7


  • Учителю
  • Урок Титаны Возрождения, или о том, как изменилась картина мира в творчестве живописцев Возрождения

Урок Титаны Возрождения, или о том, как изменилась картина мира в творчестве живописцев Возрождения

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Урок в 7 классе

ТЕМА УРОКА: Титаны Возрождения, или о том, как изменилась картина мира в творчестве живописцев Возрождения.





Цель: показать сложный и противоречивый характер развития искусства живописи в эпоху Возрождения.

Задачи:

  • создать на уроке условия для закрепления материала по теме: «Титаны Возрождения, или о том, как изменилась картина мира в творчестве живописцев Возрождения»;

  • реализовать активное интегрированное обучение, позволяющее активизировать знания по двум предметам;

  • способствовать развитию ассоциативного мышления, речи и восприятия;

  • воспитывать гуманистическое мировоззрение.

Тип урока: интегрированный, мультимедийный, объяснения нового материала.

Форма урока: эвристическая беседа с элементами технологии развития критического мышления.

Основные вопросы темы:

  1. На протяжении, каких столетий существовала эпоха Возрождения?

  2. При какой культурно-исторической формации была эпоха Возрождения?

  3. Какой общественный строй существовал в эпоху Возрождения?

  4. Какая была религия в Европе в эпоху Возрождения?

    Где зародилось искусство Возрождения?

  5. На какие основные периоды подразделяется история человечества?

  6. Назовите другие названия эпохи Возрождения.

  7. Назовите этапы Возрождения в Италии.

  8. Что означает термин «Возрождение»?

  9. Определить периоды культуры Возрождения в странах Европы.









ХОД УРОКА:

Бой часов, а затем начинает тихо звучать музыка (Вивальди), учитель внимательно смотрит на лица учеников:

  • Секунды, минуты, часы неумолимо уходят в прошлое, меняя все вокруг: моду, нравы, власть. Одно остается неизменным: стремление человека к прекрасному. Во все времена человек верил в красоту, творил, создавая прекрасное и даже когда, казалось бы, навсегда забыто то, чем мы привыкли восхищаться приходит рано или поздно миг, (на экране ролик: пробуждение природы) пробуждения, нового рождения утраченных традиций, основ, правил.

  • Все как в кино… росток, пробивающийся сквозь землю, а затем колос и зерно.

  • Учитель предлагает учащимся подумать о том, как поменяется значение слова рождение, если к нему добавить ту или иную приставку (слайд №1)

  • После ответов детей учитель предлагает определить им тему урока.

  • Ответы детей: об эпохе Возрождения (слайд №2).

Верно, а точнее мы будем говорить с вами об особенностях живописи этого периода. А что, по-вашему, является наилучшим памятником этого вида искусства? Конечно, картины ну тогда давайте совершим небольшое путешествие по музею, в который я вас приглашаю.

Под музыку дети знакомятся с рядом наиболее знаменитых картин этого периода (слайды 3-12).

- А теперь я предлагаю вам поработать в рабочих листах (заполнение карты), а учащиеся определяют, какую именно территорию можно считать родиной возрождения.

Действительно, колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию (слайд №13). Именно Итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, Откуда и происходит само название - Возрождение. Итальянцы жили среди руин Римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне.

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма («человечный»).

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось, в то время как высшее совершенство, тогда как искусство средних веков казалось неумелым, варварским.

На следующем этапе урока ребята составляют кластер к новому термину: ГУМАНИЗМ. После подведения итогов учитель подводит детей к правильному определению (слайд №14).

А теперь давайте обратимся к учебнику, перед вами Титаны этой эпохи, давайте познакомимся поближе. Учитель предлагает вглядеться в лица мастеров и прочесть библиографические справки, после чего учащиеся в группах по 2 человека должны описать эпоху, которая им представляется.

Учитель предлагает работать по трем направлениям: северное, итальянское и французское Возрождение.

Эпоха не может не нести, отпечатка на всем к чему прикасается человек, тем более, когда речь идет об искусстве. Давайте рассмотрим картины и определим: что общего и отличного было в творчестве этих мастеров (слайд №15).

Идет подведение итогов, в результате определяются характерные черты северного, итальянского и французского Возрождения в рабочих листах ребята заполняют сравнительные таблицы после того как заполнится «корзина» полученных детьми данных (прием «Корзина»).

Рефлексия: ребятам предлагается составить синквейн по пройденной теме, на основе их ответов подводиться основной итог урока.



























Приложение №1

СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС И ЕГО МАСТЕРА



Основные особенности Северного Возрождения:

  1. опора на традиции средневекового искусства, поздний интерес к античности;

  2. связь с народным искусством;

  3. влияние идей Реформации и отражение в искусстве социальных потрясений;

  4. отставание архитектуры, скульптуры от живописи и книжной миниатюры.

Раннее нидерландское Возрождение, пришедшее на смену средневековью, сравнивают с человеком, проснувшимся после долгого сна и с восторгом увидевшим, как прекрасен окружающий мир: природа, люди, вещи.

Гуманисты эпохи Возрождения и их произведения:

Англия: Уильям Шекспир «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Гамлет», «Сон в летнюю ночь». Томас Мор «Утопия».

Франция: Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Франсуа Вийон «Малое завещание», «Большое завещание».

Германия и Нидерланды: Себастьян Брандт «Корабль дураков», Эразм Роттердамский «Похвала глупости», Уильрих фон Гуттен «Письма темных людей».

Нидерландское Возрождение (15-16 века)

Братья Губерт (умер в 1426г.) и Ян ван Эйки (1390-1441) сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса. О Губерте, у которого учился Ян, сохранилось мало сведений. Ян ван Эйк, сделав основой своего творчества, изучение натуры, впервые запечатлел в своих произведениях жизнь в ее целостности и многообразии проявлений. «Портрет кардинала Альбергата» (1431г.), «Человек в красном тюрбане» (1437г.), «Мадонна канцлера Ролена» (1434г.), «Гентский алтарь»(1432г.), «Портрет четы Арнольфини» (1434г.)

Питер Брейгель Старший (1525-1569), прозванный Мужицкий, продолжая традицию Босха и Луки Лейденского, ярко раскрыл в своих произведениях единство человека и природы, показал современную ему жизнь и национальный характер народа, в первую очередь крестьянства. Глубокий социально-философский смысл своих картин художник частью раскрыл иносказательно. «Битва Карнавала и Поста», «Перепись в Вифлееме», «Триумф смерти», «Вавилонская башня», «Слепые», «Нидерландские пословицы», «Падение Икара», «Времена года», «Охотники на снегу».

Иероним Босх (около 1450-1516г.) «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Корабль дураков», «Воз сена».

Немецкое Возрождение (15-16 века)

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - величайший художник Германии, творчество которого было гимном человеку, его телу и духу, силе и глубине его интеллекта. По разносторонности своего дарования и по широте восприятия действительности Дюрер - типичный художник Высокого Возрождения. Серия гравюр на тему Апокалипсиса (1498г.). «Мадонна с четками» (1506г.), «Всадник, смерть и дьявол» (1513г.), «Св. Иероним», «Меланхолия» (1514г.), «Четыре апостола», «Адам и Ева»

Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) - крупный портретист, писавший всегда с натуры, прекрасный график и декоратор. Тяга к знанию, интерес к античности развили в Гольбейне любовь к прекрасной форме, воспроизведению материальной красоты окружающего мира. «Мертвый Христос», «Триумф смерти».

Лукас Кранах Старший (1472 - 1553). «Распятие», «Отдых на пути в Египет», «Венера с Амуром».

Французское Возрождение (15-16 века)

Жан Фуке (1420-1481) - первый крупный художник французского Возрождения, придворный живописец Карла XII и Людовика XI . Восприняв отдельные черты искусства Италии и Нидерландов, он выработал собственную художественную манеру письма, полную реализма. «Мадонна с младенцем», «Большие французские хроники», «Жизнь знаменитых мужчин и женщин».

Франсуа Клуэ (1516-1572) - крупнейший живописец. Наиболее ярко его дарование раскрылось в жанре реалистического портрета, как живописного, так и карандашного.













Приложение №2





Характерные особенности этого периода:

  • вдохновляла итальянских мастеров античность (искусство Др. Греции и Др. Рима), она служила источником знаний и образцом художественного творчества

  • возникло течение общественной мысли - гуманизм, при котором человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.

  • это период романтики, поиска индивидуальности, борьбы с предрассудками

  • главная идея - прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями (запись в тетрадях).











































Приложение №3

Нидерландское Возрождение (XV-XVI века)





Это нужно знать

Искусство Северного Возрождения зародилось в Нидерландах и обрело свою совершенную форму в творчестве Яна ван Эйка (1390-1441). С этим именем связано появление неизвестной для искусства Севера формы живописи - станковой картины, а также новой техники - масляной живописи.

Братья Губерт (умер в 1426 г.) и Ян ван Эйки (1390-1441) сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса. О Губерте, у которого учился Ян, сохранилось мало сведений. Ян ван Эйк, сделав основой своего творчества изучение натуры, впервые запечатлел в своих произведениях жизнь в ее цело­стности и многообразии проявлений.

«Портрет кардинала Альбергати» (1431г.), «Тимофей» (1432г.) и «Человек в красном тюрбане» (1437г.) выражают общее состояние - задумчивую печаль. Индивидуальное же начало в портретах сказывается исключительно в том, как человек созерцает мир, как он обращен к миру.

Картина «Мадонна канцлера Ролена» (1434г.) - психологический диалог канцлера герцога Бургундско­го с Марией, где за внешним спокойствием и сдержанностью раскрывается активность волевого харак­тера, страсть и тревога канцлера. Пространственное построение композиции решено через открываю­щуюся через лоджии дворца перспективу с поэтическим образом города.

«Гентский алтарь» (1432г.) - грандиозный двухъярусный складень на 12 досках с изображением 10 религиозных сцен. Алтарь поражает совершенством живописи, воплощает идею красоты мира, его безграничного красочного и материального разнообразия.

«Портрет четы Арнольфини» (1434г.) представляет торжественный момент произнесения супружес­кой клятвы. Теплота их чувств подчеркнута не только проникновенностью сдержанных жестов, соединяющих руки новобрачных, но и глубокой сосредоточенностью мысли в их полуопущенных взорах.

«Мадонна каноника ван дер Пале» (1436г.) - картина, в которой монументальный образ каноника-старика с грузной фигурой и властным, умным, надменным лицом, приобретает почти равное значе­ние с идеализированными образами святых. Коленопреклоненный ван дер Пале не созерцает, а раз­мышляет. Это перестановка акцента с обращенности человека в мир на его погруженность в себя стано­вится одной из ведущих тенденций нидерландского искусства.

Питер Брейгель Старший (1525-1569), прозванный Мужицким, продолжая тради­цию Босха и Луки Лейденского, ярко раскрыл в своих произведениях единство челове­ка и природы, показал современную ему жизнь и национальный характер народа, в первую очередь крестьянства. Глубокий социально-философский смысл своих кар­тин художник частью раскрыл иносказательно.

«Битва Карнавала и Поста» (1559г.). На картине запечатлен народный праздник. Пестрая скучен­ная толпа ряженых, торговцев, музыкантов, гуляк находится в непрерывном движении. Герои кар­тины столь же занятны, сколь и ничтожны, они и жизненны, и гротескны. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии.

В картинах «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» рели­гиозный сюжет приобретает двойное значение и становится еще трагичнее. Все эти картины отражают достоверность происходящего в Нидерландах, и евангельский сюжет, по существу, слу­жит только маскировкой (в «Избиении младенцев» изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню).

«Триумф Смерти» (1561г.) - трагическое произведение, в котором в аллегорической форме отра­жен трагизм реальной, современной художнику жизни. Брейгель, осуждая человеческое безу­мие, алчность и жестокость, размышляет о судьбах людей, о трагичности последствий бесчинств, чинимых испанскими угнетателями.

«Вавилонская башня» (1563г.) - картина, изображающая башню с бесчисленными фигурками Строителей, движущимися повозками, наполнена ощущением жизни. Жизнь, дыхание располо­женных вокруг жилищ, деятельность людей преодолевают мысли о безумии их помыслов и о тщете их трудов.

Картины «Мизантроп», «Калеки», «Слепые» (1568г.) отмечены мрачным раздумьем художника. В картине «Слепые» евангельская притча использована для олицетворения трагедии слепоты не­дальновидного человечества, не знающего своей судьбы. На фоне безмятежного мирного пейза­жа Брейгель развивает тему неминуемой гибели слепцов, следующих за упавшим у откоса плоти­ны вожаком.

Иероним Босх (около 1460-1516 гг.) его творчество отличается своеобразием, субъектным мироощущением. Одни считают его еретиком, другие - религиозным ортодоксом, третьи мрачным мизантропом, четвертые - человеком с очень развитым ироничным складом ума, пятые - безумцем с болезненным воображением, шестые - мистиком. Понять творчество этого художника можно лишь через противоречие эпохи Возрождения в целом и конкретной страны в частности. Босх как бы стоит на грани двух великих эпох европейской культуры: средневековья и Ренессанса. И все противоречия этой эпохи воплотились в творчестве мастера.













































































Литература

  1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Пер. с англ. М., 1973.

  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. Изд. 3-е. - М., 1990.

  3. Либман М.Я. Искусство Германии XV-XVI веков. - М., 1964.

  4. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. - М., 1998г.

  5. Методическое пособие по курсу «Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток»/ авторы О.Г. Ойстрах, Т.Л. Демидова. - М., 2000г.

  6. Никулин Г.Н. Искусство Нидерландов XV-XVI веков. Очерк-путеводитель. Гос. Эрмитаж. - Л., 1987.

  7. Шрамкова Г. Искусство Возрождения. Италия. Нидерлан­ды. Германия. Франция. - М., 1973









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал