастается своей ловкостью румяный колобок и... Ура! Смысл найден! Мы думаем, что единственное толкование сказки "Колобок" - осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. И, конечно, это понимание правильно. Однако, зная язык символов, которым пользовались наши предки, можно понять, что в этой сказке содержится информация о… луне. Оказывается, в старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая "луна" становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. "Гам!" - и она исчезла…

А в сказке "Петушок - Золотой гребешок" говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль - роль солнца. Образ лисы - это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика (в древнерусском фольклоре есть множество закличек-обращений к солнцу), а потом хватает и несёт очень уж далеко: " за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря". А выручает петушка - кот. Кот в этой сказке означает утро.

Герои ещё одной любимой малышами сказки - "Заюшкина избушка", изначально были призваны рассказать детям о смене времен года. Коварная лиса - это зима, а добрый заюшка - лето. Когда лиса выманила заюшку из его жилища, то выручил его снова петушок - солнышко, хотя сначала зайчик обращается за помощью к другим животным, которые с лёгкостью могли бы победить лису.

Толкование сказки "Курочка Ряба" - дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

А героиня многих волшебных сказок Баба Яга? Помните, какая она? Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай - обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её - избушка на курьих ножках - прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека, его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева (корни очень напоминают куриную лапу) - вот вам и избушка на курьих ножках! А откуда взялось это странное имя - "Баба-Яга"? "Баба" - это мать, главная женщина в древних культурах. "Яга" - огонь. Был глагол "ягать". " Ягать" - означало "кричать, вкладывая в этот крик все силы". Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок, от такого прогревания, часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель.

Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.

Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку.



Только для взрослых

Поиск различных толкований сказок - занятие очень интересное. Понимая скрытый символический смысл сказок, вам будет легче подбирать сказки для вашего ребёнка. Ведь каждая сказочная история должна соответствовать малышу по возрасту, интересам и эмоциональному состоянию. Однако не стоит все "секретные данные" о толковании сказок немедленно выкладывать перед маленьким несмышленышем. Подождите, когда малыш подрастёт, когда ему будет интересны и понятны все оттенки смысла. А пока пусть румяный Колобок катится по тропинке навстречу своей судьбе столько, сколько ему положено, пусть в темном лесу действуют-злодействуют Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другая нечисть, пусть Красная шапочка выходит из живота волка невредимой. Оставьте маленькому слушателю и читателю сказки ее тайну. Пусть он как можно дольше верит в самое обыкновенное Чудо. Первые книжки, первые сказки. Еще совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые песенки-потешки, потом, позже, настоящие сказки "жили-были…". Когда ребенок становится чуть старше, уже с удовольствием рассматривает яркие картинки в книжке. Моя двухлетняя дочь читает наизусть любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на "нужной странице". Кажется, что ребенок уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки "подсказывают" и "говорят" вместе с малышом. В детской книге они важны не менее чем текст.

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Первой иллюстрированной детской книгой в России был "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. Вышел он в Москве в 1692-94 годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были украшены изображениями людей, животных, предметов быта, растений, построек. Все это было призвано привлечь учащихся к изучению азбуки. Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати. К середине девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими книгами работали известные писатели, живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Детские книги, детские сказки и книжные иллюстрации

Наталья Владимировна Гуськова

Выбирая детские книги, родители зачастую следуют своим предпочтениям. Однако нужно быть внимательными: рассматривая детские книги и детские сказки, ребенок погружается в волшебный мир во многом благодаря иллюстрациям. Нет - хаосу, да - гармонии!

О вкусах, конечно, не спорят, но существуют и формальные, вполне очевидные критерии книг с добротными детскими иллюстрациями. Хорошо,

если рисунки:

  • лаконичны;

  • самое главное и интересное изображено на переднем плане;

  • фигуры отчетливы, не размыты;

  • у каждого нарисованного персонажа - свое лицо;

  • иллюстрации не упрощают, а дополняют текст.

Самые маленькие «читают» книжку по картинкам и должны вынести из них цельное, законченное впечатление о произведении. Гармоничные и ясные рисунки формируют у ребенка прочное сознание того, что все в этой жизни устроено правильно: есть Небо и есть Земля, есть Тьма и есть Свет, есть Добро и есть Зло.

Ну а если изображения выполнены намеренно небрежно? Тогда в душе малыша рождается ощущение хаоса, ему становится страшно и неуютно, и кто знает, как эти ощущения аукнутся в его взрослой жизни?

Мимика и жестикуляция персонажей сильнее всего воздействуют на маленького читателя. Настоящий детский художник знаете какой? Прежде всего, добрый! Он ненавязчиво внушает ребенку, что мир стоит не на спинах трех морских чудовищ, а на доброжелательном отношении человека ко всему живому. Довольно неприятно бывает разглядывать книжку, в которой иллюстратор увлекается изображением тайных душевных пороков отрицательного персонажа. Тут даже взрослому человеку станет не по себе. Когда со страниц книги про стойкого оловянного солдатика на тебя с каким-то нездоровым озверением вдруг глянет кровожадное лицо мальчишки, бросающего одноногого бедолагу в огонь, хочется побыстрее захлопнуть книгу.

Пусть художник преследовал благую цель - вызвать сочувствие к несчастной участи солдатика - ребенок может и испугаться нарисованного «монстра»! (Увы, многие родители вынуждены прятать издания, которых дети по-настоящему боятся - и не из-за текста! А бывает, что ребенок смолчит и только через пять-шесть лет признается: «Эта книжка в детстве наводила на меня ужас!»)

«Самое печальное, что современные иллюстрации в детских книгах (кстати, так же, как и современные игрушки) нередко создаются по шаблону. Изображение стереотипных героев - это старый конвейерный принцип карикатуры и комиксов. Он когда-то перекинулся на мультипликацию, потому что художникам проще было рисовать простых персонажей с элементарной мимикой. В известном мультфильме про Симпсонов все герои похожи друг на друга: они желтого цвета, у них одинаковые круглые глаза. Диснеевские персонажи - это тоже некий стереотип, стилизация, упрощение. В какой-то момент книжные иллюстраторы стали подражать мультипликаторам. Даже подарочные, дорогие издания с тщательно проработанными рисунками бывают похожи на безвкусные ювелирные украшения: выбрал мастер хороший камень, отшлифовал его, подобрал золото соответствующей пробы для

Животные в детской книге Наверное, не нужно объяснять, сколь высокое мастерство требуется от художника, иллюстрирующего детскую книгу о животных. Лиса обязательно должна быть лисой, волк - волком, собака - собакой. А то ведь бывает и так: нарисовано на картинке что-то рыжее, пушистое, и поди разбери, какого оно роду-племени. Не менее важно и умение доподлинно передать палитру чувств живого существа, его состояние: спокойное или внутренне напряженное, радостное или испуганное… Классик жанра - русский анималист Василий Ватагин говорил сам о себе, что обладает «чувством зверя», а замечательный художник Евгений Чарушин признавался: «Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка - я рад». Если вы стали замечать, что ваш малыш отдает предпочтение книгам о животных или любит рисовать их, просто грех будет вовремя не познакомить его с работами таких мэтров отечественной детской анималистики, как Май Митурич и Николай Тырса.

Иллюстрации к сказкам

Замечательный детский иллюстратор Ю. А. Васнецов сказал, что и коробка спичек в сказке должна быть сказочной. «Правильных» иллюстраций к сказкам не бывает, как не бывает «правильных сказок» и «правильной музыки». Но существуют книжки, которые хочется класть на ночь под подушку. Потому что жалко расставаться с ними - убирать на полку. Кто-то обожает «Русские народные сказки» с рисунками Ивана Билибина - книги большого формата с крупными цветными рисунками, орнаментальными украшениями и особым шрифтом. А кому-то больше придутся по душе детские сказки с волшебно-романтичными, прозрачными акварелями Ники Гольц.

А иллюстрации к сказкам нашего земляка Е.В.ЧЕстнякова:

Картины самобытны и реалистичны, но каким-то удивительным образом открывают для посетителя совершенно иные миры сказочных форм и лиц, наполненных нездешним светом гармонии и красоты.

На полотнах …«возникало определенное ощущение: в изображенных сценах происходило что-то необычное, сказочное. Их создавала грамотная рука художника» (Ефим Честняков, 1995 год.).Дети светлые

Дети светлые -

В сияниях майских…

Сны заветные -

В эфирах райских…

И песня нежная -

Детей прелестных…

Краса безбрежная -

Картин чудесных…

Цветики

Рассказать ли вам, дети-цветики:

Свете - про планетики,

Русе - про звездиночку,

Пане - про картиночку,

Тюлюсе - про светлые месяцы,

Люле - про прекрасные лестницы,

Люлине - про ясное солнышко,

Лиле - про чудесное ведрышко?

Е. Честняков

Каждая картина притягивает и заставляет стать участником происходящего на полотне действа. В его творчестве органично сочетаются элементы фольклорные и книжные, сказочные и реальные, ритуальные и бытовые.



Не стоит забывать, что существуют еще и очень полезные терапевтические сказки</<font color="#4c4c4c">.

Главное, что на страницах этих книг создан осязаемый сказочный мир.

  • Часто у родителей возникает соблазн купить ребенку одну книгу - «250 золотых страниц» или что-то в этом роде. Писатели и поэты от соседства друг с другом, конечно, ничего не теряют, хотя и выигрывают редко.

  • Но книжка, содержащая 20 и более фамилий художников, превращается в настоящую «братскую могилу», в которой погребены усилия людей с совершенно разными вкусами и уровнем мастерства. Словно «лебедь, рак и щука» тянут они малышей во все стороны, а ощущения стиля, общей атмосферы книги так и не рождается. У вдумчивого художника, работающего над книжкой от первой до последней страницы, к своему делу другой подход. Например, такой, как у художников Александра и Валерия Трауготов, говоривших: «Мы очень заботимся о том, чтобы рисунки красиво шли друг за другом. Помним, что хотя глаз уже перевернул страницу, в памяти еще живет предыдущий рисунок».

Поспорим с Алисой. Чем хороши книжки без картинок?

  • Давайте не забывать и о том, что ребенок может воспринимать текст и вовсе без картинок, причем в любом возрасте - он же слушает мамины песенки, засыпает под чтение сказки, даже не заглядывая за обложку. И если дошколята, листая страницы, видят только рисованные сообщения, то младших школьников, начинающих читать самостоятельно, обилие картинок может только сбить с толку.

  • Кстати, вы, наверное, замечали, что детям не часто хочется рисовать книжных героев, если за них это сделал художник, зато они с удовольствием берутся за карандаши, слушая диск. Художник Виктор Пивоваров рассказывал, что стал иллюстрировать детские книги во многом потому, что в его собственном детстве, пришедшемся на годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, книг не было. Зато было радио, по которому читали сказки: «Оле-Лукойе», «Черную курицу»...

  • Так что не спешите расстаться с книгами, скупо проиллюстрированными черно-белыми картинками или вовсе оставленными без иллюстраций. Они по-своему полезны и важны.

Сила терапевтических сказок

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Сказка для ребенка - это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки. Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.

Подготовила воспитатель руководитель ИЗО студии : Новикова Мария Сергеевна





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал