7


  • Учителю
  • Работа по МХК на тему: «Картина Фрагонара “Счастливые возможности качелей”»

Работа по МХК на тему: «Картина Фрагонара “Счастливые возможности качелей”»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Работа «Картина Фрагонара “Счастливые возможности качелей”» выполнена Алиной Ердаковой, ученицей 11б класса гимназии № 405 Санкт-Петербурга, под руководством учителя Н.В. Дудкиной. Работа представляет собой анализ самого знаменитого полотна выдающегося мастера француз
предварительный просмотр материала

ГБОУ Гимназия №405

Картина Фрагонара

«Счастливые возможности качелей»



Работа по МХК на тему: «Картина Фрагонара “Счастливые возможности качелей”»

Работа ученицы 11 «Б» класса

Ердаковой Алины





Преподаватель:

Дудкина Наталия Всеволодовна



Санкт-Петербург, 2013





Картина Жана-Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», написанная в 1765 - 1772 годах, является одним из самых известных произведений этого великого художника. Это написанное с озорством полотно стало настоящим символом французской живописи XVIII века.

Нельзя не согласиться с гениальностью этого произведения, ведь кажущаяся на первый взгляд лишь схваченной в движении сценка развлечения молодых аристократов, оказывается, благодаря богатому оттенками колориту, очаровательным видением. Именно поэтому, я выбрала эту картину для данной работы.



Сведения об авторе произведения



Жан Оноре Фрагонар (1732 - 1806) - известный французский художник второй половины XVIII в., блестящий живописец и рисовальщик, тонкий колорист; работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Оставил большое наследие (около 500 картин и около 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты.

Фрагонар родился в 1732 в г. Грас в семье перчаточника. Переехав в Париж, он в 1747 поступил в мастерскую Ж.-Б.С.Шардена (1699 - 1779), художника, работавшего в бытовом жанре и жанре натюрморта. Проучившись у Шардена 6 месяцев, Фрагонар перешел в мастерскую Франсуа Буше (1703 - 1770), художника яркого декоративного дарования стиля рококо, чье творчество стало отправной точкой в развитии творчества Фрагонара.

В 60 - 70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии, галантные сцены, композиции на темы поэмы Торквато Тассо, портреты. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре, получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.

Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические полотна и пасторали в духе Ватто и Буше. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, лишил его прежней популярности.

В 1793 году Фрагонар уехал из Парижа в Грасс. В начале XIX века он вернулся в Париж, где и умер в 1806 году, почти полностью забытый.



История создания произведения



История создания "Качелей" весьма занимательна.

Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции - финансист Сен-Жюльен). Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины "Святая Женевьева".

Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной... Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ножки этого прелестного создания, - и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше". Признаюсь, - говорил Дуайен, - что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть.

Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: "Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами". Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру, в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения".

На картине Фрагонара епископ превратился в некоего молодого человека, но сам заказчик действительно изображен в той позе, которую и хотел. Туфелька (правда, одна) действительно летит в воздух, однако амур ее не подхватывает. Но амуры все же есть - в виде парковых скульптур: амуры с кувшином и «Грозящий амур» Фальконе.



Принадлежность произведения к культурно-исторической эпохе,

стилю, течению



Именно в живописи Фрагонара стиль рококо воплотился наиболее полно - с его пудрой, духами и искусной изобретательностью в соединении с великолепной законченностью исполнения.



Смысл названия



Картина, кроме нейтрального названия «Качели», имеет еще одно, более игривое, - «Счастливые возможности качелей».

Пасторальные полотна разнообразны - любовные сцены, пикантные сценки в парках и будуарах. В них передано богатство оттенков реальных чувственных впечатлений от жизни, красок натуры, красоты бытия и, одновременно, они эфемерны и театрализованы, как все искусство рококо, в котором ценятся изящество, легкость, бездумность, все экзотическое.



Художественные особенности и средства выразительности



Столь же необыкновенно выразительна и картина «Счастливые возможности качелей». На первый взгляд, это всего лишь схваченная в движении сценка развлечения молодых аристократов. Истинный мастер композиции, Фрагонар показывает фигуры дамы и кавалера в сложных ракурсах, их движения переданы удивительно точно.

От кокетливо взлетающей на качелях девушки и засмотревшегося на изящные ножки этого прелестного создания кавалера исходят грация и веселость. Изысканная цветовая гамма строится на сочетании доминирующих тонов розового платья дамы и изумрудного тона густой зелени парка.

Если сад смотрится слегка "размытым", то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. Фрагонар использует здесь редкий для себя прием - он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто1.

С удивительной легкостью и изяществом изображает художник крайне сложную позу модели, откинувшейся назад. Движение качелей подчеркнуто легкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и ее разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создает живую и яркую сценку.



Фрагменты и детали



Прелестная девушка с кокетливой непринужденностью высоко подбрасывает изящную туфельку, раскачиваясь на качелях в великолепном парке. Мы почти слышим шуршание нижних юбок, в то время как ее возлюбленный пристально смотрит на нее снизу. Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Фарфоровое совершенство ее фигурки, розовое платье и стремительное движение вверх притягивают к ней внимание зрителя и взоры ее возлюбленного.

Сама девушка написана, конечно, без претензии на глубину характеристики; в ее глазах и улыбке лишь мелькает выражение испуга и озорства. Епископа Фрагонар заменил более скромной фигурой, а любующийся "прелестным созданием" изображен совсем юным кавалером. Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее.

Картина невелика. Размер картины 81 x 64 см, холст, масло.



Судьба произведения. Местонахождение



Картина «Счастливые возможности качелей» в настоящее время находится в Собрании Уоллес, Лондон. Это сравнительно небольшой (около 5500 экспонатов), но редкостный по подбору и качеству предметов частный художественный музей в лондонском квартале Марилебоун.



На перекрестке мнений



Эта картина Фрагонара занимает ключевое место не только в истории галантной культуры XVIII века, но и в истории визуальности и напрямую связана с просветительской реформой видения.

Чувственная грация и колорит этого полотна были оценены братьями Гонкурами, знатоками и любителями искусства XVIII столетия. «Краски Фрагонара - это не краски живописца, а слова поэта», - напишут они.



Список источников



  1. www.art-catalog.ru/article.php?id_article=599

  2. jivopis.org/fragonar-zhan-onore--poceluj-ukradkoj/

  3. ru.wikipedia.org









1</<sup> Импасто - густая, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта.

4



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал